Решение №04/44519/23 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-253/2023 по результатам рассмотрения жа... от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-253/2023
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Рециклиноговая компания»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 01.06.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <…> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– ООО «Рециклиноговая компания»: <…>;

– Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: <…>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Рециклиноговая компания» от 15.05.2023 № б/н (вх. № 72807-ЭП/23
от 15.05.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации и проведении конкурса на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края (извещение № 22000062550000000064, лот № 1) (далее – Жалоба) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Рециклиноговая компания» (далее – Заявитель) от 15.05.2023 № б/н
(вх. № 72807-ЭП/23 от 15.05.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
(далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурса на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края (извещение № 22000062550000000064, лот № 1)
(далее – Конкурный отбор, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

28.02.2023 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Конкурсного отбора.

Приказаом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края 28.04.2023 № 77-548-од в Конкурсную документацию внесены изменения, согласно которым дата окончания подачи заявок – 19.05.2023, дата вскрытия конвертов с заявками – 22.05.2023, дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсном отборе – 01.06.2023.

Конкурсный отбор проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), Конкурсной документацией.

1. Согласно доводу Жалобы в Приложении № 9 Конкурсной документации указаны значения «Обработка отходов», «Утилизация отходов», «Размещение отходов», которые противоречат Территориальной схеме обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од (далее – Территориальная схема),
что не позволяет установить, какие данные необходимо использовать при расчете стоимости услуг регионального оператора.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)
в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2 статьи 13.3 Закона об отходах установлено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии
с документами территориального планирования.

Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о количестве (показатели объема и (или) массы)
и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Согласно пункту 1.5 Конкурсной документации региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с Территориальной схемой.

Исходя из содержания пункта 7.8 Конкурсной документации, порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимальная допустимая величина производиться в порядке, установленном в Приложении № 9 Конкурсной документации.

Комиссией ФАС России установлено, что в Приложении № 9 Конкурсной документации установлены следующие показатели:

№№

Наименования показателя

Ед. изм.

Итого

4.1

«Обработка отходов»

тыс. м3

2782

4.2

«Утилизация отходов»

тыс. м3

327

4.3

«Размещение отходов»

тыс. м3

2457

Вместе с тем в Приложении Б2 Территориальной схемы отражены следующие данные:

Наименования показателя

Ед. изм.

Итого

«Обработка отходов»

тыс. м3

2783

«Утилизация отходов»

тыс. м3

326

«Размещение отходов»

тыс. м3

2457

Таким образом, сведения, указанные в Приложении № 9 Конкурсной документации не соответствуют Приложению Б2 Территориальной схемы.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов признал несоответствие показателей массы и (или) объема твердых коммунальных отходов в Приложении № 9 Конкурсной документации и в Приложении Б2 Территориальной схемы, сообщив, что Организатором торгов произведены округление указанных в Территориальной схемы значений.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что указание в Конкурсной документации недостоверных данных, показателей, отличных от установленных
в Территориальной схеме, вводит в заблуждение потенциальных участников Конкурсного отбора.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы обоснован.

2. Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации содержится указание на транспортирование твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на сортировку в 2025 году в г. Минуссинск, при этом согласно данным Территориальной схемы указанная сортировка будет введена в эксплуатацию в 2026 году. Так же Заявитель отмечает, что в Конкурсной документации отсутствуют сведения о двух объектах временного размещения отходов в пгт. Шушенское и п. Танзыбей, которые включены в логистику потоков отходов на территории Минуссинской технологической зоны.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о расположении, технических характеристиках
и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранени
ю и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 1 Приложению № 1 к Конкурсной документации
в 2025-2030 г. поток ТКО направляется на сортировку в г. Минусинск, далее поток ТКО направляется для захоронения на полигон в г. Минусинск МУП г. Минусинск «Минусинское городское хозяйство».

Таблицей № 7 «Сведения о перспективных объектах обработки» Приложения № 5 к Конкурсной документации предусмотрено:

Наименование

Фактический адрес

местонахождения объекта

Координаты

Дата ввода

в эксплуатацию

Сортировка
г. Минусинск

г.о. Минусинск

53.744692

91.668648

2026

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что пункт 1 Приложения № 1
к Конкурсной документации предусматривает направление в 2025 году потока ТКО через сортировку в г. Минусинск, которая согласна Таблице № 7 Приложения 5
к Конкурсной документации будет введена в эксплуатацию в 2026 году.

Таким образом, направление потока ТКО на объект сортировки,
не выведенный в эксплуатацию, фактически не осуществим.

Согласно Таблице 10 «Сведения о перспективных объектах временного накопления отходов» Приложения № 5 к Конкурсной документации в перечень объектов временного накопления отходов включены ПВН пгт. Курагино и ПВН
пгт. Краснокаменск.

