Решение №04/43027/24 Решение по делу № 04/10/18.1-270/2024 от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 04/10/18.1-270/2024
по результатам рассмотрения жалобы <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 15.05.2024 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России: <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России:<...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...> – уведомлена надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явилась;

– Конкурсного управляющего <...>: <...>– доверенность от 06.05.2024 № 1;

– АО «Сбербанк-АСТ» – уведомлено надлежащим образом, представители
на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>
от 25.04.2024 № б/н, направленную письмами Московского УФАС России
от 25.04.2024 № НП/16779/24 (вх. от 25.04.2024 № 70159-ЭП/24), от 25.04.2024
№ НП/16828/24 (вх. от 26.04.2024 № 70267-ЭП/24, от 27.04.2024 № 71156/24),
на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ООО «РЕАЛИНВЕСТ» (сообщения в ЕФРСБ
№ 13428468, лот № 1, № 13459626, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 25.04.2024 № б/н, направленная письмами Московского УФАС России от 25.04.2024 № НП/16779/24 (вх. от 25.04.2024 № 70159-ЭП/24), т 25.04.2024 № НП/16828/24 (вх. от 26.04.2024 № 70267-ЭП/24, от 27.04.2024 № 71156/24), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов
по продаже посредством публичного предложения имущества должника
ООО «РЕАЛИНВЕСТ» (сообщения в ЕФРСБ № 13428468, лот № 1, № 13459626,
лот № 1) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения
представителя организатора торгов – конкурсного управлящего Назарова Е.К.
(далее – Организатор торгов), Комиссия ФАС России установила следующее.

17.01.2024 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве
(далее – ЕФРСБ) Организатором торгов было опубликовано сообщение
о проведении Торгов № 13428468, согласно которому Торги проводятся
на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», расположенной по адресу
в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Торгах – 22.01.2024 в 12:00 (МСК), дата и время окончания приема заявок на участие
в Торгах – 22.03.2024 в 11:59 (МСК), дата и время подведения итогов Торгов – 22.03.2024 в 18:00 (МСК), начальная цена продажи имущества должника – 135 000 000,00 руб., размер задатка – 10%.

21.01.2024 сообщением в ЕФРСБ № 13459626 Организатором торгов были внесены в сообщение о проведении торгов в ЕФРСБ № 13428468 в части даты окончания торгов – 16.04.2024 в 12:00.

График снижения цены: Торги проводятся путем последовательного 5% снижения начальной цены каждые 5 рабочих дней, цена отсечения равна 60 750 000,00 руб.

23.01.2024 на сайте Оператора Организатором торгов было опубликовано
сообщение о проведении Торгов №  SBR013-2401230006, согласно которому:

 

Дата и время начала периода

Дата и время окончания периода

Текущая цена

Размер задатка, руб.

1

23.01.2024 в 12:00

29.01.2024 в 11:59

135 000 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

2

29.01.2024 в 12:00

05.02.2024 в 11:59

128 250 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

3

05.02.2024 в 12:00

12.02.2024 в 11:59

121 500 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

4

12.02.2024 в 12:00

19.02.2024 в 11:59

114 750 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

5

19.02.2024 в 12:00

26.02.2024 в 11:59

108 000 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

6

26.02.2024 в 12:00

04.03.2024 в 11:59

101 250 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

7

04.03.2024 в 12:00

12.03.2024 в 11:59

94 500 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

8

12.03.2024 в 12:00

19.03.2024 в 11:59

87 750 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

9

19.03.2024 в 12:00

26.03.2024 в 11:59

81 000 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

10

26.03.2024 в 12:00

02.04.2024 в 11:59

74 250 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

11

02.04.2024 в 12:00

09.04.2024 в 11:59

67 500 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

12

09.04.2024 в 12:00

16.04.2024 в 11:59

60 750 000,00 руб.

13 500 000,00 руб.

 

Согласно Жалобе Оператором был необоснованно сокращен срок приема (подачи) заявок на участие в Торгах.

Так, на сайте Оператора неверно указаны сроки, по истечении которых последовательно снижается начальная цена на первом и пятом периодах, а именно срок приема (подачи) заявок составляет 4 рабочих дня вместо 5 рабочих дней.

Более того, в сообщении о проведении Торгов в ЕФРСБ указано,
что дата начала приема (подачи) заявок на участие в Торгах – 22.01.2024, в то время как на сайте Оператора указано 23.01.2024.

Также Заявитель в Жалобе указывает, что согласно сообщению о проведении Торгов на сайте Оператора размер задатка составляет 13 500 000,00 руб.
и не изменяется в зависимости от периода Торгов.

Таким образом, по мнению Заявителя, Оператором опубликованы недостоверные сведения о дате начала приема (подачи) заявок на участие в Торгах, сроков, по истечении которых последовательно снижается начальная цена продажи имущества на Торгах, размере задатка для участия в Торгах.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения
в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными
статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

Пунктом 7 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация.

Организатор торгов выполняет, в том числе следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение
о результатах проведения торгов.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе: сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия, порядок, место, срок
и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок
и предложений), порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В соответствии с пунктом 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах,
в том числе к информации о проведении торгов.

Пунктом 20 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника
в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Законом
о банкротстве.

Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Порядок устанавливает правила проведения торгов в электронной форме
по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – торги) (пункт 1.1 Порядка).

Согласно пункту 3.1 Порядка для проведения торгов организатор торгов представляет оператору электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта заявку на проведение торгов в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью организатора торгов.

Пунктом 3.1.1 Порядка установлено, что в заявке на проведение торгов указываются сведения, которые включаются в сообщение о продаже имущества
или предприятия должника, подлежащее опубликованию в соответствии
с Законом о банкротстве, дата публикации такого сообщения в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом
о банкротстве, и дата его размещения в Едином федеральном реестре сведений
о банкротстве.

Согласно пункту 3.1.2 Порядка в случае проведения торгов посредством публичного предложения в заявке на проведение торгов также указываются:

а) дата и точное время начала и окончания представления заявок на участие
в торгах для каждого периода проведения торгов, по истечении которого последовательно снижается начальная цена продажи имущества или предприятия должника (далее –период проведения торгов);

б) величина снижения начальной цены продажи имущества или предприятия должника.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка в течение одного дня с момента поступления представленной организатором торгов заявки на проведение торгов такая заявка посредством программно-аппаратных средств сайта регистрируется оператором электронной площадки, и организатору торгов направляется электронное уведомление о принятии указанной заявки.

Не позднее срока, указанного в абзаце первом пункта 3.2 Порядка, с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически создается проект электронного сообщения о продаже имущества или предприятия должника (далее – электронное сообщение о продаже), доступ к которому до момента его подписания организатором торгов предоставляется исключительно организатору торгов, представившему заявку на проведение торгов.

До подписания электронного сообщения о продаже организатор торгов вправе включить в него дополнительную информацию об имуществе, в том числе электронные копии документов о правах на имущество, описания, планы, фотографии, экспликации.

Организатор торгов подписывает проект электронного сообщения о продаже не позднее одного рабочего дня с даты его создания квалифицированной электронной подписью, после чего электронное сообщение о продаже подлежит размещению оператором электронной площадки на электронной площадке
в открытом доступе.

Согласно пункту 3.3 Порядка после размещения на электронной площадке
в открытом доступе электронное сообщение о продаже, проект договора купли-продажи имущества или предприятия должника и договор о задатке не могут быть изменены, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что 21.01.2024 Организатором торгов в ЕФРСБ
были внесены изменения в сообщение о проведении Торгов в части даты окончания Торгов. 23.01.2024 сообщение о проведении Торгов было также опубликовано Организатором торгов на сайте Оператора.

Согласно письменным пояснениям представителя Оператора 23.01.2024 Организатором торгов на сайте Оператора было опубликовано сообщение
о проведении Торгов №  SBR013-2401230006, согласно которому дата и время начала подачи заявок на участие в Торгах – 23.01.2024 в 12:00, размер задатка – 13 500 000,00 руб., график снижения цены:

 

Дата и время начала периода

Дата и время окончания периода

Величина снижения цены

1

23.01.2024 в 12:00

29.01.2024 в 11:59

0,00

2

29.01.2024 в 12:00

05.02.2024 в 11:59

5,00

3

05.02.2024 в 12:00

12.02.2024 в 11:59

5,00

4

12.02.2024 в 12:00

19.02.2024 в 11:59

5,00

5

19.02.2024 в 12:00

26.02.2024 в 11:59

5,00

6

26.02.2024 в 12:00

04.03.2024 в 11:59

5,00

7

04.03.2024 в 12:00

12.03.2024 в 11:59

5,00

8

12.03.2024 в 12:00

19.03.2024 в 11:59

5,00

9

19.03.2024 в 12:00

26.03.2024 в 11:59

5,00

10

26.03.2024 в 12:00

02.04.2024 в 11:59

5,00

11

02.04.2024 в 12:00

09.04.2024 в 11:59

5,00

12

09.04.2024 в 12:00

16.04.2024 в 11:59

5,00

 

Также представитель Оператора отметил, что 19.03.2024 были поданы заявки на участие в Торгах.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы и изучения представленных документов установлено, что информация о проведении Торгов, предоставленная Организатором торгов Оператору для размещения на сайте Оператора, была размещена Оператором в полном объеме.

Согласно Протоколу итогов Торгов от 19.03.2024 на участие в Торгах
на периоде с 12.03.2024 по 19.03.2024 было подано 4 заявки. Заявитель заявку
на участие в Торгах не подавал. Сообщение о результатах Торгов было опубликовано Организатором торгов в ЕФРСБ 21.03.2024 (сообщение № 13962047).

03.05.2024 в ЕФРСБ (сообщение № 14321122) Организатором торгов были
опубликованы сведения о заключении договора купли-продажи по результатам Торгов.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявитель заявку
на участие в Торгах не подавал, за разъяснениями к Организатору торгов, Оператору
не обращался, а также что указание сведений о дате начала приема (подачи) заявок на участие в Торгах, сроков, по истечении которых последовательно снижается начальная цена продажи имущества на Торгах, размере задатка для участия в Торгах относится к компетенции Организатора торгов, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу <...> от 25.04.2024 № б/н, направленную письмами Московского УФАС России от 25.04.2024 № НП/16779/24 (вх. от 25.04.2024 № 70159-ЭП/24), от 25.04.2024 № НП/16828/24 (вх. от 26.04.2024 № 70267-ЭП/24, от 27.04.2024 № 71156/24), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника
ООО «РЕАЛИНВЕСТ» (сообщения в ЕФРСБ № 13428468, лот № 1, № 13459626, лот № 1) необоснованной.


 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.


 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>
(ведущий заседание)

Члены комиссии ФАС России: <...>

<...>


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны