Решение №04/74238/23 Решение по делу № 04/10/18.1-452/2023 от 13 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-452/2023

по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 08.09.2023                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...>.: <...>;

– АО «РАД»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>
от 23.08.2023 № б/н (вх. № 128129-ЭП/23 от 24.08.2023) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника
АО «ФИА-БАНК» (сообщение в ЕФРСБ № 11455234, лот № 6), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 23.08.2023 № б/н (вх. № 128129-ЭП/23 от 24.08.2023) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «РАД» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника АО «ФИА-БАНК» (сообщение в ЕФРСБ № 11455234, лот № 6) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

12.05.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении Торгов,
согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «РАД», расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
по адресу www.lot-online.ru (далее – сайт Оператора), д
ата и время начала подачи заявок на участие в Торгах 16.05.2023 в 00:00 (МСК), дата и время окончания срока приема (подачи) заявок на участие в Торгах – 16.08.2023 в 14:00 (МСК), графи к снижения цены:

 

Период снижения цены

Размер снижения цены по периоду

1

с 16.05.2023 по 22.05.2023

в размере начальной цены продажи 4 648 859,71 руб.

2

с 23.05.2023 по 29.05.2023

в размере 92,74% от начальной цены продажи

3

с 30.05.2023 по 05.06.2023

в размере 85,48% от начальной цены продажи

4

с 06.06.2023 по 12.06.2023

в размере 78,22% от начальной цены продажи

5

с 13.06.2023 по 19.06.2023

в размере 70,96% от начальной цены продажи

6

с 20.06.2023 по 26.06.2023

в размере 63,70% от начальной цены продажи

7

с 27.06.2023 по 03.07.2023

в размере 56,44% от начальной цены продажи

8

с 04.07.2023 по 10.07.2023

в размере 49,18% от начальной цены продажи

9

с 11.07.2023 по 17.07.2023

в размере 41,92% от начальной цены продажи

10

с 18.07.2023 по 24.07.2023

в размере 34,66% от начальной цены продажи

11

с 25.07.2023 по 31.07.2023

в размере 27,40% от начальной цены продажи

12

с 01.08.2023 по 07.08.2023

в размере 20,14% от начальной цены продажи

13

с 08.08.2023 по 14.08.2023

в размере 12,88% от начальной цены продажи

14

с 15.08.2023 по 21.08.2023

в размере 5,62% от начальной цены продажи

 

Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов
в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве,
утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 495 (далее – Порядок).

 

Согласно Жалобе 08.08.2023 Заявитель подал заявку на аккредитацию на сайте Оператора и воспользовался услугой «Экспрес акредитации».

При заполнении Заявителем формы заявки на аккредитацию на сайте Оператора по направлению продаж «Имущество должников» у Заявителя возникли проблемы с заполнением полей серии и номера паспорта Заявителя в связи с тем, что Заявитель является гражданином Республики Беларусь.

Для решения данной проблемы Заявитель обратился в техническую поддержку сайта Оператора, сотрудником которой Заявителю было разъяснено каким образом необходимо заполнить соответствующие поля для граждан,
не являющимися гражданами Российской Федерации.

Заявитель выполнил указания специалиста технической поддержки сайта Оператора и 08.08.2023 был аккредитован на сайте Оператора.

09.08.2023 Заявителем была подана заявка на участие в Торгах. В соответствии с Протоколом об определении участников торгов посредством публичного предложения в электронной форме по продаже имущества должника от 11.08.2023 № РАД-334545 (далее Протокол определения участников) Заявитель не был допущен к участию в Торгах по причине несоответствия заявки на участие в Торгах установленным требованиям.

Заявителем было установлено, что заявка Заявителя на участие в Торгах была отклонена Организатором торгов по причине несоответствия паспортных данных Заявителя, указанных в заявке на участие в Торгах, данным паспорта Заявителя.

При этом Заявитель отмечает, что паспортные данные, указанные Заявителем
в заявке на участие в Торгах, были проверены Оператором при аккредитации Заявителя на сайте Оператора и были признаны достоверными.

Таким образом, заявка Заявителя на участие в Торгах была необоснованно отклонена Организатором торгов.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие
в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается
по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах
и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые
к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом
о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается
в том числе в случае, если заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении
о проведении торгов, представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны.

В силу пункта 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов
в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий
или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Закона
о банкротстве.

Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Согласно пункту 2.1 Порядка для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 Порядка для регистрации
на электронной площадке заинтересованное лицо (далее
заявитель на регистрацию на электронной площадке) с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию
с приложением копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке
).

Согласно пункту 2.4 Порядка в случае принятия решения о регистрации лица на электронной площадке оператор электронной площадки направляет такому лицу уведомление о регистрации.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке в следующих случаях:

а) заявление на регистрацию и (или) являющиеся приложением к нему документы и (или) сведения не соответствуют требованиям, установленным
пунктом 2.2 Порядка;

б) не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 2.2 Порядка, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка;

в) представленные документы или сведения недостоверны.

Согласно пункту 2.6 Порядка зарегистрированным на электронной площадке лицам присваивается статус организатора торгов, участника торгов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Заявитель не был допущен к участию в Торгах
по причине несоответствия паспортных данных Заявителя, указанных в заявке
на участие в Торгах, паспортным данным Заявителя, а именно номер паспорта был заполнен некорректно (указаны данные идентификационного номера, которые
не должны быть там указаны).

Представитель Оператора в ходе рассмотрения Жалобы пояснил,
что ввиду того, что паспорт гражданина Республики Беларусь отличается
от паспорта гражданина Российской Федерации, Заявителю при регистрации
на сайте Оператора было необходимо в поле «Серия» указать первые 4 символа номера паспорта Заявителя (2 буквы и 2 цифры), а в поле «Номер» указать оставшиеся символы номера паспорта (цифры) Заявителя. Данные идентификационного номера указывать не требовалось.

Представитель Оператора также сообщил, что Заявителем в поле «Номер» были указаны данные идентификационного номера, однако Оператором данный факт проверен не был и Заявитель был успешно аккредитован на сайте Оператора.

Комиссией ФАС России в ходе изучения заявки Заявителя на аккредитацию
на сайте Оператора установлено, что
Заявитель подал заявку на аккредитацию
на сайте Оператора
08.08.2023 в 15:09:45 и был успешно аккредитован на сайте Оператора 08.08.2023 в 15:47:02. При этом в поле «Номер» Заявителем были указаны данные идентификационного номера Заявителя.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при аккредитации Заявителя на сайте Оператора
08.08.2023 в 15:47:02 Оператором были нарушены требования пункта 2.5 Порядка.

09.08.2023 при подаче заявки № 311266-ИД на участие Торгах в состав
заявки были автоматически загружены данные из Личного кабинета Заявителя
на сайте Оператора, в том числе паспортные данные, указанные Заявителем
при
аккредитации на сайте Оператора.

Комиссия ФАС России отмечает, что при подаче заявки на участие в Торгах внести изменения в паспортные данные в заявке на участие в Торгах невозможно поля являются неактивными.

Представитель Оператора данный факт подтвердил, указал, что при подаче заявки на участие в Торгах часть данных подгружается автоматически из Личного кабинета Заявителя на сайте Оператора, внести изменения в указанные данные возможно только путем внесения изменений в указанные данные в Личном кабинете Заявителя на сайте Оператора.

Как отмечалось ранее, Заявитель при аккредитации на сайте Оператора воспользовался услугой «Экспресс аккредитация».

Согласно пункту 3.1.1 Договора оферты о заключении возмещенного оказания услуг (далее Договор) Оператор обязан осуществить проверку комплектности документов, размещенных заказчиком в регистрационных данных в Личном кабинете в срок, не превышающий трех часов с момента поступления Оператору совокупности документов, указанных в пункте 2.2 Договора.

Согласно пункту 2.2 Договора услуга «Экспресс аккредитации» оказывается Оператором на основании поступивших в электронной форме: заявки Заявителя
на оказани
е услуги «Экспресс аккредитации», заявления Заказчика на регистрацию
с приложением документов и сведений в соответстви
и с перечнем, предусмотренным соответствующим выбранным заказчиком направлением Регламента, а также направленных Заказчиком путем заполнения формы. Размещенной на сайте Оператора информации.

Пунктом 3.1.3 Договора предусмотрено, что повторенная регистрация Заявки происходит в срок, не превышающий трех часов с момента поступления Оператору повторной заявки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что ввиду нарушения Оператором пункта 2.5 Порядка при аккредитации Заявителя на сайте Оператора заявка Заявителя на участие в Торгах была отклонена Организатором торгов.

При этом Комиссия ФАС России также отмечает, что в случае отклонения заявки Заявителя на аккредитацию на сайте Оператора, поданной 08.08.2023
в 15:09:45,
указания Оператором Заявителю несоответствий заполненных Заявителем данных паспортным данным Заявителя и повторной подачи Заявителем заявки на аккредитацию на сайте Оператора с указанием корректных данных паспорта, при наличии услуги «Экспресс аккредитация», у Заявителя имелось достаточно времени для его аккредитации на сайте Оператора и дальней подачи заявки на участие в Торгах.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> от 23.08.2023 № б/н (вх. № 128129-ЭП/23 от 24.08.2023) на действия (бездействие) оператора электронной площадки –
АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника АО «ФИА-БАНК» (сообщение
в ЕФРСБ № 11455234, лот № 6), обоснованной.

2. Выдать организатору торгов АО «РАД», оператору электронной
площадки
– АО «РАД» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

АО "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351