Решение №04/100958/19 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-143/2019 по результатам рассмотрения жа... от 18 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-143/2019
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭКО-РЕСУРС»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 13.11.2019                                                         г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 2 в составе:

(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «ЭКО-РЕСУРС», направленную письмом Еврейского УФАС России от 23.10.2019 № 4-2499, на действия (бездействие) организатора торгов – Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению в твердыми коммунальными отходами в Еврейской автономной области (извещение № 100919/4324348/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «ЭКО-РЕСУРС» (далее – Заявитель), направленная письмом Еврейского УФАС России от 23.10.2019 № 4-2499, на действия (бездействие) организатора торгов – Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению в твердыми коммунальными отходами в Еврейской автономной области (извещение № 100919/4324348/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

10.09.2019 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 11.09.2019; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 02.10.2019; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе– 03.10.2019.

1. Согласно Жалобе фотофиксация вскрытия конвертов с заявками Организатором торгов не осуществлялась, а озвученная Организатором торгов в размере 7 500 000 000 руб. приведенная стоимость услуги регионального оператора, содержащаяся в заявке второго участника Конкурса, не соответствует указанной в Протоколе № 2 рассмотрения заявок участников конкурсного отбора, результатов проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Еврейской автономной области (Извещение о проведении торгов от 10.09.2019 № 100919/4324348/01) от 09.10.2019 (далее – Протокол рассмотрения заявок).

При этом аудиозаписи и (или) фотофиксации процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе Заявителем не представлено.

В соответствии с пунктом 41 Правил организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и фотофиксации документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок. Заявители (представители заявителей по доверенности), присутствующие при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять фотофиксацию документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок, аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов.

Согласно пояснениям представителя Организатора торгов при рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России в ходе процедуры вскрытия конвертов фотофиксация процедуры вскрытия конвертов Организатором торгов не осуществлялась, при этом возможность ее осуществления иным лицам, присутствующим на процедуре вскрытия конвертов, была обеспечена. Организатором торгов была произведена фотофиксация заявок на участие в Конкурсе после завершения процедуры вскрытия конвертов.

Таким образом, принимая во внимание, что по требованиям Правил организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление фотофиксации лицам, присутствующим при вскрытии конвертов с заявками, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя в данной части.

Относительно оглашения приведенной стоимости услуги регионального оператора, содержащейся в заявке второго участника Конкурса, Комиссией ФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 40 Правил сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками, наименование, почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных документацией об отборе, значения критериев конкурсного отбора, указанные в заявке, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Правил приведенная стоимость услуги регионального оператора является критерием оценки и сопоставления заявок.

Вместе с тем Протокол № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Еврейской автономной области (Извещение о проведении торгов от 10.09.2019 № 100919/4324348/01) от 03.10.2019 (далее – Протокол вскрытия конвертов) не содержит значений критериев Конкурса, указанных в заявках, а также представленная Организатором торгов аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками свидетельствует о том, что значения приведенной стоимости услуги регионального оператора, указанные в заявках на участие в Конкурсе, не объявлялись.

Таким образом, Организатором торгов при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и составлении Протокола вскрытия конвертов были нарушены требования пункта 40 Правил.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что согласно материалам фотофиксации, представленным Организатором торгов, значение приведенной стоимости услуги регионального оператора, указанное в заявке второго участника Конкурса, составляет 7 020,39 тыс. рублей и соответствует значению, указанном в Протоколе рассмотрения заявок.

Учитывая изложенное, у Комиссии ФАС России отсутствует подтверждение, что Организатором торгов при вскрытии конвертов было озвучено значение приведенной стоимости услуги регионального оператора, указанной в заявке второго участника Конкурса, в размере 7 500 000 000 рублей.

2. Согласно Жалобе указанный в территориальной схеме в качестве единственного в Еврейской автономной области полигон размещения ТКО оператора ООО «Спецкомбинат» приказом Росприроднадзора от 24.07.2017 № 363 исключен из государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО). Информация о тарифе на услуги по захоронению ТКО ООО «Спецкомбинат» в Конкурсной документации отсутствует. По мнению Заявителя, указанное обстоятельство не позволяет участнику конкурсного отбора и в последующем региональному оператору произвести расчет единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Комиссией ФАС России установлено, что Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области утверждена приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области № 4 от 09.01.2017 (далее – Территориальная схема).

Разделом 9.1 Территориальной схемы установлено, что в настоящее время на территории Еврейской автономной области полноценно действует только один полигон твёрдых бытовых отходов в городе Биробиджан, эксплуатирующей организацией которого является ООО «Спецкомбинат», который должен принимать всё количество ТБО, образующихся в области.

Согласно пункту 7.1 Конкурсной документации описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны приведены в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области, размещенной на официальном сайте органов государственной власти Еврейской автономной области в телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем в соответствии с пунктом 7.3 Конкурсной документации на территории Еврейской автономной области расположено 3 объекта, предназначенных для размещения отходов и включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Из них 2 объекта предназначены для размещения промышленных отходов (полигон структурного подразделения филиала «Хабаровская теплосетевая компания» АО «Дальневосточная генерирующая компания» «Биробиджанская ТЭЦ», полигон общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат») и 1 объект – для размещения твердых коммунальных отходов (общества с ограниченной ответственностью «Полигон»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, Конкурсная документация в части указания направлений транспортирования твердых коммунальных отходов не соответствует Территориальной схеме, что является нарушением подпункта «б» пункта 12 Правил.

Кроме того, в приложении № 1 к Конкурсной документации приведена информация о предельных тарифах операторов ООО «Южное село», ООО «Полигон», АУ «Чистое село» на 2019-2020 гг.

Информация о тарифе ООО «Спецкомбинат», указанном в Территориальной схеме, в Конкурсной документации отсутствует.

Подпунктом «л» пункта 12 Правил установлено, что документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при составлении Конкурсной документации Организатором торгов нарушены требования подпункта «л» пункта 12 Правил.

В ходе рассмотрения Жалобы на заседании Комиссией ФАС России 06.11.2019 в 11:00, возобновленном после объявления перерыва 30.10.2019, представитель Заявителя отказался от обжалования иных действий Организатора торгов, указанных в жалобе от 16.10.2019 № 59, поступившей в ФАС России письмом Еврейского УФАС России от 23.10.2019 № 4-2499.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 68 Правил при первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную разделом 9 Правил.

В соответствии с пунктом 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил (при первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора), организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора: критерий мощности; критерий квалифицированности; критерий обеспеченности; критерий экологичности.

При повторном проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора пунктами 20, 21 Правил установлено, что критериями оценки и сопоставления заявок являются приведенная стоимость услуги регионального оператора и качество услуги регионального оператора: критерий надежности, критерий оперативности, критерий открытости, критерий исполнительности.

Общие правила оценки и сопоставления заявок установлены разделом 8 Правил.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы с учетом пояснений представителя Организатора торгов было установлено, что ранее 15.10.2018 по итогам проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Еврейской автономной области (извещение № 200818/4324348/03) между Организатором торгов и Заявителем было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Еврейской автономной области. Указанное соглашение было расторгнуто 28.12.2018 на основании Дополнительного соглашения к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Еврейской автономной области от 15.10.2018.

Таким образом, конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с извещением № 100919/4324348/01 в отношении территории Еврейской автономной области проводится повторно.

Соответственно, в отношении Конкурса не могут быть применены положения пункта 22 и раздела 9 Правил.

Вместе с тем разделом 8 Конкурсной документации установлены критерии конкурса, а также порядок их оценки, соответствующие пункту 22, разделу 9 Правил.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при составлении Конкурсной документации Организатором торгов нарушены требования пункта 21, раздела 8 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭКО-РЕСУРС», направленную письмом Еврейского УФАС России от 23.10.2019 № 4-2499, на действия организатора торгов – Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению в твердыми коммунальными отходами в Еврейской автономной области (извещение № 100919/4324348/01), обоснованной в части несоответствия информации о направлении транспортирования отходов в Конкурсной документации Территориальной схеме, отсутствия в Конкурсной документации информации о тарифе оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым региональный оператор обязан заключить договор в соответствии с Территориальной схемой.

2. Выдать организатору торгов – Управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны