Апелляционная жалоба б/н Решение по жалобе ООО "ГЭСК" на решение Липецкого УФАС Росси... от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «27» декабря 2017

 

Полный текст решения изготовлен «28» декабря 2017

 

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия ФАС России) в составе: (...)

 

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 19.12.2017 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 9 послужило заявление ООО «ГУК «Стахановская» от 07.04.2017 № 253-01-17, по вопросу нарушения ООО «Городская энергосбытовая компания» (далее - ООО «ГЭСК») части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) путем направления уведомления о введении самоограничения режима потребления электроэнергии в отношении мест общего пользования многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Московская, д. 71, г. Липецк, ул. Московская, д. 73, г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23, г. Липецк, пр. 60 СССР, д. 23А (далее - многоквартирные дома).

В ходе рассмотрения материалов предоставленных по запросу в Липецкое УФАС России, было установлено, что в связи с возникновением на 27.03.2017г. задолженности ООО «ГУК «Стахановская» по оплате за электроэнергию перед ООО «ГЭСК» по договору № 18943 от 01.12.2016г. в размере 1 559 861,16 рублей, гарантирующий поставщик направил в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомление о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017 г., о введении 11.04.2017г. частичного ограничения подачи электрической энергии, а в случае невведения самоограничения - полное прекращение подачи электроэнергии.

ООО «ГЭСК» является гарантирующим поставщиком (Приказ Федеральной службы по тарифам № 16-э от 09.02.2007), в соответствии с постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.01.2015 № 4/1 установлено, что зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Городская энергосбытовая компания»: часть территории г. Липецка и Липецкого района (кроме части территории, находящейся в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт»), на которой потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций, за исключением электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» и филиала «Юго - Западный» ОАО «Оборонэнерго») присоединены к электрическим сетям АО «Липецкая городская энергетическая компания», а также на которой АО «Липецкая городская энергетическая компания» выступает в качестве потребителя электрической энергии.

ООО «ГЭСК» письмом № 11166-18-01 от 02.12.2016 г. попросило ООО «ГУК «Стахановская» подписать договор ресурсоснабжения для покупки электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

ООО «ГУК «Стахановская» письмом № 667-01-16 от 13.12.2016 г. попросило ООО «ГЭСК» внести изменения в приложение № 1 к договору по каждому дому.

ООО «ГЭСК» письмом № 972-18-01 от 04.02.2017 г. попросило ООО «ГУК «Стахановская» подписать договоры энергоснабжения на поставку электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.

ООО «ГУК «Стахановская» письмом № 149-01-17 от 07.03.2017 г. направило в ООО «ГЭСК» протокол разногласий к договору.

ООО «ГЭСК» письмом № 3112-18-01 от 31.03.2017 г. направило в ООО «ГУК «Стахановская» дополнительные соглашения к договору в связи с внесением изменений.

ООО «ГЭСК» письмом № 3205-18-01 от 02.04.2017 г. направило в ООО «ГУК «Стахановская» протокол согласования разногласий к договору.

ООО «ГУК «Стахановская» письмом № 262-01-17 от 11.04.2017 г. сообщило ООО «ГЭСК» о том, что в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. № 124, договор энергоснабжения считается заключенным на условиях, предложенных ООО «ГУК «Стахановская».

ООО «ГУК «Стахановская» не заключало (не подписывало) договор № 18943 от 01.12.2016г., указанный в уведомлении о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017г. Доказательств понуждения ООО «ГУК «Стахановская» заключить указанный договор в судебном порядке со стороны ООО «ГЭСК» не представлено.

Липецким УФАС России установлено, что введение ООО «ГУК «Стахановская» ограничения поставки электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов неизбежно приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в указанных домах, являющихся добросовестными потребителями и исправно оплачивающими электроэнергию, это повлечет обоснованные требования жителей к ООО «ГУК «Стахановская» в части ненадлежащего обеспечения жителей услугами по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а именно отсутствие электроэнергии в местах общего пользования приведет к обязанности ООО «ГУК «Стахановская» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в порядке предусмотренном действующим законодательством, возникновение у управляющей организации убытков в виде понесенных расходов на возмещение убытков собственникам помещений в многоквартирных домах, в соответствии с Правилами и заключенными договорами управления, что приведет к ущемлению интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, решением Липецкого УФАС России ООО «Городская энергосбытовая компания» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате совершения действий по направлению в адрес ООО «ГУК «Стахановская» уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017 г., результатом которого могло явиться ущемление интересов ООО «ГУК «Стахановская» в сфере предпринимательской деятельности; предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Городская энергосбытовая компания» не выдать в связи с отзывом уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017г.

Изучив жалобу ООО «ГЭСК» на решение Липецкого УФАС России от 08.09.2017 по делу № 9, материалы дела № 9, Коллегия ФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно уведомлению о введении самоограничения режима потребления электрической энергии от 27.03.2017, направленного в адрес ООО «ГУК «Стахановская» (далее - уведомление), ООО «ГЭСК» сообщала о наличии задолженности за оплату электрической энергии (на 27.03.2017 в размере 1 559 861,16 руб.) и требовании о введении самоограничения режима потребления в местах общего пользования в многоквартирных домах по адресу:

- г. Липецк, ул. Московская, д. 71;

- г. Липецк, ул. Московская, д. 72;

- г. Липецк, ул. 60-летия СССР, д. 23;

- г. Липецк, ул. 60-летия СССР, д. 23а.

 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.

Полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии, вводится инициатором введения ограничения в строгом соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила).

Согласно пункту 2 Правил, ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Пунктом 7 Правил установлено, что потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления.

Таким образом, Правила предусматривают возможность введения ограничения потребления электрической энергии путем самостоятельного ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 3 Правил ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 2 Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

В случае если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики иных потребителей, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, это лицо обязано обеспечить переток электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления.

При этом в уведомлении ООО «ГЭСК» не определено, в отношении каких именно энергопринимающих устройств необходимо ввести самоограничение. Исполнение данного уведомления может привести к прекращению энергоснабжения в отношении имущества общего пользования жителей многоквартирного дома, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключение случаев поименованных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и подпункта «б» пункта 117 Правила предоставления коммунальных услуг (данные исключения не относятся к случаям возникновения задолженности по оплате электрической энергии).

Кроме того, пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Таким образом, действия ООО «ГЭСК» по направлению уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии в местах общего пользования от 27.03.2017 в адрес ООО «ГУК «Стахановская» нарушают положения части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пункта 3 Правил и пунктов 121 и 122 Правил предоставления коммунальных услуг.

Согласно аналитическому отчету, имеющемуся в материалах дела, доля ООО «ГЭСК» на розничном рынке электрической (мощности) в географических границах г. Липецка (в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на которой потребители непосредственно или опосредованно присоединены к электрическим сетям ОАО «ЛГЭК») в 2016 году составила 99,2%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ГЭСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности) с долей более 50 % в географических границах г. Липецк Липецкой области.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, при квалификации действия (бездействия) гарантирующего поставщика необходимо исходить из достаточности его действия в части урегулирования отношений по вопросу оплаты фактически потребленной электрической энергии. Злоупотребление в данном случае может выражаться в необоснованном введении ограничения потребления электрической энергии.

Данные действия могут ухудшить экономическое положение управляющей компании и привести к фактической невозможности осуществления энергоснабжения имущества общего пользования многоквартирного дома, а также привести к риску ненадлежащего энергоснабжения конечных потребителей.

Таким образом, действия гарантирующего поставщика в части введения ограничения потребления электрической энергии в отношении имущества общего пользования многоквартирных домов могут свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, Коллегия ФАС России пришла к выводу, что решение Липецкого УФАС России от 08.09.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 9 не нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «ГЭСК» на решение Липецкого УФАС России от 08.09.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 9 без удовлетворения.

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны