Решение б/н Решение по делу 1-00-346/00-02-13 от 29 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-00-346/00-02-13

 

31 января 2014 г.                                                                                              г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2014 г.              

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2014 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-00-346/00-02-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Сургутнефтегаз» (место нахождение: 628415, Российская Федерация, Тюменская область, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, д. 1, корп. 1) (далее - ОАО «Сургутнефтегаз») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически необоснованном отказе от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами,

УСТАНОВИЛА:

Дело № К08/13311 было возбуждено на основании жалобы ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> », поступившей в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.08.2012 №11556, указывающей на признаки необоснованного уклонения ОАО «Сургутнефтегаз» от заключения прямого договора на поставку нефтепродуктов с ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> ».

15 ноября 2012 года, Санкт-Петербургским УФАС России было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 13773, в отношении ОАО «Сургутнефтегаз», данное предупреждение не было исполнено.

Приказом от 18.04.2013 №113-ОВ Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу возбудило дело № К08/13311 о нарушении антимонопольного законодательства в отношение ОАО «Сургутнефтегаз» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в необоснованном отказе от заключения договоров поставки нефтепродуктов с хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО «Сургутнефтегаз», осуществляющими деятельность на рынке розничной торговли автомобильными бензинами и дизельными топливом в географических границах города Санкт-Петербурга.

Определением от 30 сентября 2013 года № 08/13311 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отложила рассмотрение дела № К08-46/13 о нарушении антимонопольного законодательства и на основании Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007   № 244, передала возбужденное в отношении ОАО «Сургутнефтегаз» дело        № К08-46/13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в ФАС России. Приказом ФАС России от 16 декабря 2013 года № 839/13 дело принято к рассмотрению,  создана Комиссия ФАС России по рассмотрению данного дела (далее – Комиссия) и присвоен № 1-00-346/00-02-13.

2. Комиссия, проанализировав аналитический отчет, составленный Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли автомобильным и дизельным топливом в городе Санкт-Петербурге, установила.

При проведении анализа в качестве исходной информации использованы:

- сведения о предприятиях, осуществляющих оптовую реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива в городе Санкт-Петербург;

- данные, полученные от организаций, осуществляющих розничную реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Санкт-Петербурга;

- данные ранее проведенных Санкт-Петербургским УФАС России исследований состояния конкуренции на рынке оптовой торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом.

Временной интервал проведения анализа определен как 2011 год, а также период январь-май 2012 года, в связи с необходимостью изучения как сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, так и изменений, произошедших в связи с начавшимся проведением улучшения качества производимых нефтепродуктов (переход на автомобильные бензины и дизельное топливо, соответствующее стандартам качества Евро-3, 4, 5), а также необходимостью учета таких характеристик рынка как динамика изменения долей участников рынка в связи с переходом на новые стандарты качества.

В соответствии с пунктом 6.4 Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28 апреля 2010г. № 220 (далее — Порядок), доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

В результате проведенного анализа установлено, что совокупная доля групп лиц ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в 2011 году и январе — мае 2012 года в общем объеме оптовой торговли автомобильным и дизельным топливом в городе Санкт-Петербург составила более 80%.

Таким образом, суммарные доли четырех групп лиц на указанных рынках превышают 70 процентов.

Доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8 процентов, и при этом превышает доли иных хозяйствующих субъектов на оптовых рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации.

В течение второго полугодия 2011 года и январе — мае 2012 года относительные размеры долей указанных хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям, доступ новых хозяйствующих субъектов на оптовые рынки автомобильного бензина и дизельного топлива в городе Санкт-Петербурга затруднен.

Реализуемый на указанном рынке товар - автомобильный бензин и дизельное топливо не может быть заменен другими товарами при потреблении.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которым выполняются условия части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Применительно к группам лиц ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» на оптовых рынках автомобильного бензина и дизельного топлива в городе Санкт-Петербург выполняются в совокупности условия части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, группа лиц ОАО «Сургутнефтегаз», также как группы лиц ОАО «Газпром нефть», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», занимает доминирующее положение на оптовом рынке автомобильного бензина и дизельного топлива в городе Санкт-Петербург.

ОАО «Сургутнефтегаз» в письме от 27 декабря 2012 года № 01-63-16-5039 заявляет, что результаты анализа состояния конкурентной среды на рынке автомобильного бензина и дизельного топлива  проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу не соответствует действительности, так как ООО «КИРИШИАВТОСЕРВИС», входящее в группу лиц ОАО «Сургутнефтегаз» и осуществляющее реализацию автомобильного топлива на рынке г. Санкт-Петербурга, не состоит в Реестре субъектов, имеющих долю на рынке оптовой торговли автомобильным бензином и дизельным топливом более чем 35%.

ООО «КИНЕФ», также относящееся к группе лиц ОАО «Сургутнефтегаз», состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке оптовой торговли автомобильным бензином и дизельным топливом более чем 35%, географическими границами рынка являются г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Указанный рынок имеет другие параметры (состав продавцов и покупателей, объем и размер долей хозяйствующих субъектов, уровень концентрации и т. п.).

Вместе с тем, указанные доводы, по мнению Комиссии, не имеют значения для принятия решения по рассматриваемому делу.

3. На основе имеющихся в деле материалов Комиссией установлено.

ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » письмом от 23.05.2012 года № (02)1.03-222 ФТ направила жалобу Санкт-Петербургскому УФАС России относительно невозможности заключения прямых договоров поставки нефтепродуктов и просит обязать дочерние структуры ВИНК, в том числе, ОАО «Сургутнефтегаз», занимающихся реализацией нефтепродуктов на рынке Санкт-Петербурга, заключить договоры поставки с гарантированными, ежемесячными объемами нефтепродуктов и по ценовой формуле, определенной самим ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> ».

Необходимо отметить, что в материалах дела № 1-00-346/00-02-13 присутствуют копии ранее заключенных договоров между ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> », а именно:

– договор на поставку нефтепродуктов от 19.06.2008 № 1085 (срок действия с 01.07.2008 по 30.09.2008 гг.);

– договор на поставку нефтепродуктов от 23.04.2009 №450 (срок действия с 01.05.2009 по 31.12.2009 гг.);

– договор на поставку нефтепродуктов от 29.04.2009 №85 (срок действия с 01.02.2009 по 30.04.2009 гг.);

– договор на поставку нефтепродуктов от 26.11.2009 №1385 (срок действия с 01.01.2010 по 31.12.2010 гг.);

– договор на поставку нефтепродуктов от 06.12.2010 №1466 (срок действия с 01.01.2011 по 30.06.2011 гг.);

Таким образом, можно говорить о длительном сотрудничестве между вышеуказанными компаниями, что также подтверждается письмом ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » от 10.02.2012 г. № (02) 103-071 ФТ.

Вместе с тем, за период сотрудничества, по мнению ОАО «Сургутнефтегаз», приведенному в письме от 23 декабря 2013 года №01-63-16-5096, ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » является неблагонадежным партнером, систематически нарушающим условия договора, в том числе, не обеспечивающим своевременную оплату и выборку согласованных к поставке объемов в установленные сроки. О сомнительной репутации холдинга ООО «Фаэтон - топливная сеть номер <...> », по мнению ОАО «Сургутнефтегаз», свидетельствует и тот факт, что на различных стадиях банкротства находятся многие компании холдинга. В мае 2013 года в СМИ сообщалось о возбуждении уголовного дела о мошенничестве (фиктивные сделки) в отношении руководителей одной из компаний холдинга.

ОАО «Сургутнефтегаз» также обращает внимание, что в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями в отношении ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » 99% уставного капитала принадлежит компании Top Fuel Corporation Limited (Китай). Регистрация участника ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » в иностранной юрисдикции делает практически невозможной проверку деловой репутации собственника компании.

Согласно информации, предоставленной ОАО «Сургутнефтегаз», в средствах массовой информации содержатся данные, согласно которым холдинг активно получал кредитные ресурсы, аккумулировав, таким образом, около 5 млрд. рублей. В числе кредиторов оказались практически все работающие в Санкт-Петербурге банки и кредитно-финансовые учреждения. Начиная с 2009 года, отдельные компании холдинга отказались выполнять кредитные обязательства, а ряд компаний холдинга обратились в суд с заявлением о банкротстве.

Одним из ключевых стандартных условий внебиржевых поставок нефтепродуктов ОАО «Сургутнефтегаз» является 100% предоплата за товар. Однако, вышеуказанные сведения в отношении ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » дают основания полагать, что обязательства по договорам со стороны указанного контрагента могут несвоевременно исполняться или не исполняться вообще. В этой связи, ОАО «Сургутнефтегаз», являясь коммерческой организацией, в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли, по мнению Комиссии, правомерно определило риски сотрудничества с лицами, отвечающими признакам неблагонадежности и/или выполнение договорных обязательств которыми находится под вопросом, в том числе в силу возможных претензий со стороны ФНС России.

Вместе с тем, несмотря на систематическое невыполнение договорных обязательств со стороны ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » по ранее действующим договорам, ОАО «Сургутнефтегаз» направило в адрес ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » счет на предварительную оплату автомобильного бензина к поставке в декабре 2012 года (письмо ОАО «Сургутнефтегаз» от 06.12.2012 г. № 01-63-16-4563). ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » не оплатило указанный счет в согласованные сторонами сроки, объяснив это обстоятельство отсутствием потребности в автомобильном бензине в данный момент, в связи с приобретением необходимых объемов автомобильного бензина у других поставщиков.

Аналогичная ситуация произошла и с заявленными ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » объемами автомобильного бензина к поставке в январе 2013 года. По выставленному ОАО «Сургутнефтегаз» (письмо от 18.12.2012 № 01-63-16-4784) ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » счету на предварительную оплату автомобильного бензина денежные средства на расчетный счет ОАО «Сургутнефтегаз» также не поступили.

Исследовав нормативные правовые акты, регулирующие договорные отношения в сфере поставок нефтепродуктов, рассмотрев представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, запросив необходимые материалы и информацию, Комиссия также установила:

Поставка нефтепродуктов по договору № 85 между ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » производилась в соответствии с условиями договора до 30 апреля 2009 года. На регулярной основе по этому договору ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » покупало у ОАО «Сургутнефтегаз» 11000 тонн нефтепродуктов ежемесячно. Далее ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » предложило перезаключить договор сроком на 1 год, по 30 апреля 2010г. включительно с изменениями количества гарантированных объемов.

Письмом от 06.12.2012 г. №01-63-164563 ОАО «Сургутнефтегаз» направило счет на поставку в декабре 2012 года 4,0 тыс. тонн автомобильного бензина марки А-92 и 1,5 тыс. тонн автомобильного бензина марки А-95. Оплата в соответствии с данным письмом должна была быть произведена в срок до 10.12.2012 г. Со стороны ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> » оплаты в данные сроки не последовало. Несмотря на неисполнение указанных условий, ОАО «Сургутнефтегаз» со своей стороны в письме от 18.12.2012 г. №01-63-16-4784 согласовывает поставку в январе 2013 года запрашиваемых 4,0 тыс. тонн автомобильного бензина марки А-92 и 2,0 тыс. тонн автомобильного бензина марки А-95 и направляет счет на оплату указанных объемов, оговаривая, что коммерческое предложение действует при условии поступления денежных средств в срок до 24.12.2012, данный счет также не был оплачен.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных округов исполнительной власти или судебными актами.

В ходе рассмотрения дела по существу представитель ОАО «Сургутнефтегаз» сообщил, что ОАО «Сургутнефтегаз» имело достаточно большой период работы в области сотрудничества с компаниями холдинга «Фаэтон» (с 2004 года) и, в частности, с ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » ( с 2009 года).

За период сотрудничества у ОАО «Сургутнефтегаз» сформировалось мнение о ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » как о партнере, не обеспечивающем своевременную оплату и выборку согласованных к поставке объемов в установленные сроки.

Касательно возможности заключения прямого договора с ООО «Фаэтон-топливная сеть номер <...> » ОАО «Сургутнефтегаз» в письме от 27 декабря 2012 года №01-63-16-5039 указывает, что с марта по ноябрь 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям» ОАО «Сургутнефтегаз» производило поставки автобензина и дизельного топлива сельхозтоваропроизводителям в объемах, в 5 раз превышающих объемы 2011 года. Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также плановый ремонт установки первичной переработки нефти АВТ-6 в ООО «КИНЕФ» с сентября 2012 года, и, как следствие, ограниченность выработки объемов нефтепродуктов, ОАО «Сургутнефтегаз» не имело возможности заключить прямой договор с ООО «Фаэтон – топливная сеть номер <...> » и предложило закупать необходимые объемы нефтепродуктов на биржевых площадках.

Так же ОАО «Сургутнефтегаз» ссылается на необходимость выполнения поручений Правительства Российской Федерации по обеспечению продажи гарантированных объемов нефтепродуктов через биржевые площадки. Поставки нефтепродуктов всем независимым операторам топливного рынка, включая сбытовые общества ОАО «Сургутнефтегаз» начиная с мая 2011 года, осуществлялась через ЗАО «СПбМТСБ» и ОАО «ММТБ».

В связи с вышеизложенным, и принимая во внимание коммерческий характер деятельности ОАО «Сургутнефтегаз», Комиссия ФАС России по делу №1-00-346/00-02-13 установила, что действия ОАО «Сургутнефтегаз» не содержат признаков нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Отказ от заключения договора является допустимым пределом осуществления гражданских прав для предотвращения наступления неблагоприятных последствий в сфере предпринимательской деятельности, то есть такой отказ может быть признан экономически обоснованным.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Производство по делу № 1-00-346/00-02-13, возбужденному в отношении ОАО «Сургутнефтегаз» по признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции выразившегося в экономически не обоснованном отказе от заключения договора с ООО «Фаэтон — топливная сеть номер <...> », прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны