Решение №04/13298/22 Решение № 04/10/18.1-30/2022 (по жалобам). от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-30/2022

по результатам рассмотрения жалобы <....> на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 16.02.2022                                                г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

<...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукционов по продаже имущества должника <...> (сообщения 7932341, лот № 1; 8016395, лот № 2) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявители) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> (далее – Организатор торгов) при организации
и проведении аукционов по продаже имущества должника <...> (сообщения №№ 7932341, лот № 1; 8016395, лот № 2) (далее – Аукцион № 1, Аукцион № 2, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Аукциона №№ 1 и 2 нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителей, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

23.12.2021 на официальном сайте Единого федерального реестра
сведений о банкротстве
(далее – ЕФРСБ) и на сайте электронной
площадки
ООО «Сервис-Консалт», расположенном по адресу
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etpugra.ru/
(далее – сайт Оператора), Организатором торгов размещено извещение о проведении Аукциона
№ 1, согласно которому дата и время начала срока подачи заявок
на участие в Аукционе
№ 1 23.12.2021 в 18:01, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе № 105.02.2022 в 00:10; дата и время проведения Аукциона № 108.02.2022 в 17:00 (далее – Сообщение о проведении Аукциона № 1).

13.01.2022 на официальном сайте ЕФРСБ и на сайте Оператора, Организатором торгов размещено извещение о проведении Аукциона № 2,
согласно которому дата и время начала срока подачи заявок на участие в Аукционе № 2 – 14.01.2022 в 18:01, дата и время окончания срока подачи заявок на участие
в Аукционе № 2 – 17.02.2022 в 00:10; дата и время проведения
Аукциона № 2 – 18.02.2022 в 17:00 (далее – Сообщение о проведении Аукциона
№ 2).

Аукционы №№ 1 и 2 проводятся в соответствии с Федеральным законом
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон
о банкротстве), Порядком проведения открытых торгов в электронной форме
при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых
в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495 (далее – Приказ № 495).

1. Согласно Жалобе в нарушение пункта 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве Организатором торгов объявлено о проведении Аукционов №№ 1 и 2 в отсутствие утвержденного судом Положения о порядке организации и проведения торгов
по реализации не обремененного залогом имущества должника <...>, находящегося на территории Российской Федерации
(далее – Положение). Кроме того, Организатор торгов в Сообщениях о проведении Аукционов №№ 1 и 2
не отразил информацию о наложенных арестах продаваемого имущества должника.

31.01.2022 в адрес ФАС России поступили жалобы заявителей «Камара Лтд.», Инстантания Холдингс Лтд.» и «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед»
на действия (бездействие) Организатора торгов при организации
и проведении Аукцион
ов №№ 1 и 2, в том числе содержащие доводы об объявлении о Аукционов №№ 1 и 2 в отсутствие утвержденного судом Положения,
об отсутствии в Сообщениях о проведении Аукционов №№ 1 и 2 информации
о наложенных арестах продаваемого имущества должника.

По итогам рассмотрения указанных жалоб Комиссией ФАС России приняты решения от 09.02.2022 по делам №№ 04/10/18.1-17/2022, 04/10/18.1-19/2022
(далее – Решения).

Ознакомиться с текстом Решений можно на сайте ФАС России в разделе «База решений и правовых актов» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам:

https://br.fas.gov.ru/?text=04%2F10%2F18.1-17%2F2022&type=2;

https://br.fas.gov.ru/?text=04%2F10%2F18.1-19%2F2022&type=2.

Комиссией ФАС России установлено, что оценка вышеуказанных довод Жалобы была дана Комиссией ФАС России в Решениях.

Согласно части 21 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 данной статьи.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, руководствуясь частью 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, прекращает рассмотрение Жалобы в части вышеуказанных довод Жалобы.

2. Согласно доводу Жалобы в состав лотов Аукционов №№ 1 и 2 Организатором торгов выставлено имущество, принадлежащее на праве собственности третьим лицам, а не должнику. Кроме того, Заявителем в рамках дела о банкротстве оспорена предоставленная Организатором торгов оценка имущества, выставленного торги. По мнению Заявителя, в нарушение пункта 2 статьи 213.26 Закона о банкротстве, Организатором торгов назначены Аукционы №№ 1 и 2
в отсутствие судебного акта по результатам оспаривания оценки.

