Решение №04/105900/22 Решение по делу № 04/10/18.1-572/2022 от 22 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-572/2021

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Бел-Вэйст»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 17.11.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «Бел-Вэйст»: <...>, <...>, <...>;

ООО «ЦЭБ»: <...>; <...>;

ООО «ЭТП ГПБ»: уведомлено надлежащим образом, представители
на рассмотрение жалобы не явились
,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Бел-Вэйст» от 28.10.2022 № б/н (вх. № 180341-ИП/22 от 31.10.2022)
на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «ЦЭБ», оператора электронной площадки – ООО «ЭТП ГПБ» при организации и проведении аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на территории Белгородской области (закупки №№ 2100700003722000001, 2100700003722000002,
2100700003722000003, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Бел-Вэйст» (далее – Заявитель) от 28.10.2022 № б/н (вх. № 180341-ИП/22
от 31.10.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «ЦЭБ»

(далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – ООО «ЭТП ГПБ» (далее – Оператор) при организации и проведении аукционов на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов
в зоне деятельности регионального оператора на территории Белгородской

области (закупки №№ 2100700003722000001, 2100700003722000002, 2100700003722000003, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006) (далее – Аукционы, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов нарушены требования законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

12.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы
в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее –
Официальный сайт ЕИС) Организатором торгов размещены извещения о проведении Аукционов, согласно которым Аукционы проводятся на сайте электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ»
(далее – Оператор), расположенном по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru, дата окончания приема (подачи) заявок на участие
в
Аукционах 31.10.2022, дата подведения итогов Аукционов02.11.2022.

Аукционы проводятся в соответствии , Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее
Закон
о контрактной системе), Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133
(далее – Правила), извещениями о проведении Аукционов, утвержденными Генеральным директором ООО «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (далее – Извещения о проведении Аукционов).

1. Согласно доводу Жалобы в Извещениях о проведении Аукционов отсутствует информация о количестве и объемах контейнеров, которые необходимы для оказания услуг по транспортированию отходов.

В силу пункта 4 Правил торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.

В соответствии с пунктом 12 Правил извещение о проведении аукциона наряду с информацией, указанной в частях 1 и 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержит электронные документы, в которые включается следующая информация:

а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов
в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов
и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов
при их транспортировании;

д) сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов;

е) порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;

ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора;

з) сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации
и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, требования об указании в извещении о проведении аукциона информации о количестве и объемах контейнеров, необходимых для оказания услуг по транспортированию отходов, не установлено.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не обоснован.

2. Согласно доводу Жалобы в проектах договоров, заключаемых
по результатам проведения Аукционов,
отсутствуют сведения о предельно допустимом значении уплотнения твердых коммунальных отходов,
что противоречит
Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 1156.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Правил обращения
с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, существенным услови
ем договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 29 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, при транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается
их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Исходя из содержания пункта 1.6 проектов договоров, являющихся приложением к Извещениям о проведении Аукционов, предельно допустимое значение коэффициента уплотнения при транспортировании твердых коммунальных отходов определяется на основании технической документации на мусоровоз.

Таким образом, проекты договоров, являющиеся приложением к Извещениям о проведении Аукционов, не соответствуют требованию подпункта «д» пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы обоснован.

3. Согласно доводу Жалобы в Извещениях о проведении Аукционов (закупки №№ 2100700003722000003, 2100700003722000004) указаны идентичные плановые объемы твердых коммунальных отходов и плановые расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов, несмотря на разницу в показателях численности населения и в расположении объектов размещения твердых коммунальных отходов. По мнению Заявителя, Извещения о проведении Аукционов по указанным закупкам нуждается в корректировке, в том числе в части начальной (максимальной) цены контрактов.

В силу пункта 7 Правил организатором аукциона является региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(далее – региональный оператор).

В соответствии с пунктом 5(1) Правил определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 484 (далее – Основы ценообразования), и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).

Пунктом 90 (1) Основ ценообразования установлено, что расходы
на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии Правилами, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии
с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования параметров, указанных в данном пункте.

При этом согласно пункту 2 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 484 (далее Правила регулирования тарифов), тарифы устанавливаются исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (далее орган регулирования).

В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Таким образом, начальная цена предмета аукциона определяется региональным оператором в соответствии с Правилами и Основами ценообразования и может быть скорректирована исключительно органом регулирования в рамках установления тарифа.

Соответственно, антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры аукциона в порядке статьи 18.1
Закона о защите конкуренции не уполномочен осуществлять проверку достоверности определения начальной цены предмета аукциона.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не находит подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы, по мнению Заявителя, Организатором торгов установлены дополнительные требования об исполнении потенциальными участниками Аукционов (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в Аукционах контрактов, предъявленных при исполнении такого контракта. В случае иного формирования лотов (разделение их на большее количество) начальная (максимальная) цена договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов, была бы меньше, что позволило бы большего количеству претендентов принять участие в Аукционах.

В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если
при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом
от 18.
07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 9 Правил услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее
чем на 3 лота (территории).

Таким образом, разделение территории Организатором торгов на 6 закупок не противоречит Правилам.

Как уже отмечалось ранее, вопрос о порядке формирования начальной цены закупки не может быть разрешен в рамках рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленные
в Извещениях о проведении Аукционов требования о наличии опыта противоречит законодательству Российской Федерации, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

5. Согласно доводу Жалобы используемые в проектах договоров, являющихся приложением к Извещениям о проведении Аукционов, термины противоречат законодательству Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная
в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,
что извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.

Комиссией ФАС России установлено, что разделом проектов договоров «Термины и определения» установлено следующее:

1) Твердые коммунальные отходы (или ТКО) – твердые коммунальные отходы, подобные им отходы, в том числе крупногабаритные отходы. Указанное определение не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

2) Контейнер – контейнер, бункер или иная ёмкость, предназначенные
для временного накопления ТКО в Местах сбора и накопления ТКО для дальнейшей погрузки ТКО в Мусоровоз за исключением мусоросборной камеры
или находящейся в ней ёмкости для ТКО. Указанное определение не соответствует Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

3) Контейнерная площадка – контейнерная площадка для размещения Контейнеров, а также специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов. Указанное определение не соответствует Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

4) ОРО – объект размещения отходов (объект по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов), мусороперегрузочная станция. Указанное определение не соответствует Закону об отходах.

Таким образом, термины и определения, используемые в проектах
договоров, являющихся приложением к Извещениям о проведении Аукционов,
в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе не соответствуют положениям законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы обоснован.

6. Согласно доводу Жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена Оператором.

В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если
при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом
от 18.
07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В силу части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона
о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе
комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупок, в отношении участников которых
в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).

Согласно пункту «а» части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие
в закупке и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заявки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям части 2.1 статьи 31 Закона
о контрактной системе, проверяются Организатором торгов.

В соответствии с письменными пояснениями Оператора 30.09.2022 в 17:00 Заявитель направил Оператору заявку, которая была отклонена Оператором
по причине: «1. Все приложения к договору являются его неотъемлемой частью.
В загруженном договоре указано, что должно быть 8 приложений к нему. Приложения отсутствуют. 2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 29.12.2021 № 2571 для подтверждения опыта, соответствующего дополнительным требованиям, необходимо предоставить исполненный (завершенный) контракт (договор). Приложенный контракт (договор) № 2018.154645 от 02.11.2018 еще
не исполнен (срок исполнения до 31.12.2022). Если были заключены дополнительные соглашения к контракту (договору), необходимо также дополнительно загрузить их в форму заявки на соответствие дополнительным требованиям (со всеми приложениями). 3. Информируем, что по указанному номеру (3180695782401) не находится реестровая запись в реестре контрактов/ договоров, заключенных в соответствии с 44-ФЗ/223-ФЗ и размещенных на сайте zakupki.gov.ru. Рекомендуем проверить правильность заполнения номера реестровой записи из реестра контрактов / реестра договоров, размещенных в ЕИС
(сайт zakupki.gov.ru).».

Кроме того, согласно пояснениям Оператора 25.10.2022 в 14:59 Заявитель повторно направил Оператору заявку, которая была отклонена Оператором
по причине: «В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021

№ 2571 для подтверждения опыта, соответствующего дополнительным требованиям, необходимо предоставить исполненный (завершенный) контракт (договор). Опытом исполнения договора, считается такой опыт участника закупки
за 3 года до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Приложенный контракт (договор) еще не исполнен (срок исполнения до 31.12.2022)».

Таким образом, Оператором фактически в нарушение части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе проведена проверка соответствия Заявителя требованиям, установленным частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы обоснован.

7. Согласно доводам Жалобы Заявителем обжалуются условия проектов договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов, которые приводят
к увеличению стоимости услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, а также являются трудновыполнимыми и ставят победителя Аукционов
в невыгодные условия, а именно:

- основания для расторжения договора;

- изменения графика вывоза твердых коммунальных отходов и инвентаризации мест накопления твердых коммунальных отходов;

- осуществление раздельного накопления твердых коммунальных отходов;

- дублирование положений договора и т.д.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что Правила не содержат требований к содержанию договора, заключаемого по результатам проведения аукциона.

Пунктом 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определены существенные условия договора на оказание услуг
по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что положения проектов договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов, нарушают Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правила, а также иные нормативные правовые акты.

8. Согласно доводу Жалобы документации о проведении Аукционов определены неверные сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов от мест накопления до объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, поскольку полигон, на котором планируется размещение твердых коммунальных отходов
до 2028 года, в соответствии с пунктом 11.3 «Перспективной схемы движения отходов на территории Белгородской области на период 2023-2025 годов» планируется к выводу из эксплуатации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 Правил извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.

Территориальная схема обращения с отходами, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 26.09.2016 350-пп «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Белгородской области»
(далее – Территориальная схема), содержит сведения о действующих полигонах, указанных в Извещения о проведении Аукционов.

Таким образом, у Организатора торгов отсутствовали основания для того, чтобы не учитывать указанные объекты при расчете прогнозируемого расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не обоснован.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Бел-Вэйст» от 28.10.2022 № б/н (вх. № 180341-ИП/22 от 31.10.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «ЦЭБ», оператора электронной площадки – ООО «ЭТП ГПБ» при организации и проведении аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора
на территории Белгородской области (закупки №№ 2100700003722000001,
2100700003722000002, 2100700003722000003, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006):

обоснованной в части действий ООО «ЭТП ГПБ» от отклонению заявки Заявителя;

обоснованной в части действий ООО «ЦЭБ» по невключению
в документации о проведении Аукционов (проекты договоров) сведений о предельно допустимом значении коэффициента уплотнения при транспортировании твердых коммунальных отходов, по указанию в проектах договоров
терминов и определений, несоответствующих положениям законодательства Российской Федерации.

2. Выдать ООО «ЦЭБ», ООО «ЭТП ГПБ» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

ООО «ЦЭБ»
ИНН 3114011097, ОГРН 1163123092604
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО "Бел-Вэйст"
ИНН 3119008891, ОГРН 1163123092043