Решение №04/54201/23 Решение по делу 04/10/18.1-326/2023 от 7 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-326/2023
по результатам рассмотрения жалобы <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Дата принятия решения: 04.07.2023 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
– <...> – паспорт гражданина Российской Федерации;
– Финансового управляющего <...> – уведомлена надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явилась;
– АО «Сбербанк-АСТ» – уведомлено надлежащим образом, представители
на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 27.06.2023 № 1282984 (вх. № 96864-ИП/23 от 27.06.2023) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника <...>: машино-место № 282 (сообщение в ЕФРСБ № 11519758, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 27.06.2023 № 1282984 (вх. № 96864-ИП/23 от 27.06.2023) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника <...>: машино-место № 282 (сообщение в ЕФРСБ № 11519758, лот № 1) (далее – Торги, Жалоба). Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Торгов были
нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.
В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных
правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.
При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного
Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.
Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
20.05.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов – финансовым управляющим <...> (далее – Организатор торгов) было опубликовано сообщение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru (далее – сайт Оператора), дата начала подачи заявок на участие в Торгах – 22.05.2023 в 09:00 (МСК), дата окончания срока приема заявок на участие в Торгах – 26.06.2023 в 09:00 (МСК), начальная цена продажи имущества должника – 690 300,00 руб., размер задатка – 10%.
График снижения цены:
Дата и время |
Дата и время |
Начальная цена |
22.05.2023 в 09:00 |
27.05.2023 в 09:00 |
690 300,00 руб. |
28.05.2023 в 09:00 |
02.06.2023 в 09:00 |
621 270,00 руб. |
03.06.2023 в 09:00 |
08.06.2023 в 09:00 |
552 240,00 руб. |
09.06.2023 в 09:00 |
14.06.2023 в 09:00 |
483 210,00 руб. |
15.06.2023 в 09:00 |
20.06.2023 в 09:00 |
414 180,00 руб. |
21.06.2023 в 09:00 |
26.06.2023 в 09:00 |
345 150,00 руб. |
Торги проводятся в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495
(далее – Порядок), Требованиями к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, Регламентом торговой секции «Продажа имущества (предприятия) банкротов» универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ», утвержденным Генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» <...> 01.03.2023 (далее – Регламент), Регламентом универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ», утвержденным Генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» <...> 21.04.2023.
Согласно Жалобе Заявитель принял решение принять участие в Торгах. 20.06.2023 в 08:59 Заявителем была подана заявка на участие в Торгах с приложением необходимых документов.
Однако, заявка Заявителя на участие в Торгах была отклонена Оператором с указанием причины: «Раздел «Документы, подтверждающие соответствие Участника установленным требованиям» надо оставить пустым».
По мнению Заявителя, загрузка документов в раздел «Дополнительные документы» не может являться причиной для отклонения заявки Оператором. Кроме того, полномочиями по отклонению заявки на участие в Торгах обладает Организатор торгов, а не Оператор.
Таким образом, при отклонении заявки Заявителя на участие в Торгах Оператором были нарушены требования Закона о банкротстве и Порядка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством
публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов,
при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит
участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
В силу пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение о допуске заявителя к участию в торгах, решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается организатором торгов.
В соответствии с пунктом 6.1.3 Порядка торги посредством публичного предложения проводятся с учетом положений, предусмотренных пунктом 6.1.3 Порядка.
Представление и рассмотрение заявок, определение участников торгов и принятие решений о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в торгах осуществляются в порядке, предусмотренном главами IV и V Порядка.
Согласно пункту 5.1 Порядка определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о банкротстве.
Пунктом 5.2 Порядка предусмотрено, что оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах,
порядкового номера регистрации каждой заявки.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5.3.1 Регламента.
Согласно пункту 3.2.9 Регламента заявка на участие не может быть принята Оператором в случае:
а) подачи заявителем второй заявки в отношении одного и того же лота при условии, что поданная ранее заявка таким заявителем не отозвана;
б) подачи заявки по истечении или ранее установленного срока подачи заявок;
в) некорректного заполнения формы заявки на участие, в том числе не заполнения полей, являющихся обязательными для заполнения.
Если система не принимает заявку, Оператор уведомляет заявителя соответствующим системным сообщением о причине непринятия заявки на участие.
В письменных пояснениях Оператор указал, что 20.06.2023 в 08:59:20 Заявителем была подана заявка на участие в Торгах, которая была отклонена Оператором по причине: «Результат проверки документа: Раздел «Документы, подтверждающие соответствие Участника установленным требованиям» надо оставить пустым». Заявитель в составе заявки на участие в Торгах прикрепил документы в поле «Документы, подтверждающие соответствие Заявителя установленным требованиям только для закрытых торгов», при этом процедура является открытой. При заполнении формы заявки на участие в Торгах Заявитель видел название поля, в которое прикреплял документ: «Документы, подтверждающие соответствие Заявителя установленным требованиям только для закрытых торгов».
Оператор уведомил Заявителя соответствующим системным сообщением о причине непринятия заявки на участие в Торгах при отклонении заявки: «Результат проверки документа: Раздел «Документы, подтверждающие соответствие Участника установленным требованиям» надо оставить пустым».
Согласно сообщению о проведении Торгов, размещенному в ЕФРСБ, форма подачи предложений о цене – открытая.
Комиссией ФАС России установлено, что Заявитель в заявке на участие в торгах в строке (разделе) «Документы, подтверждающие соответствие Заявителя установленным требованиям только для закрытых торгов» прикрепил архив в формате «zip», в котором содержались скан-копия паспорта и ИНН Заявителя.
Законом о банкротстве и Порядком не предусмотрено право Оператора на отклонение им заявки в случае включения в состав такой заявки дополнительных документов (сведений). Кроме того, решение о допуске заявителя к участию в торгах, решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается
исключительно организатором торгов (согласно пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктами 4.3 и 6.1.3 Порядка заявка не может быть принята Оператором (должна быть отклонена) в случае подачи повторной заявки на участие в одних и тех же торгах (заявка в начале должна быть отозвана и подана повторно), а также в случае подачи в составе заявки предложения о цене, которое ниже начальной цены продажи имущества или предприятия должника, установленной
для этого периода проведения торгов.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Оператора по отклонению заявки Заявителя содержат признаки нарушения пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу <...> от 27.06.2023 № 1282984 (вх. № 96864-ИП/23 от 27.06.2023) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника <...>: машино-место
№ 282 (сообщение в ЕФРСБ № 11519758, лот № 1), обоснованной.
2. Выдать организатору торгов – финансовому управляющему <...> оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может
быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
решения или выдачи предписания.