Решение №04/9564/22 Решение № 04/10/18.1-17/2022 (по жалобе "Камара Лтд.", "Инст... от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-17/2022

по результатам рассмотрения жалобы «Камара Лтд.»,
«Инстантания Холдингс Лтд.» на нарушение процедуры торгов
и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 04.02.2022                                                г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия
ФАС России)
,

при участии представителей:

«Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.»: <...>;

Финансовый управляющий <...>: <...>;

ООО «Сервис-Консалт» – уведомлено надлежащим способом, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
от заявителей «Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.» на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...>
при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника
<...> (сообщение № 7932341) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
от заявителей «Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.» (далее – Заявители)
на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...>. (далее – Организатор торгов) при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника Махлая С.В. (сообщение № 7932341)
(далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором при организации Аукциона нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителей, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

23.12.2021 на официальном сайте Единого федерального реестра сведений
о банкротстве и на сайте электронной площадки ООО «Сервис-Консалт», расположенном по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etpugra.ru/ (далее – сайт Оператора), Организатором торгов размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата и время начала срока подачи заявок на участие в Аукционе – 23.12.2021 в 18:01, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 05.02.2022 в 00:10; дата
и время проведения Аукциона – 08.02.2022 в 17:00 (далее – Сообщение
о проведении Аукциона).

Аукциона проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле
о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495 (далее – Приказ № 495).

1. Согласно доводу Жалобы в нарушение пункта 1 статьи 213.26 Закона
о банкротстве
Организатором торгов 23.12.2021 объявлено о проведении Аукциона
в отсутствие утвержденного судом
Положения о порядке организации и проведения торгов по реализации не обремененного залогом имущества должника Махлая С.В., находящегося на территории Российской Федерации (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение
о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139
указанного закона.
Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Закон о банкротстве не содержит нормы, запрещающей Организатору торгов объявлять о проведении Аукциона до вынесения судом определения
об утверждении Положения.
Кроме того, представитель Организатора торгов сообщил, что определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2022
по делу № А55-15192/21 Положение
было утверждено.

Согласно пункту 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном указанным законом.

Пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлен закрытый перечень функций организатора торгов, согласно которому организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение
о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

На основании изложенного представление в арбитражный суд положения
о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина не входит
в перечень функций финансового управляющего, выступающего в качестве организатора торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица,
организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.
07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие у финансового управляющего, как у Организатора торгов, функции по представлению
в арбитражный суд положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина, данный довод не может быть рассмотрен Комиссией
ФАС России.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 213.26 Закона о банкротстве
о проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов
и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего
в арбитражном суде
.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России оставляет указанный довод Жалобы без рассмотрения.

2. Исходя из довода Жалобы, Организатор торгов в нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве и пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации не отразил в Сообщении о проведении Аукциона информацию о наложенных арестах продаваемого имущества должника.

Согласно Сообщению о проведении Аукциона реализации на торгах подлежат следующие ценные бумаги:

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 80 181044/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010720005 депонента Instantania Holdings Ltd.(ДУ) / Инстантания Холдингс Лтд. (ДУ);

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 86 35354/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010730004 депонента Kamara Ltd.(ДУ) / Камара Лтд. (ДУ)
(далее Имущество).

В пункте 10 статьи 110 Закона о банкротстве указано, что в сообщении
о продаже предприятия должны содержаться,
в том числе сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления
с предприятием.

Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов,
об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества
и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно доводам Жалобы приговором Комсомольского районного суда
г. Тольятти от 05.07.2019 по уголовному делу № 1-1/2019, а также постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.05.2021 № 21/278448 наложен арест
на вышеуказанное Имущество, о чем отсутствует информация в Сообщении
о проведении Аукциона.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов по ходатайству финансового управляющего Комсомольский районный суд г. Тольятти постановлением тот 17.12.2021 отменил арест на имущество Махлая С.В., наложенный приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти от 05.07.2019 по уголовному делу № 1-1/2019.

Кроме того, постановлением судебного пристав-исполнителя от 03.02.2022
№ 7922070/19/99001-СД/СВ снят арест на Имущество, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.05.2021 № 21/278448.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что вышеуказанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Организатором торгов созданы преимущественные условия участия в Аукционе определенным лицам.
В Сообщении о проведении Аукциона Организатором торгов установлена обязанность предоставления в составе заявки на участие в Аукционе копии предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы
на осуществление сделки, направленной на приобретение обыкновенных акций.
До объявления процедуры Аукциона данное согласие было получено
АО «Химактивинвест» и ООО «Актум». По мнению Заявителей, ввиду длительного срока получения указанного согласия антимонопольного органа «независимые» покупатели не смогут принять участие в Аукционе, что создает преимущественные условия участия в Аукционе определенным лицам и, как следствие, нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В силу пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений
или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В письменных пояснениях Организатор торгов указал, что Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 по делу № А55-15192/21 гражданин Махлай С.В. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев. Кроме того, результаты инвентаризационной описи имущества должника были опубликованы на сайте ЕФРСБ 25.11.2021 (сообщение № 7747609). По мнению Организатора торгов, с даты признания гражданина несостоятельным (банкротом) заинтересованные
в приобретении имущества должника лица имели право обратиться
в антимонопольный орган для получения предварительного согласия
на осуществление сделки, направленной на приобретение обыкновенных акций. Таким образом, у всех потенциальных участников Аукциона имелось достаточное количество времени для получения данного согласия.

Комиссия ФАС России отмечает, что сама по себе процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок
с акциями (долями)
, предусмотренная главой 7 Закона о защите конкуренции, непосредственно не связана с фактом подачи заявки на участие в торгах, проводимых в соответствии с Законом о банкротстве.

На основании изложенного, принимая во внимание, что Заявителями
не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о создании Организатором торгов отдельным лицам преимущественных условий участия
в Аукционе
, а также не указано какие конкретно лица не смогли принять участие
в Аукционе в силу необходимости получения согласия антимонопольного органа,
Комиссия ФАС России признает данный довод Жалобы необоснованным.

4. Согласно доводу Жалобы представитель Заявителей 25.01.2022 направил
в адрес Организатора торгов телеграмму с просьбой предоставить возможность ознакомиться с имуществом, документами, а также условиями проведения Аукциона. Данная телеграмма направлена Организатору торгов по адресу, указанному в Сообщении о проведении Аукциона. Также с целью согласования даты и времени ознакомления представитель Заявителей направил аналогичный запрос
на адрес электронной почты Организатора торгов: еgerev@yandex.ru. Однако
на дату рассмотрения Жалобы (04.02.2022) никакого ответа от Организатора торгов
не поступило. По мнению представителя Заявителей, вышеуказанные действия (бездействие) Организатора торгов нарушают требования абзаца 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

В Сообщении о проведении Аукциона указано, что «ознакомиться
с имуществом, документами, условиями торгов можно у организатора торгов
в рабочие дни в период приема заявок по предварительной договоренности посредством телефона, либо уведомления телеграммой или заказным письмом. Адрес для направления корреспонденции финансовому управляющему: 108811,
г. Москва, г. Московский, а/я 1601, тел: 89322519014, адрес электронной почты: egerev@yandex.ru».

Абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено,
что организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно Инвентаризационной описи имущества должника Махлая С.В., размещенной на сайте ЕФРСБ (сообщение № 7747609 от 25.11.2021) (далее – Инвентаризационная опись), Имущество является собственностью должника и находится на счетах депо (доверительное управление) «Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.» (Заявители). Следовательно, Заявители обладают сведениями о реализуемом на торгах Имуществе.

Кроме того, согласно Инвентаризационной описи должник является бенефициарным владельцем иностранных компаний «Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.» (100% долей принадлежит Махлаю С.В.).

В силу положений части 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина,
и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 213.25 Закон о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации
от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что всем имуществом должника, признанного банкротом
(за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), распоряжается финансовый управляющий.

В части 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве указано, что финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина, в том числе осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, а также голосует на общем собрании участников.

В Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.05.2018
№ 305-ЭС17-20073 указано, что «п
редоставление финансовому управляющему такого объема прав в отношении признанного банкротом гражданина-должника направлено, в том числе на обеспечение защиты имущества последнего
и предотвращение ситуаций, когда должник с учетом принадлежащей ему доли
в обществе, используя свое право на управление его делами, совершает недобросовестные действия по отчуждению имущества этого общества, направленные на уменьшение конкурсной массы и причинение вреда своим кредиторам».

Согласно пункту 5 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
в публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия
и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заявители в силу положений статьи 213.25 Закона о банкротстве по итогам проведения Аукциона не смогут приобрести Имущество в собственность. Следовательно, непредоставление Заявителям Организатором торгов информации
об Имуществе не повлечет нарушения цели проведения публичных торгов, а именно привлечения наибольшего количества потенциальных покупателей
для последующей реализации имущества должника по наиболее высокой цене.

Таким образом, довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Оставить без рассмотрения жалобу заявителей «Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.» на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника <...> (сообщение № 7932341) в части довода об объявлении торгов до утверждения судом положения о порядке
и сроках
реализации имущества должника.

2. Признать жалобу заявителей «Камара Лтд.», «Инстантания Холдингс Лтд.» на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника <...> (сообщение № 7932341) необоснованной в части доводов
об отсутствии в сообщении о проведении торгов информации о наложенных арестах продаваемого Имущества должника; о создании преимущественных условий участия в торгах определенным лицам; о непредоставлении организатором торгов возможности ознакомления с Имуществом должника.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Связанные организации

ООО "Сервис-Консалт"
ИНН 5003095225, ОГРН 1115003006139
"Камара Лтд."
ИНН , ОГРН
"Инстантания Холдингс Лтд."
ИНН , ОГРН