Решение №АЦ/42447/14 Решение по делу по признакам нарушения ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 20 октября 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-17-83/00-04-14

«15» октября 2014 года г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2014 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) <..>,

рассмотрев дело № 1-17-83/00-04-14 по признакам нарушения ГУП ЧАО «Чукотснаб» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

представителя ООО «Берингтрансуголь» Калмыкова Д.А (доверенность от 17.06.2014 б/н);

представителя ООО «Беринговская угольная компания» Мищенко Д.В. (доверенность от 01.09.2014, № 8-6767);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило обращение ООО «Беринговская угольная компания» (заявитель) о нарушении ГУП ЧАО «Чукотснаб» антимонопольного законодательста при проведении открытого конкурса на право заключения договора купли-продажи 100 % доли в уставном капитале ООО «Порт угольный», номинальной стоимостью 43 000 000 (сорок три миллиона) рублей (далее – конкурс).

07.03.2014 извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Крайний Север» и на официальном сайте ГУП ЧАО «Чукотснаб».

Конкурсная документация, утвержденная приказом ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 06.03.2014 № 135-ОД, разработана с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», действующих на момент проведения конкурса.

По мнению заявителя, установленные требования к участникам торгов, критерии оценки заявок противоречат требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно подпункту 4.2.1 пункта 4.2 конкурсной документации к письменной заявке претендента прилагаются письменные обязательства:

  • по обеспечению в навигационный период 2014 и 2015 годов минимального совокупного объема переработки (перевалки) грузов, в том числе угля, осуществляемого ООО «Порт угольный» в морском порту Беринговский, не меннее 50 тысяч тонн в год;

  • сохранение в течение срока до 1 января 2016 года тарифов на прогрузку и выгрузку грузов в морском порту Беринговский на уровне, установленном Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного от 31 мая 2013 года № 12-Т/1, с учетом индекса потребительских цен (уровня инфляции) в Российской Федерации.

При этом, согласно подпункту 7.3 пункта 7 конкурсной документации претенденты не допускаются к участию в конкурсе, в том числе в случае, если заяка на участие в конкурсе не соответствует требованиям конкурсной документации.

Пунктом 9 конкурсной документации утверждены следующие критерии оценки заявок:

      • ценовой критерий — предложение о цене договора — 50 баллов;

      • опыт и положительная репутация участника конкурса — 30 баллов;

      • сохранение в течение срока до 1 января 2016 года тарифов на прогрузку и выгрузку грузов в морском порту Беринговский на уровне, установленном Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного от 31 мая 2013 года № 12-Т/1, с учетом индекса потребительских цен (уровня инфляции) в Российской Федерации — 10 баллов;

      • обеспечение в навигационный период 2014 и 2015 годов минимального совокупного объема переработки (перевалки) грузов, в том числе угля, осуществляемого ООО «Порт угольный» в морском порту Беринговский, не меннее 50 тысяч тонн в год — 10 баллов.

Общее максимально возможное количество баллов, которое может быть присвоено заявке участника конкурса — 100 баллов.

В соответствии с пунктом 9.2.3 конкурсной документации победителем конкурса признается участник конкурса, набравший максимальное количество баллов и заявке которого присвоен первый номер.

Требованию к претенденту о переработке (перевалки) угля соответствует только один хозяйствующий субъект ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания», аффилированный, по мнению заявителя, с единственным участником конкурса ООО «Берингтрансуголь», признанным победителем - ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в ФАС России.

В ходе рассмотрения дела ответчиком представлена позиция о том, что установленные пунктами 4.2, 7, 9 конкурсной документации требования к заявке, претендентам, критерии оценки заявок являются едиными для всех участников и направлены на определение в качестве победителя конкурса более профессионального участника, имеющего опыт работы в условиях Крайнего Севера.

Установление критерия «опыт и положительная квалификация участника конкурса» позволяет выявить в результате торгов лицо, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного управления хозяйственного общества. Круг хозяйствующих субъектов, отвечающих критерию «опыт и положительная квалификация участника конкурса» не исчерпывается только ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания» и его дочерними предприятиями.

Критерий, предусматривающий обязательства по обеспечению перевалки 50 тысяч тонн груза, также не ограничивает круга потенциальных участников и не создает преимущество одним участникам перед другими, поскольку конкурсная документация не предусматривает, что победитель конкурса обязан переваливать свой собственный уголь. Данное условие, согласно письменной позиции ответчика, направлено на то, чтобы обеспечить перевалку и отправку потребителям угля, который уже был добыт и уже хранится в порту на угольном складе.

Критерии по обеспечению перевалки и сохранения уровня тарифов согласно конкурсной документации оценивается по формальному признаку — предоставлению участником конкурса письменного обязательства соответствовать данным критериям, что, по мнению ответчика, не ограничивает права любого лица участвовать в конкурсе.

Также ответчиком отмечается, что выбор критериев конкурса обусловлен социальной значимостью порта Беринговский для Анадырского района и Чукотского автономного округа, кроме того, вес критерия «опыт и положительная квалификация участника конкурса» имеет весовое значение 30 баллов, вес ценового критерия составляет 50 баллов, критерии по обязательствам приобретателя — 20 баллов, что позволяет даже при отсутствии полного соответствия критерию «опыт и положительная квалификация участника конкурса» победить в конкурсе за счет ценового критерия.

Комиссией ФАС России установлено, что приказом ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 06.03.2014 № 135-ОД принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения договора купли-продажи 100% (сто процентов) доли в уставном капитале ООО «Порт угольный». При этом, согласно пункту 9 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждение такого имущества не регулируется данным законом.

Пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает, что торги могут проводиться как в форме аукциона, так и в форме конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое предложило лучшие условия. Таким образом, проведение торгов в форме конкурса предполагает установление не только ценового, но и иных критериев. При этом, право выбора формы торгов принадлежит обладателю реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Согласно пункту 2 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Организатором конкурса ГУП ЧАО «Чукотснаб» в соответствии с ГК РФ, распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 05.03.2014 № 75-рп «О даче согласия ГУП ЧАО «Чукотснаб» на совершение сделки по распоряжению долей в уставном капитале ООО «Порт угольный» и приказом ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 06.03.2014 № 135-ОД опубликовано 07.03.2014 извещение о проведении конкурса в газете «Крайний Север», а также 07.03.2014 на официальном сайте ГУП ЧАО «Чукотснаб».

Согласно протоколу № 1 от 21.04.2014 заседания конкурсной комиссии Конкурса по вскрытию конвертов с заявками, для участия в конкурсе была подана только одна заявка ООО «Берингтрансуголь». Заявка указанного претендента согласно протоколу № 2 от 30.04.2014 конкурсной комиссии была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, в том числе указанным пунктам 4.2, 7, 9 конкурсной документации.

При этом, согласно информации, представленной заявителем, им не была подана заявка на участие в конкурсе ввиду субъективности критериев оценки заявок, по которым комиссия оценивает представленные на конкурс заявки по балльной системе, установленных в пунктах 9.1 – 9.1.4 конкурсной документации. Также заявителем не представлены доказательства доводов, изложенных в обращении.

В соответствии с пунктами 8.4.1, 8.4.3 конкурсной документации в случае если на основании результатов рассмотрения заявок принято решение о допуске к участию в конкурсе только одного претендента, конкурс признается несостоявшимся. В случае если конкурс признан несостоявшимся и подана только одна заявка, конкурсная комиссия вправе принять решение о заключении договора с единственным участником конкурса.

В целях исследования вопроса объективности критериев конкурса ФАС России в адрес двадцати пяти хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации положений Стратегии социально-экономического развития Чукотки, работающих на территории Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее — респонденты) были направлены запросы о представлении информации о возможных барьерах для участия в конкурсе, а также предложено оценить оспариваемые критерии конкурса на предмет ограничения потенциального круга лиц, желающих участвовать в конкурсе.

Опрашиваемыми респондентами сообщалось, что они отвечали требованиям, предъявляемым конкурсной документацией и имели возможность принять участие в конкурсе. Респонденты также оценивают требования конкурсной документации как объективные. При этом, опрашиваемые о причинах не участия в конкурсе ссылались, в том числе, на отсутствие опыта, финансовой возможности, интереса к данным торгам. Соответствующие письма имеются в материалах дела.

Согласно подпункту 6.3.1 пункта 6.3 конкурсной документации любое заинтересованное лицо со дня начала приема заявок вправе направить организатору конкурса в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении положений извещения о проведении конкурса и/или конкурсной документации. При этом, сам заявитель участие в торгах не принимал, с заявлением о разъяснении положений конкурсной документации не обращался.

Учитывая изложенное, в действиях ГУП ЧАО «Чукотснаб» при проведении конкурса признаков ограничения конкуренции не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 1-17-83/00-04-14 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУП ЧАО «Чукотснаб» при проведении конкурса.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны