Решение №04/74747/23 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-456/2023 от 14 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-456/2023
по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 11.09.2023                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...>: <...>;

– <...>: <...>;

– АО «Сбербанк-АСТ»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>, направленную письмом Владимирского УФАС России от 28.08.2023 № НШ/4096/23
(вх. № 130555-ЭП/23 от 29.08.2023) на действия (бездействие) организатора
торгов – конкурсного управляющего
<...>, оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО ПКФ «ГРИВНА» (сообщение ЕФРСБ 11472715), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель), направленная письмом Владимирского УФАС России от 28.08.2023 НШ/4096/23 (вх. 130555-ЭП/23 от 29.08.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...> (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО ПКФ «ГРИВНА» (сообщение ЕФРСБ 11472715) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов и Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, представителей Организатора торгов и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

15.05.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», расположенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://www.sberbank-ast.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Торгах –21.06.2023 в 00:01 (МСК), дата и время окончания срока приема (подачи) заявок на участие в Торгах – 22.09.2023 в 17:59 (МСК), график снижения цены: 21.06.23-27.06.23 действует начальная цена, далее на каждом интервале торгов каждые 3 календарных дня цена понижается на величину снижения, равную 10% от цены публичного предложения на текущем интервале торгов, в том числе:

 

Дата и время начала периода

Дата и время окончания периода

Начальная цена

Размер задатка

15.08.2023 в 00:01

17.08.2023 в 17:59

3 227 035,00 руб.

645 407,00 руб.

18.08.2023 в 00:01

20.08.2023 в 17:59

2 904 331,00 руб.

580 866,20 руб.

 

Торги проводятся в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов
в электронной форме по продаже имущества или предприятия
должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным
приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Регламентом торговой секции «Продажа имущества (предприятия) банкротов»
Универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ», утвержденным
генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» <...> 01.03.2022
(далее – Регламент), Регламентом универсальной торговой платформы
«Сбербанк-АСТ», утвержденным генеральным директором 21.04.2023
(далее – Регламент УТП).

1. Согласно Жалобе в открытой части сайта Оператора отсутствует информация о том, что задатки от третьих лиц Оператором не принимаются. Указанное привело к тому, что Заявитель не смог подать заявку на участие в Торгах на периоде с 15.08.2023 по 17.08.2023 по причине незачисления на лицевой счет представителя Заявителя денежных средств в размере задатка.

Согласно пункту 14.1 Регламента УТП для обеспечения Пользователю возможности работы с лицевым счетом Оператор размещает в открытой части сайта Оператора и в торговой секции реквизиты для перечисления денежных средств,
а также образцы заполнения платежных поручений.

В соответствии с пунктом 14.3 Регламента УТП в случае, если на счет Оператора поступили денежные средства, по которым Оператор не может определить счет участника для зачисления, то такие денежные средства остаются
на счете Оператора, до поступлений от участника уточняющего заявления,
либо заявления о возврате таких денежных средств.

Согласно пункту 14.4 Регламента УТП Оператор вправе отказать в зачислении денежных средств на лицевой счет Пользователя, если такие денежные средства поступили Оператору от третьего лица.

В соответствии с пунктом 14.7 Регламента УТП Оператор обязан перечислить денежные средства участнику не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника.

Согласно пункту 14.8 Регламента УТП перечисление денежных средств участнику производится по реквизитам участника, указанным в поручении (заявлении) Оператору, направленному участником, а при отсутствии таковых –
по реквизитам, указанным участником при регистрации на электронной площадке.

15.08.2023 и 17.08.2023 от Заявителя, не зарегистрированного на сайте Оператора, на счет Оператора были направлены денежные средства в размере
64 540,80 руб. и 580 866,20 руб. в качестве задатка для участия в Торгах представителя Заявителя. Указанные денежные средства поступили
в «Невыясненные платежи» так как Заявитель не является зарегистрированным Пользователем сайта Оператора.

17.08.2023 в 18:04:19 Оператору посредством электронной почты поступило заявление о возврате вышеуказанных денежных средств. 21.08.2023 денежные средства были возвращены Оператором Заявителю.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы также установлено,
что информация о том, что денежные средства, перечисленные за участника торгов третьим лицом не зачисляются на свет такого участника на сайте Оператора, размещена на сайте Оператора в разделе «Банковские реквизиты» секции «Банкротство» (https://utp.sberbank-ast.ru/Bankruptcy/Notice/698/Requisites).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и является необоснованным.