Вместе с тем в таблице 10.2 Раздела 10 Территориальной схемы содержится указание также на иные, расположенные в Минусинской технологической зоне, объекты временного накопления отходов :

 

Год

Технологическая зона

Объект

Расположение

Мероприятие

2023

Минусинская

ПВН п. Танзыбей

53,1382

92,9194

Ввод в эксплуатацию

2023

Минусинская

ПВН в пгт. Шушенское

53.137646 92.918271

Ввод в эксплуатацию

Согласно представленным письменным пояснениям Организатора торгов, расчет стоимости транспортировки ТКО производиться от места накопления сбора до мусоросортировочного комплекса и полигона. Таким образом, наличие/отсутствие в Конкурсной документации объектов временного накопления отходов не оказывает влияния на расчет стоимости услуг регионального оператора.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что указание в Конкурсной документации недостоверных сведений данных, в том числе отличных
от установленных в Территориальной схеме, вводит в заблуждение потенциальных участников Конкурсного отбора.

Таким образом, указанный довод Жалобы обоснован.

3. Согласно доводу Жалобы Организатором торгов нарушены положения пункта 18 Правил, что выразилось в непредставление ответа на запрос Заявителя
о разъяснении Конкурсной документации, направленного 09.05.2023.

В соответствии с пунктом 18 Правил организатор конкурсного отбора
или конкурсная комиссия обязаны представлять в письменной форме разъяснения положений документации об отборе по запросам заявителей, если такие запросы поступили организатору конкурсного отбора или в конкурсную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока представления заявок. Разъяснения положений документации об отборе направляются организатором конкурсного отбора или конкурсной комиссией заявителю в течение 3 рабочих дней,
но не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока представления заявок,
а также размещаются на официальном сайте торгов с приложением содержания запроса и без указания заявителя, от которого поступил запрос.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается
на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми
определено его начало.

В соответствие с пунктом 3.3. Конкурсной документации прием заявок
на участие в конкурсном отборе осуществляется до 19.05.2023.

Как отмечалось ранее запрос направлен Заявителем 09.05.2023, последним днем приема заявок на участие в Конкурсе является 19.05.2023.

На основания изложенного, принимая во внимание положения статьи 191
ГК РФ, последним денем направления запроса является 08.05.2023.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы необоснован.

4. Согласно доводу Жалобы, Организатором торгов в пункте 2.2.2. Конкурсной документации и Приложении № 10 Конкурсной документации установлены требования о представлении в составе заявки копии лицензии на деятельность
по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию
и размещению отходов I-IV классов опасности (далее – Лицензия), а также иных документов, подтверждающих наличие такой лицензии. Заявитель указывает,
что с 2021 года лицензии на бумажном носители не выдаются, а также, что указание
на иные подтверждающие наличие Лицензии документы позволяет неоднозначно трактовать требования к участникам Конкурса.

Исходя из содержания пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(далее – Закон о лицензировании), лицензия – специальное разрешение
на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

С 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Закон о лицензировании
в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг
по лицензированию отдельных видов деятельности, в соответствии с которыми территориальными органами Росприроднадзора с 01.01.2021 прекращено оформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
на бумажном носителе.

Согласно пункту 119 Административного регламента Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464
(далее – Административный регламент), в день принятия решения о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии руководитель (заместитель руководителя) Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) подписывает соответствующий приказ, исполнитель структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, вносит запись в реестр лицензий.

В соответствии с пунктом 120 Административного регламента в течение
3 рабочих дней со дня внесения записи в реестр лицензий о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии исполнитель структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, готовит уведомление о предоставлении лицензии или уведомление о переоформлении лицензии по выбору заявителя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).

Таким образом, в случае получения лицензии после 01.01.2021, участник Конкурсного отбора может представить уведомление о предоставлении лицензии или уведомление о переоформлении лицензии на бумажном носителе
или в форме электронного документа, а также участник может представить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора.

Согласно пункту 28 Правил не допускается требовать от заявителей иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 26 Правил.

В Приложении 10 Конкурсной документации содержится указание
на предоставление потенциальным участником Конкурсного отбора копии Лицензии или иных документов, подтверждающих наличие такой Лицензии.

Комиссия ФАС России отмечает, что в Приложении 10 Конкурсной документации Организатором торгов используется широкая формулировка,
непозволяющая однозначно толковать какие именно документы помимо копии Лицензии, могут быть представлены потенциальным участником в составе заявки
на участие в Конкурсе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы является обоснованным в части установления Организатором торгов в в Приложении 10 Конкурсной документации широкой формулировки,
не позволяющей однозначно толковать, какие именно документы помимо копии Лицензии, могут быть представлены потенциальным участником в составе заявки
на участие в Конкурсном отборе.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Рециклиноговая компания» от 15.05.2023 № б/н
(вх. № 72807-ЭП/23 от 15.05.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации и проведении конкурса на право заключения соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края (извещение
№ 22000062550000000064, лот № 1) (далее – Конкурный отбор, Жалоба) обоснованной в части.

2. Выдать Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны