Решение №04/105555/20 Решение по делу № 04/10/18.1-198/2020 от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-198/2020

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 26.11.2020 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 26 в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» – <...>;

ГП «КРЭО» – <...>;

ООО «ЭТП ГПБ» – уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» на действия организатора торгов – Государственного предприятия Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» при проведении электронного аукциона
на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Калужской области, лот № 1 (извещение
№ 0537500000220000005) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Государственного предприятия Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» (далее – Организатор торгов) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг
по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Калужской области, лот № 1 (извещение № 0537500000220000005) (далее – Аукцион; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации
Аукциона были нарушены требования
Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила).

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации Аукциона действовал в соответствии с Правилами.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

22.10.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) и на официальном сайте оператора электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ», расположенной по адресу
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etpgpb.ru/, Организатором торгов было размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 12.11.2020 в 11:00.

Документация об Аукционе составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), и Правил.

      1. Согласно доводу Жалобы в единый лот Аукциона неправомерно объединены населенные пункты, совокупный планируемый объем ТКО
        на территории которых составляет 65 % объема ТКО во всей Калужской области,
        и которые
        технологически и функционально не связаны, а также значительно удалены друг от друга, что, по мнению Заявителя, в нарушение требований статьи 17 Закона о защите конкуренции приводит к сокращению количества потенциальных участников Аукциона и к ограничению конкуренции.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно частям 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав лотов услуг, технологически и функционально не связанных
с услугами, право оказания которых является предметом торгов.

Комиссия ФАС России отмечает, что при рассмотрении Жалобы
на нарушение процедуры организации Аукциона, поданной в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, ограничение конкуренции вследствие вышеуказанных действий Организатора торгов при организации Аукциона не может быть установлено.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что на участие в Аукционе
не было подано ни одной заявки.

2. В нарушение требований пункта 9 Правил участниками Аукциона
не могут быть субъекты среднего предпринимательства.

По мнению Заявителя, Организатору торгов надлежало разделить лот Аукциона не менее, чем на 3 лота, а также установить возможность участия только субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно документации об Аукционе в Аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации.

Организатор торгов на рассмотрении жалобы пояснил, что лот № 1 Аукциона сформирован для субъектов малого и среднего предпринимательства
с учетом требований статьи 30 Закона о контрактной системе.

Комиссия ФАС России отмечает, что статьей 30 Закона о контрактной системе определены требования к участию в закупках субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые
не распространяются на обжалуемый Аукцион.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, на территории Калужской области, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22.09.2016 № 496 (далее – Территориальная схема), зоной деятельности регионального оператора была определена вся территория Калужской области.

Абзацем 1 пункта 9 Правил установлено, что услуги по сбору
и транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

Абзацем 3 пункта 9 Правил установлена обязанность в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию ТКО, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым пункта 9 Правил, провести аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России установлено, что Организатор торгов проводит 5 аукционов в отношении 100% объема ТКО, образующихся на территории Калужской области, лоты по которым сформированы следующим образом:

в лот № 1 (обжалуемый лот) включены населенные пункты, по которым объем образующихся ТКО составляет 65% от объема ТКО Калужской области, принять участие в Аукционе могут только субъекты малого предпринимательства
и социально-ориентированные некоммерческие организации;

в лоты № 2-5 включены населенные пункты, объем образующихся ТКО на которых составляет в сумме 35% от объема ТКО Калужской области, ограничений по составу участников аукционов не предусмотрено.

Таким образом, в нарушение требований абзаца 3 пункта 9 Правил при формировании лотов Организатором торгов не был проведен аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о наличии в действиях Организатора торгов нарушения требований абзаца 3 пункта 9 Правил и признает довод Жалобы обоснованным.

3. Согласно доводу Жалобы Организатор торгов неправомерно установил
в документации об Аукционе требование использовать специальную технику
с экологическим классом не ниже «Евро-5». Указанное требование противоречит требованиям, установленным Территориальной схемой.

Согласно части 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Проект договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, входящий в состав документации об Аукционе (далее – проект договора), содержит обязанность исполнителю использовать специальную технику с экологическим классом не ниже «Евро-5», тогда как в Территориальной схеме «Евро-4».

Учитывая изложенное, Организатором торгов при формировании документации об Аукционе нарушены требования части 1 статьи 24.6 Закона
об отходах.

Таким образом, довод Жалобы обоснован.

4. Согласно доводам Жалобы в документации об Аукционе отсутствует информация о сезонной составляющей ТКО, количестве и нахождении мест,
в которых организован раздельный сбор ТКО.

В ходе рассмотрении Жалобы представитель Организатора торгов пояснил, что раздельный сбор ТКО на территории всей Калужской области еще не организован, в связи с чем обязанность по осуществлению раздельного сбора ТКО на территориях, включенных в лот № 1, не установлена.

Согласно Территориальной схеме обязанность по осуществлению раздельного сбора ТКО на территории Калужской области не предусмотрена, в связи с чем у Организатора торгов отсутствовала обязанность по указанию сведений о количестве и нахождении мест, в которых организован раздельный сбор ТКО.

Согласно подпункту «б» пункта 12 Правил документация об аукционе должна содержать сведения о количестве (объеме или массе) ТКО с разбивкой
по видам и классам опасности ТКО с учетом сезонной составляющей.

Приложение № 3 к проекту договора содержит таблицу «Сведения
о количестве (объеме или массе) ТКО с разбивкой по видам и классам опасности ТКО с учетом сезонной составляющей», в которой указаны содержащиеся в Территориальной схеме сведения о планируемом объеме ТКО с учетом сезонной составляющей.

Заявитель на норму закона, которая, по его мнению, нарушена Организатором торгов при неразмещении сведений об объеме ТКО с разбивкой по каждому сезону отдельно, не сослался, в тексте Жалобы не указал.

Комиссией ФАС России не установлено разночтений в части указания сведений о сезонной составляющей ТКО.

Таким образом, довод Жалобы признается необоснованным.

5. Согласно доводу Жалобы размер обеспечения исполнения договора и срок оплаты услуг по договору определены без учета требований статьи 30 Закона
о контрактной системе.

По мнению Заявителя, в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения договора должен составлять 5% от цены договора, которая была сформирована при проведении Аукциона, а срок оплаты услуг по договору не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Вместе с тем согласно документации об Аукционе размер обеспечения исполнения договора составляет 5% от начальной (максимальной) цены договора, а срок оплаты услуг по договору определен не позднее 30 календарных дней
с даты подписания акта об оказании услуг.

Комиссия ФАС России отмечает, что поскольку статьей 30 Закона
о контрактной системе определены требования к участию в закупках субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, положения указанной статьи не могут быть применены к Аукциону.

Учитывая изложенное, довод Жалобы признается необоснованным.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» на действия организатора торгов – Государственного предприятия Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг
        по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Калужской области, лот № 1 (извещение № 0537500000220000005) обоснованной в части формирования лота без учета требований пункта 9 Правил и установления
        к участникам требования использовать специальную технику,
        не предусмотренную Территориальной схемой.

      2. Выдать Государственному предприятию Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ООО "Жилкомсервис"
ИНН 4003027992, ОГРН 1084025000927
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "КАЛУЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
ИНН 4029032147, ОГРН 1054003509185
ООО "Электронная торговая площадка ГПБ" (ООО ЭТП ГПБ)
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118