Решение №04/43099/19 Решение № 04/10/18.1-46/2019 по жалобе ООО "АВТОБАН" (зона №... от 23 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-46/2019

 

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АВТОБАН» на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

 

Дата принятия решения: 20.05.2019                                                          г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 13 в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – заместителя начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов
О.С. Малой (ведущего заседание), начальника отдела контроля торгов Управления контроля строительства и природных ресурсов У.Д. Кондратьевой, членов Комиссии ФАС России: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления контроля строительства и природных ресурсов К.М. Агейченко, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления контроля строительства и природных ресурсов Д.Г. Гаджимурадовой, ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правого управления
А.Д. Стадник (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  ООО «АВТОБАН»: Понамарев В.А. - доверенность от 21.01.2019
№ б/н;

–  Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области: Баринов Р.А. - распоряжение администрации Владимирской области от 10.01.2019 № 12-рк;
Сулимко К.А. - доверенность от 29.04.2019 № б/н,

рассмотрев жалобу ООО «АВТОБАН» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (Зона № 3) (извещение № 290319/1034757/01)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «АВТОБАН» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее – Организатор торгов)
при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (Зона № 3) (извещение № 290319/1034757/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при проведении Конкурса были нарушены требования законодательства об обращении с отходами, в том числе Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Организатор торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

29.03.2019 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса (далее – Извещение), согласно которому дата начала подачи заявок на участие
в Конкурсе – 29.03.2019, дата окончания подачи заявок на участие
в Конкурсе – 29.04.2019; дата и время вскрытия конвертов с заявками
на участие в Конкурсе – 07.05.2019 в 10:00.

Согласно Жалобе Организатор торгов:

- разместил на официальном сайте Документацию об условиях и порядке проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области, зона № 3 (далее – Конкурсная документация) с существенными ошибками оформления, а именно, в Конкурсной документации отсутствует сквозная нумерация разделов
и пунктов, содержатся ссылки на пункты, отсутствующие в Конкурсной документации, а также ссылки на положения Конкурсной документации, обозначенные знаками вопроса («?»);

- не указал в Конкурсной документации источник финансирования обязанности регионального оператора по обеспечению контроля за обращением
с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей;

- установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий нивелировать значения критериев Конкурса в случае подачи несколькими заявителями одинакового наилучшего значения критерия Конкурса
и осуществлять выбор победителя на основании даты и времени подачи заявок
на участие в Конкурсе.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России было установлено, что вышеуказанные доводы были ранее рассмотрены Комиссией ФАС России
и отражены в решении от 20.05.2019 № 04/10/18.1-41/2019.

1. Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствуют сведения
о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Подпунктом «в» пункта 12 Правил установлено, что документация
об отборе должна содержать сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Комиссией ФАС России установлено, что в приложении № 2 (1)
к Конкурсной документации представлены сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе городских округов
и муниципальных районов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).
При этом приложение № 2 (2) к Конкурсной документации содержит информацию о поселениях, входящих в состав городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с пояснениями представителя Организатора торгов в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России данные об источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, содержащиеся в Конкурсной документации, представлены в соответствии
с действующей Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области, утвержденной постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016
№ 02/01-132 (далее – Территориальная схема).

Комиссией ФАС России установлено, что Территориальная схема
не содержит информации о количестве и источниках образования ТКО в разрезе поселений.

Таким образом, поскольку действующая Территориальная схема
не содержит сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений (с разбивкой по видам и классам опасности отходов), такие данные не могли быть приведены Организатором торгов в Конкурсной документации.

При этом Заявителем в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России не представлено обоснования влияния отсутствия данных сведений
в Конкурсной документации на возможность Заявителя сформировать и подать заявку на участие к Конкурсе.

2. Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствуют сведения
о местах сбора твердых коммунальных отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов, а также отсутствует разбивка по видам и классам опасности отходов в местах накопления ТКО.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 Правил документация
об отборе должна содержать сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.

Требование о включении в документацию об отборе сведений о местах сбора твердых коммунальных отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов Правилами не установлено.

Таким образом, в указанной части довод Заявителя не обоснован.

В части информации о местах накопления ТКО Комиссией ФАС России установлено, что сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора приведены
в приложении № 3 к Конкурсной документации, согласно которому отходы
в местах накопления ТКО относятся к IV и V классам опасности с разбивкой
в объемах согласно приложению № 2 в Конкурсной документации (сведения
об источниках образования ТКО). Также в приложении № 3 к Конкурсной документации представлен реестр мест накопления отходов в разрезе муниципальных образований.

Согласно пояснениям представителя Организатора торгов в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов
(с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора, содержащиеся в Конкурсной документации, представлены в соответствии с действующей Территориальной схемой.

Комиссией ФАС России установлено, что Территориальная схема
не содержит информации о разбивке по видам и классам опасности отходов
в местах накопления ТКО.

Таким образом, поскольку действующая Территориальная схема
не содержит информации о разбивке по видам и классам опасности отходов
в местах накопления ТКО, такие данные не могли быть приведены Организатором торгов в Конкурсной документации.

3. Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствует информация о кадастровых номерах земельных участков, на которых складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей,
и информация о собственниках данных земельных участков, а также информация о количестве ТКО, складированных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 Правил документация
об отборе должна содержать сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.

Комиссией ФАС России установлено, что перечень земельных участков, на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, приведен в приложении № 4 к Конкурсной документации. В отношении таких земельных участков в данном приложении указаны объемы складированных отходов
и площади несанкционированных свалок.

В части отсутствия в Конкурсной документации информации
о кадастровых номерах земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, и собственниках таких земельных участков,
в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что контроль за образованием и ликвидацией несанкционированных свалок на территории Владимирской области осуществляет государственная инспекция административно-технического надзора администрации Владимирской области (далее – Государственная инспекция).

Организатором торгов в рамках подготовки Конкурсной документации
в адрес Государственной инспекции был направлен запрос от 06.03.2019
№ ДПП-1110-0406 о предоставлении информации о местах расположения земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников),
на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей. Вместе
с тем в ответе (от 07.03.2019 № ШАТН-506-01-05) на запрос Организатора торгов Государственной инспекцией сведений о кадастровых номерах
и собственниках земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, представлено не было.

Таким образом, поскольку сведения о кадастровых номерах
и собственниках земельных участков на которых размещены несанкционированные свалки, не были представлены Государственной инспекцией, такие данные не могли быть указаны Организатором торгов
в Конкурсной документации.

При этом Заявителем в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России не представлено обоснования влияния отсутствия данных сведений в Конкурсной документации на возможность Заявителя сформировать и подать заявку на участие к Конкурсе.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что Приложение № 4
к Конкурсной документации содержит иные, позволяющие идентифицировать земельные участки, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, сведения.

4. Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствуют сведения
о технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих объектов по захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать, в том числе сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

Комиссией ФАС России установлено, что сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих
и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами приведены в приложении № 5
к Конкурсной документации. При этом пункт 5.1 данного приложения не содержит сведений о технических характеристиках существующих объектов обращения
с отходами.

Вместе с тем в Территориальной схеме (раздел 5) приведены сведения
о технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих объектов обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, Организатором торгов при неуказании в Конкурсной документации сведений о технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих объектов по захоронению твердых коммунальных отходов были нарушены требования подпункта «е» пункта 12 Правил.

5. Согласно Жалобе Организатором торгов в Конкурсной документации представлен недостоверный расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, поскольку приведенная стоимость услуги регионального оператора
за 2019 год приведена в расчете за 12 месяцев,
а не за 2 месяца с учетом начала работы регионального оператора с 01.11.2019.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатор торгов пояснил, что при расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора Организатор торгов руководствовался Основами ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016
№ 1638/16 (далее – Методические указания).

Комиссией ФАС России установлено, что в таблице 1 приложения № 7
к Конкурсной документации указана приведенная стоимость услуг регионального оператора за 2019 год в размере 400 117 тыс. рублей. В соответствии
с пунктом 6.10 Конкурсной документации срок оказания услуг региональным оператором с 01.11.2019 по 31.12.2028 (9 лет и 2 месяца).

Согласно подпункту «м» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

В соответствии с пунктом 92 Основ ценообразования приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается в соответствии
с Методическими указаниями как сумма прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,
и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен).

При этом Основы ценообразования, Методические указания не содержат требования о расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора
с учетом количества месяцев работы регионального оператора в году.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу
о необоснованности довода Заявителя.

6. Согласно Жалобе Организатором торгов неправомерно установлено требование о предоставлении с составе заявки на участие в Конкурсе расчета прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 26 Правил заявка на участие в конкурсе должна содержать расчет прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Аналогичное требование к заявке на участие в Конкурсе установлено пунктом 3.4.7 Конкурсной документации.

Таким образом, довод Заявителя не обоснован.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АВТОБАН» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (Зона № 3) (извещение № 290319/1034757/01) обоснованной в части неуказания в Конкурсной документации сведений
о технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих объектов по захоронению твердых коммунальных отходов.

2. Организатору торгов – Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области выдать обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны