Решение №04/27063/23 Решение № 04/10/18.1-117/2023 от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-117/2023
по результатам рассмотрения жалобы ИП
<...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 05.04.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  ИП <...>: паспорт гражданина Российской Федерации;

– АО «РАД»: <...> – доверенность от 01.01.2023 №Д-011;

– <...> – уведомлен надлежащим способом, представители
на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП <...>, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 28.03.2023
№ 78/6900/23 (вх. № 45741-ЭП/23 от 28.03.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» при проведении аукциона по продаже имущества должника
<...> (сообщение в ЕФРСБ 10760121, извещение
на АО «РАД» № РАД-325225) (далее – Жалоба), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ИП <...> (далее – Заявитель), направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 28.03.2023 № 78/6900/23 (вх. № 45741-ЭП/23 от 28.03.2023),
на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД»
(далее – Оператор) при проведении аукциона по продаже имущества должника
<...> (сообщение в ЕФРСБ 10760121, извещение на АО «РАД»
№ РАД-325225) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Аукциона
были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона
о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено. Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

31.01.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве конкурсным управляющим – <...> (далее – Организатор торгов) было опубликовано сообщение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке АО «РАД», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.lot-online.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Аукционе – 14.02.2023 10:00, дата окончания срока приема заявок на участие в Аукционе – 21.03.2023 18:00, дата и время проведения Аукционе – 24.03.2023 в 13:00, начальная цена продажи имущества должника – 4 377 993,05 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Требованиями к операторам электронных площадок, к электронным площадкам,
в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым
и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Требования), Регламентом Системы электронных торгов (СЭТ) АО «РАД» при проведении электронных торгов
при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых
в банкротстве (далее – Регламент).

Согласно Жалобе Заявитель принял решение принять участие в Аукционе. Однако 23.03.2023 при попытке оплаты задатка для участия в Аукционе Заявитель
не смог перечислить денежные средства в размере задатка по причине указания Организатором торгов неверных реквизитов для его перечисления (некорректный БИК), после чего Заявителем в 09:47 у Организатора торгов были запрошены верные реквизиты и в 09:50 задаток был оплачен Заявителем.

24.03.2023 в 00:15 Заявитель получил сообщение от Оператора о допуске
к участию в Аукционе.

24.03.2023 в 12:50 (перед началом Аукциона) Заявитель предпринял попытку зайти на сайт Оператора, однако сайт Оператора был недоступен. В период времени с 13:00 до 13:30 Заявитель смог зайти на сайт Оператора, однако открыть страницу Аукциона на сайте Оператора не представлялось возможным.

В период времени с 13:13 до 13:26 24.03.2023 Заявитель смог зайти
на страницу Аукциона на сайте Оператора, отображалась информация, что в ходе Аукциона участниками Аукциона было сделано 13 ставок, текущая цена – 7 004 788,85 руб. Заявитель предпринял попытку увеличить текущую цену на шаг Аукциона, однако кнопка «Подать предложение» не была активна.

24.03.2023 в 13:30 сайт Оператора «выкинул» Заявителя из Личного кабинета на сайте Оператора и вновь зайти не представлялось возможным, после чего в 14:00 Заявитель обратился посредством электронной почты в техническую поддержку сайта Оператора с приложением скриншотов неработоспособности сайта Оператора в период Аукциона (далее – скриншоты).

В 14:00-14:30 24.03.2023 Заявитель смог зайти на сайт Оператора, однако
ни один из лотов не открывался.

24.03.2023 в 15:00 сайт Оператора стал работать исправно, однако статус Аукциона отображался «Процедура по лоту проведена», последнее ценовое предложение – 7 004 788,85 руб.

В подтверждение вышеизложенного Заявителем в составе Жалобы приложены видеозаписи сбоя на сайте Оператора (далее – видеозаписи).

Таким образом, по мнению Заявителя, Оператором не была обеспечена бесперебойная работа сайта Оператора в период проведения Аукциона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 110 Закона о банкротстве торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.

Согласно пункту 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах.

Для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.

В соответствии с пунктом 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника
в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Законом
о банкротстве.

Согласно подпункту «д» пункта 2.1 Требований электронная площадка должна обеспечивать свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, заявителям на участие
в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации, в том числе согласно порядку проведения торгов.

Согласно пункту 4.1 Порядка для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка заявители, допущенные к участию
в торгах, признаются участниками торгов.

Согласно пункту 6.1 Порядка в торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов. Аукцион проводятся на электронной площадке
в день и время, указанные в электронном сообщении о продаже.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Порядка предложения о цене заявляются участниками торгов открыто и размещаются оператором электронной площадки
на электронной площадке в соответствии с подпунктом «г» пункта 8.1 Порядка
с указанием точного времени их поступления, а также времени, оставшегося
до истечения срока представления таких предложений.

Согласно пункту 2.3 Регламента электронная площадка функционирует круглосуточно непрерывно в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ.

В соответствии с подпунктами «а», «в» и «д» пункта 2.1 Регламента оператор электронной площадки, электронная площадка обеспечивают:

–  возможность проведения торгов в соответствии с Порядком;

–  равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах, в том числе
к информации о проведении торгов, без взимания с них платы;

–  свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, претендентам, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации, в том числе согласно Порядку.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что 24.03.2023 в день проведения Аукциона сайт Оператора работал
в штатном режиме, технических сбоев в работе сайта Оператора зафиксировано
не было. В обозначенное время у авторизованных на сайте Оператора пользователей не возникало проблем при входе в Личный кабинет, подаче ценовых предложений.

Согласно Журналу подачи ценовых предложений в ходе Аукциона с 13:00
до 13:13 было подано 13 ценовых предложений, после чего Аукцион был автоматически завершен посредством функционала сайта Оператора.

По мнению представителя Оператора, некорректная работа сайта Оператора
у Заявителя могла возникнуть по причине некорректной работы персонального компьютера и программных средств на стороне Заявителя.

Таким образом, по мнению представителя Оператора, Оператором во время Аукциона была обеспечена непрерывность проведения Аукциона, в том числе посредством использования независимо расположенных и имеющих отдельные каналы связи основного и резервного серверов, бесперебойность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения торгов.

Согласно пункту 11 Пользовательского соглашения в целях защиты системы сайта Оператора от несанкционированного доступа к функциям и данным сайта Оператора, администрацией сайта Оператора предусмотрено автоматическое завершение рабочей сессии в случае одновременной работы пользователя сайта Оператора на нескольких вкладках браузера.

Оператором также была предоставлена инфографика с ГИС «Независимый регистратор», согласно которой сайт Оператора в период проведения Аукциона
по торгам, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, функционировал надлежащим образом.

Комиссией ФАС России в ходе изучения документов и сведений, представленных Заявителем и Оператором, установлено, что Аукцион начался 24.03.2023 в 13:00, в установленное сообщением о проведении Аукциона время.
В соответствии с Протоколом об определении участников Аукциона от 24.03.2023

на участие в Аукционе было подано 6 заявок, в том числе заявка Заявителя.
К участию в Аукционе были допущены 5 участников, в том числе Заявитель. Согласно информации, размещенной на странице Аукциона на сайте Оператора, участие в Аукционе приняли 3 участника.

На странице Аукциона на сайте Оператора указано, что «Время проведения процедуры 24.03.2023 c 13:00 Торги при отсутствии предложений длятся не менее часа и автоматически продлеваются на 30 минут с момента подачи последнего предложения».

Согласно Журналу подачи ценовых предложений, представленному Организатором торгов, последнее ценовое предложение было подано 24.03.2023
в 13:13:10 в размере 7 004 788,85 руб., всего в ходе Аукциона было подано
13 ценовых предложений.

Таким образом, Аукцион завершился посредством функционала сайта оператора 24.03.2023 в 13:43:10.

Комиссией ФАС России в ходе изучения видеозаписей установлено,
что Интернет-соединение Заявителя во время проведения Аукциона работало надлежащим образом, страницы в веб-браузере прогружались, переход по ссылкам происходил соответствующим образом.

Из представленной Заявителем видеозаписи «1-bandicam 2023-03-24
13-40-50-909.mp4» следует, что Заявитель пытался осуществить вход в карточку Аукциона на сайте Оператора 24.03.2023 в 13:40 (о чем свидетельствует серверное время, расположенное в верхней части страницы сайта Оператора), карточка Аукциона «грузится», никаких новых данных не прогружается. При этом иные сайты, на которые переходит Заявитель, загружаются быстро и корректно.

На видеозаписи «2-bandicam 2023-03-24 13-44-36-060.mp4», сделанной 24.03.2023 с 13:44 (после окончания Аукциона) видно, что иные сайты также загружаются, Заявитель предпринимает попытку входа в Личный кабинет на сайте Оператора посредством электронно-цифровой подписи, Интернет-соединение стабильно, Заявитель успешно осуществляет вход на другие сайты посредством электронно-цифровой подписи, однако сайт Оператора «висит», в связи с чем Заявителю не удается пойти в Личный кабинет на сайте Оператора.

Согласно представленной Заявителем видеозаписи «3-bandicam 2023-03-24
13-53-55-694.mp4» 24.03.2023 в период с 13:53 по 14:08 (после окончания Аукциона) Заявитель также пытался авторизоваться на сайте Оператора посредством электронно-цифровой подписи. При этом Комиссия ФАС России отмечает,
что в карточке Аукциона информация об окончании процедуры торгов
не отображается.

На видеозаписи «4-bandicam 2023-03-24 14-12-39-576.mp4», сделанной в 14:12 (после окончания Аукциона) видно, что Заявитель смог авторизоваться на сайте Оператора. Кроме того, на видеозаписи видно раздел «Последнее входящие непрочитанные сообщения», среди которых последнее от 24.03.2023 в 13:10
«О начале процедуры по продаже земельного участка». Информации об окончании Аукциона также не содержится. На видеозаписи «5-bandicam 2023-03-24
14-14-41-046.mp4», сделанной 24.03.2023 с 14:14, также можно наблюдать некорректную работу сайта Оператора при работе с ним.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что из представленных видеозаписей, а также скриншота от 24.03.2023 в 13:31:54
(в ходе Аукциона), согласно которому при попытке входа на сайт Оператора посредством электронно-цифровой подписи происходила загрузка, следует,
что Заявитель пытался осуществить вход в Личный кабинет на сайте Оператора
с целью подать ценовое предложение в ходе Аукциона. При это Заявитель
не был осведомлен, что Аукцион был завершен 24.03.2023 в 13:43.

Комиссия ФАС России также отмечает, что инфографика с ГИС «Независимый регистратор», представленная представителем Оператора, относится к торгам, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации
о контрактной системе, и не может свидетельствовать о бесперебойной работе сайта Оператора при проведении торгов в торговой секции сайта Оператора «Имущественные торги».

На основании изложенного, проанализировав совокупность представленных Заявителем материалов, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что 24.03.2023 при проведении Аукциона Оператором не была обеспечена бесперебойная работа сайта Оператора и Оператором не были соблюдены требования подпункта «д» пункта 2.1 Требований и пункта 2.1Регламента.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ИП <...>, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 28.03.2023 № 78/6900/23 (вх. № 45741-ЭП/23 от 28.03.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» при проведении аукциона по продаже имущества должника <...> (сообщение в ЕФРСБ 10760121, извещение на АО «РАД» № РАД-325225) обоснованной.

 

2.  Выдать конкурсному управляющему – <...>, оператору электронной площадки – АО «РАД» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может
быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

АО "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351