Апелляционная жалоба б/н Решение по жалобе АО "Диакон" на решение Ростовского УФАС Ро... от 12 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2017 г.

 

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2017 г.

 

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее Коллегия ФАС России) в составе: (...), рассмотрев на заседании Коллегии ФАС России жалобу АО «Диакон» на решение Ростовского УФАС России от 25.08.2017 по делу № 2229/05 (далее – Решение, дело № 2229/05), в присутствии представителя заявителя АО «Диакон»(...) (по доверенности), представителей Ростовского УФАС России посредством видео-конференц-связи (...).,

 

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 11.12.2017 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 2229/05 послужило обращение ООО «Интермедфарм-Юг» о неправомерных действиях Заказчика – МБУЗ «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области (далее – Заказчик) и АО «Диакон» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0358300077216000087 на поставку изделий медицинского назначения для КДЛ для нужд Заказчика.

Дело № 2229/05 возбуждено по итогам рассмотрения обращения ООО «Интермедфарм-Юг» о неправомерных действиях Заказчика – МБУЗ «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области (далее – Заказчик) и АО «Диакон» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0358300077216000087 на поставку изделий медицинского назначения для КДЛ для нужд Заказчика.

Из обращения ООО «Интермедфарм-Юг» следует, что Заказчик, закупая изделия медицинского назначения для клинико-диагностической лаборатории (далее – КДЛ), включил в спецификацию следующие изделия:

- Креатинкиназа-МВ ФС (СК-МВ FS) 125 мл.

- дополнительный реагент для Креатинкиназы – МВ (СК-МВ DS) 3*3мл,

Исходя из установленных Заказчиком требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, указанные реагенты не имеют взаимозаменяемых товаров (эквивалентов) и изготавливаются только производителем «ДиаСис Диагностик Системз ГМБХ» Германия (рег. удостоверение: № ФСЗ 2008/02195 от 07.06.2016 и № ФСЗ 2010/07507 от 23.05.2016).

На территории Российской Федерации данный товар реализует АО «Диакон».

Заказчик – МБУЗ «ЦРБ» Орловского района на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.07.2016г. опубликовал извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0358300077216000087 на поставку изделий медицинского назначения для клинико-диагностической лаборатории Заказчика.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 327 901,44 рублей.

Раздел 2 аукционной документации содержит техническое задание, согласно которому Заказчику к поставке требуются 32 наименования изделий медицинского назначения с установленными Заказчиком требованиями к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, в том числе позиции 31 и 32 по одному набору.

Креатинкиназа (КФК) – это фермент, в основном состоящий из изоферментов мышц (СК-М) и мозга (СК-В). В сыворотке КФК существует в форме димеров КФК-ММ, КФК-МБ, КФК-ББ и макроферментов. Измерение КФК-МБ достаточно специфический тест для определения повреждения сердечной мышцы и используется для диагностики и мониторинга инфарктов миакарда.

Дополнительный реагент соответственно усиливает точность анализа.

На территории Российской Федерации регистрационные удостоверения на  медицинские изделия: реагенты диагностические для биохимических исследований in vitro крови и мочи: - Креатинкиназа-МВ ФС (СК-МВ FS) 125 мл. с характеристиками 2-2000 Е/л (соответствующими требованиям Заказчика) имеют два хозяйствующих субъекта:

- АО «Диакон» (производитель: «ДиаСис Диагностик Системз ГмбХ» Германия. Место производства – Германия). Р/у от 07.06.2016г. № ФСЗ 2008/02195 (приложение – лист 1 – позиции 30 и 31);

- «ДИАЛАБ ГмбХ» Австрия (производитель: «ДИАЛАБ ГмбХ» Австрия. Место производства – Австрия. Р/у от 31.12.2009г. № ФСЗ 2009/05840).

На территории Российской Федерации регистрационные удостоверения на медицинские изделия: реагенты диагностические для биохимических исследований in vitro крови и мочи: дополнительный реагент для Креатинкиназы – МВ (СК-МВ DS) имеет один хозяйствующий субъект: АО «Диакон» (производитель: «ДиаСис Диагностик Системз ГмбХ» Германия. Место производства - Германия). Р/у от 23.05.2016г. № ФСЗ 2010/07507 (приложение – лист 1 – позиция 5).

Соответственно поставить Креатинкиназа-МВ ФС (СК-МВ FS) 125 мл. с характеристиками 2-2000 Е/л и дополнительный реагент для Креатинкиназы – МВ (СК-МВ DS) в совокупности имеет возможность только АО «Диакон».

Таким образом, Заказчик, включив в перечень закупаемых реагентов изделие медицинского назначения - дополнительный реагент для Креатинкиназы – МВ (СК-МВ DS) ограничил конкуренцию и создал АО «Диакон» преимущественные условия участия в торгах.

В свою очередь, АО «Диакон» осуществляет реализацию товаров через дилерскую сеть.

На территории Ростовской области дилерская сеть АО «Диакон» состоит из ООО «Пересвет», ООО «АстроМед», ООО «Дельрус Дон», ООО «Леко» и ООО «Фармком» (дилерские договоры заключены в конце 2014г.).

ООО «Фармаком» прекратило деятельность 16.03.2016г.

26.02.2016г. АО «Диакон» заключило дилерский договор с ООО «Еврофарм».

Единственным учредителем и директором ООО «Еврофарм» является Тугарин И.П.

Так же, Тугарин И.П. является единственным учредителем и директором ООО «Медрос» и до 28.04.2017г. являлся единственным учредителем и директором ООО «ФАРМДОН».

Пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков - юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Таким образом, ООО «Медрос» и ООО «Еврофарм» являются участниками одной группы лиц. Так же в указанную группу лиц до 28.04.2017г. входило и ООО «ФАРМДОН».

Следует отметить, что при направлении ООО «Интермедфарм-Юг» перечня дилеров на территории Ростовской области, АО «Диакон» не указало ООО «Еврофарм».

20.07.2016 г. Заказчик принял решение об отмене определения поставщика путем проведения открытого аукциона в электронной форме № 0358300077216000087 на поставку изделий медицинского назначения для клинико-диагностической лаборатории Заказчика.

В ходе заседания комиссии представители Заказчика пояснили, что причиной для отмены определения поставщика послужила жалоба ООО «Интермедфарм-Юг», поступившая в Ростовское УФАС России в рамках Федерального Закона от  05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с информацией, представленной электронной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ», на которой проводился данный аукцион, заявки на участие подали две организации: ООО «Группа «СКМК» и ООО «Медрос».

ООО «Группа «СКМК» (учредитель и директор Вольф В.В.) и ООО «Медрос» (учредитель и директор Тугарин И.П.) не связаны между собой по основаниям статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции», расположены в разных местах, однако заявки подавали с одного IP-адреса.  

Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что ранее, Заказчиком проводились торги на поставку реагентов для КДЛ, в том числе – Креатинкиназа.

- Открытый аукцион в электронной форме № 0358300077216000046 на право заключения договора на  поставку реактивов и расходного материала для КДЛ для нужд Заказчика (извещение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.04.2016г.).

Контракт заключен с ООО «Медрос» с ценой 369 843,29 рублей (снижение составило 1%).

В соответствии с информацией, представленной электронной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ», на которой проводился данный аукцион, заявки на участие подали ООО «Фармком» и ООО «Донфарм».

ООО «Фармком» (учредитель и директор Вольф В.В.) и ООО «Донфарм» (учредитель и директор Тугарин И.П.) не связаны между собой по основаниям статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции», расположены в разных местах, однако заявки подавали с одного IP-адреса. 

Кроме того, согласно выписок из ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС) деятельность ООО «Фармком» и ООО «Донфарм» прекращена.

- Открытый аукцион в электронной форме № 0358300077217000001 на право заключения договора на  поставку изделий и реактивов для лаборатории для нужд Заказчика (извещение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.01.2017г.).

Контракт заключен с ООО «Еврофарм» с ценой 1 017 819,00 рублей (снижение составило 1%).

В соответствии с информацией, представленной электронной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ», на которой проводился данный аукцион, заявки на участие подали ООО «СКМК» и ООО «Еврофарм».

ООО «Группа «СКМК» (учредитель и директор Вольф В.В.) и ООО «Еврофарм» (учредитель и директор Тугарин И.П.) не связаны между собой по основаниям статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции», расположены в разных местах, однако заявки подавали с одного IP-адреса. 

Так же Комиссией установлено, что в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком направлялись запросы коммерческих предложений хозяйствующим субъектам.

При формировании НМЦК Заказчиком использовались ценовые (коммерческие предложения) трех организаций, в том числе:

- по аукциону № 0358300077216000046 – ООО «Медрос», ООО «Еврофарм» и ООО «Фармдон» - все участники одной группы лиц;

- по аукциону № 0358300077217000001 – ООО «Медрос» и ООО «Фармдон» два из трех – группа лиц,

- по аукциону № 0358300077216000087 – ООО «Медрос».

То есть, участники группы лиц в составе ООО «Медрос», ООО «Еврофарм» и ООО «Фармдон» не только становятся победителями по итогам вышеуказанных аукционов, но и оказывают влияние на формирование НМЦК по данным аукционам.

Дилерский договор от 26.02.2016г. № 275/16, заключенный между ООО «Еврофарм» и АО «Диакон» предусматривает, что:

Пункт 1.1. Продавец поставляет Дилеру медицинские изделия: наборы реагентов для клинических биохимических иммунологических исследований, микробиологические тест-системы, диагностические системы, питательные среды, лабораторные принадлежности, химреактивы, лабораторную посуду, расходные материалы, приборы, а так же другую продукцию.

Пункт 2.1.1. Дилер распространяет товар Продавца только на территории Ростовской области.

Пункт 2.1.5. В случае участия Дилера в конкурсах, котировках, аукционах на право заключения государственного или муниципального контракта, Дилер обязуется согласовать с Продавцом порядок и условия участия путем направления заявки по форме, предусмотренной в Приложении № 2 к данному договору.

Согласно пояснениям АО «Диакон» (вх. № 11130 от 25.07.2017г.), именно ООО «Еврофарм» обращалось с заявками на поставку товара для вышеуказанных трех аукционах.

Из пояснений Заказчика следует, что анализ КФК и КФК-МВ проводится сотрудниками КДЛ на полуавтоматическом биохимическом анализаторе BS-3000P – производитель SINNOWA Medical Science & Technology Co., LTD Дистрибьютор в России – АО «Диакон».

К указанному анализатору у Заказчика имеется адаптация наборов Диакон/Диасис, которая включает значение факторов, стандартов. Без указанных адаптаций сотрудники КДЛ Заказчика не имеют возможности настроить программы анализаторов без привлечения сторонних организаций и дополнительных затрат.

Адаптаций других фирм-производителей (не Диакон/Диасис) Заказчик не имеет и для настройки анализатора ему необходимо воспользоваться услугами сторонних организаций при изменении производителя реагентов.

Дополнительный реагент для Креатинкиназы – МВ (СК-МВ DS) закупался Заказчиком впервые в целях расширения перечня оказываемых услуг.

Однако, Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что оборудование, для которого закупались реагенты, (в том числе Креатинкиназа-МВ ФС.) используется Заказчиком в своих лабораториях, которые в соответствии с требованиями действующего российского законодательства проходят обязательную аккредитацию, по результатам которого получают соответствующие сертификаты.

Так, согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.1993 № 295 «Об утверждении  положения об аккредитации клинико-диагностических лабораторий» одними из обязательных требований для прохождения аккредитации являются:

- наличие достаточного по количеству и квалификации персонала,

- наличие оборудования, средств измерений, в том числе стандартных образцов, аттестационных смесей, вспомогательного оборудования, обеспечивающих надежное выполнение заявленных видов деятельности,

- наличие наборов реактивов, калибровочных и контрольных материалов,

- наличие на каждом рабочем месте инструкций, необходимых для проведения исследований и процедур и т.д.

Таким образом, оказание данных услуг, предполагающие наличие сертификата, а соответственно и прохождение процедуры аккредитации,  свидетельствует о наличии у Заказчика (лаборатории Заказчика) квалифицированного персонала для полноценной работы с соответствующим оборудованием и реагентами, следовательно, доводы Заказчика о том, что переход на реагенты иного производителя (например ООО «Ольвекс диагностикум») требуют дополнительных финансовых затрат и сторонних специалистов не обоснованы.

Так же следует учитывать, что полуавтоматический биохимический анализатор BS-3000P был поставлен Заказчику АО «Диакон» в 2007г. (т/н от 22.06.2007г. № НП7-0072) и соответственно гарантия на него истекла в 2010 г.

Соответственно использование реагентов только поставщика оборудования – АО «Диакон» не является для Заказчика обязательным.

На территории Российской Федерации реализуется реагент для определения Креатинкиназы МБ 13 производителей, в том числе АО «Диакон».

Различие реагента в диапазоне измерения.

Заказчик закупает реагент Креатинкиназа-МВ ФС с диапазоном измерения 2 – 2000Е/л. В то время как на рынке так же имеются аналогичные реагенты других производителей с диапазоном измерения: 10-650 Е/л; до 1000 Е/л; 2-600 Е/л; 3-600 Е/л; 3-1000 Е/л; 7,1-1200 Е/л; 11-2000 Е/л; до 1330-1650 Е/Л; 10-2000 Е/л; 5-1000 Е/л.

Таким образом, последовательность действий отвечающих условиям описанной модели и объективный результат этих действий, описанный выше, по мнению Ростовского УФАС России, свидетельствует о наличии соглашения между заказчиком, производителем, дилером и участниками этих торгов, и приводят к созданию преимущественных условий, в рамках данного дела -  для АО «Диакон».

Исследовав материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях МБУЗ «ЦРБ» Орловского района, АО «Диакон», ООО «Еврофарм» и ООО «Медрос» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, прекратила рассмотрение дела № 2229/05 в отношении ООО «ФАРМДОН» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) ООО «ФАРМДОН».

В связи с отменой Заказчиком – МБУЗ ЦРБ» Орловского района открытого аукциона в электронной форме № 0358300077216000087 на поставку изделий медицинского назначения для КДЛ для нужд Заказчика предписание не выдавалось.

Изучив жалобу АО «Диакон» на Решение, доводы Ростовского УФАС России, материалы дела № 2229/05, Коллегия ФАС России приходит к следующим выводам.

Субъектами правонарушения, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции, являются организаторы торгов и (или) заказчики, а также участники торгов. Вместе с тем, в качестве участников антиконкурентного соглашения Ростовское УФАС России привлекло лиц, не являющихся участниками процедуры торгов.

Как следует из решения Ростовского УФАС России, основанием для отнесения АО «Диакон» к участникам антиконкурентного соглашения являлось «создание указанным хозяйствующим субъектом дилерской сети на территории РФ, а также заключение дилерских договоров, позволяющих дилерам заказывать товары только под конкретную закупку, для конкретного ЛПУ на строго определенной территории». В решении по делу № 2229/05 содержится информация о том, что АО «Диакон» осуществляет реализацию товаров через дилерскую сеть и не участвует непосредственно в торгах.

В связи с вышеизложенным, у Ростовского УФАС России отсутствовали основания для привлечения АО «Диакон» к числу участников соглашения.

В соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3), факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Вместе с тем, в решении Ростовского УФАС России по делу № 2229/05 используются доказательства, не свидетельствующие о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения.

Необходимо отметить, что в ОАЭФ №№ 0358300077216000046, 0358300077217000001 принимали участие не только ООО «Еврофарм» и ООО «Медрос», но и другие хозяйствующие субъекты. В таком случае, снижение НМЦК на 1 % в указанных ОАЭФ может свидетельствовать о наличии картеля между участниками торгов, а не сговоре между участниками торгов и (или) заказчиком.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен для расчета начальной максимальной цены контракта государственные и муниципальные заказчики не обязаны проверять аффилированность юридических лиц, от которых получены коммерческие предложения. В качестве обоснования направления запроса ценовой информации ООО «Еврофарм» и ООО «Медрос» МБУЗ «ЦРБ» Орловского района указала отсутствие претензий к указанным хозяйствующим субъектам по итогам исполнения ранее заключенных контрактов.

В связи с вышеизложенным, Ростовским УФАС России не доказан факт заключения МБУЗ «ЦРБ» Орловского района, АО «Диакон», ООО «Еврофарм» и ООО «Медрос» антиконкуретного соглашения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при участии в ОАЭФ № 0358300077216000087.

Вместе с тем, в действиях МБУЗ «ЦРБ» Орловского района усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении ОЭФ № 0358300077216000087. Установление заказчиком требований необъективного характера, в том числе путем включения в перечень закупаемых товаров продукции, соответствующей товару только одного производителя, при наличии возможности закупки отвечающего потребностям заказчика товаров иных производителей, влечет или может повлечь ограничение количества участников закупки, тем самым приводя к ограничению конкуренции на торгах и привести к созданию участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах.

Таким образом, Коллегия ФАС России пришла к выводу, что решение Ростовского УФАС России от 25.08.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 2229/05 нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

При этом материалы дела № 2229/05 могут свидетельствовать о наличии признаков нарушения части 1, 2, 4 и (или) 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Диакон», ООО «Еврофарм», ООО «Медрос», ООО «Фармдон».

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Прекратить рассмотрение дела № 2229/05 в отношении АО «Диакон», ООО «Еврофарм», ООО «Медрос», ООО «Фармдон» в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

    2. Признать МБУЗ «ЦРБ» Орловского района нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении ОЭФ № 0358300077216000087.

    3. В связи с отменой Заказчиком – МБУЗ ЦРБ Орловского района открытого аукциона в электронной форме № 03583007721600087 на поставку изделий медицинского назначения для КДЛ для нужд Заказчика предписание не выдавать.

     

     

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны