Решение №04/17937/23 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-80/2023 от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-80/2023

по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 07.03.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  <...> – паспорт гражданина Российской Федерации;

–  АО «РАД»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>
от 21.02.2023 № б/н, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России
от 27.02.2023 № 78/4026/23 (вх. № 29019-ЭП/23 от 27.02.2023), письмом Московского УФАС России от 27.02.2023 № ЕИ/8545/23 (вх. № 29272-ЭП/23
от 28.02.2023), на действия (бездействие) оператора электронной
площадки –
АО «РАД» при организации и проведении торгов
по продаже посредством публичного предложения имущества должника ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (сообщение в ЕФРСБ № 10662543, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 21.02.2023 № б/н, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2023 № 78/4026/23 (вх. № 29019-ЭП/23 от 27.02.2023), письмом Московского УФАС России от 27.02.2023 № ЕИ/8545/23 (вх. № 29272-ЭП/23 от 28.02.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (сообщение в ЕФРСБ № 10662543, лот № 1) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона
о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено. Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

31.01.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов – АО «РАД» (далее – Организатор торгов) было опубликовано сообщение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «РАД», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.lot-online.ru (далее – сайт Оператора), дата начала подачи заявок на участие в Торгах – 02.02.2023, дата окончания срока приема заявок на участие в Торгах – 12.05.2023, начальная цена продажи имущества должника – 232 875,00 руб., размер задатка – 10%.

График снижения цены:

1 этап: 02.02.2023 – 10.02.2023, цена 232 875,00 руб.;

2 этап: 11.02.2023 – 17.02.2023, цена 215 176,50 руб.;

3 этап: 18.02.2023 – 24.02.2023, цена 197 478,00 руб.;

4 этап: 25.02.2023 – 03.03.2023, цена 179 779,50 руб.;

5 этап: 04.03.2023 – 10.03.2023, цена 162 081,00 руб.;

6 этап: 11.03.2023 – 17.03.2023, цена 144 382,50 руб.;

7 этап: 18.03.2023 – 24.03.2023, цена 126 684,00 руб.;

8 этап: 25.03.2023 – 31.03.2023, цена 108 985,50 руб.;

9 этап: 01.04.2023 – 07.04.2023, цена 91 287,00 руб.;

10 этап: 08.04.2023 – 14.04.2023, цена 73 588,50 руб.;

11 этап: 15.04.2023 – 21.04.2023, цена 55 890,00 руб.;

12 этап: 22.04.2023 – 28.04.2023, цена 38 191,50 руб.;

13 этап: 29.04.2023 – 05.05.2023, цена 20 493,00 руб.;

14 этап: 06.05.2023 – 12.05.2023, цена 2 794,50 руб.;

Торги проводятся в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Требованиями к операторам электронных площадок, к электронным площадкам,
в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым
и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Требования), Регламентом Системы электронных торгов (СЭТ) АО «РАД» при проведении электронных торгов
при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых
в банкротстве (далее – Регламент).

Согласно Жалобе Заявитель принял решение участвовать в Торгах,
однако 19.02.2023 в 13:50 при попытке подать заявку на участие в Торгах
на сайте Оператора отображалось всплывающее окно следующего содержания: «Внимание! Для участия в процедуре по этому направлению продаж требуется обязательная аккредитация на аукционной площадке. Подать заявление
на аккредитацию?» (далее – Ошибка).

При этом в личном кабинете Заявителя на сайте Оператора аккредитация
по направлению «Имущество должников» была получена 02.02.2023 и действует
до 02.02.2024, денежные средства на лицевом счете имелись в достаточном для участия в Торгах количестве.

В 19.02.2023 в 13:52 Заявитель посредством электронной почты обратился
в службу технической поддержки сайта Оператора с указанием на невозможность подачи заявки на участие в Торгах по причине отсутствия аккредитации
по направлению «Имущество должников» на сайте Оператора.

19.02.2023 в 14:03 Заявителем был получен ответ от службы технической поддержки сайта Оператора, согласно которому Заявителю рекомендовалось перезайти в личный кабинет на сайте Оператора и повторить попытку подачи заявки на участие в Торгах.

Таким образом, ввиду технического сбоя в работе сайта Оператора во время проведения Торгов Заявитель был лишен возможности подать заявку на участие
в Торгах до 14:00 19.02.2023 – момента окончания срока приема заявок на участие
в Торгах.

В подтверждение вышеуказанного Заявителем в составе Жалобы приложены скриншоты и видеозапись экрана персонального компьютера Заявителя (далее – скриншоты, видеозапись).

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения
в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка и пунктом 7.1 Регламента для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и пунктом 4.1 Порядка, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «д», «ж», «з», «и» пункта 2.1 Требований электронная площадка должна обеспечивать, в том числе:

–  возможность проведения торгов в соответствии с Порядком;

–  функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной площадки;

–  равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах;

–  свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
в течение всего времени проведения торгов, в том числе участникам торгов;

–  обслуживание не менее 50 000 http-запросов в час к любым
веб-страницам электронной площадки;

–  одновременное участие в работе электронной площадки не менее
чем пятисот пользователей, зарегистрированных на электронной площадке,
и пятисот пользователей, не зарегистрированных на электронной площадке,
со временем ответа на обращение к электронной площадке не более 3 000 мс. Работа на электронной площадке зарегистрированных на электронной площадке лиц должна обеспечиваться вне зависимости от числа обращений
к электронной площадке не зарегистрированных на электронной площадке лиц
(за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц);

–  непрерывность проведения торгов, в том числе посредством использования независимо расположенных и имеющих отдельные каналы связи основного
и резервного серверов, бесперебойность функционирования программных
и технических средств, используемых для проведения торгов (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки
в результате действий третьих лиц).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 2.1, 2.3, 2.4 Регламента.

Согласно пункту 5.1 Регламента для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 5.2 Регламента один заявитель может иметь
на электронной торговой площадке одну учетную запись, от имени которой имеет право действовать на электронной площадке.

Согласно пункту 5.3.2 Регламента регистрация заявителя с присвоением статуса пользователя (Организатор и (или) Претендент) (далее – аккредитации), позволяющего ему производить конкретные операции на электронной торговой площадке в зависимости от приобретенного статуса. Необходимым условием присвоения пользователю статуса Организатора и (или) Претендента является предоставление пользователем необходимого и достаточного для каждого статуса перечня документов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что 19.02.2023 в день проведения Торгов сайт Оператора работал
в штатном режиме, технических сбоев зафиксировано не было. В обозначенное время у авторизованных на сайте Оператора пользователей не возникало проблем при подаче заявок на участие в торгах, проводимых на сайте Оператора.

В подтверждение работоспособности сайта Оператора в период проведения Торгов представителем Оператора на рассмотрении Жалобы Комиссией
ФАС России представлен Реестр торгов, проводимых на сайте Оператора, согласно которому в 19.02.2023 в период времени с 13:00 до 14:40 на сайте Оператора была подана 41 заявка на участие в торгах, проводимых на сайте Оператора.

По мнению представителя Оператора некорректная работа сайта Оператора
у Заявителя могла возникнуть по причине некорректной работы персонального компьютера и программных средств на стороне Заявителя.

Согласно пункту 11 Пользовательского соглашения в целях защиты системы сайта Оператора от несанкционированного доступа к функциям и данным сайта Оператора, администрацией сайта Оператора предусмотрено автоматическое завершение рабочей сессии в случае одновременной работы пользователя сайта Оператора на нескольких вкладках браузера.

В связи с тем, что на представленных Заявителем в составе Жалобы скриншотах и видеозаписи видно, что у Заявителя одновременно открыты две вкладки сайта Оператора, по мнению представителя Оператора, возникающая
у Заявителя Ошибка при подаче заявки на участие в Торгах могла возникнуть вследствие несоблюдения Заявителем Пользовательского соглашения.

Кроме того, положениями Регламента не установлены сроки ответа Оператора на запросы пользователей сайта Оператора.

Комиссией ФАС России в ходе изучения документов и сведений, представленных Заявителем и Оператором, установлено, что согласно Журналу авторизации на сайте Оператора, представленному Оператором, 19.02.2023 в день проведения Торгов Заявитель авторизовывался на сайте Оператора посредством электронной подписи в 13:44:03, 13:47:21, 13:47:25, 13:48:41, 13:50:15, 13:50:21, 13:59:46. При этом в 13:44:07, 13:47:26, 13:50:23 сайт Оператора выдавал Ошибку.

Согласно скриншотам и видеозаписи, представленным Заявителем в составе Жалобы, при попытках подачи заявки на участие в Торгах Заявитель находился
в личном кабинете на сайте Оператора, аккредитация по направлению «Имущество должников» была получена представителем Заявителя 02.02.2023 и действует
до 02.02.2024, денежные средства на лицевом счете имелись в достаточном
для участия в Торгах количестве.

При этом у Заявителя при попытке подачи заявки на участие
в Торгах возникала Ошибка, связанная с отсутствием аккредитации Заявителя
по направлению «Имущество должников».

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при попытках подачи заявки на участие в Торгах Заявитель был авторизован на сайте Оператора посредством электронной подписи, находился в личном кабинете на сайте Оператора, имел действующую аккредитацию по направлению «Имущество должников» и имел необходимую для участия в Торгах сумму на лицевом счете
на сайте Оператора, в то время как Оператором не доказано, что причиной отсутствия возможности подачи заявки на участие в Торгах и всплывающей
при подаче заявки на участие в Торгах Ошибки явилась одновременная работа Заявителя на сайте Оператора в нескольких вкладках браузера, Комиссия
ФАС России приходит к выводу, что при проведении Торгов Оператором не были соблюдены положения Требований и Регламента.

Комиссия ФАС России отмечает, что 07.07.2023 Комиссией ФАС России была рассмотрена жалоба участника Торгов на аналогичные действия Оператора
при проведении Торгов. По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России было принято решение от 07.07.2023 по делу

№ 04/10/18.1-79/2023 о признании жалобы обоснованной, Организатору торгов, Оператору было выдано обязательное для исполнения предписание от 07.07.2023 по делу № 04/10/18.1-79/2023.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу жалоба <...> от 21.02.2023 № б/н, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2023 № 78/4026/23
(вх. № 29019-ЭП/23 от 27.02.2023), письмом Московского УФАС России
от 27.02.2023 № ЕИ/8545/23 (вх. № 29272-ЭП/23 от 28.02.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» при организации
и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (сообщение в ЕФРСБ № 10662543, лот № 1), обоснованной.

 

2.  Предписание не выдавать.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписание.

Связанные организации

Связанные организации не указаны