Решение №04/49622/24 Решение по жалобе ООО "Веста" на ПАО "Россети Центр" - "Смол... от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
04/10/18.1-274/2024 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Веста»
о нарушении порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства

 

4 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов
в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, в составе: заместителя председателя Комиссии

<...>; членов Комиссии: <...>; <...>; <...>;<...> (далее Комиссия ФАС России); при участии: представителей ООО «Веста» <...>, <...>, действовавших
на основании доверенности от 16.05.2024 № б/н; представителя ПАО «Россети Центр» – «Смоленскэнерго»
<...>, действовавшего на основании доверенности от 14.03.2024 № Д-ЦА/32, рассмотрев жалобу ООО «Веста»
на действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» – «Смоленскэнерго»
при осуществлении мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства в соответствии со статьей 18
1 Федерального закона
от 26.07.2006
135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Веста»
на
действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» – «Смоленскэнерго» (далее – ПАО «Россети») от 17.05.2024107-Д/24 (вх. от 17.05.2024 № 80576-ЭП/24).

Согласно жалобе, ПАО «Россети» нарушен установленный срок осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта туристической отрасли, расположенного по адресу: Смоленская область, муниципальный район Гагаринский, сельское поселение Кармановское, деревня Выродово, земельный участок с кадастровым номером 67:03:0030101:6206 (далее – Объект).

В соответствии со статьей 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в том числе в части нарушения установленных сроков осуществления мероприятий при реализации проекта
по строительству, предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам
и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ.

Согласно статье 5.2 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства включает в себя, в том числе направление заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к электрическим сетям (пункт 250 Исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 2490 (далее Исчерпывающий перечень)), результатом исполнения которого является заключение договора об осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства к электрическим сетям и получение технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 270 Исчерпывающего перечня).

Так, Заявителем, являющимся субъектом градостроительных отношений, обжалуются действия (бездействие) ПАО «Россети» при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к электрическим сетям.

На основании изложенного Комиссия ФАС России рассматривает жалобу
в порядке статьи 18
1 Закона о защите конкуренции.

1. Согласно жалобе, 01.03.2024 Заявителем в ПАО «Россети» подана заявка
в электронной форме на технологическое присоединение Объекта посредством направления заявки через личный кабинет на сайте ПАО «Россети»
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Заявка).

ПАО «Россети», принимая во внимание, что ранее между ООО «Веста»
и ПАО «Россети» заключены договоры на технологическое присоединение Объекта, выдало замечания по вышеуказанной Заявке, в том числе об изменении Заявки –
с нового технологического присоединения на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Заявка впоследствии скорректирована Заявителем и 09.04.2024 поступила
в ПАО «Россети» в полном объеме и была принята в работу.

При этом на момент подачи жалобы подписанный ПАО «Россети» проект договора и подписанные технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора, Заявителю не направлены.

Согласно пояснениям ПАО «Россети», причиной нарушения срока направления подписанного ПАО «Россети» проекта договора и подписанных технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора, являлась необходимость согласования и дополнительной проработки мероприятий по технологическому присоединению.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

В связи с тем, что Заявка скорректирована Заявителем, ПАО «Россети» принята в работу заявка на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Как указано ранее, на момент подачи жалобы подписанный ПАО «Россети» проект договора и подписанные технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора, Заявителю не направлены.

При этом в ходе рассмотрения жалобы, а именно 24.05.2024 ПАО «Россети» представило Заявителю подписанный ПАО «Россети» проект договора
и подписанные технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора, посредством размещения указанных документов в личном кабинете Заявителя
на сайте ПАО «Россети» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок технологического присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861, действие Правил № 861 распространяется
в том числе на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Так, пунктом 15 Правил № 861 установлено, что в адрес заявителей,
за исключением случаев осуществления технологического присоединения
по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Учитывая, что Заявка в полном объёме поступила и принята в работу
ПАО «Россети» 09.04.2024, а подписанный ПАО «Россети» проект договора
и подписанные технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора, направлены Заявителю 24.05.2024, нарушение срока направления указанных документов составило 14 рабочих дней.

Таким образом, ПАО «Россети» нарушен установленный срок осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству, соответственно довод жалобы обоснован.

2. В ходе рассмотрения жалобы ООО «Веста» заявлен довод о предъявлении
к Заявителю, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Заявитель пояснил, что не согласен с указанной в проекте договора
об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
№ 42499309 (далее – Проект договора) платой за технологическое присоединения энергопринимающих устройств в размере 75 274 802, 42 рублей.

По мнению Заявителя в вышеуказанную плату включены расходы
ПАО «Россети» на мероприятия по строительству объектов, поименованных
в пунктах 10.1 - 10.5 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора, и как пояснил Заявитель такие расходы не могут быть включены в плату
за технологическое присоединения энергопринимающих устройств ввиду того,
что указанные расходы являются расходами ПАО «Россети» на развитие существующей инфраструктуры.

ПАО «Россети» пояснило, что мероприятия по новому строительству объектов электросетевого хозяйства, поименованных в пунктах 10.1 - 10.5 являются мероприятиями «последней мили» (строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства
до присоединяемых энергопринимающих устройств) и не могут относиться
к развитию существующей инфраструктуры ПАО «Россети», в связи с чем включены в плату за технологическое присоединения энергопринимающих устройств, указанную в Проекте договора.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) плата
за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы
за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

При этом, в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 23.2 Закона
об электроэнергетике с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов
на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств
и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования)
в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил 861, расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Кроме того, вышеуказанным пунктом Основ ценообразования установлено, что не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы,
и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии.

Так, приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям (далее – Методические указания).

Пунктом 7 Методических указаний установлено, что инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы
за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, при увеличении мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства относятся к мероприятиям, связанным
с развитием существующей инфраструктуры и не включаются в плату
за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Учитывая, что ПАО «Россети» действовало в рамках заявки ООО «Веста»
на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, ПАО «Россети» к Заявителю, документам
и информации предъявлено требование, не установленное федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, довод жалобы обоснован.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 181 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Веста» на действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» – «Смоленскэнерго», выразившиеся в нарушении установленных сроков осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству, предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований,
не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
при осуществлении в отношении Заявителя мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, обоснованной.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание в соответствии
с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конк
уренции.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России <...>
 

 

Члены Комиссии ФАС России <...>

<...>

<...>

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа
статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.

 

Связанные организации

ООО "Веста"
ИНН 7704673894, ОГРН 1077764788177
ПАО "Россети Центр" - "Смоленскэнерго"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498