Решение №04/37049/23 Решение по делу 04/10/18.1-173/2023 от 12 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-173/2023

по результатам рассмотрения жалоб <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 05.05.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...> – паспорт гражданина Российской Федерации,
<...>;

– Департамента по конкурентной политике города Москвы:
<...>;

– Московского фонда реновации жилой застройки: <...>, <...>, <...>;

АО «ЕЭТП»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 24.04.2023 № б/н (вх. 62493/23 от 24.04.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Московского Фонда реновации жилой застройки, оператора электронной площадки – АО «ЕЭТП» при организации и проведении аукциона
на право заключения договора купли-продажи нежилого помещения: машино-место
50, расположенное по адресу: г. Москва, ВАО, Зеленый пр-т, д. 27 А, кадастровый
77:03:0006011:8559) (извещение на электронной площадке АО «ЕЭТП»
178fz21022300012), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006
135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 24.04.2023 № б/н (вх. № 62493/23 от 24.04.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Московского Фонда реновации жилой застройки (далее – Организатор), оператора электронной площадки – АО «ЕЭТП» (далее – Оператор) при организации и проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи нежилого помещения: машино-место № 50, расположенное по адресу: г. Москва, ВАО, Зеленый пр-т,
д. 27 А, кадастровый № 77:03:0006011:8559) (извещение на электронной площадке АО «ЕЭТП» № 178fz21022300012) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов, Оператором при проведении
Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской
Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения, Заявителя, представителей Заявителя, Организатора торгов, Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

21.02.2023 на электронной площадке АО «ЕЭТП», расположенной по адресу
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.
roseltorg.ru
(далее – сайт Оператора) Организатором торгов было опубликовано извещение
о проведении Аукциона, согласно которому
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 28.03.23 в 15:00, дата и время рассмотрения заявок на участие в Аукционе 29.03.23 в 23:59, дата и время проведения Аукциона – 31.03.23 в 10:00, начальная цена продажи – 1 127 830,00 руб., размер задатка – 50 000,00 руб., шаг Аукциона – 1%.

Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
с учетом требований закона Российской Федерации
от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»,
постановлением Правительства Москвы от 09.08.2021 № 1222-ПП «О порядке приобретения машино-мест, расположенных в подземной части многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве» (далее – Постановление), Регламентом размещения процедур по продаже и аренде государственного
или муниципального имущества с использованием электронной площадки «Приватизация и аренда имущества» акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» (далее – Регламент
Оператора).

Согласно Жалобе Заявитель подал заявку на участие в Аукционе,
внес задаток для участия в Аукционе, принял участие в Аукционе и был признан победителем Аукциона.

12.04.2023 Заявителем в полном объеме была оплачена итоговая цена Аукциона в размере 1 127 830,00 руб.

17.04.2023 Заявитель прибыл к Организатору торгов для заключения договора купли-продажи по итогам Аукциона, однако Заявителю в заключении договора купли-продажи было отказано Организатором торгов по причине неоплаты Заявителем стоимости услуг Организатора торгов по организации и проведению Аукциона, формированию комплекта документов, необходимых для исполнения договора купли-продажи и осуществления государственной регистрации перехода права собственности на машино-место, в размере 30 000,00 руб.

По мнению Заявителя, данное требование является незаконным, в связи с чем признание Организатором торгов Заявителя уклонившимся от заключения договора является неправомерным.

Кроме того, Заявитель отмечает, что Оператор в нарушение уведомления
ФАС России от 27.04.2023 № 04/33127/23 перечислил Организатору торгов сумму задатка, внесенного Заявителем для участия в Аукционе, по причине уклонения Заявителя от заключения договора.

Таким образом, по мнению Заявителя, при проведении Аукциона Организатором торгов и Оператором были нарушены порядок проведения Аукциона, порядок заключения договора по результатам проведения Аукциона.

Согласно пункту 1.3 Постановления приобретение машино-мест после истечения срока, установленного пунктом 1.2 Постановления, осуществляется без предоставления приоритетного права и без применения скидки путем участия в электронном аукционе на право заключения договора купли-продажи машно-места. Порядок и условия проведения электронного аукциона устанавливаются регламентом, утвержденным советом Фонда.

Пунктом 3 Постановления вносятся изменения в постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 27.03.2018 № 219-ПП, от 11.03.2019 № 174-ПП, от 08.10.2019
1294-ПП, от 11.11.2019 № 1465-ПП, от 03.11.2020 № 1889-ПП, от 10.11.2022
1932-ПП, от 24.12.2020 № 2371-ПП, от 24.02.2021 № 215-ПП), согласно которым
указанное постановление дополняется пунктом
2.19 в следующей редакции:
«2.19. Фонд осуществляет продажу машино-мест, расположенных в подземной части многоквартирных домов, построенных в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, и принадлежащих Фонду на праве собственности, в порядке, установленном Правительством Москвы».

Приложением № 1 к Постановлению утвержден Порядок приобретения машино-мест, принадлежащих Московскому фонду реновации жилой застройки
на праве собственности и расположенных в подземной части многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее
Порядок).

Согласно пункту 3.2 Порядка после срока, установленного пунктом 1.2 Постановления, приобретение машино-мест осуществляется путем проведения электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи машино-места без предоставления приоритетного права и без применения скидки.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка порядок проведения электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи машино-места, а также порядок и условия заключения договора купли-продажи машино-места
по результатам такого аукциона устанавливаются советом Фонда.

Решением Совета Московского фонда реновации жилой застройки
от 03.02.2023 утвержден Регламент проведения торгов на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, являющегося собственностью Московского фонда реновации жилой застройки, а также договоров участия
в долевом строительстве (
далее Регламент).

Таким образом, проведение Аукциона является обязательным в силу законодательства Российской Федерации, в связи с чем жалобы на нарушение процедуры проведения Аукциона и порядка заключения договора по результатам Аукциона подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона
о защите конкуренции.

Согласно пункту 1.3 Регламента Объект недвижимое имущество, в том числе машино-места, являющиеся собственностью организатора торгов.

В соответствии с пунктом 1.8 Регламента Договор договор купли-продажи, заключаемый между организатором торгов и покупателем по результатам проведения торгов.

Согласно пункту 14.3.2 Регламента аукцион в электронной форме проводится на сайте Оператора в день и время, указанные в извещении о проведении аукциона
в электронной форме с использованием программных и технических средств
сайта Оператора.

В соответствии с пунктом 14.3.6 Регламента в течение 1 (одного) часа
со времени начала проведения аукциона (если иное не установлено
извещением
о проведении аукциона)
участникам предлагается подать предложение о цене договора в порядке, предусмотренном в пунктом 14.3.3 Регламента.

Согласно пункту 14.3.15 Регламента победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену договора.

В соответствии с пунктом 22.1 Регламента договор заключается с победителем либо с участником, у которого возникло право на заключение договора.

Согласно пункту 22.3 Регламента отказ победителя или участника, у которого возникло право на заключение договора, от предоставления документов, необходимых для заключения договора или регистрации договора в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, признается уклонением от заключения договора.

В соответствии с пунктом 22.8 Регламента в случае уклонения покупателя, ставшего победителем или признанного единственным участником, от заключения договора денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие
в аукционе, не возвращаются и удерживаются в пользу
организатора торгов.
В случае проведения торгов в электронной форме указанные денежные средства подлежат перечислению
Оператором на расчетный счет организатора торгов в сроки и порядке, установленными регламентом Оператора.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.03.2023 № 304-0123-АИМ Аукцион был признан несостоявшимся, поскольку единственной допущенной к участию в Аукционе заявкой была признана заявка Заявителя.

03.04.2023 Заявителю, как единственному участнику Аукциона, было направлено Уведомление № ФР-01-2145/23 о подписании договора купли-продажи
в период с 09.04.2023 по 10.04.2023.

17.04.2023 Заявитель прибыл в офис Организатора торгов и представил самостоятельно составленный и подписанный им проект договора купли-продажи
с измененным пунктом о предмете договора и стоимости услуг продавца.

Представитель Организатора торгов пояснил, что подав заявку на участие
в Аукционе Заявитель принял условия проведения Аукциона, в том числе договора купли-продажи, заключаемого по результатам проведения Аукциона. Требование Заявителя изменить условия договора купли-продажи свидетельствует о его отказе от заключения договора купли-продажи.

25.04.2023 Организатором торгов был опубликован Протокол от 24.04.2023
№ 304-0123-АИМ о признании участника уклонившимся от заключения договора. Перечисленные Заявителем на счет Организатора торгов денежные средства
в размере 1 127 830,00 руб. были возвращены Заявителю 28.04.2023
как безосновательно перечисленные и не свидетельствующие о заключении договора купли-продажи по результатам Аукциона.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора
сообщил, что 27.03.2023 Заявителем была подана заявка на участие в Аукционе,
в результате чего автоматизированная система сайта Оператора заблокировала денежные средства в размере задатка на лицевом счете Заявителя сайте Оператора.

30.03.2023 Заявитель был признан победителем Аукциона. Вместе с тем 25.04.2023 Организатор торгов опубликовал Протокол от 24.04.2023
№ 304-0123-АИМ о признании участника уклонившимся от заключения договора.

Представитель Оператора пояснил, что Оператор не наделен полномочиями самостоятельно распоряжаться денежными средствами участников торгов, проводимых на сайте Оператора, в том числе при уклонении от заключения договора не исполнять требования действующего законодательства и Регламента Оператора.

В связи с изложенным, Оператор продолжил блокирование денежных средств на лицевом счете Заявителя на сайте Оператора для осуществления перевода денежных средств на расчетный счет Организатора торгов.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации предметом Аукциона является продажа имущества (машино-место), находящегося в собственности Фонда реновации. расположенного по адресу: г. Москва, пр-т Зеленый, д. 27А, м-м 50, площадь 16,3 (кадастровый номер: 77:03:0006011:8559).

Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается
с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с пунктом 6 статьи 448 ГК РФ если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, согласно положениям ГК РФ, предметом договора купли-продажи, заключаемого по результатам Аукциона, в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.03.2023 № 304-0123-АИМ, является машино-место № 50, расположенное по адресу: г. Москва, пр-т Зеленый,
д. 27А, площадь
ю 16,3 (кадастровый номер: 77:03:0006011:8559).

Вместе с тем согласно подпунктам 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 Проекта договора купли-продажи машино-места, размещенного в составе извещения о проведении Аукциона и являющегося Приложением № 3 к Аукционной документации, цена договора состоит из стоимости машино-места, которая определена в соответствии
с Протоколом аукциона, а также стоимости услуг продавца по организации
и проведению Аукциона, формированию комплекта документов, необходимых
для исполнения договора и осуществления государственной регистрации перехода права собственности на машино-место, в размере 30 000,00 руб., в том числе
НДС 20%.

Таким образом, Проект договора купли-продажи содержит положение (подпункт 2.1.2), которое не является предметом договора, заключаемого
по результатам проведения Аукциона.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов в нарушение положений
статьи пункта 6 статьи 48 ГК РФ и Регламента в проект договора купли-продажи, заключаемого по результатам Аукциона, включено требование об оплате стоимости услуг продавца
по организации и проведению Аукциона, формированию комплекта документов, необходимых для исполнения договора и осуществления государственной регистрации перехода права собственности на машино-место, в размере
30 000,00 руб., в том числе НДС 20%.

По вопросу действий Оператора по перечислению задатка Заявителя на счет Организатора торгов Комиссия ФАС России сообщает следующее.

Согласно пункту 7.2.8 Регламента Оператора при уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты аукциона аннулируются продавцом, победитель утрачивает право на заключение указанного договора, задаток ему не возвращается. Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии
с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества, задаток ему не возвращается.

Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании
на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа,
направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки,
в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы
и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее
уведомление).

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление,
не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения
по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, является ничтожным.

Таким образом, в случае принятия антимонопольным органом жалобы
к рассмотрению торги приостанавливаются в части заключения договора
до рассмотрения жалобы по существу.

Как отмечалось ранее, 25.04.2023 Организатор торгов опубликовал Протокол от 24.04.2023 № 304-0123-АИМ о признании участника уклонившимся
от заключения договора.

Таким образом, при перечислении задатка Заявителя на расчетный счет Организатора торгов по причине признания Заявителя уклонившимся от заключения договора Оператор действовал в соответствии с требованиями Регламента Оператора.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> от 24.04.2023 № б/н (вх. № 62493/23
от 24.04.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Московского Фонда реновации жилой застройки, оператора электронной площадки – АО «ЕЭТП»
при организации и проведении аукциона на право заключения договора
купли-продажи нежилого помещения: машино-место № 50, расположенное
по адресу: г. Москва, ВАО, Зеленый пр-т, д. 27 А, кадастровый
№ 77:03:0006011:8559) (извещение на электронной площадке АО «ЕЭТП»
№ 178fz21022300012), обоснованной в части действий организатора торгов – Московского Фонда реновации жилой застройки.

2. Выдать организатору торгов – Московскому Фонду реновации жилой застройки, оператору электронной площадки – АО «ЕЭТП» обязательное
для исполнения предписание.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано
в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи
предписания.

 

 

Связанные организации

Департамент по конкурентной политике города Москвы
ИНН 7704515009, ОГРН 1047796171390
Московский фонд реновации жилой застройки
ИНН 7703434808, ОГРН 1177700018319
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353