В силу положений части 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 213.26 Закона о банкротстве должника, оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу
в соответствии с
указанным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение
в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.

Часть 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве определяет, что имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном указанным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 213.26 Закона о банкротстве
о проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов
и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор
или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего
в арбитражном суде.

Комиссией ФАС России установлено, что 26.11.2019 вступившим в законную силу Приговором от 05.07.2019 Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области по делу № 1-1/2019 <...> осужден по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации на 9 лет лишения свободы,
с него взыскан имущественный ущерб, причинённый преступлением в размере
87 665 334 675 руб. (далее – Приговор).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 по делу
№ А55-15192/2021 (вступившим в законную силу) гражданин <...> признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина (далее – Решение).

Согласно Сообщениям о проведении Аукционов №№ 1 и 2 реализации
на торгах подлежат следующие ценные бумаги
:

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 80 181044/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010720005 депонента Instantania Holdings Ltd.(ДУ) / Инстантания Холдингс Лтд. (ДУ);

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 86 35354/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010730004 депонента Kamara Ltd.(ДУ) / Камара Лтд. (ДУ);

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 68 163979/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010750002 депонента Trafalgar Trafhold Limited (ДУ) / Трафалгар Трафхолд Лимитед (ДУ);

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 69 69657/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010740003 депонента
B
airiki Inr. (ДУ) / Баирики Инк. (ДУ) (далее – Имущество).

Комиссия ФАС России, проанализировав вышеуказанное, приходит к выводу
о том, что реализации на Аукционах №№ 1 и 2 подлежит Имущество определенное вступившим в законную силу Приговором и Решением и иными судебными актами.

Финансовым управляющим (Организатором торгов) проведена инвертированная опись имущества должника в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, о чем составлена Акт инвентаризационной описи имущества должника <...> (далее – Инвентаризационная опись). Результаты данной описи опубликованы Организатором торгов на сайте ЕФРСБ в сообщении
№ 7747609 от 25.11.2021 (до размещения Сообщений о проведении Аукционов
№№ 1 и 2)
.

Кроме того, Организатором торгов на сайте ЕФРСБ размещены Отчеты оценки имущества должника (сообщения №№ 7972494, 7972654, 7972615, 7972698, 7972729, 7972766, 7972813 от 29.12.2021).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2022 по делу
№ А55-15192/2021 было утверждено
Положение, согласно которому Имущество подлежит реализации на торгах.

Доводы Заявителя об оспаривании перечня имущества, выставленного
на Аукционы №№ 1 и 2 и оценки данного имущества не могут быть рассмотрены антимонопольным органом с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.
07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия ФАС России указывает, что поскольку в данном случае сведения
о составе имущества должника, выставляемого на торги, включены в Сообщения
о проведении Аукционов №№ 1 и 2 на основании вступивших в законную силу Приговора, Решения и иных судебных актов, то вопрос о правомерности включения таких сведений об имуществе, как и его реализация на торгах, не подлежит рассмотрению антимонопольным органам в рамках рассматриваемой Жалобы.

Кроме того, результаты Инвертированной описи и Отчета оценки имущества должника на даты размещения Сообщений о проведении Аукционов №№ 1 и 2 (23.12.2021 и 13.01.2022) не отмены судом.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России оставляет без рассмотрение Жалобу в части вышеуказанных доводов.

3. В соответствии с текстом Жалобы размер задатка, вносимого потенциальными участниками торгов, установленный в Положении не соответствует указанному в Сообщениях о проведении Аукционов №№ 1 и 2.

В пункте 10 Положения установлено, что размер задатка составляет 10 % (десять процентов) от начальной стоимости лота.

В Сообщении о проведении Аукциона № 1 (сообщение на ЕФРСБ № 7932341 от 23.12.2021) указано, что «размер задатка составляет – 10 % (десять процентов) начальной стоимости лота».

В Сообщение о проведении Аукциона № 2 (сообщение на ЕФРСБ № 8016395 от 13.01.2022) указана такая же информация о размере задатка, подаваемого потенциальными участниками для участия в торгах.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что размер задатка на участие в Аукционах №№ 1 и 2, установленный в Положении, соответствует информации, указанной в Сообщениях о проведении Аукционов
№№ 1 и 2.

Таким образом, довод Жалобы не находит своего подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы Организатором торгов созданы преимущественные условия участия в торгах определенным лицам. В Сообщениях о проведении Аукционов №№ 1 и 2 Организатором торгов установлена обязанность предоставления в составе заявки на участие в Аукционах №№ 1 и 2 копии предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы
на осуществление сделки, направленной на приобретение обыкновенных акций.
До объявления процедур Аукцион
ов №№ 1 и 2 данное согласие было получено
подконтрольными АО ОХК «Уралхим» организациями, а именно:
АО «Химактивинвест» и ООО «Актум». По мнению Заявителя, ввиду длительного срока получения указанного согласия антимонопольного органа «независимые» покупатели не смогут принять участие в Аукционах №№ 1 и 2,
что создает преимущественные условия участия в торгах определенным лицам.

В письменных пояснениях Организатор торгов указал, что с даты признания гражданина несостоятельным (банкротом) заинтересованные в приобретении имущества должника лица имели право обратиться в антимонопольный орган
для
получения предварительного согласия на осуществление сделки, направленной на приобретение обыкновенных акций. Таким образом, у всех потенциальных участников Аукционов №№ 1 и 2 имелось достаточное количество времени
для получения данного согласия.

Комиссия ФАС России отмечает, что сама по себе процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок
с акциями (долями)
, предусмотренная главой 7 Закона о защите конкуренции, непосредственно не связана с фактом подачи заявки на участие в торгах, проводимых в соответствии с Законом о банкротстве.

На основании изложенного, принимая во внимание, что Заявителями
не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о создании Организатором торгов отдельным лицам преимущественных условий участия
в Аукцион
ах №№ 1 и 2, а также не указано какие конкретно лица не смогли принять участие в Аукционах №№ 1 и 2 в силу необходимости получения согласия антимонопольного органа, Комиссия ФАС России признает данный довод Жалобы необоснованным.

6. Согласно заявленному 16.02.2022 на заседании Комиссии ФАС России представителем <...> <...> доводу Организатор торгов в нарушение Закона о защите конкуренции не приостановил процедуры проведения Аукционов №№ 1 и 2 после принятия ФАС России Жалобы к рассмотрению.

07.02.2022 в адрес ФАС России поступила Жалоба.

Письмом ФАС России от 10.02.2022 № 04/9789/22 Жалоба принята
к рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы
и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В силу части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Вместе с тем статья 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает единственный запрет на конкретные действия организатора торгов заключение договора по итогам торгов, и последствия нарушения указанного
запрета
признание такого договора ничтожным. Каких-либо иных норм, ограничивающих действия организатора торгов в части принятия заявок на участие в торгах, определения участников и победителя указанной статьей
не определено.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 21 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Прекратить рассмотрение жалобы <...> на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...>
при организации и проведении аукционов по продаже имущества должника
<...> (сообщени
я 7932341, лот № 1; 8016395, лот № 2) в части доводов
об объявлении торгов до утверждения судом положения о порядке и сроках реализации имущества должника; об отсутствии в сообщении о проведении торгов информации о наложенных арестах продаваемого имущества должника.

2. Оставить без рассмотрения жалобу <...> на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...>
при организации и проведении аукционов по продаже имущества должника
<...> (сообщени
я 7932341, лот № 1; 8016395, лот № 2) в части доводов
об оспаривании
перечня имущества, выставленного на торги; об оценке данного имущества.

3. Признать жалобу <...> на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации
и проведении аукцион
ов по продаже имущества должника <...> (сообщения 7932341, лот № 1; 8016395, лот № 2) необоснованной в части доводов
о наличии противоречивой информации о размере задатка на участие в торгах
в сообщениях о проведении аукционов и положении о порядке и сроках реализации имущества должника; о создании преимущественных условий участия
в
торгах определенным лицам; о неприостановлении процедуры торгов ввиду принятия ФАС России жалобы <...> к рассмотрению.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ООО "Сервис-Консалт"
ИНН 5003095225, ОГРН 1115003006139