Решение б/н РЕШЕНИЕ № Т-54/18 по результатам рассмотрения жалобы ООО «См... от 23 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-54/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Смоленские вторичные ресурсы» на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 18.04.2018                                                            г. Москва
 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 12 в составе:

 

при участии представителей:

 

рассмотрев жалобу ООО «Смоленские вторичные ресурсы», направленную письмами Смоленского УФАС России от 03.04.2018 № 849/03, от 12.04.2018
№ 979/03, на действия организатора торгов – Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (извещение
№ 270218/0649673/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Смоленские вторичные ресурсы» (далее – Заявитель), направленная письмами Смоленского УФАС России от 03.04.2018 № 849/03, от 12.04.2018
№ 979/03, на действия организатора торгов – Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – Организатор торгов)
при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (извещение № 270218/0649673/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при размещении информации о проведении Конкурса были нарушены требования законодательства Российской Федерации.

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации,
в том числе Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

27.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 03.04.2018; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 04.04.2018 в 11:00.

1. Согласно Жалобе предмет торгов в извещении о проведении Конкурса, размещенном на официальном сайте, указан в искаженной форме, что, по мнению Заявителя, приводит к затруднению поиска и идентификации Конкурса.

По мнению Заявителя, в соответствии с Правилами предметом конкурса является отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в то время как Организатором торгов на официальном сайте было указано, что предметом Конкурса является «Право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО».

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов (письмо Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии
от 11.04.2018 № 1289-06) извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (далее – Конкурсная документация) были размещены на официальном сайте в разделе «ЖКХ».

При формировании на официальном сайте в разделе «ЖКХ» извещения о проведении Конкурса Организатор торгов не имел возможности самостоятельно указать предмет Конкурса, поскольку функционал официального сайта предусматривает выбор из определенного перечня видов торгов в разделе «ЖКХ», единственно возможным наименованием предмета торгов, предусмотренным функционалом официального сайта для торгов, проводимых в соответствии с Правилами, является «Право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО».

Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 на официальном сайте размещается информация, в том числе о проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 11 Правил документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте
не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Заявитель ознакомился с извещением о проведении Конкурса, а также размещенной
в его составе Конкурсной документацией, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что данный довод Жалобы является необоснованным.

2. По мнению Заявителя, Конкурсная документация не содержит четких и недвусмысленных сведений об объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, не позволяет установить схему потоков отходов,
то есть конкретных обязательств регионального оператора по транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов в период его деятельности 2019 – 2028 гг., что является нарушением
подпункта «б» пункта 12 Правил.

Кроме того, согласно Жалобе Конкурсная документация не содержит расчетного количества отходов с соответствующими источниками их образования. По мнению Заявителя, отсутствие данных сведений не позволяет рассчитать необходимую валовую выручку регионального оператора.

Согласно пояснениям представителя Организатора торгов в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России Конкурсная документация содержит указания на объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению, захоронению твердых коммунальных отходов, расчетное количество образующихся отходов, а также графическое изображение схемы потоков отходов.

В соответствии с подпунктами «б», «в» и «е» 12 Правил документация об отборе содержит:

- описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами;

- сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов);

- сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 7.1 Конкурсной документации описание границы зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (далее – региональный оператор) приведены в приложении № 1 к Конкурсной документации. В составе приложения № 1 к Конкурсной документации содержатся сведения о полигонах ТКО, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1 и приложением № 1 к Конкурсной документации направления транспортирования отходов в зоне деятельности регионального оператора на территории Смоленской области приведены в разделе 7 «Схема потоков отходов» книги 1 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (далее – Территориальная схема), размещенной в открытом доступе на официальном сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсом и экологии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и в приложении 3.1 «Сведения об установленных контейнерных площадках на территории Смоленской области» книги 3 Территориальной схемы.

В ходе изучения книги 1 Территориальной схемы Комиссией ФАС России установлено наличие в Территориальной схеме в разделе 7 сведений о потоках отходов, в частности, схема потоков отходов от мест образования отходов до мест размещения представлена на рисунке 7.1.

Согласно пункту 7.6 Конкурсной документации сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено Территориальной схемой, приведены в приложении № 3 к Конкурсной документации, ссылающемся на раздел 5
книги 1 Территориальной схемы.

Комиссией ФАС России установлено, что сведения о расположении, технических характеристиках объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов представлены в разделе 5 книги 1 Территориальной схемы, в частности в таблицах 5.1 – 5.4.

Согласно пункту 7.3 Конкурсной документации сведения о количестве (показателях объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе муниципальных образований Смоленской области приведены в разделе 2
книги 1 Территориальной схемы.

Комиссией ФАС России установлено, что сведения о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов представлены в разделе 2 книги 1 Территориальной схемы, в частности в таблицах 2.3, 2.4, 2.7, а также в пункте 7.2 книги 1 Территориальной схемы, в частности в таблицах 7.2 – 7.5.

Кроме того, в пункте 5.4 Территориальной схемы представлены данные о ежегодном количестве отходов, принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на территории Смоленской области.

На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

При этом Комиссия ФАС России обращает внимание, что согласно
статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема обращения с отходами).

Согласно части 4 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Таким образом, соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации не может быть рассмотрено в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Согласно Жалобе, по мнению Заявителя, Организатором торгов в нарушение требований Правил критерий мощности был разбит на подкритерии с указанием различных величин значимости подкритериев.

По мнению Заявителя, Правилами не предусматривается дифференциация критерия мощности в зависимости от осуществляемого вида деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также не допускается возможность предоставления преимущества при оценке критерия мощности в зависимости от осуществляемого вида деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в частности преимущества деятельности по захоронению отходов.

Кроме того, в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя указал, что при установлении дифференцированного порядка оценки критерия мощности Организатором торгов в подкритериях
не была предусмотрена возможность представления претендентами на участие в Конкурсе государственного контракта по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов (письмо Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии
от 11.04.2018 № 1289-06) установление в Конкурсной документации величин значимости подкритериев направлено на минимизацию расходов регионального оператора, так как тариф на захоронение отходов является одним из самых высоких.

Комиссией ФАС России в ходе изучения Конкурсной документации установлено, что в соответствии с пунктом 8.3 Конкурсной документации (таблица 1) критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов от годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем
на 10 лет, разбит на подкритерии.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительный критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет.

Согласно подпункту «к» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок. При этом положениями Правил требований к установлению величин значимости критериев конкурсного отбора Правилами не установлено.

Комиссия ФАС России отмечает, что на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Заявителя, а также лиц, подавших заявки на участие в Конкурсе, указанными действиями Организатора торгов.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы не находит своего подтверждения в данной части.

Вместе с тем формулировка критерия мощности, предусмотренная Правилами, предполагает возможность подтверждения претендентом на участие в конкурсном отборе соответствия критерию мощности как посредством представления сведений о наличии у него соответствующих объектов и оборудования, позволяющих осуществлять деятельность по обращению с отходами в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, так и посредством представления сведений о наличии у него действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет.

Таким образом, при невключении в состав подкритериев критерия мощности возможности подтверждения претендентами на участие в конкурсе соответствия критерию мощности посредством представления действующего государственного контракта на обращение с твердыми коммунальными отходами Организатором торгов был нарушен подпункт «а» пункта 22 Правил.

На основании изложенного довод Заявителя в данной части является обоснованным.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России Организатором торгов было представлено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, заключенное 06.04.2018 с единственным участником Конкурса.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «Смоленские вторичные ресурсы», направленную письмами Смоленского УФАС России от 03.04.2018 № 849/03,
от 12.04.2018 № 979/03, на действия организатора торгов – Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (извещение
№ 270218/0649673/01) частично обоснованной.

 

2.  Предписание не выдавать.

 

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны