Решение №04/84011/22 Решение по делу № 04/10/18.1-482/2022 от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-482/2022

по результатам рассмотрения жалобы ООО «КРК»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 05.09.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «КРК»: <...>, <...>;

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: <...>, <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «КРК» на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии
и рационального природопользования Красноярского края при организации
и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 290622/25833875/01)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу 19.08.2022 поступила жалоба
ООО «КРК» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) организатора
торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 290622/25833875/01) (далее – Конкурный отбор, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

30.06.2022 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Конкурсного отбора, согласно которому дата окончания подачи заявок – 21.07.2022, дата вскрытия конвертов с заявками – 22.07.2022, дата подписания протокола рассмотрения
заявок на участие в Конкурсном отборе – 29.07.2022, дата подписания протокола оценки и сопоставления заявок – 02.08.2022, дата окончания подачи уведомления
об участии во втором этапе
Конкурсного отбора – 05.08.2022, дата вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе – 08.08.2022,
дата подписания протокола рассмотрения уведомлений об участии во втором
этапе
Конкурсного отбора – 10.08.2022, дата подписания протокола второго этапа оценки и сопоставления заявок – 12.08.2022.

Конкурсный отбор проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), Документацией о конкурсном отборе регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.06.2022
№ 77-957-од (далее – Конкурсная документация).

1. Согласно доводу Жалобы Организатор торгов неправомерно допустил
к участию в Конкурсном отборе и признал победителем ООО «РК», поскольку
в составе заявки ООО «РК» приложен протокол общего собрания участников
от 18.07.2022 № 18, в котором содержатся недостоверные сведения.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 26 Правил заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо заверенную копию такого решения, если требование необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для заявителя предоставление обеспечения заявки и (или) обеспечения исполнения обязательств по соглашению является крупной сделкой.

Исходя из содержания подпункта 4 пункта 4 раздела 3 Конкурсной документации, в состав заявки должно входить решение об одобрении
или о совершении крупной сделки либо заверенная копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для заявителя представление обеспечения заявки и (или) обеспечения исполнения обязательств по соглашению является крупной сделкой.

Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» принятие решения о согласии
на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

В соответствии с пунктами 10.2.20, 10.3.1 Устава ООО «РК», утвержденного Протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «РК» от 22.05.2020 (далее – Устав ООО «РК»), решение о согласии на совершение крупной
сделки принимается большинством голосов от общего числа голосов участников ООО «РК».

Согласно протоколу общего собрания участников ООО «РК» от 18.07.2022
№ 18 решение об одобрении сделки единогласно приняли Кравец Е.В. (доля
в уставном капитале ООО «РК» составляет 16 %), Меркушев А.И. (доля в уставном капитале ООО «РК» – 8 %), Головкин А.А. (доля в уставном капитале – 20 %),
АО «Кашалот» в лице Генерального директора АО «Кашалот» Волкова Ю.А. (доля
в уставном капитале ООО «РК» составляет 56 %). Кворум составил 100 %.

Подпунктом 28 пункта 8.5 Устава АО «Кашалот», утвержденного Решением единственного учредителя (акционера) № 1 от 14.12.2021 (далее – Устав
АО «Кашалот»), установлено, что к компетенции общего собрания акционеров относится принятие решения о реализации полномочий АО «Кашалот»
как акционера и/или участника, в том числе единственного участника, в других организациях, в том числе голосование на собраниях акционеров и/или участников, связанные с решением вопросов об одобрении сделок, в том числе крупных.

Согласно протоколу от 17.07.2022 общим собранием акционеров
АО «Кашалот» единогласно одобрено в том числе совершение ООО «РК» крупной сделки.

Вместе с тем положениями Правил, Конкурсной документации
не предусмотрено требование о предоставлении сведений об иных лицах,
не являющихся участниками Конкурсного отбора.

Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что решение об одобрении крупной сделки ООО «РК» соответствует положениям Федерального закона
от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставов ООО «РК» и АО «Кашалот».

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы представленный ООО «РК» расчет прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора противоречит представленному обоснованию расчета.

В соответствии с подпунктами «ж», «и» пункта 26 Правил заявка должна содержать расчет прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора,
а также значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем
или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

Пунктом 8.3 Конкурсной документации установлено, что предложения заявителей подтверждаются расчетом приведенной стоимости услуги регионального оператора (без НДС), а также пояснительной запиской с обоснованием указанных сумм, подписанными руководителем или уполномоченным лицом заявителя.

Согласно подпункту «а» пункта 43 Конкурсной документации заявитель
не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в случае наличия недостоверных сведений в документ
ах, указанных в пункте 26 Правил.

Комиссией ФАС России установлено, что в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов в 2022 году составляют 455 367 000,26 рублей. В то же
время
в пояснительной записке порядка расчета приведенной стоимости
услуги регионального оператора,
содержащей критерии качества, стоимость транспортировки твердых коммунальных отходом в 2022 году определена в размере 852 277 633,16 рублей.

Таким образом, информация о расходах на транспортирование твердых коммунальных отходов в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора и в пояснительной записке порядка расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора является различной, содержит противоречивые сведения, в связи с чем заявка ООО «РК» подлежала отклонению на основании подпункта «а» пункта 43 Правил и пункта 6.8.1 Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы обоснован.

3. Согласно доводу Жалобы в представленном ООО «РК» в составе заявки
в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора
по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора расчетная предпринимательская прибыль с 2022 по 2031 учтена в состав необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от расходов на обработку и захоронение твердых коммунальных
отходов, собственных расходов регионального оператора без исключения 5% предпринимательской прибыли от расходов на транспортирование, обработку
и захоронение. Кроме того, Заявитель указывает на то, что ООО «РК» в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам
и приведенной стоимости услуги регионального оператора с 2025 года неправомерны учтены расходы на обработку твердых коммунальных расходов
в составе собственных расходов. В составе уведомления об участии во втором этапе Конкурсного отбора в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора расчетная предпринимательская прибыль с 2025 по 2031 учтена в размере 5% в составе расходов на обработку твердых коммунальных отходов, что привело
к завышению величины расчетной предпринимательской прибыли.

В соответствии с пунктом 35 Правил расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Исходя из содержания пункта 39 Основ ценообразования в области
обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования), расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных
в подпунктах «а» - «з» пункта 29 Основ ценообразования.

Согласно пункту 90(1) Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от расходов
на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ
и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами
по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом в случае если региональный оператор в соответствии
с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание, энергетическую утилизацию, обработку и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то орган регулирования учитывает расчетную предпринимательскую прибыль такого регионального оператора в составе необходимой валовой выручки, относимой на деятельность по обезвреживанию, энергетической утилизации, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов.
Значение приведенной стоимости услуги регионального оператора при участии в конкурсном отборе является максимальной величиной, необходимой для реализации деятельности участником аукциона (потенциальным региональным оператором).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что по итогам проведенного конкурсного отбора победитель обращается
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее – орган регулирования)
за установлением единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 92 Основ ценообразования приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается в соответствии с методическими указаниями как сумма прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной
к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала
в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования прогнозная необходимая валовая выручка регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами величина, определяемая в целях расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами как планируемый объем финансовых средств, необходимый региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами для оказания услуги
по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты
в своем экспертном заключении.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что проверка расчетов, представленных заявителями для участия
в Конкурсном отборе, Организатором торгов не проводится.

Комиссией ФАС России установлено, что в составе заявки ООО «РК»
на участие в Конкурсном отборе представлена лицензия № (24)-240001-СТОР/П
от 10.09.2022 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Положениями Правил, Конкурсной документации не предусмотрен запрет
на самостоятельное осуществление транспортировки и обработки твердых коммунальных отходов региональным оператором.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлены доказательства того, что транспортировка и обработка твердых коммунальных отходов не может быть осуществлена ООО «РК» самостоятельно, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Жалобы
не обоснован.

4. Согласно доводу Жалобы расходы на топливо и горюче-смазочные материалы для транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, входящие в состав расходов на транспортирование, с 2027 года в расчетах прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального
оператора определены ООО «Ликсо», ООО «Вторичные ресурсы Красноярск»
не в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016
№ 1/451-од (далее – Территориальная схема). Кроме того, Территориальной схеме
не соответствуют указанные в расчетах
ООО «Ликсо», ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» объем отходов, направляемый на утилизацию, и объемов отходов, направляемых на захоронение.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 26 Правил заявка должна содержать расчет прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Пунктом 8.3 Конкурсной документации установлено, что предложения заявителей подтверждаются расчетом приведенной стоимости услуги регионального оператора (без НДС), а также пояснительной запиской с обоснованием указанных сумм, подписанными руководителем или уполномоченным лицом заявителя.

Согласно подпункту «а» пункта 43 Конкурсной документации заявитель
не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в случае наличия недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 26 Правил.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что запрета на указание иных данных (объема твердых коммунальных отходов), превышающих те, что указаны
в Территориальной схеме, при расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора, в том числе при расчете расходов на топливо
и горюче-смазочные материалы для транспортных средств, используемых
для транспортирования твердых коммунальных отходов, не установлено. Конкурсной документацией также не установлены требования к объему твердых коммунальных отходов, подлежащих утилизации, захоронению.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при проведении расчетов нельзя использовать иные показатели, превышающие те, что указаны
в Территориальной схеме,
Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что у конкурсной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявок
ООО «Ликсо», ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» по указанным Заявителем основаниям.

Таким образом, указанный довод Жалобы не обоснован.

5. Согласно доводу Жалобы Организатор торгов неправомерно допустил
к участию во втором этапе Конкурсного отбора ООО «РК», поскольку ООО «РК»
не представлено доказательств владения объектами по обработке (обезвреживанию) твердых коммунальных отходов в объёме более 50 % массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с абзацем 2 пункта 55 Правил во втором этапе оценки
и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения
с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов.

Исходя из содержания пункта 9.5 Конкурсной документации во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в Красноярской правобережной технологической зоне в соответствии со схемой обращения с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года
со дня опубликования конкурсной документации в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением
о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов.

Согласно подпункту «б» пункта 60 Правил уведомление об участии во втором этапе отклоняется конкурсной комиссией в случае несоответствия участника конкурсного отбора требованиям, установленным абзацем вторым пункта 55 Правил.

В подтверждение владения объектом по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов ООО «РК» в составе уведомления об участии
во втором этапе Конкурсного отбора представлены договор купли-продажи мусоросортировочного комплекса и объекта компостирования № 34/22-ПК
от 02.08.2022, договор аренды пиролизного оборудования № 35/22-ПК
от 02.08.2022 содержащие сведения о мощности объектов по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, требования пункта 55 Правил ООО «РК» соблюдены.

Кроме того, согласно указанному доводу Жалобы ООО «РК» не представлено документов, подтверждающих территориальное размещение объектов по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, а также доказательств того, что указанные объекты запланированы к размещению на участках территорий муниципальных образований, муниципальных районов, муниципальных территориях, расположенных по направлению потоков твердых коммунальных отходов от находящихся в зоне деятельности регионального оператора от мест накопления твердых коммунальных отходов до объектов захоронения отходов
в соответствии со Схемой потоков отходов, предусмотренной
Территориальной схемой.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что указанного требования абзацем 2 пункта 55 Правил не установлено.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если
в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Так, Комиссией ФАС России установлено, что пунктом 9.5.1 Конкурсной документации определено, что объекты по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов должны быть территориально размещены либо запланированы к размещению на участках территорий муниципальных образований, муниципальных районов, межмуниципальных территориях, расположенных
по направлению потоков ТКО от находящихся в зоне деятельности регионального оператора от мест накопления ТКО до объектов захоронения отходов в соответствии со Схемой потоков отходов, предусмотренной Территориальной схемой.

Вместе с тем абзацем 2 пункта 55 Правил требований к размещению
объекты по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов
не установлено.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что абзацем 2 пункта 5.1.3 Конкурсной документации установлено, что банковская гарантия предоставляется на первый календарный год срока действия соглашения до даты его заключения
в сроки, установленные в разделе 10 Конкурсной документации.

При этом согласно пункту 16 Правил банковская гарантия предоставляется
на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением.

При этом согласно пункту 3.3 проекта соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств в полном объеме с момента утверждения тарифа на услугу регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее 01.11.2022.

Таким образом, указанное положение пункта 5.1.3 Конкурсной документации не соответствует Правилам.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что пункт 9.5.1, абзац 2 пункта 5.1.3 Конкурсной документации не соответствуют требованиям абзаца 2 пункта 55, пункта 16 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «КРК» на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 290622/25833875/01)
обоснованной в части неправомерного допуска ООО «РК» к участию в первом этапе Конкурсного отбора.

2. Установить на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в действиях Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края нарушение, выразившееся во включении в Конкурсную документацию требований, противоречащих положениям Правил.

3. Выдать Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ООО "КРК"
ИНН 2461223108, ОГРН 1132468043949
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148