Решение №04/108383/20 Решение № 04/10/18.1-202/2020 от 10 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-202/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «УК «Жильё»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Дата принятия решения: 03.12.2020 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 26 в составе: <...>
рассмотрев жалобу ООО «УК «Жильё» на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
по Тихорецкой зоне деятельности (извещение № 150920/11426559/02)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «УК «Жильё» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение № 150920/11426559/02) (далее – Конкурс; Жалоба).
Из Жалобы следует, что Документация открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности, утвержденная приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.09.2020 № 533 (далее – Конкурсная документация), сформирована в нарушение действующего законодательства.
Рассмотрев все представленные Заявителем, Организатором торгов документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя
и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
16.09.2020 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.09.2020; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 26.10.2020; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 27.10.2020; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.
Согласно внесенным изменениям новая дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 16.11.2020 в 18:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 17.11.2020 в 11:30; дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 19.11.2020; дата подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие
в Конкурсе – 23.11.2020; срок начала подачи уведомления об участии во втором этапе Конкурса – 24.11.2020; срок окончания подачи уведомления об участии
во втором этапе Конкурса – 26.11.2020; дата и время вскрытия конвертов
с уведомлениями об участии во втором этапе Конкурса – 27.11.2020 в 11:30; дата подписания протокола рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе Конкурса – 30.11.2020; дата подписания протокола второго этапа оценки
и сопоставления заявок на участие в Конкурсе – 02.12.2020.
Конкурс проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).
1. Согласно Жалобе Организатор торгов после возобновления Конкурса установил новые даты процедур Конкурса, однако, не утвердил внесенные изменения в Конкурсную документацию нормативно-правовым актом. Кроме того, на официальном сайте в разделах «Общие» и «Изменения» содержатся различные сведения о датах и времени проведения процедур Конкурса, что вводит участников Конкурса в заблуждение.
Представитель Организатора торгов на рассмотрении Жалобы пояснил, что проведение Конкурса ранее было приостановлено Организатором торгов
по требованию антимонопольного органа. В связи с принятием Комиссией
ФАС России решения по делу № 04/10/18.1-168/2020, проведение Конкурса было возобновлено, а срок приема заявок на участие в Конкурсе был продлен Организатором торгов с учетом периода приостановления Конкурса.
Новые сроки проведения процедур Конкурса определены Организатором торгов и размещены на официальном сайте в соответствии с требованиями Правил.
Исходя из положений пунктов 10 и 12 Правил, организатор конкурсного отбора определяет и указывает в документации об отборе сроки проведения процедур отбора.
Согласно пункту 17 Правил организатор конкурсного отбора вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок.
В ходе осмотра официального сайта Комиссия ФАС России установила, что 10.11.2020 Организатором торгов были внесены изменения в части переноса дат и времени проведения процедур Конкурса. Указанные изменения размещены Организатором торгов на официальном сайте. Сведения о новых сроках проведения процедур Конкурса, содержащиеся на официальном сайте
в разделе «Общие», совпадают с информацией, отраженной в последнем добавленном файле во вкладке «История изменений» в разделе «Изменения».
Комиссия ФАС России обращает внимание, что Правилами
не установлена обязанность утверждать вносимые Организатором торгов изменения в документацию об отборе нормативно-правовым актом.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.
-
-
-
Согласно доводу Жалобы, исходя из имеющихся в Конкурсной документации сведений, не представляется возможным рассчитать размер обеспечения победителем Конкурса обязательств по соглашению. По мнению Заявителя, Организатор торгов в нарушение требований пункта 12 Правил
не указал в Конкурсной документации достаточные для расчета такого размера сведения.
-
-
На рассмотрении Жалобы Организатор торгов пояснил, что условиями Конкурсной документации установлен размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению, который составляет 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой
как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных
в документации об отборе в течение соответствующего года, что соответствует требованиям Правил. Максимально допустимая величина валовой выручки регионального оператора, а также порядок расчета прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора приведены в приложении 2 Конкурсной документации и опубликованы в общем доступе на официальном сайте. Претенденту на участие в Конкурсе необходимо самостоятельно осуществить расчет исходя из сформированного им конкурсного предложения
по приведенной стоимости услуг регионального оператора.
В соответствии с подпунктом «ц» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о размере, порядке и сроках предоставления обеспечения исполнения победителем обязательств по соглашению.
В силу пункта 16 Правил размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой
как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных
в документации об отборе, в течение соответствующего года.
Комиссия ФАС России установила, что размер обеспечения исполнения обязательств по соглашению, определенный Организатором торгов в размере
5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, в течение соответствующего года, соответствует требованиям пункта 16 Правил.
Кроме того, приложением № 2 к Конкурсной документации установлена максимальная допустимая величина приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности за весь период присвоения статуса в размере
16 465 730 590 рублей и порядок расчета прогнозной выручки регионального оператора.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.
-
-
-
Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации в нарушение требований пункта 12 Правил не установлен срок подписания соглашения
по результатам Конкурса. Имеющаяся в Конкурсной документации отсылка
к приказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12.12.2016 № 424 (далее – Приказ № 424) не свидетельствует об исполнении требований Правил в части установления в документации срока подписания соглашения, поскольку Приказ № 424 не размещен на официальном сайте.
-
-
Согласно позиции Организатора торгов Приказом № 424 установлены сроки заключения соглашения. Приказ № 424 размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края, а также на сайте Организатора торгов.
В соответствии с подпунктом «ш» пункта 12 Правил документация
о конкурсном отборе должна содержать срок подписания соглашения.
Разделом 10 Конкурсной документации установлено, что соглашение
по результатам Конкурса заключается в соответствии с положениями Приказа № 424.
Пунктом 3 Приказа № 424 установлено, что организатор конкурсного отбора в течение 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурсного отбора направляет победителю конкурсного отбора либо единственному участнику конкурсного отбора проект соглашения.
Пунктом 4 Приказа № 424 установлено, что победитель конкурсного отбора обязан подписать соглашение и направить организатору конкурсного отбора 2 экземпляра подписанного соглашения в срок, не позднее чем через 10 рабочих дней со дня направления проекта соглашения организатором конкурсного отбора для подписания.
Комиссия ФАС России установила, что Конкурсная документация содержит отсылку к Приказу № 424, который размещен в свободном доступе
на официальном сайте администрации Краснодарского края, на сайте Организатора торгов и доступен всем заинтересованным лицам к прочтению.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.
4. Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации содержатся разночтения в части указания единицы измерения по критерию исполнительности в днях, в то время как величина критерия установлена
в рабочих днях. По мнению Заявителя, указанное приводит к неопределенности при составлении предложений по критериям, непонятно в каких днях (рабочих или календарных) будет принято и оценено Организатором торгов значение
по критерию исполнительности, предложенное участником.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что значение по критерию исполнительности определено
в рабочих днях.
В Приложении 4 к Конкурсной документации в таблице «Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения
и величина значимости критериев» указаны максимальное значение критерия исполнительности, минимальное значение критерия исполнительности, величина значимости критерия исполнительности и предельные значения присваиваемых баллов по итогам оценки заявок.
Комиссия ФАС России установила, что согласно Приложению 4
к Конкурсной документации величина значимости критерия исполнительности установлена в рабочих днях, иного толкования значения по критерию исполнительности в Конкурсной документации не усматривается.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы не обоснован.
5. Согласно доводу Жалобы, по мнению Заявителя, установленные Организатором торгов предельные значения по критериев надежности, оперативности и исполнительности не пропорциональны количеству присваиваемых баллов, в связи с чем не позволят справедливо оценить предложения участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 51 Правил оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения
в соответствии с критериями конкурсного отбора.
Согласно Приложению 4 к Конкурсной документации максимальное значение по критерию надежности составляет 40 нарушений графика вывоза мусора, минимальное значение – 20 нарушений; количество баллов, присваиваемых за указание значения критерия надежности - не более 20 (включительно) случаев – 2; от 21 до 40 (включительно) случаев – 1.
по критерию оперативности максимальное значение составляет 30 дней со дня обращения потребителя, минимальное значение – 20 дней; количество баллов, присваиваемых при указании значения критерия оперативности
не более 20 дней со дня обращения (включительно) – 2; от 21 до 30 дней со дня обращения (включительно) – 1.
по критерию исполнительности максимальный срок возмещения убытков потребителям составляет 10 рабочих дней, минимальный – 5; при указании срока возмещения убытков потребителям по критерию исполнительности
«в течение 5 рабочих дней» присваивается 10 баллов, от 6 до 10 рабочих дней –5 баллов.
Комиссия ФАС России установила, что при указании значимости
по критерию надежности 1 нарушение графика вывоза твердых коммунальных отходов и 20 нарушений в обоих случаях присваивается 2 балла,
а при указании значения на 1 нарушение больше (21 нарушение) количество присваиваемых баллов уменьшается в 2 раза.
На рассмотрении Жалобы представитель Организатора торгов не пояснил, как установленный расчет присваиваемых баллов приведет к выбору регионального оператора, предложение которого содержит лучшее предложение.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что лучшее условие исполнения соглашения в соответствии с критериями, установленными
в Конкурсной документации, в нарушение требований пункта 51 Правил
не будут выявлены при проведении оценки заявок участников Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы обоснован.
Согласно представленному Организатору торгов протоколу № 1 Заседания на предмет вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне по извещению № 150920/11426559/02 от 17.11.2020
2 допущенных участника подали в составе заявок следующие предложения
по значению приведенной стоимости: 5 182 753 400 рублей и 5 699 805 056 рублей, что превышает 1 предложение на 9%. Таким образом, в соответствии
с пунктом 52 Правил у Организатора торгов отсутствует необходимость
в сопоставлении заявок по критериям надежности, оперативности, открытости и исполнительности.
При этом, допущенные Организатором торгов нарушения не повлияли
на итоги Конкурса.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «УК «Жильё» на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тихорецкой зоне деятельности (извещение
№ 150920/11426559/02) обоснованной в части ненадлежащего установления порядка оценки заявок по критериям конкурсного отбора.
2. Предписание организатору торгов – Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края не выдавать.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.