2. Согласно Жалобе Оператором в нарушение Регламента, согласно которому денежные средства зачисляются на лицевой счет в течение не более чем одного часа, денежные средства в размере задатка были зачислены на лицевой счет представителя Заявителя 17.08.2023 в 18:06, в то время как представителем Заявителя денежные средства были перечислены Оператору 17.08.2023 в 17:03.

В связи с изложенным представитель Заявителя был лишен возможности подать заявку на участие в Торгах.

В подтверждение Заявителем в составе Жалобы представлен Чек по операции от 17.08.2023 в 17:03:10 (далее – Чек по операции).

Согласно пункту 14.2 Регламента УТП Оператор обязан зачислить поступившие денежные средства на лицевые счета Пользователей в течение
не более чем 1 часа с момента получения от расчетной организации (банка) информации о поступлении денежных средств. Под получением информации
от расчетной организации о зачислении денежных средств от Пользователей на счет Оператора, понимается получение Оператором от расчетной организации выписки по счету Оператора в электронном или бумажном виде. Зачисление денежных средств осуществляется в период с 10:00 до 18:00 часов по времени Оператора.
В случае, если данные были получены до 10:00 часов текущего рабочего дня,
либо после 18-00 часов предыдущего рабочего дня, то Оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11:00 часов текущего рабочего дня.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что Оператор не нарушил пункт 14.2 Регламента, так как денежные средства, внесенные представителем Заявителя в размере задатка для участия
в Торгах, поступили Оператору 17.08.2023 в 17:41:13 и были зачислены на лицевой счет представителя Заявителя 17.08.2023 в 18:06:46.

В подтверждение представителем Оператора представлены выгрузка из банк-клиента Оператора.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно Платежному поручению
от 17.08.2023 № 132317, представленному Оператором, денежные средства, внесенные представителем Заявителя в размере задатка для участия в Торгах, поступили Оператору 17.08.2023 в 17:41:13 и были зачислены на лицевой счет представителя Заявителя 17.08.2023 в 18:06:46.

При этом представленный Заявителем Чек по операции не свидетельствует
о том, что время, указанное в Чеке по операции, является временем поступления денежных средств Оператору. Иных документов, подтверждающих зачисление денежных средств в размере задатка на счет Оператора 17.08.2023 в 17:03 Заявителем не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при зачислении денежных средств в размере задатка на лицевой счет представителя Оператора 17.08.2023 в 18:06 Оператор действовал в соответствии
с Регламентом УТП.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.

3. Согласно Жалобе Оператор в нарушение положений Закона о банкротстве, Порядка и Регламента не принял заявку представителя Заявителя на участие
в Торгах, поданную 17.08.2023 в 18:08.

В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил
в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов,
при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Регламента Заявитель или Представитель заявителя вправе подавать заявку на участие, содержащую предложение о цене, которое не ниже установленной начальной цены продажи для текущего периода проведения торгов, в установленный для соответствующего периода проведения срок.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора пояснил, что представителем Заявителя была предпринята попытка подачи заявки
на участие в Торгах 17.08.2023 в 18:08. Вместе с тем в ходе Торгов были, в том числе следующие периоды: с 00:01 15.08.2023 по 17:59 17.08.2023, следующий период снижения начальной цены продажи начинался в 00:01 18.08.2023.

В связи с тем, что заявка представителя Заявителя была подана по окончании одного периода и до начала следующего, такая заявка не была принята Оператором.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы установлено,
что согласно Журналу подачи заявок на участие в Торгах Заявка представителя Заявителя была подана 17.08.2023 в 18:08:08, которая не была принята Оператором по причине «Результат проверки документа: На данном этапе проведения торгов заявки не принимаются. Вы можете сохранить заявку как черновик и подать
ее позже в момент начала приема заявок».

Иных заявок на участие в Торгах от представителя Заявителя 17.08.2023
не поступало, следующая заявка на участие в Торгах была подана представителем Заявителя 18.08.2023 в 00:04, то есть на периоде Торгов с 00:01 18.08.2023 по 17:59 20.08.2023, которая была успешно принята Оператором.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при отклонении заявки представителя Заявителя на участие в Торгах, поданной 17.08.2023 в 18:08 Оператор действовал в соответствии с требованиями Закона
о банкротстве, Положения, Регламента и сообщения о проведении Торгов.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.

4. Согласно доводу Жалобы у победителя Торгов в момент подачи заявки
на участие в Торгах отсутствовала сумма задатка на лицевом счете на сайте Оператора в полном объеме, в связи с чем признание его победителем Торгов является неправомерным.

Указанный довод подтверждается Протоколом об определении участников Торгов от 18.08.2023.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Порядка при участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах
для соответствующего периода проведения торгов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что заявка на участие в Торгах была подана победителем Торгов 17.08.2023 в 17:57:14 на периоде Торгов с 00:01 15.08.2023 по 17:59 17.08.2023.

17.08.2023 в 17:57:15 денежные средства в размере 645 407,00 руб. были заблокированы Оператором на лицевом счету победителя Торгов.

Таким образом, на момент подачи заявки на участие в Торгах на лицевом счете победителя Торгов имелись денежные средства в размере задатка.

Комиссией ФАС России в ходе изучения представленных документов установлено, что согласно выписке со счета победителя Торгов 15.08.2023
на лицевой счет победителя Торгов поступило два платежа: в 18:06:22 в размере
639 900,00 руб. и в 19:06:24 в размере 6 000,00 руб. Общая сумма составила
645 900,00 руб..

При этом сумма задатка на периоде с 15.08.2023 по 17.08.2023 составляет
645 407,00 руб.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что на момент подачи заявки победителем Торгов сумма задатка в размере 645 407,00 руб. была полностью на его лицевом счете в личном кабинете на сайте Оператора.

Комиссия ФАС России также отмечает, что 18.08.2023 Организатором торгов
был опубликован Протокол об определении участников Торгов, согласно которому заявка единственного участника Торгов на периоде с 15.08.2023 по 17.08.2023
не была допущена к участию в Торгах по причине непоступления задатка.

18.08.2023 к Организатору торгов обратился данный участник Торгов
с приложением документов о блокировке суммы задатка в момент подачи заявки
на участие в Торгах. Организатор торгов 18.08.2023 обратился к Оператору
за подтверждением блокировки задатка участника Торгов в момент подачи заявки
на участие в Торгах.

21.08.2023 Оператор сообщил Организатору торгов, что денежные средства
в размере задатка были заблокированы на лицевом счете участника Торгов в момент подачи заявки 17.08.2023 в 17:57:15. Информация о блокировании денежных средств от данного участника была направлена в личный кабинет Организатора торгов после окончания периода проведения торгов и отображалась в Журнале приема заявок.

В связи с вышеизложенным Организатором торгов было принято решение
об отмене Протокола об определении участников Торгов от 18.08.2023 и публикации Протокола об определении участников Торгов от 21.08.2023, согласно которому
участник Торгов, подавший заявку на участие в Торгах на периоде с 15.08.2023
по 17.08.2023, был признан единственным участником Торгов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора указанную позицию Организатора торгов подтвердил, представил документы, подтверждающие блокировку суммы задатка участника Торгов в полном объеме 17.08.2023 в 17:57:15.

Комиссией ФАС России в ходе изучения представленных документов установлено, что заявка участника Торгов была подана 17.08.2023 в 17:57, сумма задатка была заблокирована на лицевом счете такого участника в момент подачи заявки на участие в Торгах.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии суммы задатка
на лицевом счете участника Торгов в момент подачи заявки на участие в Торгах, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

5. Согласно Жалобе Оператором был дан ненадлежащий ответ
на претензию Заявителя относительно допущенных нарушениях при проведении Торгов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что Заявителем 19.08.2023 в 16:10 Оператору на адрес электронной почты company@sberbank-ast.ru и bankrotstvo@sberbank-ast.ru была направлена претензия.

Оператором 21.08.2023 в 09:34 был направлен ответ на претензию Заявителя
и был предложен порядок действий в случае, если Заявитель считает, что его права были нарушены.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно ответу Оператора
на претензию Заявителя Оператор рекомендовал Заявителю обратиться
в контрольный орган в случае, если Заявитель считает, что его права были нарушены действиями Оператора при проведении Торгов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем была подана Жалоба, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...>, направленную письмом Владимирского УФАС России от 28.08.2023 № НШ/4096/23 (вх. № 130555-ЭП/23 от 29.08.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...>, оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО ПКФ «ГРИВНА» (сообщение ЕФРСБ № 11472715), необоснованной.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны