Решение №04/6971/24 Решение по жалобе № 04/10/18.1-7/2024 (Жалоба ЖСК Семейный н... от 30 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ(ред. от 10.07.2023)"О защите конкуренции"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)

Жилищно-строительный
кооператив Семейный


ул. Ленина, д. 26, кв. 12, г. Уфа,
Республика Башкортостан, 450077


89174673555@mail.ru


Министерство земельных
и имущественных отношений Республики Башкортостан


ул. Цюрупы, д. 13, г. Уфа,
Республика Башкортостан, 450008


mzio@bashkortostan.ru

РЕШЕНИЕ
04/10/18.1-7/2024 по результатам рассмотрения жалобы
ЖСК Семейный о нарушении порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства


25 января 2024 г. г. Москва


Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов
в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих
эксплуатацию сетей, в составе: заместителя председателя Закурдаевой О.И. – заместителя начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов; членов Комиссии:
Лаировой А.И. – начальника отдела контроля земельно-имущественных отношений Управления контроля строительства и природных ресурсов; Стеблецова И.О. – советника отдела правовой экспертизы Правового управления; Шурупова О.П. – консультанта отдела контроля строительства Управления контроля строительства и природных ресурсов; при участии: представителя ЖСК Семейный Бакиева Р.Ш., действующего на основании доверенности от 10.10.2023 № б/н, представителя Министерства земельных
и имущественных отношений Республики Башкортостан Мухамедьяновой Л.И., действующей на основании доверенности от 04.12.2023 № НП-М04-04-1/9270-Ю, рассмотрев жалобу
ЖСК Семейный на акты и (или) действия (бездействие) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан при осуществлении мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства в соответствии со статьей 181 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:


В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ЖСК Семейный на акты и (или) действия (бездействие) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее — Министерство) от 09.01.2024
№ б/н (вх. от 09.01.2024 №
102-ЭП/24), от 09.01.2024 № б/н (вх. от 09.01.2024
№ 222-ЭП/24)
(далее — Жалоба).

Согласно доводам Жалобы Министерство неправомерно предъявляет
к Заявителю, документам и информации требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ),
предъявляет требование осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству,
не предусмотренные статьей 5.2 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностных лиц указанного органа при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, в части предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ; предъявления требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренные статьей 5.2 ГрК РФ.

Согласно статье 5.2 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства может включать в себя, в том числе мероприятие по приобретению прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Заявителем, являющимся субъектом градостроительных отношений, обжалуются акты, действия (бездействие) Министерства
при осуществлении в отношении Заявителя мероприятия по приобретению права безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренного статьей 5.2 ГрК РФ, результатом которого является документ, предусмотренный пунктом 112 Исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации
и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2490.

На основании изложенного Комиссия ФАС России рассматривает жалобу
в порядке статьи 18
1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам Жалобы, ЖСК Семейный 15.12.2023 подано заявление
о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504
в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — Заявление,
ЗК РФ).

Министерством выдан отказ в предоставлении земельного участка
с кадастровым номером 02:55:010710:3504 от 29.12.2023 № АМ-М04-06-3/10278 (далее — Отказ),
содержащий следующие основания:

1. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010710:3504 расположен
в границах территории, где утвержден проект межевания территории микрорайона «Новиковка», при этом земельный участок частично находится в границах красных линий на территории общего пользования,
предназначенной для размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, исходя
из Заявления
земельный участок не предполагает строительство многоквартирных домов, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа,
р-н Советский, ул. Менделеева, установлен
вид разрешенного использования
«
Для проектирования и строительства здания бассейна»;

2. Министерство не уполномочено на заключение договора безвозмездного пользования земельного участка в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ. По мнению Министерства, предоставление земельного участка Заявителю должно осуществлять в соответствии с нормами Федерального закона
от 24.07.2008 № 161 «О содействии развитию жилищного строительства»
(далее — Закон № 161-ФЗ). По вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504 в безвозмездное пользование Министерство предлагает Заявителю обратиться в орган государственной власти, формирующий списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, для подачи ходатайства о передаче земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в единый институт развития.

Кроме того Комиссии ФАС России представлено письмо Министерства
от
12.01.2024 № АМ-М04-06-2/90, согласно которому на земельном участке
с кадастровым номером 02:55:010710:3504 расположен объект незавершенного строительства.

1. Согласно доводам Заявителя установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504
не является основанием в принятии уполномоченным органом решения об отказе
в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

Исходя из письменных пояснений Министерства от 19.01.2024 № НП-М04-06-5/325-Ю, ЖСК Семейный обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства многоквартирных домов, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504.

Также Министерство указало, что исходя из представленного письма Главного управления архитектуры и градостроительства города Уфа Республики Башкортостан (далее — Управление) от 19.01.2024 № 7-523 в ответ на запрос Министерства по общению ЖСК Семейный, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010710:3504 частично расположен в границах красных линий
по улице Менделеева на территории общего пользования, предназначенной для инженерной и транспортной инфраструктуры, так по имеющимся данным Управления по вышеназванному земельному участку проходят подземные инженерные коммуникации — водопровод
d 100, канализация d 150, электросети
и кабель связи.
Кроме того, на земельном участке расположен объект незавершенного строительства.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.08.2011 № 1764 утвержден проект межевания территория микрорайона «Новиковка».

Исходя из пояснений представителя Министерства, земельный участок
с кадастровым номером
02:55:010710:3504 частично находится в границах красных линий на территории общего пользования, предназначенной для размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.

Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в предоставлении земельного участка.

Вместе с тем, положения указанной статьи не содержат соответствующего основания для отказа.

При этом в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504 «Для проектирования
и строительства здания бассейна»
.

Однако в Заявлении указано, что целью предоставления земельного участка
в безвозмездное пользование является строительство многоквартирных домов
и строительство объектов инженерной инфраструктуры
.

Пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта
в соответствии с утвержденным проектом планировки территории
.

Таким образом, цель использования земельного участка, указанная
в Заявлении,
не соответствует виду разрешенного использования земельного участка
с кадастровым номером
02:55:010710:3504.

Учитывая изложенное, довод Жалобы не обоснован.

2. Представитель ЖСК Семейный пояснил, что Заявитель обратился
за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ и пунктом 9.2 статьи 3
Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), а не в рамках предоставления земельного участка, предусмотренного Законом № 161-ФЗ.

Согласно письменным пояснениям Министерства предоставление земельного участка кооперативам, поименованным в пункте 9.2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, осуществляется в соответствии с нормами Закона № 161-ФЗ. Кроме того, Министерство не вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии с представленными материалами на рассмотрение Жалобы собственность на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010710:3504
не разграничена.

Пунктом 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ определен перечень уполномоченных органов на предоставление земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена,
в том числе пунктом 4 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения
о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель
и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с
ЗК РФ.

Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 319-з внесены изменения в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении
в Республике Башкортостан»,
согласно которой уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом правил землепользования
и застройки, утвержденных органами местного самоуправления
.

Пунктом 1.1 положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35 (далее — Положение о Министерстве) указано, что Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан.

Необходимо отметить, что исходя из Положения о Министерстве и внесенных изменений Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 319-з в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» Министерство является органом исполнительной власти,
в том числе,
уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно абзацу 2 пункта 3.8 Положения о Министерстве Министерство также

осуществляет предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, Министерство вправе распоряжаться земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных образовательных организаций, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов, которые и все жилые помещения в которых являются стандартным жильем в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности.

Так, в порядке, предусмотренном пунктом 9.2 статьи 3 Закона 137-ФЗ осуществляется предоставление в том числе земельных участков,
не принадлежащих единому институту развития.

Частью 3 статьи 11 Закона 161-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, юридические лица вправе обратиться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с инициативами о включении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в перечни земельных участков.

Согласно части 1 статьи 11 Закона 161-ФЗ подготовка предложений
об использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для жилищного строительства, для строительства объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий осуществляется единым институтом развития на основании,
в том числе, перечней земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в единый институт развития. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку перечней земельных участков, в том числе
с учетом обращений, указанных в части 3
статьи 11 Закона 161-ФЗ.

Министерством была представлена информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010710:3504 не внесен в перечень земельных участков, предоставляемых в соответствии с Законом 161-ФЗ. При этом также
не представлена информация о том, что Министерством могло быть утрачено право распоряжениям земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Учитывая изложенное, при выдаче Отказа Министерством предъявлено требование к Заявителю, документам и информации, не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, довод Жалобы обоснован.

3. На рассмотрении Жалобы Комиссии ФАС России представлено письмо Министерства от 12.01.2024 № АМ-М04-06-2/9, согласно которому Заявителю сообщено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010710:3504 расположен объект незавершенного строительство.

При этом подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ установлено,
что
уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, Министерством были нарушены положения подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ. Однако, указанное основание не поименовано
в Отказе,
не является предметом рассмотрения Комиссией ФАС России, поскольку письмо Министерства от 12.01.2024 № АМ-М04-06-2/90, содержащее такое основание, является ответом на иное обращение Заявителя.

Помимо вышеуказанных доводов, Жалоба содержала 25 доводов
о предъявлении к Заявителю,
документам и информации требований,
не установленных законодательством Российской Федерации, соответствующих основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных
ЗК РФ.

Вместе с тем указанные доводы не являлись основаниями Отказа
и не содержались в Отказе.

Таким образом, Заявителем не доказано предъявление требований
к ЖСК Семейный, документам и информации, не установленных действующим законодательством Российской Федерации, предъявления требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренные статьей 5.2 ГрК РФ, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования,
не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации
о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, содержащихся в указанных 25 доводах Жалобы.

Учитывая изложенное, в указанной части, доводы Жалобы не обоснованы.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 181 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России,


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ЖСК Семейный на акты и (или) действия (бездействие) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся в предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам
и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, предъявлении требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству,
не предусмотренные статьей 5.2 ГрК РФ, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых
для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства
при осуществлении мероприятия по предоставлени
ю земельного участка
при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, частично обоснованной.

2. Предписание в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона
о защите конкуренции не выдавать.


Заместитель председателя Комиссии ФАС России О.И. Закурдаева


Члены Комиссии ФАС России А.И. Лаирова


И.О. Стеблецов


О.П. Шурупов


Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


2024-10260


Связанные организации

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920
Жилищно-строительный кооператив Семейный
ИНН 0275930681, ОГРН 1230200021325