Решение №04/74748/23 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-453/2023 от 14 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-453/2023
по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 11.09.2023                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...>: паспорт гражданина Российской Федерации;

– <...>: <...>,

– АО «Сбербанк-АСТ»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>, направленную письмом Владимирского УФАС России от 29.08.2023 № НШ/4098/23
(вх. № 130597-ЭП/23 от 29.08.2023), на действия (бездействие) организатора
торгов – конкурсного управляющего <...>, оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО ПКФ «ГРИВНА» (сообщение ЕФРСБ № 11472715), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель), направленная письмом Владимирского УФАС России от 29.08.2023 № НШ/4098/23 (вх. № 130597-ЭП/23 от 29.08.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...> (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО ПКФ «ГРИВНА» (сообщение ЕФРСБ № 11472715) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов и Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, представителей Организатора торгов и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

15.05.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», расположенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://www.sberbank-ast.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Торгах –21.06.2023 в 00:01 (МСК), дата и время окончания срока приема (подачи) заявок на участие в Торгах – 22.09.2023 в 17:59 (МСК), график снижения цены: 21.06.23-27.06.23 действует начальная цена, далее на каждом интервале торгов каждые 3 календарных дня цена понижается на величину снижения, равную 10% от цены публичного предложения на текущем интервале торгов.

Торги проводятся в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Регламентом торговой секции «Продажа имущества (предприятия) банкротов» Универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ», утвержденным генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» <...> 01.03.2022 (далее – Регламент), Регламентом универсальной торговой платформы «Сбербанк-АСТ», утвержденным генеральным директором 21.04.2023 (далее – Регламент УТП).

1. Согласно Жалобе Организатор торгов опубликовал на сайте Оператора Протокол об определении участников Торгов от 18.08.2023, в котором содержалось ценовое предложение, поданное участником Торгов.

По мнению Заявителя, указание в Протоколе об определении участников Торгов ценового предложения является неправомерным, так как в случае недопуска лица, подавшего такое ценовое предложение, к участию в Торгах, лица, подающие заявки на участие в Торгах на следующем периоде снижения цены продажи, находятся в более выгодных условиях, так как осведомлены о ценовом предложении и готовы предложить большую цену.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что Закон о банкротстве и Порядок не содержат требований к содержанию протокола об определении участников торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения.

Кроме того, в силу положений пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Заявитель в ходе рассмотрения Жалобы сообщил, что указание в Протоколе об определении участников Торгов от 18.08.2023 ценового предложения участника Торгов привело
к увеличению количества заявок на участие в Торгах на следующем интервале снижения цены продажи имущества должника, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что указание в Протоколе об определении участников Торгов от 18.08.2023 ценового предложения участника Торгов не повлияло на снижение интереса к предмету Торгов, а также на занижение стоимости реализации предмета торгов.

Таким образом, данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

 

2. Согласно Жалобе опубликованный Организатором торгов Протокол
об определении участников Торгов от 21.08.2023 является недействительным,
так как у участника Торгов, не было подтверждено поступление задатка.

По мнению Заявителя, корректным является Протокол об определении участников Торгов от 18.08.2023, согласно которому задаток у Заявителя отсутствовал.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается, в том числе в случае, если поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Согласно пункту 6.1.3 Порядка торги посредством публичного предложения проводятся с учетом положений, предусмотренных пунктом 6.1.3 Порядка.

При участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении
о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что 18.08.2023 Организатором торгов был опубликован Протокол об определении участников Торгов, согласно которому заявка единственного участника Торгов на периоде с 15.08.2023 по 17.08.2023
не была допущена к участию в Торгах по причине непоступления задатка.

18.08.2023 к Организатору торгов обратился данный участник Торгов
с приложением документов о блокировке суммы задатка в момент подачи заявки
на участие в Торгах. Организатор торгов 18.08.2023 обратился к Оператору
за подтверждением блокировки задатка участника Торгов в момент подачи заявки
на участие в Торгах.

21.08.2023 Оператор сообщил Организатору торгов, что денежные средства
в размере задатка были заблокированы на лицевом счете участника Торгов в момент подачи заявки 17.08.2023 в 17:57:15. Информация о блокировании денежных средств от данного участника была направлена в личный кабинет Организатора торгов после окончания периода проведения торгов и отображалась в Журнале приема заявок.

В связи с вышеизложенным Организатором торгов было принято решение
об отмене Протокола об определении участников Торгов от 18.08.2023 и публикации Протокола об определении участников Торгов от 21.08.2023, согласно которому
участник Торгов, подавший заявку на участие в Торгах на периоде с 15.08.2023
по 17.08.2023, был признан единственным участником Торгов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора указанную позицию Организатора торгов подтвердил, представил документы, подтверждающие блокировку суммы задатка участника Торгов в полном объеме 17.08.2023 в 17:57:15.

Комиссией ФАС России в ходе изучения представленных документов установлено, что заявка участника Торгов была подана 17.08.2023 в 17:57, сумма задатка была заблокирована на лицевом счете такого участника в момент подачи заявки на участие в Торгах.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии суммы задатка
на лицевом счете участника Торгов в момент подачи заявки на участие в Торгах, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

3. Согласно Жалобе в случае, если бы Оператором одному из лиц, подавших заявки на участие в Торгах на периоде с 18.08.2023 по 20.08.2023, была предоставлена возможность подать заявку на периоде с 15.08.2023 по 17.08.2023,
то предложенная им цена была бы выше цены, предложенной победителем Торгов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил
в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов,
при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Пунктом 6.1.3 Порядка установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России установлено,
что на периоде Торгов с 15.08.2023 по 17.08.2023 на участие в Торгах была подана
одна заявка, которая в соответствии с Протоколом об определении участников Торгов от 21.08.2023 была признана Организатором торгов соответствующей установленным требованиям.

При этом документов, подтверждающих факт невозможности подачи заявки
на участие в Торгах на периоде с 15.08.2023 по 17.08.2023 одним из лиц, подавших заявки на участие в Торгах на периоде с 18.08.2023 по 20.08.2023, по вине Оператора Заявителем в составе Жалобы не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при определении победителя Торгов Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями Закона о банкротстве и Порядка.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.

4. Согласно Жалобе Регламент не содержит указания кто является третьими лицами и почему они не могут вносить задатки для участие в Торгах.

Кроме того, Регламент не содержит сроков возврата денежных средств из раздела «Невыясненные платежи».

В соответствии с пунктом 2.1 Регламента УТП пользователь – любое юридическое или физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, прошедшее процедуру регистрации на сайте Оператора, имеющее доступ к функционалу закрытой части, в том числе, лицо, прошедшее регистрацию в торговой секции и получившее полномочия в торговой секции.

Представитель Пользователя – уполномоченное Пользователем физическое лицо, имеющее учетную запись для доступа к функционалу сайта Оператора, и осуществляющее от имени Пользователя действия в закрытой части функционала сайта Оператора.

Согласно пункту 14.1 Регламента УТП для обеспечения Пользователю возможности работы с лицевым счетом Оператор размещает в открытой части сайта Оператора и в торговой секции реквизиты для перечисления денежных средств, а также образцы заполнения платежных поручений.

В соответствии с пунктом 14.3 Регламента УТП в случае, если на счет Оператора поступили денежные средства, по которым Оператор не может определить счет участника для зачисления, то такие денежные средства остаются на счете Оператора, до поступлений от участника уточняющего заявления, либо заявления о возврате таких денежных средств.

Согласно пункту 14.4 Регламента УТП Оператор вправе отказать в зачислении денежных средств на лицевой счет Пользователя, если такие денежные средства поступили Оператору от третьего лица.

В соответствии с пунктом 14.7 Регламента УТП Оператор обязан перечислить денежные средства участнику не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника.

Согласно пункту 14.8 Регламента УТП перечисление денежных средств участнику производится по реквизитам участника, указанным в поручении (заявлении) Оператору, направленному участником, а при отсутствии таковых –
по реквизитам, указанным участником при регистрации на электронной площадке.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора пояснил, что по смыслу определений, указанных в пункте 2.1 Регламента УТП третье лицо – лицо, не являющееся Пользователем или Представителем Пользователя, и не требует уточнения в отдельное определение.

15.08.2023 и 17.08.2023 от лица, не зарегистрированного на сайте Оператора, на счет Оператора были направлены денежные средства в размере 64 540,80 руб.
и 580 866,20 руб. Указанные денежные средства поступили в «Невыясненные платежи» так как данное лицо не является зарегистрированным Пользователем сайта Оператора.

17.08.2023 в 18:04:19 Оператору посредством электронной почты поступило заявление о возврате вышеуказанных денежных средств. 21.08.2023 денежные средства были возвращены Оператором.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы также установлено,
что информация о том, что денежные средства, перечисленные за участника торгов третьим лицом не зачисляются на свет такого участника на сайте Оператора, размещена на сайте Оператора в разделе «Банковские реквизиты» секции «Банкротство» (https://utp.sberbank-ast.ru/Bankruptcy/Notice/698/Requisites).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и является необоснованным.

5. Согласно Жалобе Оператор в нарушение положений сообщения
о проведении Торгов, а именно графика снижения цены, принимал ценовые предложения в 17:59:01, в то время как ценовое предложение можно подать
до 17:59:00 последнего дня соответствующего периода снижения.

В подтверждение Заявителем в составе Жалобы приложений скриншот экрана персонального компьютера Заявителя, согласно которому в 17:59:01 кнопка «Подать заявку» активна (далее – скриншот).

В соответствии с пунктом 5.2.1 Регламента Заявитель или Представитель заявителя вправе подавать заявку на участие, содержащую предложение о цене, которое не ниже установленной начальной цены продажи для текущего периода проведения торгов, в установленный для соответствующего периода проведения срок.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что кнопка «Подать заявку» доступна для участников торгов только
во время действия периода торгов.

В случае, отраженном на скриншоте, при обновлении страницы Торгов
на сайте Оператора после окончания периода Торгов кнопка «Подать заявку» была бы не активна. Юолее того, Оператор не принимает заявки, поданные за пределами срока периода торгов/снижения цены.

В подтверждение представителем Оператора представлен Реестр поданных
на участие в Торгах заявок, согласно которому все принятые Оператором заявки
на участие в Торгах поступили Оператору до 17:59:00.

Согласно сообщению о проведении Торгов заявки на соответствующем периоде принимаются Оператором до 17:59.

Комиссией ФАС России в ходе изучения представленных документов установлено, что серверное время сайта Опеоратора, отраженное на скришоте, составляет 17:59:01, кнопка «Подать заявку» активна. Вместе с тем Заявителем
не представлено документов, подтверждающих тот факт, что поданная в 17:59:01 заявка была бы принята Оператором.

Более того, Оператором представлены документы, подтверждающие позицию Оператора, согласно которым заявка, поданная в 18:08 не была по принята Оператором по причине окончания периода Торгов.

Таким образом, данный довод Жалобы не доказан Заявителем и является необоснованным.

6. На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России Заявитель сообщил,
что начальная цена продажи определена неверно, а также в сообщении о проведении Торгов не указана информация о публичном сервитуте.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника
и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается
в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Требования к содержанию сообщения о проведении Торгов установлены пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Организатором торгов в сообщении о проведении торгов указаны все имеющиеся у Организатора торгов сведения в отношении реализуемого имущества должника, а начальная цена утверждена решением собрания кредиторов и содержится в Положении № 1 о порядке, сроке и условиях продажи имущества ООО ПФК «Гривна», утвержденном решением собрания кредиторов 14.11.2022 (далее – Положение).

Комиссией ФАС России установлено, что сообщение о проведении Торгах соответствует требованиям, установленным статьей 110 и статьей 139 Закона
о банкротстве, начальная цена продажи, указанная в сообщении о проведении Торгов, соответствует цене, указанной в Положении.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу <...>, направленную письмом Владимирского УФАС России от 29.08.2023 № НШ/4098/23 (вх. № 130597-ЭП/23 от 29.08.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего <...>, оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО ПКФ «ГРИВНА» (сообщение ЕФРСБ № 11472715), необоснованной.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны