Решение №04/108383/20 Решение № 04/10/18.1-202/2020 от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-202/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «УК «Жильё»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 03.12.2020                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 26 в составе: <...>

рассмотрев жалобу ООО «УК «Жильё» на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
по Тихорецкой зоне деятельности (извещение № 150920/11426559/02)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «УК «Жильё» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение № 150920/11426559/02) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Документация открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности, утвержденная приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.09.2020 № 533 (далее – Конкурсная документация), сформирована в нарушение действующего законодательства.

Рассмотрев все представленные Заявителем, Организатором торгов документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя
и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

16.09.2020 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
https://torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.09.2020; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 26.10.2020; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 27.10.2020; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.

Согласно внесенным изменениям новая дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 16.11.2020 в 18:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 17.11.2020 в 11:30; дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 19.11.2020; дата подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие
в Конкурсе – 23.11.2020; срок начала подачи уведомления об участии во втором этапе Конкурса – 24.11.2020; срок окончания подачи уведомления об участии
во втором этапе Конкурса – 26.11.2020; дата и время вскрытия конвертов
с уведомлениями об участии во втором этапе Конкурса – 27.11.2020 в 11:30; дата подписания протокола рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе Конкурса – 30.11.2020; дата подписания протокола второго этапа оценки
и сопоставления заявок на участие в Конкурсе – 02.12.2020.

Конкурс проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

1. Согласно Жалобе Организатор торгов после возобновления Конкурса установил новые даты процедур Конкурса, однако, не утвердил внесенные изменения в Конкурсную документацию нормативно-правовым актом. Кроме того, на официальном сайте в разделах «Общие» и «Изменения» содержатся различные сведения о датах и времени проведения процедур Конкурса, что вводит участников Конкурса в заблуждение.

Представитель Организатора торгов на рассмотрении Жалобы пояснил, что проведение Конкурса ранее было приостановлено Организатором торгов
по требованию антимонопольного органа. В связи с принятием Комиссией
ФАС России решения по делу № 04/10/18.1-168/2020, проведение Конкурса было возобновлено, а срок приема заявок на участие в Конкурсе был продлен Организатором торгов с учетом периода приостановления Конкурса.
Новые сроки проведения процедур Конкурса определены Организатором торгов и размещены на официальном сайте в соответствии с требованиями Правил.

Исходя из положений пунктов 10 и 12 Правил, организатор конкурсного отбора определяет и указывает в документации об отборе сроки проведения процедур отбора.

Согласно пункту 17 Правил организатор конкурсного отбора вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок.

В ходе осмотра официального сайта Комиссия ФАС России установила, что 10.11.2020 Организатором торгов были внесены изменения в части переноса дат и времени проведения процедур Конкурса. Указанные изменения размещены Организатором торгов на официальном сайте. Сведения о новых сроках проведения процедур Конкурса, содержащиеся на официальном сайте
в разделе «Общие», совпадают с информацией, отраженной в последнем добавленном файле во вкладке «История изменений» в разделе «Изменения».

Комиссия ФАС России обращает внимание, что Правилами
не установлена обязанность утверждать
вносимые Организатором торгов изменения в документацию об отборе нормативно-правовым актом.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.

      1. Согласно доводу Жалобы, исходя из имеющихся в Конкурсной документации сведений, не представляется возможным рассчитать размер обеспечения победителем Конкурса обязательств по соглашению. По мнению Заявителя, Организатор торгов в нарушение требований пункта 12 Правил
        не указал в Конкурсной документации достаточные для расчета такого размера сведения.

На рассмотрении Жалобы Организатор торгов пояснил, что условиями Конкурсной документации установлен размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению, который составляет 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой
как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных
в документации об отборе в течение соответствующего года, что соответствует требованиям Правил. Максимально допустимая величина валовой выручки регионального оператора, а также порядок расчета прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора приведены в приложении 2 Конкурсной документации и опубликованы в общем доступе
на официальном сайте. Претенденту на участие в Конкурсе необходимо самостоятельно осуществить расчет исходя из сформированного им конкурсного предложения
по приведенной стоимости услуг регионального оператора.

В соответствии с подпунктом «ц» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о размере, порядке и сроках предоставления обеспечения исполнения победителем обязательств по соглашению.

В силу пункта 16 Правил размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой
как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных
в документации об отборе, в течение соответствующего года.

Комиссия ФАС России установила, что размер обеспечения исполнения обязательств по соглашению, определенный Организатором торгов в размере
5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, в течение соответствующего года, соответствует требованиям пункта 16 Правил.

Кроме того, приложением № 2 к Конкурсной документации установлена максимальная допустимая величина приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности за весь период присвоения статуса в размере
16 465 730 590 рублей и порядок расчета прогнозной выручки регионального оператора.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.

      1. Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации в нарушение требований пункта 12 Правил не установлен срок подписания соглашения
        по результатам Конкурса. Имеющаяся в Конкурсной документации отсылка
        к приказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12.12.2016 № 424 (далее – Приказ № 424) не свидетельствует об исполнении требований Правил в части установления в документации срока подписания соглашения, поскольку Приказ № 424 не размещен на официальном сайте.

Согласно позиции Организатора торгов Приказом № 424 установлены сроки заключения соглашения. Приказ № 424 размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края, а также на сайте Организатора торгов.

В соответствии с подпунктом «ш» пункта 12 Правил документация
о конкурсном отборе должна содержать срок подписания соглашения.

Разделом 10 Конкурсной документации установлено, что соглашение
по результатам Конкурса заключается в соответствии с положениями Приказа № 424.

Пунктом 3 Приказа № 424 установлено, что организатор конкурсного отбора в течение 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурсного отбора направляет победителю конкурсного отбора либо единственному участнику конкурсного отбора проект соглашения.

Пунктом 4 Приказа № 424 установлено, что победитель конкурсного отбора обязан подписать соглашение и направить организатору конкурсного отбора 2 экземпляра подписанного соглашения в срок, не позднее чем через 10 рабочих дней со дня направления проекта соглашения организатором конкурсного отбора для подписания.

Комиссия ФАС России установила, что Конкурсная документация содержит отсылку к Приказу № 424, который размещен в свободном доступе
на официальном сайте администрации Краснодарского края, на сайте Организатора торгов и доступен всем заинтересованным лицам к прочтению.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.

4. Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации содержатся разночтения в части указания единицы измерения по критерию исполнительности в днях, в то время как величина критерия установлена
в рабочих днях. По мнению Заявителя, указанное приводит к неопределенности при составлении предложений по критериям, непонятно в каких днях (рабочих или календарных) будет принято и оценено Организатором торгов значение
по критерию исполнительности, предложенное участником.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что значение по критерию исполнительности определено
в рабочих днях.

В Приложении 4 к Конкурсной документации в таблице «Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения
и величина значимости критериев» указаны максимальное значение критерия исполнительности, минимальное значение критерия исполнительности, величина значимости критерия исполнительности и предельные значения присваиваемых баллов по итогам оценки заявок.

Комиссия ФАС России установила, что согласно Приложению 4
к Конкурсной документации величина значимости критерия исполнительности установлена в рабочих днях, иного толкования значения по критерию исполнительности в Конкурсной документации не усматривается.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.

5. Согласно доводу Жалобы, по мнению Заявителя, установленные Организатором торгов предельные значения по критериев надежности, оперативности и исполнительности не пропорциональны количеству присваиваемых баллов, в связи с чем не позволят справедливо оценить предложения участников Конкурса.

В соответствии с пунктом 51 Правил оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения
в соответствии с критериями конкурсного отбора.

Согласно Приложению 4 к Конкурсной документации максимальное значение по критерию надежности составляет 40 нарушений графика вывоза мусора, минимальное значение – 20 нарушений; количество баллов, присваиваемых за указание значения критерия надежности - не более 20 (включительно) случаев – 2; от 21 до 40 (включительно) случаев – 1.

по критерию оперативности максимальное значение составляет 30 дней со дня обращения потребителя, минимальное значение – 20 дней; количество баллов, присваиваемых при указании значения критерия оперативности
не более 20 дней со дня обращения (включительно) – 2; от 21 до 30 дней со дня обращения (включительно) – 1.

по критерию исполнительности максимальный срок возмещения убытков потребителям составляет 10 рабочих дней, минимальный – 5; при указании срока возмещения убытков потребителям по критерию исполнительности
«в течение 5 рабочих дней» присваивается 10 баллов, от 6 до 10 рабочих дней –5 баллов.

Комиссия ФАС России установила, что при указании значимости
по критерию надежности 1 нарушение графика вывоза твердых коммунальных отходов и 20 нарушений в обоих случаях присваивается 2 балла,
а при указании значения на 1 нарушение больше (21 нарушение) количество присваиваемых баллов уменьшается в 2 раза.

На рассмотрении Жалобы представитель Организатора торгов не пояснил, как установленный расчет присваиваемых баллов приведет к выбору регионального оператора, предложение которого содержит лучшее предложение.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что лучшее условие исполнения соглашения в соответствии с критериями, установленными
в Конкурсной документации, в нарушение требований пункта 51 Правил
не будут выявлены при проведении оценки заявок участников Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы обоснован.

Согласно представленному Организатору торгов протоколу № 1 Заседания на предмет вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне по извещению № 150920/11426559/02 от 17.11.2020
2 допущенных участника подали в составе заявок следующие предложения
по значению приведенной стоимости: 5 182 753 400 рублей и 5 699 805 056 рублей, что превышает 1 предложение на 9%. Таким образом, в соответствии
с пунктом 52 Правил у Организатора торгов отсутствует необходимость
в сопоставлении заявок по критериям надежности, оперативности, открытости и исполнительности.

При этом, допущенные Организатором торгов нарушения не повлияли
на итоги Конкурса.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «УК «Жильё» на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение
№ 150920/11426559/02) обоснованной в части ненадлежащего установления порядка оценки заявок по критериям конкурсного отбора.

2.  Предписание организатору торгов – Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края не выдавать.

  

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111
ООО "УК "Жилье"
ИНН 2360008016, ОГРН 1142360000804