Решение №04/85732/23 16.10.2023 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-509/2023 по результатам расс... от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-509/2023

 

по результатам рассмотрения жалобы АО «Сусуманзолото»

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 12.10.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– АО «Сусуманзолото»: <...>, <...>, <...> – доверенность от 11.10.2023 № 39/23-274;

– Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия):
<...> – доверенность от 10.10.23 № б/н;

– ООО ЭТП «ГПБ» – уведомлено надлежащим образом, представители
на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО «Сусуманзолото» от 04.10.2023 № б/н (вх. № 151666-ЭП/23 от 04.10.2023)
на действия (бездействие) организатора торгов – Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), оператора электронной площадки – ООО ЭТП «ГПБ» при организации и проведении аукциона на право пользования участком
недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение
№ 22000049380000000048, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
АО «Сусуманзолото» (далее – Заявитель) от 04.10.2023 № б/н (вх. № 151666-ЭП/23 от 04.10.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Управления
по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – ООО ЭТП «ГПБ» (далее – Оператор)
при организации и проведении аукциона на право пользования участком
недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение
№ 22000049380000000048, лот № 1) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов, Оператором при проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

10.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов
было опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке ООО ЭТП «ГПБ», расположенной
по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru
(далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие Аукционе – 11.08.2023 в 09:00 (МСК+6), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 07.09.2023 в 18:00 (МСК+6), дата рассмотрения заявок на участие
в Аукционе – 21.09.2023, дата и время проведения Аукциона – 28.09.2023
в 10:00 (МСК+6), начальная цена продажи – 42 855 290,52 руб., размер задатка
для участия в Аукционе – 42 855 290,52 руб., шаг Аукциона – 4 285 529,05 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Законом Российской Федерации
от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499
(далее – Правила), приказом Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10.08.2023 № 161 «О проведении аукциона на право пользования участком недр, расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых».

Согласно Жалобе 22.09.2023 в Якутское УФАС России поступила Жалоба
на действия (бездействие) Организатора торгов при организации и проведении Аукциона.

Жалоба 22.09.2023 была принята к рассмотрению Якутским УФАС России,
о чем лицам, участвующим в деле, было сообщено уведомлением Якутского УФАС России (исх. № ИЛ/4196/23) «О поступлении Жалобы и приостановлении
проведения Аукциона до рассмотрения Жалобы по существу до 02.10.2023»
(далее – Уведомление). Уведомление было опубликовано на официальном сайте.

Организатором торгов 22.09.2023 также издан и опубликован на официальном сайте приказ от 22.09.2023 № 174 «О приостановлении действий Управления
по недропользованию по Республике Саха (Якутии) по осуществлению государственной функции по организации проведения в установленном порядке Аукциона на право пользования недрами» (далее – Приказ № 174).

При этом 28.09.2023 был проведен Аукцион, победителем признано
ООО «Прогресс».

Таким образом, по мнению Заявителя, Организатором торгов и Оператором
во время приостановления проведения Аукциона, вынесенного уполномоченным органом, проведен Аукцион.

Заявитель полагает, что указанные действия Организатора торгов, Оператора являются незаконными, допущенные нарушения являются существенными, поскольку непосредственно повлияли на результаты Аукциона, что привело
к ограничению доступа к участию в Аукционе и ущемлению прав и законных интересов Заявителя, а также других участников Аукциона.

В соответствии с пунктом 50 Правил в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, организатором аукциона
или председателем аукционной комиссии принимается решение о переносе даты
и (или) времени проведения аукциона.

Решение о внесении изменений в порядок и условия проведения аукциона
в целях переноса даты и (или) времени проведения аукциона принимается организатором аукциона до окончания срока подачи заявок, при этом при переносе даты проведения аукциона устанавливается новый срок подачи заявок.

Решение о переносе даты и (или) времени проведения аукциона принимается председателем аукционной комиссии после окончания срока подачи заявок,
при этом срок подачи заявок не изменяется.

К обстоятельствам, препятствующим проведению аукциона в день
и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, относятся:

– возникновение обстоятельств непреодолимой силы в соответствии
с гражданским законодательством;

– внесение изменений в решение о проведении аукциона, порядок
и условия проведения аукциона, регламент работы аукционной комиссии
и требования к аукционной документации в соответствии с пунктами 47 и 48 настоящих Правил;

– наличие жалобы на действия (бездействие) организатора аукциона, оператора электронной площадки или аукционной комиссии, поданной
в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции;

– наличие решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленных при организации и проведении аукциона нарушений, принятого
по результатам контрольного (надзорного) мероприятия;

– принятие судом обеспечительных мер, препятствующих проведению аукциона.

Согласно пункту 51 Правил решение о переносе даты и (или) времени проведения аукциона размещается организатором аукциона на официальном сайте
в течение одного дня со дня принятия указанного решения.

Не позднее одного часа с момента размещения указанного решения
на официальном сайте оператор электронной площадки размещает такое решение
на сайте электронной площадки.

Оператор электронной площадки в день размещения решения о переносе
даты и (или) времени проведения аукциона направляет уведомления заявителям
и участникам аукциона.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает
в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление
о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы
по существу (далее – уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов,
на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указывает,
что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому
в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный
с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Учитывая изложенное, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на конкретные действия организатора торгов в случае получения
от антимонопольного органа уведомления, а именно на заключение договора
по результатам торгов (последствия несоблюдения указанного запрета – признание договора ничтожным). При этом каких-либо иных положений (запретов), ограничивающих действия организатора торгов в период рассмотрения антимонопольным органом жалобы, а также правовых последствий несоблюдения данных запретов, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не содержит.

Соответственно, при поступлении уведомления о принятии жалобы
к рассмотрению организатор, исходя из стадии торгов и конкретных
обстоятельств жалобы, вправе самостоятельно определить порядок действий, учитывая установленный частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции запрет на заключение договора по итогам торгов.

При этом в случае выявления нарушений по результатам
рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов антимонопольный орган уполномочен выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию
о торгах, извещение о проведении торгов.

В ходе изучения представленных документов и сведений
Комиссией ФАС России установлено:

– 22.09.2023 Жалоба ООО «888» поступила в Якутское УФАС России;

– 22.09.2023 Жалоба ООО «888» была принята к рассмотрению;

– 22.09.2023 Уведомление было опубликовано на официальном сайте;

– 22.09.2023 Приказ № 174 был опубликован на официальном сайте;

– 22.09.2023 Организатором торгов участникам Аукциона было направлено извещение о приостановке Аукциона № 01-03-18/3378 (далее – Извещение
о приостановке Аукциона);

– 28.09.2023 на сайте Оператора был проведен Аукцион;

– 29.09.2023 Якутское УФАС России уведомило Организатора торгов, Оператора и ООО «888» об отзыве Жалобы ООО «888»;

– 29.09.2023 Организатором торгов на официальном сайте опубликован приказ от 29.09.2023 № 181 «Об отмене приостановки действий Управления
по недропользованию по Республике Саха (Якутии) по осуществлению государственной функции по организации проведения в установленном порядке Аукциона на право пользования недрами».

Согласно тексту Извещения о приостановке Аукциона, направленному участникам Аукциона: «Настоящим Якутнедра извещает Вас, что согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной Комиссии, по существу».

При этом в Приказе № 174 было указано: «Отделу лицензирования (<...>) м 22.09.2023 (со дня получения уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона) приостановить заключение договора (оформление, регистрация
и выдача лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр р. Селигдар, правы приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алдановского района до принятия антимонопольным органом решения по жалобе Общества с ограниченной ответственность «888».».

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России, приходит к выводу, что Организатором торгов в Извещении о приостановке Аукциона и в Приказе № 174 размещена противоречивая информация, вводящая участников Аукциона в заблуждение, а именно не представляется возможным однозначно установить в какой части приостанавливается Аукцион (в части заключения договора или в целом).

Оператор в письменных пояснениях указал, что направление сведений
о приостановке Аукциона должно осуществляться посредством функционала официального сайта. Однако, функционал официального сайта по состоянию
не предполагает разделение на приостановку Аукциона в части заключения договора или же полную приостановку Аукциона. В связи с вышеизложенным и отсутствием сведений о форме приостановке процедуры, направленных с официального сайта, Оператором принято решение о приостановке Аукциона в части заключения договора.

Комиссия ФАС России отмечает, что Оператор вправе самостоятельно определить порядок действий, учитывая установленный частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции запрет на заключение договора по итогам торгов.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 21.09.2023 на участие в Аукционе было подано 6 заявок, в том числе заявка Заявителя,
к участию в Аукционе было допущено 5 участников, в том числе Заявитель.

В соответствии с Протоколом о результатах Аукциона от 28.09.2023
в Аукционе принял участие лишь один участник ООО «ПРОГРЕСС», предложивший цену 47 140 819,57 руб. Другие 4 участника не приняли участие
в Аукционе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению
или устранению конкуренции.

В связи с тем, что Извещение о приостановке Аукциона было направлено
всем участникам Аукциона, Приказ № 174 размещен на официальном сайте
и доступен для ознакомления также всем участникам Аукциона, в Аукционе принял участие только 1 участник, включение в Извещение о приостановке Аукциона
и Приказ № 174 противоречивой информация относительно приостанавливая Аукцион в части заключения договора или в целом могло привести к сокращению числа частников Аукциона, подававших ценовые предложения во время хода Аукциона, то есть к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, принимая во внимание наличие противоречивой информации в Извещении о приостановке Аукциона и в Приказе № 174 относительно приостановления Аукциона в целом или в части заключения договора, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в указанных действиях Организатора торгов содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу АО «Сусуманзолото» от 04.10.2023 № б/н
(вх. № 151666-ЭП/23 от 04.10.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), оператора электронной площадки – ООО ЭТП «ГПБ» при организации и проведении
аукциона на право пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048, лот № 1), обоснованной в части действий Организатора торгов по указанию в Извещении о приостановке Аукциона и в Приказе № 174 противоречивой информации.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: (ведущий заседание)

<...>


 

Члены Комиссии ФАС России: <...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО ЭТП ГПБ
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
АО "Сусуманзолото"
ИНН 4905001978, ОГРН 1024900950480
Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)
ИНН 1435151857, ОГРН 1041402052427