Решение №04/105012/23 04/10/18.1-697/2023 Решение по жалобе ЖСК Семейный на МЗИО Р... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

04/10/18.1-697/2023 по результатам рассмотрения жалобы ЖСК Семейный о нарушении порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства

 

07 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, в составе: заместителя председателя Комиссии <...>: <...>; <...>; <...> (далее – Комиссия ФАС России); при участии: представителя ЖСК Семейный <...>, действовавшего на основании доверенности от 10.10.2023 № б/н, рассмотрев жалобу ЖСК Семейный на акты и (или) действия (бездействие) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан при осуществлении мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства в соответствии со статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ЖСК Семейный (далее – Заявитель) на акты, действия (бездействие) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее — Министерство) от б/д № б/н (вх. от 20.11.2023 № 181395-ЭП/23) (далее – Жалоба).

Согласно Жалобе Министерство неправомерно предъявляет к Заявителю, документам и информации требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии со статьей 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, должностных лиц указанных органов при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, в части предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ.

Согласно статье 5.2 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства может включать в себя, в том числе мероприятие по приобретению прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Заявителем, являющимся субъектом градостроительных отношений, обжалуются акты, действия (бездействие) Министерства, при осуществлении в отношении Заявителя мероприятия предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 5.2 ГрК РФ, результатом которого является решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренное пунктом 45 Исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2490.

На основании изложенного Комиссия ФАС России рассматривает жалобу в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам Жалобы к Заявителю, документам и информации, предъявлены требования не установленные действующим законодательством Российской Федерации.

Министерством представлены письменные пояснения от 29.11.2023 № НП-М04-06-2/8542-Г (вх. от 06.12.2023 № 192734/23) и от 04.12.2023 № НП-М04-06-2/9251-Ю (вх. от 05.12.2023 № 191803-ЭП/23), согласно которым отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 20.11.2023 № АМ-М04-06-2/15792-г является законным и обоснованным, поскольку:

1) земельный участок может быть передан в соответствии со статьей 16.5 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Так, для предоставления земельного участка некоммерческой организации (далее – НКО), получающей земельный участок для обеспечения жилыми помещениями семей с тремя и более детьми, органу власти надлежит обратиться в Единый институт развития. При этом такая НКО должна быть создана субъектом Российской Федерации (далее — основание отказа 1).

2) на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2021 № 1839 ГУП «ФЖС РБ» разработан и находится на согласовании проект планировки и проект межевания территории, предусматривающий озеленение на запрашиваемой территории (далее — основание отказа 2).

3) согласно имеющейся информации в базе данных Главархитектуры г. Уфы неактуализированной архивной топографической съемке по Земельному участку проходят инженерные сети: два канализационных коллектора; водопровод; электрический кабель 10 кВ, охранная зона которого зарегистрирована в Росреестре в виде ЗОУИТ02:55-6.12493; охранная зона подземных кабельных линий 2КЛ-6кВ ООО «Башкирэнерго», которая зарегистрирована в Росреестре в виде ЗОУИТ02:55-6.15976 (далее — основание отказа 3).

4) по земельному участку проходит автомобильная дорога. Формирование Земельного участка перекрывает единственный доступ к жилому кварталу «Зеленый берег» (далее — основание отказа 4).

Комиссией ФАС России установлено следующее.

07.11.2023 ЖСК Семейный направлено заявление о предварительном согласовании земельного участка с условным кадастровым номером 02:55:020115:ЗУ1 (далее — Заявление).

Согласно указанному Заявлению в качестве основания предоставления земельного участка, заявителем указано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами; в силу части 9.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных образовательных организаций, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов, которые и все жилые помещения в которых являются стандартным жильем в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» в 2023 году процедура, предусмотренная пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ, осуществляется в срок не более 14 календарных дней.

Так, Министерством подготовлен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 20.11.2023 № АМ-М04-06-2/15792-г.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Вместе с тем, отказ не содержит указание на положения соответствующих подпунктов пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

В части доводов жалобы по основанию отказа 1.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частью 9.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных образовательных организаций, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей (далее — кооператив), для строительства многоквартирных домов, которые и все жилые помещения в которых являются стандартным жильем в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены ФЗ № 161.

Вместе с тем, заявление не содержало в качестве основания указания
на ФЗ № 161, соответствующий подпункт 17
пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

Кроме того Министерством не представлено доказательств возможности создания такой НКО исключительно субъектом Российской Федерации.

При этом, подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ прямо предусмотрено право на предоставление земельного участка НКО, созданной гражданами.

Учитывая изложенное, к Заявителю, документам и информации предъявлено требование, не предусмотренное действующим законодательством.

Таким образом, довод жалобы обоснован.

В части доводов жалобы по основаниям отказа 2, 3, 4.

В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вместе с тем, Министерством не представлено доказательств наличия утвержденного проекта планировки и проекта межевании территории.

Кроме того Министерством не представлено доказательств нарушения положений статьи 11.9 ЗК РФ при образовании земельного участка.

Учитывая изложенное, к Заявителю, документам и информации предъявлено требование, не предусмотренное действующим законодательством.

Таким образом, довод жалобы обоснован.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 181 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЖСК Семейный на акты и (или) действия (бездействие) Министерство, выразившиеся в предъявления к лицу, подавшему жалобу, документами информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении мероприятия по приобретению права безвозмездного пользования земельным участком при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, обоснованной.

2. Выдать предписание в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.


Заместитель председателя Комиссии ФАС России <...>
 

Члены Комиссии ФАС России <...>

 

<...>


<...>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны