Решение №04/25295/23 Решение по делу № 04/10/18.1-109/2023 от 4 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-109/2023
по результатам рассмотрения жалобы МОО «ЦОКМСГЗ»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Дата принятия решения: 30.03.2023 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
– ООО «РТС-Тендер»: <...>;
– ООО «Вектор Плюс»: <...>;
– ООО МОО «ЦОКМСГЗ» – уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу МОО «ЦОКМСГЗ», направленную письмом Крымского УФАС России от 21.03.2023 № 07/349 (вх. № 42171-ЭП/23 от 22.03.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Вектор Плюс» и оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, Раздольненский р-н, пгт. Раздольное (извещение № 21000002530000000334,
лоты №№ 1-24) (далее – Жалоба).
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
МОО «ЦОКМСГЗ» (далее – Заявитель), направленная письмом Крымского
УФАС России от 21.03.2023 № 07/349 (вх. № 42171-ЭП/23 от 22.03.2023),
на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Вектор Плюс»
(далее – Организатор торгов) и оператора электронной площадки –
ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, Раздольненский р-н, пгт. Раздольное (извещение
№ 21000002530000000334, лоты №№ 1-24) (далее – Аукцион, Жалоба).
Из Жалобы следует, что Организатором и Оператором при проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Организатора торгов и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
17.02.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке ООО «РТС-Тендер», расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу
www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок
на участие в Аукционе – 18.02.2023 в 10:00 (МСК), дата окончания срока приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 15.03.2023 в 09:10 (МСК), дата и время проведения Аукциона – 20.03.2023 в 11:00 (МСК) (далее – извещение о проведении Аукциона).
Аукцион проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской
Федерации (далее – ЗК РФ), постановлением Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым от 23.01.2023 № 11 «О проведении аукциона и передаче в аренду земельного участка, находящегося
в муниципальной собственности Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым», Регламентом электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора ООО «РТС-Тендер» от 28.02.2023 № 07-П/23 (далее – Регламент).
1. Согласно Жалобе Заявитель намеревался принять участие в Аукционе, однако Оператором был установлен размер вознаграждения, в размере 20 000 руб.
за каждый лот. По мнению Заявителя, указанная стоимость гарантийного обеспечения является завышенной и нарушает как положения действующего законодательства Российской Федерации, так и заявленный тариф Оператора, согласно которому «Размер тарифа – 1% от начальной цены предмета аукциона
и не более 2 000 руб. (включая НДС)».
Установление завышенного размера вознаграждения Оператора, превышающего арендную плату за десять лет, не позволило Заявителю принять участие в Аукционе.
Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 262 «О внесении изменений
в постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564»
(далее – Постановление № 262), пунктом 4(1) установлено, что при проведении
в соответствии с ЗК РФ аукциона по продаже земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме оператор электронной площадки вправе в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением
№ 262, взимать с победителя аукциона или иного лица, с которыми в соответствии
с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 ЗК РФ заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, плату за участие в аукционе
в размере, не превышающем предельный размер, установленный пунктом 2 Постановления № 262. Вышеуказанные изменения вступили в силу с 01.03.2023.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564 утвержден предельный размер платы в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога
на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации
по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как отмечалось ранее, извещение о проведении Аукциона было опубликовано
на официальном сайте 17.02.2023, то есть до момента вступления в силу изменений, внесенных Постановлением № 262.
Таким образом, по состоянию на 17.02.2023 вышеуказанными положениями законодательства не регламентировался порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки с победителя торгов суммы гарантийного обеспечения, представляющего собой оплату услуг оператора, а также не устанавливается размер такой платы.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки с лица, с которым заключается контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564.
На основания изложенного, на момент проведения Аукциона удержание (взимание) оператором электронной площадки платы (удержание суммы вознаграждения за услуги Оператора) с победителя торгов было допустимо
(по аналогии с законодательством о контрактной системе) в соответствии
с тарифами, установленными Организатором торгов.
Согласно представленным письменным пояснениям представителя Оператора, Оператор взимает вознаграждение с участников торгов за оказание им услуг
по предоставлению удаленного доступа к электронной площадке, а также
по организационной, консультационной и технической поддержке последних. Оператором не установлена плата за участие в торгах. Основанием для взимания Оператором вознаграждения за оказываемые услуги фактически является договор оказания услуг, заключаемый с участниками данных торгов.
Регламент и Соглашение о внесении гарантийного обеспечения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации являются договорами присоединения.
Пунктом 2.8.1 Регламента установлено, что участники обязаны своевременно оплачивать Оператору вознаграждение за оказание услуг в порядке и сроки, установленные Регламентом, Соглашением о гарантийном обеспечении и Тарифами.
Тарифами установлено, что передача денежных средств в размере стоимости услуг (далее – гарантийное обеспечение оплаты услуг) осуществляется в порядке, установленном статьей 4 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги, расположенном по адресу в сети Интернет: https://www.rtstender.ru/platform-rules/platform-property-sales.
Согласно представленным письменным пояснениям Оператора денежные средства в размере стоимости оказания услуг блокируются на аналитическом счете Участника в момент подачи заявки на участие в торговой процедуре, при условии наличия на нем соответствующей суммы свободных денежных средств.
Таким образом, свободные от блокирования денежные средства, в размере тарифа должны находиться на виртуальном счете до момента подачи заявки
на участие в торгах.
В соответствии с условиями Регламента плата взимается не с каждого участника торгов, а только с победителя торгов. Денежные средства иных участников торгов, внесенные в качестве обеспечения оплаты услуг Оператора,
по итогам проведения процедуры разблокируются на аналитическом счете участника торгов.
Комиссией ФАС России установлено, что размер тарифа, взимаемого Оператором, установлен в соответствии с Приказом от 01.04.2022 № 11/2-П/22
«Об утверждении размера вознаграждения, взимаемого с организаций, которым предоставляется доступ к функционированию электронной площадки «РТС-тендр» Имущественные торги», согласно которому взималось вознаграждение в размере 20% от начальной цены имущества, но не менее 20 000 руб.
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России установлено,
что на Аукционе реализовывалось 24 лота:
№ лота |
Количество поданных заявок |
Статус |
1 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
2 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
3 |
3 |
Состоялся, определен победитель. |
4 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
5 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
6 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
7 |
Не поступали |
09.03.2023 отменен Организатором торгов. |
8 |
3 |
Состоялся, определен победитель. |
9 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
10 |
3 |
Состоялся, определен победитель. |
11 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
12 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
13 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
14 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
15 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
16 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
17 |
3 |
Состоялся, определен победитель. |
18 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
19 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
20 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
21 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
22 |
2 |
Состоялся, определен победитель. |
23 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
24 |
1 |
Не состоялся, подана 1 заявка на участие в Аукционе. |
Комиссией ФАС России в результате анализа извещения о проведении Аукциона установлено, что все реализуемые на Аукционе земельные участки имеют одинаковую площадь и расположены по одной улице. Земельные участки, аналогичные лотам №№ 2, 4, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 21, 23, 24, были реализованы
в рамках Аукциона по более высокой или аналогичной цене.
В связи с изложенным Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что установление Оператором вознаграждения в размере 20 000 руб. не повлияло
на принятие потенциальными участниками Аукциона решения об участии
в Аукционе, что привело к реализации тех земельных участков, в которых участники Аукциона были наиболее заинтересованны.
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России также установлено,
что Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал, запрос на ознакомление
с реализуемым имуществом не направлял.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что Заявителем
в составе Жалобы не представлено материалов, подтверждающих заявленный
довод Жалобы, Комиссия ФАС России не может сделать однозначный вывод,
что установление Оператором размера вознаграждения за услуги Оператора
в размере 20 000 руб. привело к сокращению количества участников (потенциальных участников) Аукциона.
Таким образом, довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.
2. Согласно Жалобе Организатор торгов неправомерно возложил
на победителей Аукциона обязанность по оплате услуг, связанных с организацией
и проведением Аукциона, выразившуюся в установлении в Аукционной документации вознаграждения Организатору торгов в размере 30 000 руб.
Установление Организатором торгов вознаграждения Организатора торгов, превышающего арендную плату за десять лет, не позволило Заявителю принять участие в Аукционе.
Комиссией установлено, что довод Жалобы сводится к оспариванию положений Аукционной документации.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие
в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, лица, не подавшие заявки на участие в торгах, вправе обжаловать порядок размещения информации о проведении торгов, порядок подачи заявок на участие в торгах.
Вместе с тем жалоба на документацию о проведении торгов может быть подана исключительно до окончания срока приема заявок на участие в торгах.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 15.03.2023.
Как отмечалось ранее, Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал.
Вместе с тем Жалоба на положения Аукционной документации поступила
в ФАС России 22.03.2023, то есть после окончания срока подачи (приема) заявок
на участие в Аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России оставляет указанный
довод Жалобы без рассмотрения.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу МОО «ЦОКМСГЗ», направленную письмом Крымского УФАС России от 21.03.2023 № 07/349 (вх. № 42171-ЭП/23 от 22.03.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Вектор Плюс» и оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, Раздольненский р-н, пгт. Раздольное (извещение № 21000002530000000334, лоты №№ 1-24), необоснованной в части действий оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер».
2. Оставить жалобу МОО «ЦОКМСГЗ», направленную письмом Крымского УФАС России от 21.03.2023 № 07/349 (вх. № 42171-ЭП/23 от 22.03.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Вектор Плюс» и оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, Раздольненский р-н, пгт. Раздольное (извещение № 21000002530000000334, лоты №№ 1-24), без рассмотрения в части действий организатора торгов – ООО «Вектор Плюс».
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть
обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения
или выдачи предписания.