Решение №04/70332/22 Решение по делу № 04/10/18.1-443/2022 (по жалобе) от 25 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-443/2022

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 20.07.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

<...> – паспорт гражданина Российской Федерации;

ООО «АС Групп»: уведомлено надлежащим способом, представители
на рассмотрение жалобы не явились
;

ООО «РТС-тендер»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «АС Групп», оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации
и
проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещение
22000073510000000008, лот 4)в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
<...>(далее – Заявитель) на действия (бездействие) организатора
торгов – ООО «АС Групп» (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при организации
и проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещение

№ 22000073510000000008, лот № 4) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов и Оператором при организации и проведении Аукциона нарушены положения действующего законодательства
Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, а также представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

21.06.2022на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торговразмещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукционпроводится на сайте Оператора, расположенном
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:
www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата и время окончания приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 20.07.2022 в 10:00, дата и время проведения Аукциона – 22.07.2022 в 12:00, начальная цена продажи имущества – 2 510 000, 00 рублей (далее – Извещение о проведение Аукциона).

Аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007
№ 22-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Регламентом электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора ООО «РТС-тендер»
№47-П/22 от 15.06.2022 (далее – Регламент).

Согласно доводу Жалобы Заявитель намеревался подать заявку на участие
в Аукционе, после изучения Извещения о проведении Аукциона, а также иных документов, размещенных на сайте Оператора, установил, что размер гарантийного обеспечения оплаты услуг Оператора составляет 10% от начальной цены продажи имущества, а именно 251 000, 00 рублей. Вместе с тем, на сайте Оператора размещена информация о том, что тариф за услуги Оператора при проведении торгов по реализации арестованного имущества составляет 1,2% от начальной цены имущества, включая налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%,
но не менее 1 900 рублей. По мнению Заявителя, взимание указанного вознаграждения в размере 10% от начальной цены продажи имущества возлагает
на лиц, намеревающихся принять участие в торгах, дополнительные, необоснованные препятствия для участия в них. Данная плата является экономически неоправданной и не соотносится с целями реализации арестованного имущества.

Комиссия ФАС России отмечает, что торги по реализации арестованного имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве
и статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

При этом указанными положениями не регламентируется порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки с победителя торгов суммы гарантийного обеспечения, представляющего собой оплату услуг оператора,
не устанавливается размер такой платы.

Вместе с тем в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки с лица, с которым заключается контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564.

По мнению Комиссии ФАС России, при проведении торгов по реализации арестованного имущества в электронной форме удержание (взимание) оператором электронной площадки платы (удержание суммы вознаграждения за услуги Оператора) с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством
о контрактной системе).

В письменных пояснениях представитель Оператора указал, что Оператор взимает вознаграждение с участников торгов за оказание им услуг
по предоставлению удаленного доступа к электронной площадке, а также
по организационной, консультационной и технической поддержке последних. Оператором не установлена плата за участие в торгах. Фактически Оператором взимается вознаграждение с участников торгов за оказание клиенту дополнительных услуг, которые не связаны с непосредственным участием торгах, но потребность
в получении которых возникает в процессе участия в них. Оператор является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Основанием для взимания Оператором вознаграждения
за оказываемые услуги фактически является договор оказания услуг, заключаемый
с участниками данных торгов.

В соответствии с разделом № 1 «Основные термины, определения и принятые сокращения» тарифы – это действующий перечень вариантов расчета величины вознаграждения, взимаемого оператором электронной площадки за оказание услуг, размещенный по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.rts-tender.ru/tariffs/platform-property-sales-tariffs.

В пункте 7.1 Регламента определено, что размер вознаграждения за услуги Оператора определяется в соответствии с тарифами на условиях разового оказания услуг. Оператором могут быть установлены специальные условия взимания вознаграждения за оказание услуг по отдельным типам торговых процедур, которые размещаются по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.rts-tender.ru/tariffs/platform-property-sales-tariffs.

Разовое оказание услуг – оказание оператором услуг по предоставлению доступа к функционалу электронной площадки, связанных с участием в торговых процедурах, проводимых на электронной площадке с возможностью однократного участия в торговой процедуре/лоте, предоставленное в соответствии с Регламентом, приобретается непосредственно в момент подачи заявки на участие в торговой процедуре/лоте (пункт 7.2 Регламента).

Кроме того, на сайте Оператора размещено Соглашение о гарантийном обеспечении на электронной площадке ООО «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденное приказом генерального директора ООО «РТС-тендер» № 47-П/22
от 15.06.2022 (далее – Соглашение о гарантийном обеспечении).

Статьей 1 Соглашения о гарантийном обеспечении предусмотрено,
что гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг – денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства участника торговой процедуры
по оплате вознаграждения за оказание услуг в соответствии с данным Соглашением о гарантийном обеспечении, Регламентом и Тарифами, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя
из размера вознаграждения, установленного тарифами.

Комиссия ФАС России отмечает, что в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов по продаже арестованного имущества, не урегулирован порядок взимания и размеры платы (гарантийного обеспечения), операторы электронных площадок самостоятельно определяют размеры тарифов в регламентах электронных площадок. Взимание платы в качестве обеспечительного (гарантийного) платежа, представляющего собой оплату услуг оператора, осуществляется путем перечисления денежных средств
на банковский счет
Оператора. Вместе с тем взимание указанной платы Оператором с лица, не являющегося лицом, с которым заключается договор по итогам проведения торгов, Регламентом и иными актами не предусмотрено.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России также установлено,
что на сайте Оператора размер гарантийного обеспечения за услуги Оператора
при проведении торгов,
в том числе по реализации арестованного имущества»,
в торговой секции «Имущественные торги» дифференцируется на «общие условия» и «специальные условия».

Согласно Тарифам электронной площадки ООО «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденными приказом генерального директора
ООО «РТС-тендер» № 46-П/22 от 07.06.2022 (далее – Тарифы), размер вознаграждения, взимаемого с покупателей/арендодателей при проведении аукционов по реализации арестованного имущества, составляет 1,2% от начальной цены имущества, включая налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 20%, но не менее 1 900 рублей («общие условия»).

В тоже время для участников торгов, организаторами которых выступают отдельные юридические лица, установлен иной размер тарифа, взимаемого
в качестве гарантийного обеспечения за услуги Оператора («специальные условия»).

Размер тарифа, взимаемого Оператором с участников торгов по реализации арестованного имущества, организаторами которых выступают, в частности
ООО «АС Групп», ООО «МИР МЛМ», ООО «Каппа-трейдинг», ООО «Урал-трейд», ООО «Регион», ООО «Урал ТК», ООО «Торговая инвестиционная компания»,
ООО «Вендер» и иные лица, составляет 10% от начальной цены продажи имущества, включая НДС 20%.

Кроме того, иные «специальные условия» тарифов предусмотрены для участников торгов по реализации арестованного имущества, организатором которых выступают:

ООО «Правозащита» (в размере 5% от начальной цены продажи);

ООО «Интера», ООО «Асад» (в размере 8% от начальной цены продажи);

ТУ Росимущества в Магаданской области, ТУ Росимущества в Амурской области и ТУ Росимущества в Камчатском крае (в зависимости о начальной цены продажи имущества, но не менее 1900 рублей).

На заседании Комиссии представитель Оператора пояснил, что «специальные условия» тарифов, взимаемых Оператором с участников торгов в качестве вознаграждения за оказываемые услуги, установлены на основании соглашения
о сотрудничестве, заключаемого Оператором с отдельными организаторами торгов. При этом представитель Оператора обратил внимание на то, что данная плата
в размере 10% (десяти) от начальной цены продажи имущества, является рыночной стоимостью услуг, что подтверждается тарифами, установленными другими операторами электронных площадок. Кроме того, законодательство, регулирующее организацию и проведение публичных торгов, не устанавливает каких-либо требований к операторам электронных площадок, в том числе, связанных
с получением вознаграждения с победителя торгов по продаже арестованного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По мнению Комиссии ФАС России, участники торгов, вынужденные оплачивать гарантийное обеспечение (вознаграждение) за услуги Оператора
по «специальным» тарифам, существенно превышающим общие тарифы Оператора, поставлены в заведомо невыгодное положение по отношению к другим участникам, оплачивающим указанную плату по «общим условиям» (с учетом того,
что участники торги не обладают возможностью выбирать организатора торгов интересующего их имущества). Следовательно, таким участникам созданы дискриминационные условия по отношению к иным участникам, которые уплачивают вознаграждения по общим условиям (1,2 % от начальной цены продажи).

При этом Комиссией ФАС России не выявлено каких-либо технических или иных особенностей, которые способствовали бы «удорожанию» процедуры торгов, проводимой отдельными организаторами торгов на электронной площадке оператора, в частности ООО «АС Групп» (Организатор торгов), что подтвердил представитель Оператора. Кроме того, Оператор не представил материалов, обосновывающих необходимость введения «специальных условий» взимаемых тарифов при организации торгов определенными юридическими лицами, увеличивающих тариф до 10% от начальной цены продажи имущества по сравнению с «базовым» тарифом, составляющим 1,2% от начальной цены продажи имущества.

Учитывая изложенное, в действий Оператора по установлению «специальных условий» тарифов за оказываемые услуги содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «АС Групп», оператора электронной площадки – ООО «РТС-Тендер» при организации и проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещение 22000073510000000008, лот 4) обоснованной в части действий оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» по установлению «специальных условий» тарифов за оказываемые услуги.

2. Выдать ООО «АС Групп», ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Связанные организации

ООО "АС Групп"
ИНН 3328019583, ОГРН 1173328017543
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666