Решение №04/94170/22 Решение по делу № 04/10/18.1-498/2022 от 12 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-498/2022

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 07.10.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

<...> уведомлен надлежащим способом, представители
на рассмотрение жалобы не явились
;

МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской
и Ярославской областях –
уведомлено надлежащим способом, представители
на рассмотрение жалобы не явились
;

ООО «РТС-тендер»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> на действия (бездействие) оператора электронной площадки –
ООО «РТС-тендер» при организации и проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение № 21000004310000000283, лот № 6)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при организации
и проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение

№ 21000004310000000283, лот № 6) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Аукциона нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

24.08.2022 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской
и Ярославской областях (далее – Организатор торгов) размещено извещение
о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке Оператора, расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата и время окончания приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 26.09.2022 в 23:59, дата и время проведения Аукциона – 28.09.2022 в 10:00, начальная цена продажи имущества – 2 510 000, 00 рублей (далее – Извещение о проведение Аукциона).

Аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Регламентом электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора ООО «РТС-тендер»
№ 67-П/22 от 22.08.2022 (далее – Регламент).

1. Исходя из текста Жалобы, условия торгов в части определения платы
за победу, взимаемую с участников в размере 1,2% от начальной цены реализуемого имущества, включая НДС 20%, не соответствуют и прямо нарушают требования антимонопольного законодательства, в частности создают дискриминационные условия для участников торгов в нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По мнению Заявителя, вознаграждение за услуги Оператора должно взиматься с победителя по аналогии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), то есть в размере 1% от начальной цены договора, но не более 5 000 рублей.

Комиссия ФАС России отмечает, что торги по реализации арестованного имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве
и статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

При этом указанными положениями не регламентируется порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки с победителя торгов суммы гарантийного обеспечения, представляющего собой оплату услуг оператора,
не устанавливается размер такой платы.

Вместе с тем в настоящее время Законом о контрактной системе предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки
с лица, с которым заключается контракт, платы за участие в закупке.

По мнению Комиссии ФАС России, при проведении торгов по реализации арестованного имущества в электронной форме удержание (взимание) оператором электронной площадки платы (удержание суммы вознаграждения за услуги Оператора) с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством
о контрактной системе).

В письменных пояснениях представитель Оператора указал, что Оператор взимает вознаграждение с победителя торгов за оказание им услуг
по предоставлению удаленного доступа к электронной площадке, а также
по организационной, консультационной и технической поддержке последних. Оператор является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Основанием для взимания Оператором вознаграждения за оказываемые услуги фактически является договор оказания услуг, заключаемый с участниками данных торгов.

В соответствии с разделом № 1 «Основные термины, определения и принятые сокращения» Регламента тарифы – это действующий перечень вариантов расчета величины вознаграждения, взимаемого оператором электронной площадки за оказание услуг, размещенный по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:https://www.rts-tender.ru/tariffs/platform-property-sales-tariffs.

В пункте 7.1 Регламента определено, что размер вознаграждения за услуги Оператора определяется в соответствии с тарифами на условиях разового оказания услуг.

Разовое оказание услуг – оказание оператором услуг по предоставлению доступа к функционалу электронной площадки, связанных с участием в торговых процедурах, проводимых на электронной площадке с возможностью однократного участия в торговой процедуре/лоте, предоставленное в соответствии с Регламентом, приобретается непосредственно в момент подачи заявки на участие в торговой процедуре/лоте (пункт 7.2 Регламента).

Кроме того, на сайте Оператора размещено Соглашение о гарантийном обеспечении на электронной площадке ООО «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденное приказом генерального директора ООО «РТС-тендер» № 60-П/22
от 22.07.2022 (далее – Соглашение о гарантийном обеспечении).

Статьей 1 Соглашения о гарантийном обеспечении предусмотрено,
что гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг – денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства участника торговой процедуры
по оплате вознаграждения за оказание услуг в соответствии с данным Соглашением о гарантийном обеспечении, Регламентом и Тарифами, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя
из размера вознаграждения, установленного тарифами.

Комиссия ФАС России отмечает, что в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов по продаже арестованного имущества, не урегулирован порядок взимания и размеры вознаграждения (гарантийного обеспечения), операторы электронных площадок самостоятельно определяют размеры тарифов в локальных актах электронных площадок. Взимание платы в качестве вознаграждения (гарантийного обеспечения), представляющего собой оплату услуг оператора, осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет Оператора. Вместе с тем взимание указанного вознаграждения Оператором с лица, не являющегося лицом,
с которым заключается договор по итогам проведения торгов, Регламентом и иными актами не предусмотрено.

Обращаем внимание на то, что согласно информации, размещенной в карточке Аукциона на сайте Оператора, размер вознаграждения за услуги Оператора составляет 1,2% от начальной (минимальной) цены выставляемого на торги имущества, в частности в рассматриваемом случае размер такой платы составляет
30 120 рублей.

Кроме того, исходя из содержания Протокола № 2 рассмотрения заявок
на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме
от 27.09.2022, к участию в Аукционе допущено 7 участников. Заявитель заявку
на участие в Аукционе не подавал.

Согласно Протоколу подведения итогов аукциона по продаже арестованного имущества в электронной форме от 28.09.2022 победителем признан участник Еремин В.И, предложивший лучшую цену в размере 3 087 300, 00 рублей.

Следовательно, взимаемый с победителя Аукциона размер вознаграждения
за услуги Оператора (1,2% от начальной цены имущества,
а именно 30 120 рублей) не послужил препятствием для подачи заявок, проведения процедуры Аукциона
и повышения начальной цены имущества.

Таким образом, не представляет возможным сделать однозначный вывод
о том, что размер установленного вознаграждения за услуги Оператора является обременительным и/или дискриминационным для участников таких торгов.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что довод Жалобы не находит своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Оператором частично не исполнено раннее выданное предписание ФАС России от 20.07.2022 по делу № 04/10/18.1-443/2022
(исх. № 04/70333/22 от 25.07.2022) (далее – Предписание), а именно для участников торгов по реализации арестованного имущества, организаторами которых выступает некоторые юридические лица, в частности ООО «Интера», продолжают существовать «специальные условия» тарифа за оказываемые услуги Оператора.

07.07.2022 в адрес ФАС России поступила жалоба Курсакова А.Н. на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «АС Групп», оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении аукциона
по продаже арестованного имущества (извещение № 22000073510000000008, лот
№ 4).

Указанная жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 18.1 Закона
о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения ФАС России принято решение от 20.07.2022 по делу № 04/10/18.1-443/2022 (исх. № 04/70332/22 от 25.07.2022) о признании жалобы обоснованной, в действиях Оператора выявлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении для участников торгов, организаторами которых выступают отдельные юридические лица, размера вознаграждения за услуги Оператора до 10% от начальной (минимальной) цены арестованного имущества, в то время как по «общим условиям» размер такой платы равен 1,2% от начальной (минимальной) цены имущества. Комиссией
ФАС России принято решение о выдаче обязательного для исполнения Предписания об устранении выявленных нарушений.

Исходя из текста Предписания Оператору в срок до 08.08.2022 надлежало,
в том числе внести изменения в приказы, регламенты и иные нормативные акты
ООО «РТС-тендер», устанавливающие порядок взимания гарантийного обеспечения (вознаграждения) за услуги оператора электронной площадки, в части исключения «специальных условий» тарифов, взимаемых Оператором с участников торгов
по реализации арестованного имущества, организаторами которых выступают отдельные юридические лица.

11.08.2022 в адрес ФАС России поступило письмо Оператора, содержащее сведения об исполнении Предписания.

Комиссией ФАС России установлено, что Приказом ООО «РТС-тендер»
№ 64-П/22 от 05.08.2022 отменены раннее действовавшие приказы, утверждающие введение «специальных условий» применения тарифов при проведении организаторами торгов по реализации арестованного имущества.

Таким образом, Предписание Оператором исполнено.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно информации, размещенной на сайте Оператора, размер вознаграждения за услуги Оператора
при проведении торгов в торговой секции «Имущественные торги» дифференцируется на «общие условия» и «тарифы по акции».

Согласно Тарифам электронной площадки ООО «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденными приказом генерального директора
ООО «РТС-тендер» № 72-П/22 от 31.08.2022 (далее – Тарифы), размер вознаграждения, взимаемого с покупателей при проведении аукционов
по реализации арестованного имущества, составляет 10% от начальной цены имущества, включая НДС в размере 20%, но не менее 1 900 рублей («общие условия»).

В тоже время для участников торгов, организаторами которых выступают отдельные юридические лица, установлен иной размер тарифа, взимаемого
в качестве гарантийного обеспечения за услуги Оператора («тариф по акции»).

