Решение №04/63534/23 Решение по делу 04/10/18.1-395/2023 от 8 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-395/2023
по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 03.08.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...> – паспорт гражданина Российской Федерации;

– Комитет по конкурентной политике Московской области: <...> – доверенность от 20.12.2022 № 29-09-129/22;

– ГКУ Московской области «Региональный центр торгов» – уведомлено надлежащим образом, представитель на рассмотрение жалобы не явился;

– ООО «РТС-тендер» – уведомлено надлежащим образом, представитель
на рассмотрение жалобы не явился,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>, направленную письмом Московского областного УФАС России
от 24.07.2023 № КИ/12719/23 (вх. № 113110-ЭП/23 от 26.07.2023), на действия
(бездействие) организатора торгов – Комитета по конкурентной политике
Московской области, оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер»
при организации и проведении аукциона на право заключения договора
аренды земельного участка площадью 2 502 кв.м, кадастровый № 50:03:0010308:66
(извещение № 21000004710000005977, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
<...> (далее – Заявитель), направленная письмом Московского областного УФАС России от 24.07.2023 № КИ/12719/23 (вх. № 113110-ЭП/23
от 26.07.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – Комитета
по конкурентной политике Московской области (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор)
при организации и проведении аукциона на право заключения договора
аренды земельного участка площадью 2 502 кв.м, кадастровый № 50:03:0010308:66
(извещение № 21000004710000005977, лот № 1) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов, Оператором при проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения
Заявителя, представителя Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

07.06.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации
о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором
торгов было опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому
Аукцион проводится на электронной площадке ООО «РТС-тендер», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок
на участие Аукционе – 08.06.2023 в 09:00 (МСК), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 10.07.2023 18:00 (МСК), дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе – 13.07.2023, дата и время проведения Аукциона –13.07.2023 в 12:00 (МСК), начальная цена – 391 320,30 руб., размер задатка
для участия в Аукционе – 117 396,09 руб., шаг Аукциона – 11 739,60 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской
Федерации (далее – ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» от 10.05.2018 № 564, Законом Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ, Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области
от 05.06.2023 № 100-З п. 146, постановлением Администрации городского округа Клин Московской области «Об организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка» от 06.06.2023
№ 1159, Регламентом электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора ООО «РТС-тендер» от 23.05.2023 № 23-П/23 (далее – Регламент).

1. Согласно Жалобе 16.06.2023 Заявитель прошел регистрацию на сайте Оператора посредством электронной подписи, а также регистрацию на официальном сайте. 19.06.2023 Заявитель успешно подал заявку на участие в Аукционе.

11.07.2023 в 12:38 (МСК) Заявителем был внесен задаток в размере
117 396,09 руб. для участия в Аукционе. 13.07.2023 в 00:02 (МСК) на электронную почту Заявителя пришло уведомление о блокировании денежных средств, внесенных в качестве задатка для участия в Аукционе.

13.07.2023 в 10:25 (МСК) на электронную почту Заявителя поступило уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 13.07.2023 № АЗЭ-КЛН/23-1792 (далее – Протокол рассмотрения заявок) основанием
для отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе послужила причина: «Непредставление необходимых для участия в аукционе документов
или представление недостоверных сведений, согласно части 8 статьи 39.12 ЗК РФ». Заявителю, обратившись в адрес ГКУ Московской области «Региональный центр торгов» посредством телефонной связи, удалось выяснить, что его заявка
на участие в аукционе была отклонена Организатором торгов в связи с тем,
что не была подгружена копия страницы паспорта с пропиской.

Таким образом, Заявитель не согласен с решением об отказе в допуске
к участию в Аукционе, так как все необходимые документы для регистрации
на официальном сайте и сайте Оператора были им представлены.

Согласно пункту 1 статьи 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 39.13 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.13 ЗК РФ электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель
не допускается к участию в аукционе при непредставлении необходимых
для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений.

Согласно пункту 8.3 Аукционной документации заявка направляется заявителем Оператору электронной площадки в сроки, указанные в пунктах 2.7, 2.8 извещения, в форме электронного документа с приложением указанных
в пункте 8.3 Аукционной документации документов в форме электронных документов или электронных образов документов, то есть документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования
с сохранением их реквизитов копии документов, в том числе с приложением копий документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пунктом 10.2 Аукционной документации заявитель
не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых
для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов заявка Заявителя была законно и обоснованно отклонена Организатором торгов ввиду непредставления Заявителем документов, необходимых для допуска Заявителя к участию в Аукционе.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок Заявитель не был допущен до участия в Аукционе на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ, дефиса 1 пункта 10.2 раздела 10 Аукционной документации, а именно: непредставление необходимых для участия в Аукционе документов
или представление недостоверных сведений.

Подавая заявку на участие в Аукционе Заявитель приложил к ней копию только 3-ей страницы паспорта гражданина Российской Федерации, что послужило основанием для недопуска заявки Заявителя до участия в Аукционе.

При этом в соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее – Постановление № 828) паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Из пункта 2 Описания бланка паспорта, утвержденного Постановление № 828, следует, что бланк паспорта состоит из приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц, из них 14 страниц имеют нумерацию в орнаментальном оформлении, продублированную в центре страницы в фоновой сетке.

В силу пункта 4 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства
в федеральных органах исполнительной власти», копия паспорта – это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки.

Кроме того, в пункте 23 ГОСТа Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному
и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст (далее – ГОСТ
Р 7.0.8-2013) под «копией документа» понимается «Экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа».
При этом согласно пункту 21 указанного ГОСТа Р 7.0.8-2013, подлинник документа - первый или единственный экземпляр документа.

Организатор торгов указал, что представленная Заявителем копия 3-ей страницы паспорта гражданина Российской Федерации не соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к копии паспорта, так как копия паспорта без всех страниц не может считаться документом, полностью воспроизводящим информацию подлинника документа, то есть не является копией документа, удостоверяющего личность Заявителя. При таких обстоятельствах нельзя утверждать, что Заявителем предоставлена копия паспорта, заверенная надлежащим образом, поскольку паспортом является целостный документ, содержащий
20 страниц, обложку и форзацы.

Также Организатор торгов отметил, что в заявке на участие в Аукционе предусмотрено указание сведений, в том числе об адресе регистрации Заявителя. Данные сведения были указаны Заявителем в соответствующей заявке, однако,
при отсутствии копии страницы паспорта Заявителя, содержащей сведения
об адресе его регистрации, проверить указанную в заявке информацию об адресе регистрации Заявителя на предмет ее достоверности не представляется возможным. В этой связи Заявитель, не представив сведения об адресе его регистрации,
не исполнил требования ЗК РФ, положений Аукционной документации,
а также воспрепятствовал Аукционной комиссии к идентификации его личности
при рассмотрении заявок на участие в Аукционе.

Организатор торгов указал, что установленное пунктом 8.3 Аукционной документации требование о необходимости приложения к заявке указанных
в данном пункте документов обусловлено необходимостью соблюдения императивных требований пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ. При этом изложенный
в размещенной на официальном сайте «Инструкции по регистрации
для физических лиц» абзац о том, что «Пройдя регистрацию в ГИС Торги, физическое лицо получает доступ к участию в торгах на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р,
без прохождения дополнительных проверок и направления документов» неверно истолкован Заявителем. Так, по мнению Заявителя, после прохождения регистрации в ГИС Торги он имеет право участвовать в Аукционе путем подачи только заявки
на участие в Аукционе (без приложения к заявке иных предусмотренных пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ, пунктом 8.3 Аукционной документации).

Вместе с тем вышеприведенный и изложенный в размещенной
на официальном сайте «Инструкции по регистрации для физических лиц» абзац говорит о том, что в случае регистрации физического лица на официальном сайте, такое физическое лицо получает возможность участвовать в торговых процедурах, проводимых на электронных площадках, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р, без прохождения дополнительных проверок и направления документов при авторизации (входе
в личный кабинет) такого физического лица на включенной в перечень электронной площадке.

Таким образом, наличие регистрации Заявителя на официальном сайте
не освобождает его от необходимости приложения к заявке на участие в Аукционе документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ и пунктом 8.3 Аукционной документации, а позволяет Заявителю авторизоваться (войти в личный кабинет) на электронной площадке в упрощенном порядке, то есть без регистрации непосредственно на такой электронной площадке.

На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу,
что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

2. Согласно Жалобе при составлении Протокола рассмотрения заявок было допущено нарушение пункта 9 Аукционной документации, а именно рассматривали заявки 4 члена Аукционной комиссии, подписывало указанный протокол 1 лицо,
не являющееся членом Аукционной комиссии.

Согласно пункту 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения
о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске
к участию в нем.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.13 ЗК РФ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона, и размещается на электронной площадке не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола.

Согласно подпункту 9.1 Аукционной документации Аукционная комиссия формируется Организатором торгов и осуществляет следующие полномочия:

– рассматривает заявки и прилагаемые к ней документы на предмет соответствия требованиям, установленным Извещением;

– принимает решение о допуске к участию в Аукционе и признании заявителей участниками или об отказе в допуске заявителей к участию в Аукционе, которое оформляется Протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе, подписываемым всеми присутствующими членами Аукционной комиссией;

– оформляет и подписывает протокол о результатах Аукциона.

В соответствии с пунктом 9.2 Аукционной документации Аукционная комиссия правомочна осуществлять функции и полномочия, если на ее заседании присутствует не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов,
при этом общее число членов Аукционной комиссии должно быть не менее пяти человек.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в установленном порядке Организатором торгов был сформирован и утвержден состав Аукционной комиссии, в состав которого включено семь ее членов.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок Аукционная комиссия осуществляла полномочия в составе четырех ее членов.

То есть правомочия на осуществление действий по рассмотрению заявок
и допуску участников Аукциона до его проведения были у Аукционной комиссии
в полном объеме. Нарушений положений Аукционной документации
при проведении Аукциона, в том числе в части работы Аукционной комиссии, допущено не было.

В соответствии с вышеназванными положениями ЗК РФ Протокол рассмотрения заявок был подготовлен, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени Организатора торгов и в установленном порядке размещен на сайте Оператора и на официальном сайте. При этом все предусмотренные указанными положениями ЗК РФ сведения были в нем отражены.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при рассмотрении заявок на участие в Аукционе Организатор торгов (Аукционная комиссия) действовал в соответствии с требованиями ЗК РФ
и Аукционной документации.

Таким образом, принимая во внимание, что Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих в наличии нарушений Организатором торгов положений ЗК РФ, Аукционной документации при формировании, размещении Протокола рассмотрения заявок, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что довод Жалобы необоснован.

3. Согласно Жалобе на участие в Аукционе было подано 7 заявок, допущено
до участия в Аукционе 6 участников. При этом в ходе проведения Аукциона сразу после первой ставки, равной «шагу Аукциона», Аукцион был завершен.

Согласно пункту 19 статьи 39.12 ЗК РФ в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один
из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что согласно Протоколу рассмотрения заявок
на участие в Аукционе было подано 7 заявок, в том числе заявка Заявителя,
к участию в Аукционе было допущено 6 заявок, заявка Заявителя была отклонена.

Согласно Протоколу от 13.07.2023 № АЗЭ-КЛН/23-1792 о результатах Аукциона в ходе Аукциона было подано 1 ценовое предложение участником Аукциона в размере 403 059,90 руб.

Организатор торгов отметил, что любое признанное участником Аукциона лицо имело возможность принять участие в Аукционе в порядке, установленном
ЗК РФ и Аукционной документацией. При этом участие или не участие таких лиц
в Аукционе зависит от волеизъявления данных лиц.

Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих
о том, что по вине Организатора торгов и/или Оператора участники Аукциона
не смогли подать ценовые предложения.

Таким образом, данный довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...>, направленную письмом Московского областного УФАС России от 24.07.2023 № КИ/12719/23 (вх. № 113110-ЭП/23
от 26.07.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – Комитета
по конкурентной политике Московской области, оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 2 502 кв.м, кадастровый
№ 50:03:0010308:66 (извещение № 21000004710000005977, лот № 1), необоснованной.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано
в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены Комиссии ФАС России: <...>
 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по конкурентной политике Московской области
ИНН 5024139723, ОГРН 1135024006831
ГКУ МО "РЦТ"
ИНН 5007088236, ОГРН 1135007003900
ООО «РТС-Тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666