Решение №04/119096/22 Решение по делу № 04/10/18.1-621/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-621/2021

по результатам рассмотрения жалоб ООО «ТК «Экотранс»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 28.12.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «ТК «Экотранс»: <...>;

ООО «ЦЭБ»: <...>;

ООО «ЭТП ГПБ»: уведомлено надлежащим образом, представители
на рассмотрение жалобы не явились
,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобы ООО «ТК «Экотранс» от 16.12.2022 №№ 3176, 3177, 3178 (вх. №№ 208181-ЭП/22, 208183-ЭП/22, 208184-ЭП/22 от 19.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «ЦЭБ» при организации и проведении аукционов на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на территории Белгородской области (закупки №№ 2100700003722000002, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступили жалобы ООО «ТК «Экотранс» (далее – Заявитель) от 16.12.2022 №№ 3176, 3177, 3178 (вх. №№ 208181-ЭП/22, 208183-ЭП/22, 208184-ЭП/22 от 19.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «ЦЭБ» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении аукционов на право заключения договоров
на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на территории Белгородской области (закупки №№ 2100700003722000002, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006) (далее – Аукционы, Жалобы).

Из Жалоб следует, что Организатором торгов нарушены требования законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

12.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы
в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее –
Официальный сайт ЕИС) Организатором торгов размещены извещения о проведении Аукционов, согласно которым Аукционы проводятся на сайте электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ», расположенном по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru, дата окончания приема (подачи) заявок на участие
в
Аукционах 21.12.2022, дата подведения итогов Аукционов23.12.2022.

Аукционы проводятся в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее
Закон
о контрактной системе), Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133
(далее – Правила), извещениями о проведении Аукционов, утвержденными Генеральным директором ООО «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (далее – Извещения о проведении Аукционов).

1. Согласно доводу Жалоб Заявителем обжалуются условия проектов договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов по закупкам
№№ 2100700003722000002, 2100700003722000004, которые являются трудновыполнимыми и ставят победителя Аукционов в невыгодные условия.
По мнению Заявителя, в договорах, заключаемых по результатам проведения Аукционов по закупкам №№ 2100700003722000002, 2100700003722000004 установлены несоразмерные штрафные санкции.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что Правила не содержат требований к содержанию договора, заключаемого по результатам проведения аукциона.

Пунктом 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Постановление № 1156), определены существенные условия договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно подпункту «к» пункта 25 Постановления № 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является ответственность сторон.

При этом законодательством не установлена регламентация включения
в договор положения о штрафах.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что меры ответственности, предусмотренные разделом 8 проектов договоров, определены в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе, размер ответственности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 1063».

Вместе с тем Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что положения проектов договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов, нарушают Постановление № 1156, Правила, а также иные нормативные правовые акты.

Учитывая изложенное, указанные доводы Жалоб не находят своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалоб в проектах соглашений, заключаемых
по результатам проведения Аукционов по закупкам №№ 2100700003722000002, 2100700003722000004, установлена обязанность победителя по составлению графика вывоза мусора в течение 2-х недель с даты заключения договора. При этом периодичность вывоза мусора в указанные дни недели не установлена.

Пунктом 3 Постановления № 1156, установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 25 Постановления 1156, периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Положения Постановления № 1156, как и положения Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не содержат требований к графику вывоза твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4.7 проектов договоров, являющихся Приложением № 3
к Извещениям о проведении Аукционов, и
сполнитель в течение двух недель с даты заключения договора предоставляет региональному оператору на согласование график транспортирования твердых коммунальных отходов, в том числе
при осуществлении бестарного сбора.

Исходя из содержания пункта 4.8 проектов договоров, являющихся Приложением № 3 к Извещениям о проведении Аукционов, график транспортирования твердых коммунальных отходов составляется исполнителем
с учётом климатических условий, наличия (отсутствия) подъездных путей, наличия труднодоступных (отдаленных) мест (районов) и условий, предусмотренных договорами по форме, согласно Приложению № 4 к договорам.

Пунктом 4.1 проектов договоров, являющихся Приложением № 3 к Извещениям о проведении Аукционов, установлено, что вывоз и транспортирование твердых коммунальных отходов с мест накопления твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

В соответствии с разделом 2 письма ФАС России от 11.08.2021 № ВК/67016/21 периодичность вывоза твердых коммунальных отходов региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3,
в частности, предусматривают, что срок временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5 град. C и выше – не более 1 суток; плюс 4 град. C и ниже – не более 3 суток. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обеспечивает вывоз их по установленному им графику
с 7 до 23 часов (пункты 11, 15 СанПиН 2.1.3684-21).

Таким образом, по мнению Комиссии ФАС России, проектами договоров определена периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов
в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 25 Постановления № 1156.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалоб не обоснован.

3. Согласно доводу Жалоб в проектах договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов по закупкам №№ 2100700003722000002, 2100700003722000004, определены дополнительные требования к мусоровозам, которые не установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 Постановления № 1156, оператор по обращению
с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность
по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации
о техническом регулировании.

Пунктом 27 Постановления № 1156, установлено, что транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.

Иных требований к мусоровозам Постановлением № 1156, не установлено,
как и запретов на их определение.

Согласно пункту 5.1.30 проектов договоров, являющихся Приложением № 3
к Извещениям о проведении Аукционов, исполнитель производит фото (или видео) фиксацию каждого места накопления, по маршруту следования
мусоровоза
до начала и после окончания погрузки в
мусоровоз при помощи технических средств, приспособленных для фото и (или) видеофиксации с указанием даты, времени. Исполнитель обязан хранить материалы фото и (или) видеофиксации
в течении всего срока действия настоящего договора, а также в течение года после его расторжения фото (или видео) фиксацию производить посредством мобильного приложения «Вывоз отходов», для дальнейшего хранения всей вышеуказанной информации на сервере продукта компании «Большая Тройка» - АСУ «Управление отходами».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в обязанности регионального оператора входит контроль за качеством оказания услуг по транспортированию, что невозможно сделать без фиксации места (площадки) накопления. Более того, во избежание применения мер ответственности фотография очищенной контейнерной площадки позволит исполнителю договора избежать применения мер ответственности и служит в целях защиты исполнителя.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что положения проектов договоров, заключаемых по результатам проведения Аукционов, нарушают Постановление
№ 1156, Правила, а также иные нормативные правовые акты.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалоб не обоснован.

4. Согласно доводу Жалоб документацией о проведении Аукционов по закупкам №№ 2100700003722000005, 2100700003722000006 определены неверные сведения
о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов от мест накопления до объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, поскольку полигон, на котором планируется размещение твердых коммунальных отходов до 2028 года, в соответствии с пунктом 11.3 «Перспективной схемы движения отходов на территории Белгородской области
на период 2023-2025 годов» планируется к выводу из эксплуатации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 Правил извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.

Территориальная схема обращения с отходами, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 26.09.2016 № 350-пп «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Белгородской области»
(далее – Территориальная схема), содержит сведения о действующем полигоне
в городе Белгороде в районе старой городской свалки.

Таким образом, у Организатора торгов отсутствовали основания для того, чтобы не учитывать указанный объект при расчете прогнозируемого расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не находит подтверждения.

5. Согласно доводу Жалоб по закупкам №№ 2100700003722000005, 2100700003722000006 Организатором торгов при формировании лотов установлены ограничения, согласно которым участником Аукционов может являться только субъект малого и среднего предпринимательства. Указанное ограничение,
по мнению Заявителя, противоречит Правилам и создает преимущественные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 9 Правил в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Комиссией ФАС России установлено, что в целях провидения Аукционов территория Белгородской области была разделена на 6 лотов, выделенные
в отдельные закупки №№ 2100700003722000001, 2100700003722000002, 2100700003722000003, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006.

Таким образом, действия Организатора торгов не противоречат законодательства Российской Федерации.

Кроме того, Заявителем не доказан факт создания Организатором торгов дискриминационных условий.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не обоснован.

6. Согласно доводу Жалоб Организатором торгов в проектах соглашений предусмотрел общую цену договора без разбивки стоимости оказания услуг
по транспортированию на каждый год действия договора
не представлен расчет стоимости услуг на каждый год исполнения договора. Кроме того, расчет начальной цены договора произведен неверно, в том числе по причине того, что Организатором торгов допущена ошибка в плановой массе оказания услуг, что привело
в определению неверной цены транспортирования одной единицы (тонны) твердых коммунальных отходов.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что показатели в Аукционной документации устанавливаются на основе данных Территориальной схемы.

Таким образом, у Организатора торгов отсутствуют основания для того, чтобы учитывать показатели, отличающиеся от Территориальной схемы.

В соответствии с пунктом 5(1) Правил определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 484 (далее – Основы ценообразования), и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).

Пунктом 90 (1) Основ ценообразования установлено, что расходы
на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии Правилами, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии
с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования параметров, указанных в данном пункте.

При этом согласно пункту 2 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 484 (далее Правила регулирования тарифов), тарифы устанавливаются исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (далее орган регулирования).

В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Таким образом, начальная цена предмета аукциона определяется региональным оператором в соответствии с Правилами и Основами ценообразования и может быть скорректирована исключительно органом регулирования в рамках установления тарифа.

Соответственно, антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры аукциона в порядке статьи 18.1
Закона о защите конкуренции не уполномочен осуществлять проверку достоверности определения начальной цены предмета аукциона.

Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание, что требование
о включение в проект договора цены в разбивке по годам не установлено законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не находит подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ТК «Экотранс» от 16.12.2022 №№ 3176, 3177, 3178 (вх. №№ 208181-ЭП/22, 208183-ЭП/22, 208184-ЭП/22 от 19.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «ЦЭБ» при организации и проведении аукционов на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора
на территории Белгородской области (закупки №№ 2100700003722000002, 2100700003722000004, 2100700003722000005, 2100700003722000006)
необоснованной.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

ООО «ЦЭБ»
ИНН 3114011097, ОГРН 1163123092604
ООО "ТК "Экотранс"
ИНН 3123084038, ОГРН 1023101643135
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118