Согласно опубликованной на сайте Оператора информации «тарифы по акции» не распространяются на процедуры по реализации арестованного имущества.

При этом, обращаем внимание на то, что исходя из информации, отраженной
в карточке Аукциона на сайте Оператора, размер вознаграждения за услуги Оператора составляет 30 120 рублей (1,2% от начальной цены реализуемого имущества).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил,
что отдельным организаторам торгов предоставлена скидка в рамках маркетинговой акции. Обоснованием предоставления является «высокое влияние на структуру доходов Оператора в проекте «Имущественные торги», давние партнерские связи, высокий риск смены Оператора в случае применения новых тарифов в отношении процедур по реализации арестованного имущества, сложную экономическую ситуацию». Ввиду указанного Оператором проведена маркетинговая акция
и применен тариф 1,2% от начальной (минимальной) цены договора на услуги Оператора при проведении Аукциона.

Комиссией ФАС России установлены следующие «специальные» тарифы
на услуги Оператора:

1) приказом ООО «РТС-тендер» № 65-П/22 от 05.08.2022 для организатора торгов ООО «Интера» установлен маркетинговый период с 05.08.2022 по 28.08.2022, во время которого размер вознаграждения, взимаемого с участников торгов, будет составлять 8% от начальной цены имущества, включая НДС 20%;

2) приказом ООО «РТС-тендер» № 70/1-П/22 от 29.08.2022 для организатора торгов ООО «АС ГРУПП» установлен маркетинговый период с 29.08.2022
по 31.12.2022, во время которого размер вознаграждения, взимаемого с участников торгов, будет составлять 1,2% от начальной цены имущества, включая НДС 20%,

но не менее 1900 рублей, включая НДС 20%;

3) приказом ООО «РТС-тендер» № 67/1-П/22 от 22.08.2022 для организаторов торгов, указанных в приложении № 1 к указанному приказу, а именно 18 территориальных органов Росимущества, установлен маркетинговый период
с 22.08.2022 по 31.12.2022 во время которого размер вознаграждения, взимаемого
с участников торгов, будет составлять 1,2% от начальной цены имущества, включая НДС 20%, но не менее 1900 рублей, включая НДС 20%. Для организаторов торгов, указанных в приложении № 2 к уданному приказу, а именно 3 территориальных органа Росимущества, во время проведения маркетингового периода с 22.08.2022
по 31.12.2022 размер вознаграждения, взимаемого с участников торгов, составит:

 

Начальная цена имущества, руб.

Тариф, руб. (включая НДС)

1,00 — 100 000,00

1 900,00

100 000,01 — 300 000,00

3 900,00

300 000,01 — 500 000,00

5 900,00

500 000,01 — 1 000 000,00

7 900,00

свыше 1 000 000, 00

9 900,00

 

При этом информация о наличии «тарифов по акции» («специальных» тарифов) в отношении указанных организаторов торгов не размещена
в открытой части электронной площадки, доступна только зарегистрированным на сайте Оператора лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По мнению Комиссии ФАС России, участники торгов, вынужденные оплачивать вознаграждение (гарантийное обеспечение) за услуги Оператора
по «общим» тарифами, существенно превышающим «тарифы по акции», поставлены в невыгодное положение по отношению к последним (с учетом того,
что участники не обладают возможностью выбирать организатора торгов по реализации интересующего их имущества). Следовательно, в отношении таких участников созданы дискриминационные условия по отношению к иным участникам, которые уплачивают вознаграждения по «специальным» тарифам («тарифам по акции»).

При этом Комиссией ФАС России не выявлено каких-либо технических
или иных особенностей при проведении торгов по реализации арестованного имущества, проводимых на электронной площадке, при применении тарифов «общих» и «специальных» («тарифы по акции»).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что отдельные юридические лица (организаторы торгов), а также участники торгов, организаторами которых они выступают, поставлены в заведомо более выгодные условия по сравнению с иными организаторами торгов, участниками торгов вынужденные проводить торги, участвовать в торгах на «общих» условиях.

Следовательно, в действий Оператора по установлению «специальных или акционных» тарифов за оказываемые услуги Оператора содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> на действия (бездействие) оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение № 21000004310000000283, лот
6) обоснованной в части действий оператора электронной площадки –
ООО «РТС-тендер» по установлению «специальных условий» тарифов
за оказываемые услуги оператора
.

2. Выдать ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание
об устранении выявленных нарушений.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

OOO «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401