Решение №04/4934/22 Решение по жалобе ИП <...> от 25 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ(ред. от 02.07.2013)"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

РЕШЕНИЕ

04/10/18.1-464/2021

по результатам рассмотрения жалобы ИП <...>

о нарушении порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

 

20.01.2022 г. Москва

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов
в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей (далее —
Комиссия ФАС России), в составе: <...>;

при участии ИП <...> (далее — Заявитель), представителей Министерства жилищной политики Московской области (далее — Министерство): <...>, <...>; представителя ГБУ МО «Строй Эксперт» в лице генерального директора <...>, рассмотрев жалобу ИП <...> от 21.12.2021 № 64 (вх. 218268-ИП/21 от 23.12.2021) на действия (бездействие) Министерства жилищной политики Московской области при осуществлении в отношении Заявителя процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), а именно: выдача разрешения
на
ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии со статьей 18¹ Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя от 21.12.2021 № 64 (вх. 218268-ИП/21 от 23.12.2021) на действия (бездействие) Министерства при осуществлении в отношении Заявителя процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 ГрК РФ, а именно: выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно доводам Заявителя, Министерство неправомерно предъявляет требования, не установленные действующим законодательством Российской Федерации, к документам и информации при выдаче разрешения на ввод
в эксплуатацию
здания бытового обслуживания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 50:29:0070801:655, по адресу: Московская область, г.о. Воскресенский, г. Воскресенск, ул. Победы, 14б (далее — Объект).

В соответствии с правилами статьи 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие), в том числе, органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 ГрК РФ, (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии
с законодательством Российской Федерации), в части:

– нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

– предъявления требования осуществить процедуру, не включенную
в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

– незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

– предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, Заявителем обжалуются действия Министерства
при осуществлении в отношении
Заявителя процедуры, предусмотренной пунктом 119 раздела 5 исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 346 (далее — исчерпывающий перечень), в части предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 01.07.2021
№ 275 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 275) до вступления в силу утвержденного Правительством Российской Федерации исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренного частью 9 статьи 5.2 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 275), федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют полномочия, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 01.09.2021), в соответствии с положениями статьи 181 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 01.09.2021).

На основании изложенного, Комиссия ФАС России рассматривает жалобу на акты и (или) действия (бездействие) Министерства при осуществлении в отношении Заявителя процедуры, предусмотренной пунктом 119 раздела 5 исчерпывающего перечня, в части предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также нарушения установленных сроков осуществления указанной процедуры.

При этом частью 17 статьи 181 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие), в том числе уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения, в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно жалобе, Министерством принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по незаконным основаниям: в решении не указано в чем заключается нарушение проекта, причины, поименованные в отказе, не соответствуют действительности, поименованные нарушения не относятся к параметрам объекта, указанным в пункте 14 статьи 1 ГрК РФ.

Как указывает Заявитель, согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ параметрами объекта капитального строительства является — высота, количество этажей, площадь, объем. Однако, в разъяснениях причин отказа Министерством указаны причины, не имеющие отношения к параметрам объекта капитального строительства.

Кроме того, для ввода объекта в эксплуатацию заявителем представлено заключение по итогам авторского надзора, подготовленное ООО «Строй Проект», подтверждающее, что построенный, реконструированный объект соответствует проектной документации.

Согласно представленным пояснениям Министерства, ГБУ МО «СтройЭкспер», в ходе проведенного осмотра объекта в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, выявлено несоответствие построенного, реконструированного объекта проектной документации.

По результатам проведенного осмотра составлен акт осмотра объекта капитального строительства от 15.12.2021 № 2963457073 (далее — Акт), 16.12.2021 выдано заключение-отчет № 1 по результатам осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, составленные ГБУ МО «СтройЭксперт» (далее — Заключение).

Таким образом, на основании выявленных в ходе осмотра несоответствий, полученного Заключения, Министерством принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию.

Заключение также было направлено в адрес Заявителя.

Кроме того, Министерство отметило, что авторский надзор относится
к договорам оказания услуг, заключаемым между проектировщиком и заказчиком услуги.

Вместе с тем ГрК РФ не содержит требований представлять заключение авторского надзора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Рассмотрев представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Министерства, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно представленным документам, Заявителю выдано разрешение
на строительство №
RU50-29-16940-2020 от 11.11.2020.

На основании указанного разрешения осуществлена реконструкция Объекта.

По окончании реконструкции Объекта Заявитель направил заявление от 13.12.2021 № Р001-2810480753-52987444 с приложением документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ, в Министерство для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По результатам рассмотрения заявления Заявителя и представленных документов, 17.12.2021 Министерством принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно представленному решению, основанием для отказа является несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в соответствии
с пунктом 13.2.1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги: «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся
к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)», утвержденного распоряжением Минжилполитики Московской области от 22.03.2021 № 39.

В разъяснениях причин отказа в выдаче разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию указано, что в ходе осмотра объекта, проведенного в соответствии с частью 5 статьи 55 ГрК РФ, выявлено:

1) нарушен проект в части архитектурных и инженерных решений;

2) не завершены противопожарные мероприятия;

3) проверить выполнение благоустройства не представляется возможным;

4) построенный объект не соответствует разделу проектной документации «Пояснительная записка» в части архитектурно-градостроительного облика.

Осмотр объекта производился 15.12.2021 ГБУ МО «СтройЭксперт». По результатам осмотра был составлен Акт, в соответствии с которым выдано Заключение.

16.12.2021 на электронную почту заявителя поступило Заключение, составленное ГБУ МО «СтройЭксперт».

Согласно Заключению, объект не соответствует требованиям проектной документации, а именно:

1) нарушен проект в части архитектурных (выполнены наружный водосток, простенок на лестничной клетке и обшивка стояка, не предусмотренные проектом; входная группа на фасаде А-Е выполнена в нарушении проекта; не выполнена отделка внутренних помещений и не установлены двери в объеме проекта; изменены колористические решения и раскладка панелей) и инженерных решений (не завершены работы по электроснабжению; отопление выполнено в нарушении проекта);

2) не завершены противопожарные мероприятия (не выполнены системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией);

3) не выполнены мероприятия для маломобильных групп населения;

4) проверить выполнение благоустройства, согласно проектной документации, не представляется возможным (территория не очищена от снега);

5) построенный объект не соответствует разделу проектной документации «Пояснительная записка» в части архитектурно-градостроительного облика;

6) в проектной документации присутствуют разночтения в части архитектурных решений и функционального назначения объекта.

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта
в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, в том числе, в соответствии с проектной документацией.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию установлен частью 6 статьи 55 ГрК РФ.

Так, согласно пункту 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой
и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ определено понятие реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), согласно которому под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Вместе с тем указанной нормой не определяется понятие
и исчерпывающий перечень элементов составляющих параметры объекта капитального строительства.

Так, согласно части 7.1 статьи 53 ГрК РФ, пункту 6 части 3 статьи 53 ГрК РФ, к параметрам объекта капитального строительства также относятся требования энергетической эффективности и требования оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Следовательно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет факт окончания строительства, подтверждает техническое соответствие вводимого в эксплуатацию объекта проектной документации, градостроительному плану земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

Вместе с тем Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии реконструированного объекта проектной документации.

Дополнительно Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что авторский надзор - контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

Согласно статье 41 указанного закона авторский надзор является одной
из форм добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Вместе с тем статья 55 ГрК РФ не содержит требований
по представлению заключения авторского надзора в целях выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, указанное заключение не может рассматриваться
в качестве доказательства соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

Исходя из изложенного, жалоба не обоснована.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...>от 21.12.2021 № 64
(вх. 218268-ИП/21 от 23.12.2021) на действия (бездействие) Министерства при осуществлении в отношении Заявителя процедуры, включенной
в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: выдач
а разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, необоснованной.

2. Предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Министерство жилищной политики Московской области
ИНН 5024190060, ОГРН 1185053037476
ГБУ МО "Строй Эксперт"
ИНН 5075029398, ОГРН 1165075051570