Решение №04/107436/22 Решение по жалобе ООО "СЗ "Миллениум" на действия Мосгосстро... от 28 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

04/10/18.1-566/2022 по результатам рассмотрения жалобы

ООО «СЗ «Миллениум» о нарушении порядка осуществления мероприятий

при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства

 

«23» ноября 2022 г. г. Москва

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, в составе: <...> (далее — Комиссия ФАС России);

при участии: представителя ООО «СЗ «Миллениум» (далее — Заявитель) <...>, действующей на основании доверенности от 25.10.2022, представителей Комитета государственного строительного надзора города Москвы <...>, действующей на основании доверенности от 14.11.2022 № 100, <...>, действующей на основании доверенности от 14.11.2022 № 102, <...>, действующей на основании доверенности от 14.11.2022 № 103, рассмотрев жалобу ООО «СЗ «Миллениум» (вх. от 02.11.2022 № 182658-ЭП/22) на акты и (или) действия (бездействие) Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее — Комитет), адрес: 121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 9, при осуществлении в отношении ООО «СЗ «Миллениум» мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, в соответствии со статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СЗ «Миллениум» (вх. от 02.11.2022 № 182658-ЭП/22) на действия (бездействие) Комитета.

Согласно доводам Заявителя Комитет неправомерно предъявляет требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к документам и информации при внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Четыре одноподъездных трехэтажных жилых дома (малоэтажная жилая застройка) на земельном участке с кадастровым номером: 50:26:0170907:24 по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, д. Марушкино» (далее – Объект).

В соответствии со статьей 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) в том числе органа местного самоуправления при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), в части:

- нарушения установленных сроков осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству;

- предъявления требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству;

- незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

- предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 5 ГрК РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Как следует из статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует в том числе отношения по строительству объектов капитального строительства.

Согласно статье 5.2 ГрК РФ реализация проекта по строительству объекта капитального строительства включает в себя в том числе строительство объекта капитального строительства (пункт 4 части 2 статьи 5.2 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 5.2 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства может включать в себя в том числе мероприятие по внесению изменений в разрешение на строительство (пункт 1 части 6 статьи 5.2 ГрК РФ).

Согласно представленным документам Заявителем планируется к возведению объект капитального строительства «Четыре одноподъездных трехэтажных жилых домов (малоэтажная жилая застройка) на земельном участке с кадастровым номером: 50:26:0170907:24 по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, д. Марушкино».

Таким образом, Заявителем, являющимся субъектом градостроительных отношений, обжалуются действия (бездействие) Комитета при осуществлении в отношении Заявителя мероприятия по внесению изменений в разрешение на строительство, предусмотренного статьей 5.2 ГрК РФ, результатом которого является документ, предусмотренный пунктом 632 Исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2490 (далее — Исчерпывающий перечень), а именно: решение о внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства.

На основании изложенного Комиссия ФАС России рассматривает Жалобу в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Комитета, Комиссия ФАС России установила следующее.

04.10.2022 Заявителем подано заявление о внесении изменений в разрешение на строительство № RU50524000-222-М от 19.11.2017 (далее – Разрешение), связанных с внесением изменений в проектную документацию Объекта.

11.10.2022 Комитетом было отказано во внесении изменений в Разрешение (решение об отказе во внесении изменений в Разрешение от 11.10.2022 № 09-3-3037/22-(0)-1) (далее – Отказ) по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ: несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 статьи 51 ГрК РФ, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.

В Отказе Комитета указано, что Заявителем не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, в то время как земельный участок располагается в приаэродромной территории аэродрома Внуково.

В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее – Закон № 135-ФЗ) использование земельных участков в целях строительства осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора.

По результатам рассмотрения представленных материалов, а также пояснений представителей Заявителя и Комитета, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно доводам Заявителя на приаэродромной территории выделяются 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости.

Приказом Росавиации от 17.04.2020 № 394-П установлена приаэродромная территория аэродрома Внуково с выделением с первой по шестую подзоны.

В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 указанной статьи, до установления седьмой подзоны приаэродромной территории в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование земельных участков в целях, предусмотренных ограничениями, определенными в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 47 ВК РФ, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или в границах полос воздушных подходов, установленных до 1 января 2021 года в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, если иное не предусмотрено частями 10, 12 и 13 настоящей статьи.

Также Заявителем указывается, что согласно части 13 статьи 4 Закона № 135-ФЗ ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны.

Разрешение на строительство Объекта было получено 19.11.2017, следовательно, по мнению Заявителя, положения части 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ к Заявителю не применяются в силу прямого указания закона.

Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем внесены изменения в проектную документацию Объекта, в частности о технико-экономических показателях Объекта, то есть Заявителем планируется к строительству Объект с показателями отличными от тех, на которые было выдано Разрешение, что также подтверждается пояснениями Заявителя.

Согласно пункту 5 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство (внесение изменений в разрешение на строительство) орган осуществляет проверку в отношении соответствия планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.

На дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство в соответствии с частью 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ до установления седьмой подзоны приаэродромной территории в соответствии с требованиями ВК РФ использование земельных участков в целях, предусмотренных ограничениями, определенными в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 47 ВК РФ, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или в границах полос воздушных подходов, установленных до 1 января 2021 года в соответствии с требованиями части 2 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, если иное не предусмотрено частями 10, 12 и 13 статьи 4 Закона № 135-ФЗ.

Также приказом Росавиации от 17.04.2020 № 394-П установлена приаэродромная территория аэродрома Внуково в составе с 1 по 6 подзоны, седьмая подзона в настоящее время, а также на дату принятия решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство не установлена.

Согласно информации об ограничениях использования земельного участка, содержащейся в Градостроительном плане земельного участка от 27.04.2021 № РФ-77-4-59-3-49-2021-2093, земельный участок полностью расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Внуково – подзоны третья (сектор 3.3), четвертая (секторы 4.1.9 и 4.1.10), пятая (внешняя граница) и шестая.

Комитетом дополнительно представлены документы, подтверждающие расположение Объекта в границах полос воздушных подходов аэропорта Внуково в соответствии с приказом Росавиации от 16.04.2019 № 298-П.

Таким образом, в силу норм действующего законодательства до установления седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома Внуково использование территории, на которой расположен Объект, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Частью 13 статьи 4 Закона № 135-ФЗ закреплено исключение в части применения ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории.

Однако указанной нормой закреплены исключения, которые подлежат применению с момента установления седьмой подзоны, а следовательно и установления ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах седьмой подзоны.

Как было отмечено ранее, седьмая подзона аэродрома Внуково в настоящее время не установлена, следовательно, часть 13 статьи 4 Закона № 135-ФЗ не подлежит применению в рассматриваемом случае.

Указанное требование о необходимости наличия санитарно-эпидемиологического заключения подтверждается также нормой действующего воздушного законодательства – часть 5.5 статьи 47 ВК РФ, согласно которой в случае установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории до установления седьмой подзоны приаэродромной территории использование земельных участков в целях, предусмотренных ограничениями, определенными в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 настоящей статьи, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, при внесении изменений, связанных с внесением изменений в проектную документацию Объекта, в разрешение на строительство Объекта, расположенного в границах полос воздушных подходов аэропорта Внуково требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Довод Заявителя является необоснованным.

Заявителем также в жалобе выражено несогласие с иными положениями, содержащимися, по мнению Заявителя, в отказе Комитета:

- отсутствие технико-экономического показателя «предельное проектное значение абсолютной высоты объекта»;

- отсутствие показателя «абсолютная высота наивысшей точки объекта» для проверки на соответствие согласованию Минобороны России.

Комитетом в возражениях сообщено, что Комитетом дана дополнительная информация относительно необходимости указания в проектной документации показателя «предельное проектное значение абсолютной высоты объекта».

В Отказе указано единственное основание для отказа в предоставлении государственной услуги. Отказ пронумерован пунктом 1 в письме и отражает отсутствие заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Текст, указанный ниже пункта 1, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, содержит дополнительную информацию рекомендательного характера по применению терминологии проектной документации.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СЗ «Миллениум» на акты и (или) действия (бездействие) Комитета государственного строительного надзора города Москвы при внесении изменений в разрешение на строительство, выразившиеся в предъявлении к Заявителю, документам и информации, требований, не предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, необоснованной.

2. Предписание в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции не выдавать.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Комитет государственного строительного надзора города Москвы
ИНН 7730544207, ОГРН 1067746784390
ООО "СЗ "Миллениум"
ИНН 7703463990, ОГРН 1187746738772