Решение №04/43615/24 Решение по делу № 04/10/18.1-272/2024 (ООО "Бизнес-Альянс") от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-272/2024

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Бизнес-Альянс»

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 16.05.2024 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– ООО «Бизнес-Альянс»: <...> – доверенность от 24.04.2024№ 1, <...>. – доверенность от 24.04.2024 № 4, <...> – генеральный директор ООО «Бизнес-Альянс», решение единственного участника ООО «Бизнес-Альянс» от 02.03.2022 № 12,

– Росимущество: <...> – доверенность от 17.10.2023 № ВЯ-14/46921;

– ООО «РТС-тендер»: <...> – доверенность от 26.03.2024
№ 24-63,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Бизнес-Альянс» от 19.04.2024 № б/н (вх. № 66930/24 от 22.04.2024) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО «Росспиртпром» (извещение № 21000030950000000714, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Бизнес-Альянс» (далее – Заявитель) от 19.04.2024 № б/н (вх. № 66930/24 от 22.04.2024) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО «Росспиртпром» (извещение № 21000030950000000714, лот № 1) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, организатора торгов – Росимущества (далее – Организатор торгов), Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

15.03.2024 на сайте государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке ООО «РТС-тендер», расположенной по адресу в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Торгах – 15.03.2024 в 16:00 (МСК), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Торгах – 10.04.2024 в 16:00 (МСК), дата рассмотрения заявок на участие в Торгах – 17.04.2024, дата и время проведения Торгов – 19.04.2024 в 10:00 (МСК).

Торги проводятся в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации), распоряжением Росимущества от 15.03.2024 № 428-р «Об условиях приватизации пакета акций АО «Росспиртпром»», Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27.08.2012
№ 860 (далее – Положение), Регламентом электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора ООО «РТС-Тендер» от 12.03.2024 № 14-П/24 (далее – Регламент).

Согласно Жалобе Заявитель подал заявку на участие в Торгах, внес задаток для участия в Торгах и был признан участником Торгов.

19.04.2024 в 10:00 Заявитель авторизовался на сайте Оператора посредством электронно-цифровой подписи (далее – ЭЦП) и осуществлял мониторинг хода Торгов по снижению цены до приемлемого для Заявителя уровня, который не должен был превышать 6 000 000 000,00 руб.

Однако, без совершения каких-либо действий со стороны Заявителя по подаче ценового предложения в ходе Торгов на сайте Оператора неизвестным образом отобразилась информация о подаче Заявителем ценового предложения на отметке 8 289 062 500,00 руб.

В связи с отсутствием других допущенных к участию в Торгах участников и других ценовых предложений в ходе Торгов ценовое предложение Заявителя в размере 8 289 062 500,00 руб. было автоматически определено лучшим, Торги были завершены.

При этом Заявителем велась видеозапись хода Торгов, на которой видно, что Заявитель не совершал действий, необходимых для подачи ценового предложения: не подписывал ценовое предложение ЭЦП перед отправкой на сайт Оператора, не отправлял заявку на сайт Оператора (далее – видеозапись).

Заявитель указывает в Жалобе, что для работы на торговых площадках используется КриптоПро ЭЦП browser plug-in – плагин, необходимый для создания и проверки ЭЦП на web-страницах с использованием КриптоПро CSP.
При входе на страницу или при подписании ЭЦП появляется предупреждение о том, что плагин запрашивает доступ к ключам и сертификатам, для продолжения необходимо нажать кнопку «Да». После подтверждения необходимо выбрать сертификат ЭЦП, которым будет производиться подпись, и нажать «Продолжить», и только после этого подпись будет произведена.

На видеозаписи, представленной Заявителем в составе Жалобы, видно, что на персональном компьютере Заявителя не появлялись всплывающие окна с предупреждениями, Заявителем не производились действия по выбору ЭЦП и подписи ценового предложения ЭЦП.

Таким образом, по мнению Заявителя, на сайте Оператора в день проведения Торгов 19.04.2024 произошел технологический сбой, в результате которого без волеизъявления Заявителя и совершения с его стороны необходимых для подачи ценового предложения действий (подписания ценового предложения ЭЦП) была осуществлена подача ценового предложения в размере 8 289 062 500,00 руб.

В подтверждение Заявителем представлены видеозаписи процесса участия Заявителя в Торгах (далее – видеозаписи), Заключение специалиста от 02.05.2024
№ 99-45И-24 по исследованию видеозаписи, подтверждающее отсутствие монтажа
и отсутствие факта подписания ценового предложения ЭЦП (далее – Заключение), Протокол осмотра письменных и вещественных доказательств от 26.04.2024 № 77/710-н/77-2024-3-686, Протокол осмотра письменных и вещественных доказательств от 06.05.2024 № 77/710-н/77-2024-3-720.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя также отметил, что Инструкция претендента/арендатора электронной площадки РТС-тендер Имущественные торги (далее – Инструкция) содержит порядок действий пользователя сайта Оператора при участии в торгах, проводимых на сайте Оператора, согласно которому при подаче ценового предложения в ходе торгов необходимо подтвердить действие (подачу ценового предложения) сертификатом электронной подписи. Данное положение Инструкции, по мнению Заявителя, также подтверждает довод Жалобы, согласно которому Заявитель не совершал действий по подписанию ценового предложения в размере 8 289 062 500,00 руб. свой ЭЦП. Следовательно, такое ценовое предложение Заявителем не подавалось.

Согласно пункту 1 статьи 32.1 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18-20, 23, 24 Закона о приватизации, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных статьей 32.1 Закона о приватизации.

Пунктом 3 статьи 32.1 Закона о приватизации определено, что проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее – продажа в электронной форме) осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 32.1 Закона о приватизации при проведении продажи в электронной форме оператор электронной площадки бесперебойное функционирование электронной площадки и доступ к ней пользователей, в том числе участников продажи в электронной форме, в течение всего срока проведения такой продажи.

Пунктом 14 статьи 32.1 Закона о приватизации предусмотрено, что порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Положения оператор электронной площадки в соответствии со своим внутренним регламентом на основании заключенного с продавцом договора обеспечивает равный доступ участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества.

Согласно пункту 92 Положения процедура продажи имущества проводится в день и во время, указанные в информационном сообщении о продаже имущества посредством публичного предложения, путем последовательного понижения цены первоначального предложения (цена имущества, указанная в информационном сообщении) на величину, равную величине «шага понижения», но не ниже цены отсечения.

В соответствии с пунктом 93 Положения время приема предложений участников о цене первоначального предложения составляет один час от времени начала проведения процедуры продажи имущества посредством публичного предложения и 10 минут на представление предложений о цене имущества на каждом «шаге понижения».

Согласно пункту 94 Положения победителем признается участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников.

В соответствии с пунктом 95 Положения в случае если любой из участников подтверждает цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками проводится аукцион в порядке, установленном разделом II Положения. Начальной ценой имущества на аукционе является соответственно цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». Время приема предложений участников о цене имущества составляет 10 минут.

В случае если участники не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, победителем признается участник, который первым подтвердил начальную цену имущества.

Согласно пункту 96 Положения со времени начала проведения процедуры продажи имущества посредством публичного предложения оператором электронной площадки размещается:

а) в открытой части электронной площадки – информация о начале проведения процедуры продажи имущества с указанием наименования имущества, цены первоначального предложения, минимальной цены предложения, предлагаемой цены продажи имущества в режиме реального времени, подтверждения (неподтверждения) участниками предложения о цене имущества;

б) в закрытой части электронной площадки – помимо информации, размещаемой в открытой части электронной площадки, также предложения о цене имущества и время их поступления, текущий «шаг понижения» и «шаг аукциона», время, оставшееся до окончания приема предложений о цене первоначального предложения либо на «шаге понижения».

В соответствии с пунктом 97 Положения во время проведения процедуры продажи имущества посредством публичного предложения оператор электронной площадки при помощи программно-технических средств электронной площадки обеспечивает доступ участников к закрытой части электронной площадки, возможность представления ими предложений о цене имущества.

Пунктом 98 Положения установлено, что ход проведения процедуры продажи имущества посредством публичного предложения фиксируется оператором электронной площадки в электронном журнале, который направляется продавцу в течение одного часа со времени завершения приема предложений о цене имущества для подведения итогов продажи имущества посредством публичного предложения путем оформления протокола об итогах такой продажи.

В силу пункта 105 Положения при уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты продажи имущества посредством публичного предложения аннулируются продавцом, победитель утрачивает право на заключение указанного договора, задаток ему не возвращается.

Согласно пунктам 2.7.1-2.7.3 Регламента Оператор обязуется оказать услуги с надлежащим качеством и в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в сроки, установленные Регламентом, обеспечить работоспособность и функционирование сайта Оператора в соответствии с Регламентом.

Пунктом 2.12 Регламента установлено, что сайт Оператора функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы, за исключением времени проведения профилактических и регламентных работ.

Согласно пунктам 4.2, 4.3, 4.5 и 4.9 Регламента Оператор не несет ответственности за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес клиент сайта Оператора и/или третьи лица по причине несоблюдения требований Регламента, пользовательской документации, руководств и инструкций, описывающих работу сайта Оператора, наличия у клиента сайта Оператора программно-технических ограничений и настроек, которые содержались
в компьютерной технике, что не позволило клиенту сайта Оператора полноценно работать на сайте Оператора, совершения клиентом сайта Оператора технических ошибок при работе на сайте Оператора.

В соответствии с пунктом 18.6 Регламента торги посредством публичного предложения проводятся в день и во время, указанные в карточке торговой процедуры, путем последовательного понижения цены первоначального предложения на величину «шага понижения», но не ниже цены отсечения.

Согласно пункту 18.7 Регламента время приема предложений участников торговой процедуры о цене первоначального предложения составляет один
час от времени начала проведения торгов и 10 минут на представление ценовых предложений на каждом «шаге понижения».

Пунктом 18.8 Регламента установлено, что победителем признается участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников торговой процедуры.

В силу пункта 18.9 Регламента в случае, если любой из участников подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками торговой процедуры проводится аукцион в порядке, установленном разделом 10 Регламента. Начальной ценой имущества на Аукционе является соответственно цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». Время приема ценовых предложений участников составляет 10 минут.

Согласно пункту 18.10 Регламента в случае, если участники не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, победителем признается участник, который первым подтвердил начальную цену имущества.
Ход проведения торгов посредством публичного предложения фиксируется Оператором в электронном журнале, доступ к которому предоставляется организатору в течение одного часа со времени завершения приема ценовых предложений для подведения итогов торговой процедуры путем оформления протокола об итогах торгов посредством публичного предложения.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что согласно Протоколу определения участников продажи посредством публичного предложения в электронной форме акций АО «Росспиртпром» от 17.04.2024 № 109(1) на участие в Торгах было подано 2 заявки, в том числе заявка Заявителя. К участию в Торгах были допущены
2 участника, в том числе Заявитель.

В соответствии с Протоколом об итогах продажи посредством публичного предложения в электронной форме акций АО «Росспиртпром» от 19.04.2024 № 109(2) победителем Торгов был признан Заявитель, подавший ценовое предложение 19.04.2024 в 13:12:16 в размере 8 289 062 500,00 руб.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что функционал сайта Оператора соответствует требованиям безопасности и инфраструктурной надежности, предъявляемой ко всем отобранным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р электронным площадкам.

19.04.2024 во время проведения Торгов сайт Оператора работал в штатном режиме, технологических сбоев зафиксировано не было. Оператор успешно принимал и обрабатывал ценовые предложения по иным торгам, которые проходили 19.04.2024 на сайте Оператора. Заявитель беспрепятственно осуществлял вход в закрытую часть сайта Оператора, успешно подал ценовое предложение.

По мнению представителя Оператора, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии технологического сбоя в работе сайта Оператора 19.04.2024. Все факты, изложенные в Жалобе, дополнениях к Жалобе, свидетельствуют о том, что Заявителем действия по подаче ценового предложения
в ходе Торгов были совершены самостоятельно.

В подтверждение представителем Оператора представлены Журнал хода Торгов, Журнал активности Заявителя, ценовое предложение Заявителя, подписанной ЭЦП Заявителя, сертификат ЭЦП Заявителя, сведения об IP-адресе,
с которого была осуществлена подпись ценового предложения Заявителя.

Также представителем Оператора было представлено тестовое видео процесса (хода) торгов по продаже посредством публичного предложения, процесса подачи ценового предложения в ходе торгов по продаже посредством публичного предложения (дале – Тестовое видео).

Представитель Оператора также сообщил следующее.

Заявитель подал заявку на участие в Торгах 05.04.2024 в 18:33:22, подписав ее ЭЦП.

19.04.2024 в 13:12:16 Заявитель с использованием той же ЭЦП, с которой была подана заявка на участие в Торгах, подтвердил цену предложения в размере 8 289 062 500,00 руб., сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», другой участник Торгов предложений не подавал.

В качестве подтверждения подписания цены на сайте Оператора подписанные ценовые предложения сохраняются в виде XML-документа с прикрепленной к нему подписью. Такое ценовое предложение представлено Комиссии ФАС России.

В связи с тем, что плагин КртиптоПро является внешним (сторонним) программным обеспечением, Оператор не несет ответственность за корректность настройки, своевременное обновление данного программного обеспечения, подтверждение действия электронной подписью не вызвана функционированием сайта Оператора, а находится на стороне участника торгов, зависит от локальных настроек персонального компьютера Заявителя.

Представитель Оператора также отметил, что имущественные торги, проводимые на сайте Оператора, в зависимости от типа торгов, проводятся на двух версиях сайта, старой версии и новой версии сайта. В новой версии сайта Оператора проводятся только торги по реализации арестованного имущества, конфискованного имущества. Проведение процедуры: «Публичное предложение» осуществляется
на старой версии сайта Оператора. В связи с использованием старой версии сайта Оператора во время проведения процедуры «Публичное предложение», существующие инструкции для работы на электронной торговой площадке
РТС-Тендер «Имущественные торги» не предполагают появления дополнительных окон для подтверждения ценовых предложений в старой версии сайта.

Комиссией ФАС России в ходе изучения представленных Заявителем, Организатором торгов и Оператором документов и сведений установлено следующее.

В ходе изучения представленных в составе Жалобы видеозаписей Комиссией ФАС России установлено, что согласно Заключению видеозаписи признаков монтажа и/или других изменений, внесенных в процессе записи, не содержат.

При этом представленные видеозаписи сделаны со стороны, на достаточном удалении от экрана персонального компьютера Заявителя, в связи с чем
из представленных видеозаписей Комиссии ФАС России не представляется возможным установить (определить) процедуру торгов, которая на них отражена, серверные дату и время сайта Оператора, дату и время персонального компьютера Заявителя, осуществил ли Заявитель вход в личный кабинет на сайте Оператора, осуществлен ли вход на сайт Оператора посредством ЭЦП.

Согласно представленным Оператором документам и сведениям подача ценового предложения в ходе Торгов была осуществлена Заявителем с устройства
с IP адресом 62.213.99.186, ценовое предложение подписано ЭЦП c номером сертификата C4D47377507E1BB62116BEF6E7FFD09CBCFA3FD3. Также Комиссией ФАС России установлено, что указанный сертификат ЭЦП использовался Заявителем при регистрации на сайте Оператора.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России Заявитель не оспаривал тот факт, что им предполагалась подача ценового предложения с устройства
с IP адресом 62.213.99.186.

Вместе с тем Оператором было также представлено ценовое предложение Заявителя в формате «.p7s», подписанное ЭЦП Заявителя 19.04.2024 в 13:12:16.

В ходе изучения Тестового видео, представленного Оператором, Комиссией ФАС России установлено, что на сайте Оператора в ходе торгов по продаже посредством публичного предложения реализован следующий функционал:
для подачи ценового предложения необходимо нажать кнопку «Ввод ставки»,
затем откроется новое окно и уже в нем для завершения процесса подачи ценового предложения необходимо нажать кнопку «Подписать и отправить». Только после последовательного нажатия указанных кнопок в двух различных, последовательно открывающихся окнах ценовое предложение будет подано.

Комиссия ФАС России считает возможным отметить, что на видеозаписях, представленных в составе Жалобы, открывающиеся последовательно
окна идентичны окнам, отраженным на Тестовом видео.

По вопросу непоявления окна КриптоПро с подтверждением совершения действия по подписанию ценового предложения ЭЦП, что не соответствует Инструкции, Комиссия ФАС России считает возможным сообщить следующее.

В представленном Заявителем в материалах Жалобы Заключении специалистом указано, что «В кадре видеозаписи не обнаружено окно, идентичное окну, представленному на скриншоте-образце» из Инструкции.

При этом Заключение не содержит сведений о том, какой именно скриншот-образец имеет ввиду специалист.

При этом Инструкция, размещенная на сайте Оператора, относится к торгам в форме аукциона, в то время как Торги проходили в форме публичного предложения, в связи с чем алгоритм действий пользователя сайта Оператора, отраженный в Инструкции, не может быть применим к процедуре Торгов.

Более того, всплывающее окно плагина КриптоПро, запрашивающее подтверждение действия по подписанию ЭЦП, является окном программы Крипто.Про, не относится к функционалу сайта Оператора и зависит от локальных настроек браузера персонального компьютера Заявителя.

Учитывая изложенное, принимая во внимание совокупность представленных фактов и доказательств, Комиссии ФАС России не представляется возможным сделать вывод о том, что Оператором в нарушение требований подпункта 6 пункта 4 статьи 32.1 Закона о приватизации, подпункта «ж» пункта 5 Положения,
пунктов 2.7.1-2.7.3, 2.12 Регламента не была обеспечена бесперебойная работа
сайта Оператора при проведении Торгов 19.04.2024 (подаче Заявителем ценового предложения в ходе Торгов).

Таким образом, довод Жалобы является необснованным.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Бизнес-Альянс» от 19.04.2024 № б/н (вх. № 66930/24 от 22.04.2024) на действия (бездействие) оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО «Росспиртпром» (извещение № 21000030950000000714, лот № 1) необоснованной.

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены комиссии ФАС России: <...>

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны