Решение №04/16769/24 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-131/2024 по результатам рассмотрения жа... от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-131/2024
по результатам рассмотрения жалобы ИП Горячова А.А. на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 26.02.2024 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),  при участии представителей:

– ИП Горячова А.А. – паспорт гражданина Российской Федерации;

– финансовый управляющий <...> – уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился;

– ООО «Аукционы Федерации» – уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Горячова А.А. от 12.02.2024 № б/н (вх. № 22242-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника (извещение в ЕФРСБ № 13285988, лот № 1) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ИП Горячова А.А. (далее – Заявитель) от 12.02.2024 № б/н (вх. № 22242-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> (далее – Организатор торгов) при организациии проведении аукциона по продаже имущества должника (извещение в ЕФРСБ № 13285988, лот № 1) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

22.12.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке ООО «Аукционы Федерации» (далее – Оператор), расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.alfalot.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Аукционе – 25.12.2023 в 10:00 (МСК), дата и время окончания срока приема заявок на участие в Аукционе – 05.02.2024 в 18:00 (МСК), дата и время проведения Аукциона – 12.02.2024 в 11:00 (МСК), начальная цена продажи имущества должника – 250 000,00 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, Регламентом проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке ООО «Аукционы Федерации».

Согласно Жалобе Заявитель принял решение принять участие в Аукционе.

04.02.2024 в 13:53 (МСК) Заявителем была подана заявка на участие в Аукционе с приложением необходимых документов.

Однако, 12.02.2024 в 09:51 (МСК) заявка Заявителя на участие в Аукционе была отклонена Организатором торгов с указанием причины: «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком».

При этом, по мнению Заявителя, заявка Заявителя на участие в Аукционе содержала все необходимые документы и сведения, предусмотренные Законом о банкротстве и Порядком, в связи с чем отказ в допуске Заявителя к участию в Аукционе является неправомерным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах, порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования
к их оформлению.

В соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

– номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов: документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения,
за исключением документов и сведений, предусмотренных статьей 110 Закона
о банкротстве.

Согласно пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным

в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается
в случае, если:

– заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным
в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов;

– представленные заявителем документы не соответствуют установленным
к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов,
не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Согласно пункту 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов
в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий
или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным
Законом
о банкротстве
. Оператор электронной площадки заключает с заявителями договоры о задатке.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и пунктом 4.1 Порядка, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

В силу пункта 4.2 Порядка в течение тридцати минут с момента представления заявки на участие в торгах такая заявка с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически регистрируется в журнале заявок на участие в торгах, при этом заявителю в форме электронного сообщения направляется подтверждение регистрации заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Согласно пункту 5.1 Порядка не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Аналогичные положения содержатся в Регламенте.

Комиссия ФАС России отмечает, что Организатор торгов документы и сведения в соответствии с уведомлением ФАС России о принятии Жалобы к рассмотрению на рассмотрение Жалобы Комиссией ФАС России не представил, письменную позицию не направил, на рассмотрение не явился, в связи с чем

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения представленных Заявителем и Оператором документов и сведений установлено следующее.

Организатором торгов в сообщении о проведении Аукциона, размещенном в ЕФРСБ, была указана следующая информация: «Правила подачи заявок: для участия в торгах заявитель представляет оператору ЭТП https://alfalot.ru/ заявку на участие в торгах. Заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов, установленные п. 11 ст.110 Закона о банкротстве и Приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495, Положению о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества».

04.02.2024в 13:53:14 Заявителем посредством функционала сайта Оператора была подана заявка на участие в Аукционе. В составе заявки на участие в Аукционе Заявителем были представлены следующие документы (файлы): заявка на участие в Аукционе, проект договора о задатке, паспорт, ИНН, СНИЛС, задаток.

В заявке на участие в Аукционе (файле) были указаны следующие сведения: сведения об имуществе, начальная цена, размер задатка, сведения о заявителе, в том числе его ФИО, дата рождения, ИНН, СНИЛС, паспортные данные, место жительства, адрес регистрации и место фактического нахождения, банковские реквизиты, номер телефона, адрес электронной почты.

В заявке на участие в Аукционе (файле) также было указано, что Заявитель сообщает об отсутствии заинтересованности по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему. Заявитель сообщает об отсутствии участия в капитале арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

Данная информация была также указана Заявителем в электронной форме заявки на участие в Аукционе (заполнена посредством функционала сайта Оператора).

Все приложенные к заявке документы были подписаны электронно-цифровой подписью Заявителя.

Таким образом, Комиссия ФАС России по результатам изучения представленной Оператором заявки Заявителя на участие в Аукционе приходит к выводу, что заявка Заявителя на участие в Аукционе соответствовала требованиям, установленным пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Вместе с тем согласно Протоколу №115401-1 об определении участников торгов от 12.02.2024 (далее – Протокол определения участников) Заявителю было отказано в допуске к участию в Аукционе по причине «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком».

Комиссия ФАС России также отмечает, что из Протокола определения участников также следует, что всего на участие в Аукционе было подано 10 заявок в том числе заявка Заявителя, к участию в Аукционе допущена 1 заявка, 9 заявок отклонены Организатором торгов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Организатором торгов не представлена информация о конкретных причинах отклонения заявки Заявителя на участие в Аукционе, о несоответствии заявки Заявителя на участие в Аукционе требованиям пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при отклонении заявки Заявителя на участие в Аукционе Организатором торгов был нарушен пункт 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

Комиссия ФАС России также отмечает, что на момент рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России сведения о заключении договора по результатам Аукциона
в ЕФРСБ отсутствуют.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП Горячова А.А. от 12.02.2024 № б/н (вх. № 22242-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника (извещение в ЕФРСБ № 13285988, лот № 1) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов – финансовому управляющему <...>, оператору  электронной площадки – ООО «Аукционы Федерации» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может
быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия
решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены Комиссии ФАС России: <...><...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны