Решение №04/112111/22 Решение по делу № 04/10/18.1-595/2022 от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-595/2022

по результатам рассмотрения жалобы ООО «РК»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 07.12.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «РК»: <...>;

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: <...>, <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «РК» от 24.11.2022 № б/н (вх. № 194155-ЭП/22 от 24.11.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 220922/25833875/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «РК» (далее – Заявитель) от 24.11.2022 № б/н (вх. № 194155-ЭП/22 от 24.11.2022)
на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии
и рационального природопользования Красноярского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение
№ 220922/25833875/01) (далее – Конкурный отбор, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

22.09.2022 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Конкурсного отбора.

25.11.2022 приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 25.11.2022 № 77-1877-од в Документацию о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.06.2022 № 77-957-од (далее – Конкурсная документация) внесены изменения, согласно которым
дата окончания подачи заявок – 29.12.2022, дата вскрытия конвертов с заявками – 10.01.2023, дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсном отборе – 19.01.2023.

Конкурсный отбор проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), Конкурсной документацией.

1. Согласно доводу Жалобы Организатор торгов нарушил срок размещения изменений, внесенных в Конкурсную документацию, а также сократил срок
на подачу заявок на участие в Конкурсном отборе
.

Согласно пункту 17 Правил организатор конкурсного отбора вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок. В течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурсного отбора в порядке, установленном для размещения документации об отборе.
При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы срок со дня размещения внесенных в документацию об отборе изменений на официальном сайте торгов до дня окончания срока подачи заявок составил не менее чем 20 дней.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что при размещении на официальном сайте приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 11.11.2022 № 77-1787-од произошёл технический сбой. Приказ с внесенными изменениями в Конкурсную документацию удалось разместить только 17.11.2022. Информация о технической ошибке и невозможности своевременно разместить приказ была также размещена
на официальном сайте.

Согласно приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 11.11.2022 № 77-1787-од, размещенному на официальном сайте, 17.11.2022 срок окончания приема заявок на участие в Конкурсном отборе – 01.12.2022.

Таким образом, с момента размещения указанных изменений, срок на подачу заявок составил 15 дней, что не соответствует требованиям пункта 17 Правил.

Вместе с тем приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 25.11.2022 № 77-1877-од, размещенным
на официальном сайте 25.11.2022, дата окончания подачи заявок установлена с учетом положений пункта 17 Правил – 29.12.2022.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения Жалобы, которая принята
к рассмотрению письмом ФАС России от 28.11.2022 № 04/107294/22, нарушение пункта 17 Правил отсутствовало, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что довод
не обоснован.

2. Согласно доводу Жалобы Организатор торгов приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 02.11.2022
№ 77-1734-од о внесении изменений исключил из Конкурсной документации сведения о датах подачи уведомлений на участие во втором этапе Конкурсного отбо
ра. Кроме того, срок приема уведомлений об участии во втором этапе Конкурсного отбора установлен с 15.12.2022 по 16.12.2022.

В соответствии с абзацем 1 пункта 55 Правил в случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором настоящего пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.

Таким образом, срок на подачу уведомлений должен составлять 3 дня.

При этом согласно подпункту «с» пункта 12 Правил срок, место и порядок подачи участниками конкурсного отбора уведомления об участии во втором этапе указываются в составе Конкурсной документации при необходимости.

Срок приема уведомлений об участии во втором этапе Конкурсного отбора согласно извещению от 17.11.2022, размещенном на официальном сайте
во вкладке «Изменения», срок приема уведомлений об участии во втором этапе Конкурсного отбора установлен с 15.12.2022 по 16.12.2022.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно изменениям, внесенным Организатором торгов 25.11.2022, дата начала приема уведомлений 28.01.2023 и дата окончания приема уведомлений 30.01.2023 содержатся
в карточке извещения о проведении Конкурного отбора, размещенного
на официальном сайте, что соответствует требованиям с абзаца 1 пункта 55 Правил.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не обоснован.

3. Согласно доводу Жалобы в соответствии с приложением № 8 к Конкурсной документации стоимость услуг регионального оператора рассчитывается,
в том числе на основании расходов на транспортирование
твердых коммунальных отходов согласно Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од (далее – Территориальная схема). При этом Территориальная схема
не содержит сведений об удаленности перспективного объекта по обработке твердых коммунальных отходов, который планируется к вводу в эксплуатацию в 2023 году от действующего мусоросортировочного комплекса, что не позволяет участнику отбора предложить экономически обоснованную стоимость услуги.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

Исходя из сведений, содержащийся в разделе 10 Территориальной схемы участок компостирования (утилизация) (кадастровые квартала земельных участков 24:04:0102001, 24:04:0102002) планируется к вводу в эксплуатацию в 2023 году.

Аналогичная информация содержится в Приложении № 5 к Конкурсной документации.

Требований к указанию удаленности планируемых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов законодательством
не установлено.

Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание, что Конкурсная документация основывается на показателях Территориальной схемы.

При этом содержание Территориальной схемы, в которой отсутствуют сведения об удаленности перспективного объекта по обработке твердых коммунальных отходов, который планируется к вводу в эксплуатацию в 2023 году
от действующего мусоросортировочного комплекса
, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, не может быть пересмотрено антимонопольным органом в ходе рассмотрения Жалобы.

Исходя из содержания пункта 7.8 Конкурсной документации, порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимая величина производится в порядке, установленным в Приложении № 8
к Конкурсной документации.

Согласно Приложению № 8 к Конкурсной документации при расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам
и приведенной стоимости услуги регионального оператора в Красноярской правобережной технологической зоне должны использоваться значения показателей массы и (или) объема твердых коммунальных отходов в части образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения согласно Приложению Б2 Территориальной схемы.

Таким образом, Конкурсной документацией определен порядок расчета прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам
и приведенной стоимости услуги регионального оператора с использованием сведений, содержащихся в Территориальной схеме.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не находит подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы соглашение, заключаемое по результатам проведения Конкурсного отбора, включает обязательство регионального оператора по обеспечению разработки, согласования и исполнения производственных
и инвестиционных программ, что, по мнению Заявителя, нарушает законодательство Российской Федерации.

Исходя из содержания пункта 2.1.21 Проекта соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, являющегося Приложением № 7 к Конкурсной документации, региональный оператор обязуется обеспечивать разработку, согласование и исполнение производственных и инвестиционных программ, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил разработки, утверждения
и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Таким образом, инвестиционные программы утверждаются для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, требования пункта 2.1.21 Проекта соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края распространяется на регионального оператора в случае осуществления им строительства, реконструкции объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Таким образом, указанный довод Жалобы не обоснован.

5. Согласно доводу Жалобы Организатором торгов установлен завышенный размер банковской гарантии (10 %).

Исходя из содержания пункта 16 Правил, способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением. Размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора
или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению
не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года.

В соответствии с пунктом 5.1.2 Конкурсной документации способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора, заявка которого признана соответствующей, является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой
на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением.

Согласно пункту 5.1.4 Конкурсной документации размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора, заявка которого признана соответствующей, обязательств по соглашению составляет: 10 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в конкурсной документации, в течение соответствующего года.

Учитывая изложенное, положения о размере банковской гарантии не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанный довод Жалобы не находит подтверждения.

6. Согласно доводу Жалобы приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 02.11.2022 № 77-1734-од внесены данные о показателях массы и (или) объема твердых коммунальных отходов с отсылкой на показатели массы и (или) объема твердых коммунальных отходов Территориальной схемы, которые не соответствуют Территориальной схеме, а также неверно применен расчет плотности по показателю тонна в куб.м.

Исходя из содержания пункта 7.8 Конкурсной документации, порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимая величина производится в порядке, установленным в Приложении № 8
к Конкурсной документации.

Согласно Приложению № 8 к Конкурсной документации при расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам
и приведенной стоимости услуги регионального оператора в Красноярской правобережной технологической зоне должны использоваться значения показателей массы и (или) объема твердых коммунальных отходов в части образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения согласно Приложению Б2 Территориальной схемы.

При этом, Приложение № 8 к Конкурсной документация содержит таблицу
из Приложения Б2 Территориальной схемы.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что информация о прогнозных значениях образования массы и объема твердых коммунальных отходов содержится в Приложении Б2 и разделе 4 Территориальной схемы. При этом Приложение Б2 Территориальной схемы является выгрузкой из электронной модели Территориальной схемы и содержит округленные значения массы и объема твердых коммунальных отходов, в то время как раздел 4 Территориальной схемы содержит более точные значениях показателей. Оба варианта являются верными.

Таким образом, Конкурсной документацией определен порядок расчета прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам
и приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлены доказательства свидетельствующие о наличии нарушений в действиях Организатора торгов, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

7. Согласно доводу Жалобы конкурсная комиссия не утверждена Организатором торгов.

В соответствии с пунктом 6 Правил для проведения конкурсного отбора приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение конкурсного отбора, создается конкурсная комиссия, определяется ее состав, назначается председатель конкурсной комиссии.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что конкурсная комиссия для проведения Конкурсного отбора утверждена приказом министерства от 03.11.2022 № 77-1745-од, обязательность размещения которого
на официальном сайте действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, указанный довод Жалобы не обоснован.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «РК» от 24.11.2022 № б/н (вх. № 194155-ЭП/22
от 24.11.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение
№ 220922/25833875/01)
необоснованной.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148
ООО «РК»
ИНН 2461225916, ОГРН 1142468022223