Решение №04/17935/23 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-79/2023 от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-79/2023

по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 07.03.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  <...>: <...>;

–  АО «РАД»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 20.02.2023 № б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 21.02.2023 № НП/8054/23 (вх № 27290-ЭП/23 от 21.02.2023), письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2023 № 78/3995/23 (вх. №28831-ЭП/23 от 27.02.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (сообщение в ЕФРСБ № 10662543, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 20.02.2023 № б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 21.02.2023 № НП/8054/23 (вх № 27290-ЭП/23 от 21.02.2023), письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2023 № 78/3995/23 (вх. № 28831-ЭП/23 от 27.02.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (сообщение в ЕФРСБ № 10662543, лот № 1) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона
о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона
о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

31.01.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов – АО «РАД» было опубликовано сообщение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «РАД», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.lot-online.ru (далее – сайт Оператора), дата начала подачи
заявок на участие в Торгах – 02.02.2023, дата окончания срока приема заявок
на участие в Торгах – 12.05.2023, начальная цена продажи имущества должника – 232 875,00 руб., размер задатка – 10%.

График снижения цены:

– 1 этап: 02.02.2023 – 10.02.2023, цена  232 875,00 руб.;

– 2 этап: 11.02.2023 – 17.02.2023, цена 215 176,50 руб.;

– 3 этап: 18.02.2023 – 24.02.2023, цена 197 478,00 руб.;

– 4 этап: 25.02.2023 – 03.03.2023, цена 179 779,50 руб.;

– 5 этап: 04.03.2023 – 10.03.2023, цена 162 081,00 руб.;

– 6 этап: 11.03.2023 – 17.03.2023, цена 144 382,50 руб.;

– 7 этап: 18.03.2023 – 24.03.2023, цена 126 684,00 руб.;

– 8 этап: 25.03.2023 – 31.03.2023, цена 108 985,50 руб.;

– 9 этап: 01.04.2023 – 07.04.2023, цена 91 287,00 руб.;

– 10 этап: 08.04.2023 – 14.04.2023, цена 73 588,50 руб.;

– 11 этап: 15.04.2023 – 21.04.2023, цена 55 890,00 руб.;

– 12 этап: 22.04.2023 – 28.04.2023, цена 38 191,50 руб.;

– 13 этап: 29.04.2023 – 05.05.2023, цена 20 493,00 руб.;

– 14 этап: 06.05.2023 – 12.05.2023, цена 2 794,50 руб.;

Торги проводятся в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Требованиями к операторам электронных площадок, к электронным площадкам,
в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым
и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Требования),
Регламентом Системы электронных торгов (СЭТ) АО «РАД» при проведении электронных торгов
при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в банкротстве (далее – Регламент).

Согласно Жалобе Заявитель принял решение принять участие в Торгах
для чего обратился к Лушниковой А.А. (далее – представитель Заявителя),
у которой была действующая аккредитация на сайте Оператора и денежные средства в размере суммы задатка, необходимого для участия в Торгах, на лицевом счете на сайте Оператора.

Однако 19.02.2023 в 13:35 при попытке подать заявку на участие в Торгах
на сайте Оператора отображалось всплывающее окно следующего содержания: «Внимание! Для участия в процедуре по этому направлению продаж требуется обязательная аккредитация на аукционной площадке. Подать заявление
на аккредитацию?» (далее – Ошибка).

При этом в личном кабинете представителя Заявителя на сайте Оператора аккредитация по направлению «Имущество должников» была получена 25.01.2023 и действует до 25.01.2024, денежные средства на лицевом счете имелись
в достаточном для участия в Торгах количестве.

В 19.02.2023 в 13:39 представитель Заявителя посредством электронной почты обратился в службу технической поддержки сайта Оператора с указанием
на невозможность подачи заявки на участие в Торгах по причине отсутствия аккредитации по направлению «Имущество должников» на сайте Оператора.
19.02.2023 в 13:59 представителем Заявителя был получен ответ от службы технической поддержки сайта Оператора, согласно которому представителю Заявителю рекомендовалось перезайти в личный кабинет на сайте Оператора
и повторить попытку подачи заявки на участие в Торгах.

Таким образом, ввиду технического сбоя в работе сайта Оператора во время проведения Торгов представитель Заявителя был лишен возможности подать заявку на участие в Торгах до 14:00 19.02.2023 – момента окончания срока приема заявок на участие в Торгах.

В подтверждение вышеуказанного Заявителем в составе Жалобы приложены скриншоты и видеозапись экрана персонального компьютера представителя Заявителя (далее – скриншоты, видеозапись).

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения
в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка и пунктом 7.1 Регламента для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и пунктом 4.1 Порядка, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «д», «ж», «з», «и» пункта 2.1 Требований электронная площадка должна обеспечивать, в том числе:

–  возможность проведения торгов в соответствии с Порядком;

–  функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной площадки;

–  равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах;

–  свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
в течение всего времени проведения торгов, в том числе участникам торгов;

–  обслуживание не менее 50 000 http-запросов в час к любым веб-страницам электронной площадки;

–  одновременное участие в работе электронной площадки не менее
чем пятисот пользователей, зарегистрированных на электронной площадке,
и пятисот пользователей, не зарегистрированных на электронной площадке,
со временем ответа на обращение к электронной площадке не более 3 000 мс. Работа на электронной площадке зарегистрированных на электронной площадке лиц должна обеспечиваться вне зависимости от числа обращений к электронной площадке не зарегистрированных на электронной площадке лиц (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки
в результате действий третьих лиц);

–  непрерывность проведения торгов, в том числе посредством использования независимо расположенных и имеющих отдельные каналы связи основного и резервного серверов, бесперебойность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения торгов
(за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 2.1, 2.3, 2.4 Регламента.

Согласно пункту 5.1 Регламента для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 5.2 Регламента один заявитель может иметь
на электронной торговой площадке одну учетную запись, от имени которой имеет право действовать на электронной площадке.

Согласно пункту 5.3.2 Регламента регистрация заявителя с присвоением статуса пользователя (Организатор и (или) Претендент) (далее – аккредитации), позволяющего ему производить конкретные операции на электронной торговой площадке в зависимости от приобретенного статуса. Необходимым условием присвоения пользователю статуса Организатора и (или) Претендента является предоставление пользователем необходимого и достаточного для каждого статуса перечня документов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что 19.02.2023 в день проведения Торгов сайт Оператора работал
в штатном режиме, технических сбоев зафиксировано не было. В обозначенное время у авторизованных на сайте Оператора пользователей не возникало проблем при подаче заявок на участие в торгах, проводимых на сайте Оператора.

В подтверждение работоспособности сайта Оператора в период проведения Торгов представителем Оператора на рассмотрении Жалобы Комиссией
ФАС России представлен Реестр торгов, проводимых на сайте Оператора, согласно которому в 19.02.2023 в период времени с 13:00 до 14:40 на сайте Оператора была подана 41 заявка на участие в торгах, проводимых на сайте Оператора.

По мнению представителя Оператора некорректная работа сайта Оператора
у представителя Заявителя могла возникнуть по причине некорректной работы персонального компьютера и программных средств на стороне представителя Заявителя.

Согласно пункту 11 Пользовательского соглашения в целях защиты системы сайта Оператора от несанкционированного доступа к функциям и данным сайта Оператора, администрацией сайта Оператора предусмотрено автоматическое завершение рабочей сессии в случае одновременной работы пользователя сайта Оператора на нескольких вкладках браузера.

В связи с тем, что на представленных Заявителем в составе Жалобы скриншотах и видеозаписи видно, что у представителя Заявителя одновременно открыты две вкладки сайта Оператора, по мнению представителя Оператора, возникающая у представителя Заявителя Ошибка при подаче заявки на участие
в Торгах могла возникнуть вследствие несоблюдения представителем Заявителя Пользовательского соглашения.

Кроме того, положениями Регламента не установлены сроки ответа Оператора на запросы пользователей сайта Оператора.

Комиссией ФАС России в ходе изучения документов и сведений, представленных Заявителем и Оператором, установлено, что согласно Журналу авторизации на сайте Оператора, представленному Оператором, 19.02.2023 в день проведения Торгов представитель Заявителя авторизовывался на сайте Оператора посредством электронной подписи в 13:26:19, 13:34:53, 13:35:21, 13:38:22, 13:46:27, 13:48:23, 13:48:55. При этом в 13:26:24, 13:26:31, 13:27:04, 13:32:36, 13:35:24, 13:38:27, 13:42:34, 13:46:36, 13:48:27 сайт Оператора выдавал Ошибку

Согласно скриншотам и видеозаписи, представленным Заявителем в составе Жалобы, при попытках подачи заявки на участие в Торгах представитель Заявителя находился в личном кабинете на сайте Оператора, аккредитация по направлению «Имущество должников» была получена представителем Заявителя 25.01.2023
и действует до 25.01.2024, денежные средства на лицевом счете имелись
в достаточном для участия в Торгах количестве.

При этом у представителя Заявителя при попытке подачи заявки на участие
в Торгах возникала Ошибка, связанная с отсутствием аккредитации представителя Заявителя по направлению «Имущество должников».

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при попытках подачи заявки на участие в Торгах представитель Заявителя был авторизован на сайте Оператора посредством электронной подписи, находился в личном кабинете на сайте Оператора, имел действующую аккредитацию по направлению «Имущество должников» и имел необходимую для участия в Торгах сумму на лицевом счете на сайте Оператора, в то время как Оператором не доказано, что причиной отсутствия возможности подачи заявки на участие в Торгах и всплывающей при подаче заявки на участие в Торгах Ошибки явилась одновременная работа представителя Заявителя на сайте Оператора в нескольких вкладках браузера, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при проведении Торгов Оператором не были соблюдены положения Требований и Регламента.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России


 

Р Е Ш И Л А:


 

1.  Признать жалобу <...> от 20.02.2023 № б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 21.02.2023 № НП/8054/23 (вх № 27290-ЭП/23 от 21.02.2023), письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2023 № 78/3995/23 (вх. № 28831-ЭП/23 от 27.02.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» при организации
и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (сообщение в ЕФРСБ № 10662543, лот № 1) обоснован
ной.


 

2.  Выдать организатору торгов – АО «РАД», оператору электронной площадки – АО «РАД» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может
быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны