Решение №04/24584/23 Решение по делу № 04/10/18.1-100/2023 от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-100/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «РостТех»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 29.03.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «РостТех»: <...>;

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «РостТех» от 14.03.2023 № б/н (вх. № 37371-ЭП/23 от 14.03.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Минусинской технологической зоны Красноярского края (извещение
№ 22000062550000000064)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «РостТех» (далее – Заявитель) от 14.03.2023 № б/н (вх. № 37371-ЭП/23
от 14.03.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее – Организатор торгов) при организации конкурсного отбора регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами для Минусинской технологической зоны Красноярского края (извещение № 22000062550000000064) (далее – Конкурный отбор, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

28.02.2023 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Конкурсного отбора.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.03.2023 № 77-312-од в Документацию о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Минусинской технологической зоны Красноярского края, утвержденную приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28.02.2023 № 77-231-од (далее – Конкурсная документация), внесены изменения, согласно которым дата окончания подачи заявок04.04.2023, дата вскрытия конвертов с заявками05.04.2023, дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсном отборе 21.04.2023.

Конкурсный отбор проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), Конкурсной документацией.

1. Согласно доводу Жалобы в Приложении №2 к Конкурсной документации
не приведены сведения о количестве (показатели объема и (или) массы)
и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Правил документация
о конкурном отборе должна содержать сведения о количестве (показатели объема
и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Исходя из содержания пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации
(с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации),
а также данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

Приложением № 1 к Конкурсной документации установлено, что в Минусинскую технологическую зону входят следующие муниципальные образования Красноярского края:

1. г.о. Минусинск;

2. Ермаковский район;

3. Идринский район;

4. Каратузский район;

5. Краснотуранский район;

6. Курагинский район;

7. Минусинский район;

8. Шушенский район.

В Приложении № 2 к Конкурсной документации указан перечень источников образования твердых коммунальных отходов в Минусинской технологической зоне.

При этом Приложение А1 Территориальной схемы обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од (далее – Территориальная схема),

на которое содержится ссылка в Приложении № 2 к Конкурсной документации,
не содержит полной информации о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

Таким образом, Организатором торгов не соблюдено требование, установленное подпунктом «в» пункта 12 Правил.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы обоснован.

2. Согласно доводу Жалобы Приложение №3 к Конкурсной документации противоречит подпункту «г» пункта 12 Правил, поскольку Конкурсная документация не содержит сведений с разбивкой по видам и классам опасности отходов о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора.

Подпунктом «г» пункта 12 Правил установлено, что документация
о конкурном отборе должна содержать сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой
по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные
о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Приложением № 1 к Конкурсной документации установлено, что в Минусинскую технологическую зону входят следующие муниципальные образования Красноярского края:

1. г.о. Минусинск;

2. Ермаковский район;

3. Идринский район;

4. Каратузский район;

5. Краснотуранский район;

6. Курагинский район;

7. Минусинский район;

8. Шушенский район.

Согласно Приложению № 3 к Конкурсной документации «Сведения
о расположении мест накопления
твердых коммунальных отходов (с разбивкой
по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора», сведения о местах накопления твердых коммунальных отходах
на территории
Минусинской технологической зоны представлены в Приложении А8 Территориальной схемы.

При этом Приложение А8 Территориальной схемы не содержит сведений
с разбивкой по видам и классам опасности отходов о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов в зоне
деятельности регионального оператора (в Минусинской технологической зоне), а содержит общие сведения по Красноярскому краю.

Исходя из содержания статьи 8 Закона об отходах, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые также отвечают за создание и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – Реестр), а также вносят соответствующие изменения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в Реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.08.2018 № 1039.

В Приложении № 3 к Конкурсной документации определено, что сведения
о местах накопления твердых коммунальных отходов на территориях Минусинской технологической зоны представлены в том числе в Реестрах, размещенных на сайтах муниципальных образований Красноярского края (содержатся ссылки). Кроме того, в Приложении № 3 к Конкурсной документации указано, что актуальные данные
о всех местах накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам
и классам опасности отходов) можно получить на основании запросов у органов местного самоуправления.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что Правила не содержат запрета
на включение в Конкурсную документацию указания на дополнительный источник получения информации, в том числе на сайты муниципальных образований.

Вместе с тем на указанных сайтах муниципальных органов Красноярского края отсутствуют сведения с разбивкой по видам и классам опасности отходов
о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отход
ов в зоне деятельности регионального оператора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что в Приложении № 3 к Конкурсной документации указано, что в местах накопления размещаются твердые коммунальные отходы IV и V классов опасности. Информация о видах твердых коммунальных отходов содержится в подразделе 4.2 раздела 4 Территориальной схемы.

При это Комиссией ФАС России установлено, что раздел 4 Территориальной схемы содержит указанные сведения применительно к территории всего Красноярского края. В то же время данные о видах и классах опасности твердых коммунальных отходов на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края отсутствуют (предмет Конкурсного отбора – выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Минусинской технологической зоны Красноярского края
).

Учитывая изложенное, положения Конкурсной документации не соответствуют подпункту «г» пункта 12 Правил.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы обоснован.

3. Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации не указан срок (дата и время) окончания подачи уведомлений на участие во втором этапе Конкурсного отбора, а также место и дата вскрытия конвертов с уведомлениями на участие
во втором этапе Конкурсного отбора, что не соответствует подпунктам «с», «ф» пункта 12 Правил.

В соответствии с подпунктом «с» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать срок, место и порядок подачи участниками конкурсного отбора уведомления об участии во втором этапе (при необходимости).

Абзацем 1 пункта 55 Правил установлено, что в случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором пункта 55 Правил, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.

Исходя из содержания пункта 9.5 Конкурсной документации, в случае
если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки
и сопоставления заявок Организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором пункта 55 Правил, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок. Прием уведомлений об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок
от участников конкурсного отбора, осуществляется по адресу: 660009, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 10 кабинет 405 в рабочие дни в рабочее время (GMT+4) с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00.

Таким образом, с учетом изменений, внесенных в Конкурсную документацию приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.03.2023 № 77-312-од, дата подведения итогов (объявления результатов) первого этапа оценки и сопоставления заявок 21.04.2023, следовательно, уведомления
об участии во втором этапе Конкурсного отбора подаются 22.04.2023, 23.04.2023 (нерабочие дни) и 24.04.2023 (рабочий день), время для подачи уведомлений установлено пунктом 9.5 Конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом «ф» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать место, дату и время вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе (при необходимости).

Согласно пункту 9.9 Конкурсной документации (в редакции приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.03.2023
№ 77-312-од) конкурсная комиссия вскрывает конверты с уведомлявшими об участии
во втором этапе в порядке, указанном в разделе 6 конкурсной документации, дата вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок
25.04.2023.

Пунктом 6.2 Конкурсной документации уставлено, что вскрытие конвертов
с
заявками осуществляется по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск,
пр. Мира, 10 кабинет 405.

На заседании Комиссии ФАС России Заявитель указал, что 2 дня из 3, установленных для подачи уведомлений об участии во втором этапе Конкурсного отбора, являются нерабочими. При этом, по мнению Заявителя, время приема уведомлений
в последний день (24.04.2023) Организатором торгов
может быть сокращено.

Комиссией ФАС России установлено, что Правила не содержат требования
о проведении приема уведомлений
об участии во втором этапе Конкурсного отбора исключительно в рабочие дни. Кроме того, Заявителем не доказано, что Организатор торгов сократит время подачи уведомлений 24.04.2023.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о несоблюдении Организатором торгов требований, установленных подпунктами «с», «ф» пункта 12 Правил, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы в Приложении № 7 к Конкурсной документации
не приведены в полном объеме сведения о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, а именно отсутствуют тарифы на обработку введенных
в эксплуатацию объектов обработки, на которые должны транспортироваться отходы
в 2023 году,
а также тарифы на захоронение по объекту размещения отходов, на которые должны транспортироваться отходы.

В соответствии подпункту «л» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.

Приложением №1 к Конкурсной документации установлено, что потоки твердых коммунальных отходов (частично) из Ермаковского, Каратузского, Краснотуранского, Курагинского районов должны направляться на мусоросортировочную линию, расположенную в с. Ермаковское. Потоки твердых коммунальных отходов (частично)
из Курагинского и Шушенского районов должны направляться для временного накопления на площадку временного накопления в п. Шушенское и (или) на сортировку
и полигон расположенные в Шушенском районе.

Кроме того, согласно Приложению № 1 к Конкурсной документации
по Идринскому району в 2023-2024 годах весь поток твердых коммунальных направляется для захоронения на полигон в Краснотуранском районе.

В Приложении № 5 к Конкурсной документации в таблице 8 «Сведения
о перспективных комплексах по обращению с отходами» приведены сведения
о следующих объектах, вводимых в эксплуатацию в 2023 году: комплекс по обращению
с отходами в с. Ермаковское (полигон + сортировка)
и комплекс по обращению с отходами в Шушенском районе (увеличение емкости полигона + сортировка).

Приложение № 7 к Конкурсной документации не содержит сведения о тарифах
на обработку отходов на
комплексах по обращению с отходами в с. Ермаковское
и в Шушенском районе,
а также сведений о тарифе о захоронение на полигоне
в Краснотуранском районе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Конкурсная документация, разработанная на основании Территориальной схемы,
в связи с чем, в нее включена информация о перспективных к созданию объектах,
в том числе в 2023 году должен быть введен в эксплуатацию комплекс
по обращению с отходами в с. Ермаковское, а также произведена реконструкция полигона в пгт. Шушенское, в 2024 году – комплекс по обращению с отходами
в пгт. Курагино, в 2025 году – комплекс по обращению с отходами в с. Идринское,
в 2026 году должна быть введена в эксплуатацию сортировочная линия
в г. Минусинске. В настоящее время объекты, предусмотренные к вводу
в эксплуатацию и реконструкции в 2023 году, не реализованы. Однако, по мнению Организатора торгов, участники Конкурсного отбора должны обладать полной информацией об объектах, которые могут быть созданы и введены в эксплуатацию
в течении любого периода, в том числе, после установленного Территориальной схемой срока. По перспективным объектам тарифы рассчитаны на основании объектов-аналогов.

Кроме того, исходя из пояснений представителя Организатора торгов, сведения о тарифе на захоронение на полигоне в Краснотуранском районе отсутствуют в связи с тем, что на момент утверждения Конкурсной документации эксплуатация полигона остановлена в связи со сменой эксплуатирующей организацией, в связи с чем тарифы на текущей год и плановые периоды Министерством тарифной политики Красноярского края не утверждались.

В соответствии с пунктом 35 Правил расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 92 Основ ценообразования приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается в соответствии с методическими указаниями как сумма прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной
к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала
в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен).

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты
в своем экспертном заключении.

Таким образом, проверка расчетов, представленных победителем для участия
в Конкурсном отборе, будет проводится исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
с учетом тарифов, установленных для действующих объектов расположенных
в Минусинской технологической зоне.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не обоснован.

5. Согласно доводу Жалобы в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора в Минусинской технологической зоне указан тариф
на захоронение в руб./м3, тогда как Министерством тарифной политики установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для операторов по захоронению в руб/тн. Кроме того, в Приложении № 7 к Конкурсной документации указаны тарифы на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в руб/тн.

В соответствии подпункту «л» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 7.6 Конкурсной документации определено, что расчет единого тарифа на услугу регионального оператора производится в порядке, установленным в Приложении № 7 к Конкурсной документации.

Приложением № 7 к Конкурсной документации установлено, что порядок расчета единого тарифа на услугу регионального оператора определяется
в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, Методическими указаниями
по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16
(далее – Методические указания).

Кроме того, в Приложении № 7 к Конкурсной документации приведены формулы расчета необходимой валовой выручки и единого тарифа регионального оператора, а также расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом, исходя из содержания формул, расчет может быть произведен
как в руб/м3, так и в руб./тонна.

Комиссия ФАС России также обращает внимание, что Методические рекомендации не содержат указания на осуществление расчетов в какой-то одной единице измерения – м3 либо тонна.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «РостТех» от 14.03.2023 № б/н (вх. № 37371-ЭП/23 от 14.03.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами для Минусинской технологической зоны Красноярского края (извещение № 22000062550000000064) обоснованной в части неуказания в Конкурсной документации сведений

о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора и сведений о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

2. Выдать Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

  

Связанные организации

ООО "РостТех"
ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148