Решение №04/105361/22 Решение по делу № 04/10/18.1-570/2022 (по жалобе ООО "Метатр... от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-570/2022

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Метатрон»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 16.11.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «Метатрон»: <...>;

КУ <...>: <...>;

ООО «ВЭТП»: уведомлено надлежащим способом, представители
на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Метатрон», направленную письмом Московского УФАС России
от 07.1
1.2022 № НП/56560/22, на действия (бездействие) организатора торгов –
конкурсного управляющего <...> при организации и проведении закрытого конкурса по продаже имущества должника ПАО «Мотовилихинские заводы» (сообщение 9757817 от 30.09.2022) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Метатрон» (далее – Заявитель), направленная письмом Московского
УФАС России от 07.11.2022 № НП/56560/22, на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...> (далее – Организатор торгов) при организации и проведении закрытого конкурса по продаже имущества должника ПАО «Мотовилихинские заводы» (сообщение № 9757817 от 30.09.2022)

(далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации
и проведении Конкурса нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

30.09.2022 на официальном сайте Единого федерального реестра сведений
о банкротстве (далее – ЕФРСБ) Организатором торгов размещено сообщение
№ 9757817 о проведении Конкурса, в соответствии с которым прием заявок
осуществляется на электронной площадке ООО «ВЭТП» (далее – Оператор), расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
по адресу: https://арест.вэтп.рф/ (далее – сайт Оператора), дата и время окончания срока приема (подачи) заявок на участие в Конкурсе – 07.11.2022 в 16:00, дата
и время проведения процедуры Конкурса – 14.11.2022 в 12:00, начальная (минимальная) цена имущества – 9 240 178 422,81 рублей (далее – Сообщение
о проведении Конкурса).

Торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее
Закон о банкротстве), Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества
или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495
(далее – Порядок проведения торгов),
а также Положением № 13 о порядке, сроках
и условиях продажи имущества ПАО
Специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» (далее – Положение).

1. Исходя из текста Жалобы в общем составе имущества, подлежащего реализации имеется, в том числе имущество предназначенное для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. По мнению Заявителя, указанное имущество подлежит реализации только путем его продажи в качестве единого имущественного комплекса. Кроме того, оценка имущества должника также должна быть произведена именно как имущественного комплекса, а не совокупности движимого и недвижимого имущества.

Также Заявитель указывает на ненадлежащий порядок утверждения Положения.

Реализация имущества должника – стратегического предприятия
или организации осуществляется с учетом особенностей, установленных в пунктах 6-9 статьи 195 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном указанным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого
в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса. Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся
к ограниченно оборотоспособному имуществу.

Абзацем 2 пункта 7 статьи 195 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно обороноспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса.

При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся
к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ
по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Согласно пункту 7.1 статьи 110 Закона о банкротстве внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника, включающие в себя сведения
о предприятии, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия
в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия,
о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Предложение о продаже предприятия должника представляется
для утверждения собранию кредиторов или в комитет кредиторов после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно части 10 статьи 110 Закона
о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, помимо прочего, сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием и размер задатка, сроки
порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Таким образом, Организатор торгов обязан указать в Сообщении о проведении Конкурса состав, характеристики и описание имущества должника, выставляемого
на Конкурс на основании сведений, представленных комитетом кредиторов.

Кроме того, согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве, Организатор торгов не участвует ни в утверждении положения о продаже имущества
ни в утверждении изменений к положению.

В письменных пояснениях Организатор торгов пояснил следующее.

28.07.2022 на сайте ЕФРСБ конкурсным управляющим Берсеневым А.А. размещено информационное сообщение № 9312363 об определении начальной (минимальной) цены продажи имущества, об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации и порядка сохранности предмета залога,
в котором указал о получении от залоговых кредиторов ООО «РТ-Капитал»
и ИП Щербаковой А.А. согласия на утверждение текста Положения.

Также в указанную дату (28.07.2022) состоялось собрание кредиторов должника ПАО ««Мотовилихинские заводы», в результате которого большинством голосов принято решение об одобрении текста Положения, о чем конкурсным управляющим Бернесевым А.А. создана запись в ЕФРСБ (сообщение № 9322374
от 29.07.2022).

При этом в рамках дела о банкротстве ПАО «Мотовилихинские заводы» рассмотрены заявления конкурсного управляющего <...> об определении начальной (минимальной) цены имущества должника, об утверждении порядка, условий и условий проведения торгов по реализации предмета залога
ПАО «Промсвязьбанк», а также заявление последнего о признании недействительным решения собрания кредиторов должника об утверждении Положения.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.09.2022 по делу
№ А50-16153/2017 заявление ПАО «Промсвязьбанк» о признании недействительным собрания кредиторов ПАО «
Мотовилихинские заводы»
от 28.07.2022 оставлено без удовлетворения. Разрешены разногласия между участвующими в деле лицами следующим образом: утверждено Положение
в редакции, предложенной конкурсным управляющим <...>

Кроме того, Организатор торгов отмечает, что вышеуказанное определение никем из участвующих в деле о банкротстве лиц не обжаловалось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц
и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение положений статьи 131 Закона о банкротстве конкурсным управляющим должника привлечен оценщик (ООО «КГ Лаир») для проведения оценки имущества, в том числе предмета залога ПАО «Промсвязьбанк»,
ИП Щербаковой А.А., который соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности не является заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.

Сведения о данном отчете включены конкурсным управляющим <...> в ЕФРСБ (сообщение № 8656307 от 21.04.2022).

Положениями Закона о банкротстве и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок оценки имущества в рамках дела о банкротстве,
не предусмотрено проведение повторной оценки в связи с пропуском установленного федеральным стандартом оценки срока, равно как и невозможность реализации в этом случае имущества должника с использованием начальной (минимальной) цены, определенной в данном отчете. Нормы Закона о банкротстве не содержат положений, предусматривающих обязательную повторную оценку имущества должника в случае, если с даты составления отчета об оценке прошло более 6 (шести) месяцев.

Комиссия ФАС России отмечает, что в Положении утвержден порядок реализации имущества должника ПАО «Мотовилихинские заводы», перечень реализуемого имущества, начальная (минимальная) цены, определенная на основании проведенного отчета.

Доводы Заявителя об оспаривании имущества, его характеристиках, существе предмета торгов, а также об оценке не могут быть рассмотрены антимонопольным органом с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Также Комиссия ФАС России указывает, что, поскольку в данном случае сведения о составе и характеристиках имущества должника, выставляемого
на Конкурс, включены в Сообщение о проведении Конкурса на основании Положения, вопрос о правомерности включения указанного объема сведений
об имуществе подлежит рассмотрению в рамках спора о признании недействительным такого положения.

Таким образом, вопросы порядка реализации имущества должника, утвержденного в судебном порядке, не относятся к компетенции антимонопольного органа и, соответственно, Комиссия ФАС России не обладает полномочиями
по оценке правомерности Положения, в том числе в части несоответствия указанных в нем положений требованиям Закона о банкротстве.

В силу положений статей 60 и 139 Закона о банкротстве восстановление прав
и законных интересов кредиторов, а также обжалование порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть осуществлено в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что вышеуказанный довод Жалобы подлежит оставлению без рассмотрения.

2. Согласно доводу Жалобы в нарушение абзаца 5 пункта 8 статьи 195 Закона
о банкротстве Организатором торгов в Сообщении о проведении Конкурса
не указана информация о запрете на участие в данных торгах конкурсных кредиторов и их аффилированных лиц.

В соответствие с вышеуказанным положением Закона о банкротстве к участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

Как отмечалось ранее, порядок проведения Конкурса, в том числе требования, предъявляемые к потенциальным участникам, определен в Положении.

В подпункте 3 пункта 3 Положения указано, что при подготовке к проведению торгов по продаже имущества должника организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене имущества,
а также заключат договоры о задатке.

К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов (подпункт 1 пункта 12 Положения).

Сообщение о проведении Конкурса содержит аналогичное требование
к потенциальным участникам.

Комиссия ФАС России отмечает, что Заявителем в составе жалобы, а также
на заседании не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что отсутствие информации о запрете на участие в Конкурсе кредиторов
и их аффилированных лиц повлияло и (или) могло повлиять на принятие решения
об участие в данном Конкурсе.

В соответствии с Протоколом № 6321-ЗКЗФ/2/1 от 08.11.2022 Конкурс признан несостоявшимся, поскольку в ходе торгов не было подано ни одной заявки
на участие (сообщение № 10043879 от 08.11.2022).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Оставить без рассмотрения жалобу ООО «Метатрон», направленную письмом Московского УФАС России от 07.11.2022 № НП/56560/22, на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...> при организации и проведении закрытого конкурса по продаже имущества должника ПАО «Мотовилихинские заводы» (сообщение 9757817 от 30.09.2022) в части доводов об оспаривании перечня имущества, выставленного на торги; об оценке данного имущества, а также о порядке утверждения Положения № 13 о порядке, сроках и условиях продажи имущества ПАО Специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы».

2. Признать жалобу ООО «Метатрон», направленную письмом Московского УФАС России от 07.11.2022 № НП/56560/22, на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...> при организации и проведении закрытого конкурса по продаже имущества должника ПАО «Мотовилихинские заводы» (сообщение 9757817 от 30.09.2022) необоснованной в части довода
об отсутствии информации в сообщении о проведении торгов о запрете участия кредиторов и их аффилированных лиц.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ООО "Метатрон"
ИНН 5906123152, ОГРН 1135906006378
ООО «ВЭТП»
ИНН 6230079253, ОГРН 1126230004449