Решение №1-00-139/00-22-13 Решение по делу № 1-00-139/00-22-13 от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ФАС России

по делу № 1-00-139/00-22-13

г. Москва

26 февраля 2014г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия или Комиссия ФАС России),

в присутствии представителей со стороны лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

XXXXXXXXXXXXXXXX - представителя ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (доверенность от 06.07.2011 № 0190/11);

XXXXXXXXXX. - представителя ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (доверенность от 06.07.2011 № 0185/11);

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте проведения заседания представителей ответчиков по делу:

ООО СП «Rubicon Wireless Communication», ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile»;

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте проведения заседания представителей со стороны лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, Государственного комитета связи, информационных и коммуникационных технологий Республики Узбекистан,

рассмотрев дело № 1-00-139/00-22-13 по признакам нарушения ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (100060, Республика Узбекистан, Мирабатский район, г. Ташкент, ул. Тараса Шевченко, д. 34А) и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile» (100100, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Нукусская, д. 22А) (далее — Ответчики) пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2013 № 337/13 было возбуждено дело № 1-00-139/00-22-13 по признакам нарушения ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (торговая марка «Perfectum Mobile») и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile» пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 04.09.2013 (исх. от 09.09.2013 № КА/35410/13) срок рассмотрения дела № 1-00-139/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, продлен до 26.02.2014.

Основанием для возбуждения указанного дела послужило поступившее в ФАС России обращение Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.10.2012 № 17/сч-25347 (вх. от 26.10.2012 № 60333), содержащие материалы предварительного следствия по уголовному делу № 369659, возбужденному 04.12.2012 по факту ограничения сотрудниками хозяйствующих субъектов — конкурентов компании ООО ИП «Уздунробита» (ИНН 200656475; адрес: Республика Узбекистан, ул. Амира Темура, д. 24) доступа российского инвестора ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на рынок оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Республики Узбекистан.

Определением от 04.09.2013 к рассмотрению дела № 1-00-139/00-22-13 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией ФАС России обстоятельствах, были привлечены Генеральная прокуратура Республики Узбекистан (100047, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Академика Я. Гуломова, д. 66), Государственный комитет связи, информационных и коммуникационных технологий Республики Узбекистан (100000, Республика Узбекистан, г. Ташкент, проспект Амира Темура, д. 4) и Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ОГРН 1027700149124; ИНН 7740000076; адрес: 109147, Российская Федерация, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4).

Комиссия ФАС России отмечает, что ООО СП «Rubicon Wireless Communication» и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile» не были представлены копии документов и информация, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, запрашиваемые определением от 27.05.2013 о назначении дела № 1-00-139/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 28.05.2013 № 22/20551/13) и определением от 03.07.2013 об отложении рассмотрения дела № 1-00-139/00-22-13 (исх. от 03.07.2013 № 22/25761/13).

Комиссия ФАС России также отмечает, что Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и Государственным комитетом связи, информационных и коммуникационных технологий Республики Узбекистан не были представлены копии документов и информация, запрашиваемые определением от 04.09.2013 об отложении рассмотрения дела № 1-00-139/00-22-13 (исх. от 09.09.2013 № КА/55409/13), определением от 24.10.2013 об отложении рассмотрения дела № 1-00-139/00-22-13 (исх. от 28.10.2013 № 22/42321/13) и определением от 09.12.2013 об отложении рассмотрения дела № 1-00-139/00-22-13 (исх. от 11.12.2013 № 22/50077/13).

Неоднократные попытки связаться с руководителями Ответчиков и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией ФАС России обстоятельствах, посредством телефонной и почтовой связи не привели к желаемому результату.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» представило в ФАС России информацию о правовом и имущественном положении ИП ООО «Уздунробита», сведения о ведении компанией хозяйственной деятельности и о передаче имущества, принадлежавшего данной компании на территории Республики Узбекистан.

К материалам настоящего дела также приобщены объяснения XXXXXXXXXXXXX (являлся генеральным директором ИП ООО «Уздунробита» в период с 10.01.2002 до 04.06.2012), XXXXXXXXXXXX (являлся генеральным директором ИП ООО «Уздунробита» в период с 24.06.2012 по 29.06.2012) и XXXXXXXXXXX (являлся генеральным директором ИП ООО «Уздунробита» с 29.06.2012 до передачи управления предприятием конкурсному управляющему).

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-00-139/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав полученные документы, информацию, материалы предварительного следствия по уголовному делу № 369659, а также информацию из открытых источников, установила следующее.

Не позднее июня 2012 года между ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (торговая марка «Perfectum Mobile») и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала «Uzmobile» с целью увеличения количества абонентов, пользующихся их услугами, было заключено антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение).

Соглашение было реализовано путем устранения с рынка услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан (далее – Рынок) компании ИП ООО «Уздунробита».

ИП ООО «Уздунробита» оказывала услуги на том же Рынке и являлось конкурентом Ответчиков.

Цель Соглашения не могла бы быть достигнута без административной поддержки со стороны органов государственной власти Республики Узбекистан.

Осуществляя свои полномочия на основании Закона о защите конкуренции и Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России не оценивает действия (бездействие) органов государственной власти иностранных государств, соответственно, Комиссия ФАС России по рассмотрению настоящего дела не оценивает действия (бездействие) органов государственной власти Республики Узбекистан.

Реализация Соглашения завершилась 12.02.2014 путем создания на базе одного из его участников «национального оператора мобильной связи Республики Узбекистан», и передачи ему оборудования, имущества и частотной базы устраненного с Рынка конкурента.

Соглашение привело к сокращению объема услуг, оказываемых на указанном Рынке.

Соглашение оказало влияние на состояние конкуренции на смежных рынках, в том числе, на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Российской Федерации.

Вышеизложенное подтверждается следующими фактами:

В 2004 году ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (Россия) с целью входа на рынок оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан приобрело контрольный пакет долей в иностранном производственном предприятии «Уздунробита» Общество с ограниченной ответственностью (адрес: 100019, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Амира Темура, д. 24; ИНН ИНН 200656475) (далее — ИП ООО «Уздунробита»).

XXXXXXXXXXXXX, работавший в ИП ООО «Уздунробита» с 01.11.1996, а с 10.01.2002 по июнь 2012 года являвшийся генеральным директором данной компании, в своих объяснениях от 12.12.2012 подтверждает данный факт, поясняя, что «в 2004 году ИП ООО «Уздунробита» стала лидером рынка сотовой связи Узбекистана... рост компании шел очень высокими темпами, поэтому при решении вопроса о покупке ОАО «Мобильные ТелеСистемы» сотового оператора выбор пал на ИП ООО «Уздунробита».

В 2007 году ОАО «Мобильные ТелеСистемы» приобрело 100 % долей уставного капитала ИП ООО «Уздунробита».

28.07.2004 Узбекским агентством связи и информатизации было заключено лицензионное соглашение с ИП ООО «Уздунробита» и выдана лицензия серия АА № 0000682 на осуществление деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и оказанию услуг сетей подвижной радиотелефонной (сотовой) связи. Срок действия данной лицензии - с 30.06.2001 по 30.06.2016.

Пунктом 3.4 указанного лицензионного соглашения установлено, что лицензия серии АА № 0000682 распространяется на все структурные подразделения — филиалы ИП ООО «Уздунробита», независимо от времени создания этих филиалов, указанных в приложении А данного лицензионного соглашения (всего 15 филиалов).

Кроме того, Узбекским агентством связи и информатизации были выданы ИП ООО «Уздунробита» следующие лицензии:

от 28.07.2004 лицензия серия АА № 0000683 на осуществление деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и оказанию услуг междугородных сетей телекоммуникаций (срок действия с 08.11.2001 по 08.11.2016);

от 28.07.2004 лицензия серия АА № 0000685 на осуществление деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и оказанию услуг сетей передачи данных (срок действия с 16.04.2003 по 17.04.2013);

от 02.07.2008 лицензия серия АА № 0002524 на осуществление деятельности по оказанию услуг международных сетей телекоммуникаций (срок действия с 02.07.2008 по 02.07.2013);

от 15.01.2009 лицензия серия АА № 0002739 на осуществление деятельности по эксплуатации и оказанию услуг сетей распространения телерадиопередачи (срок действия с 15.01.2009 по 15.01.2014).

Таким образом, к 2012 году ИП ООО «Уздунробита» имело пять лицензий, выданных Узбекским агентством связи и информатизации (16.10.2012 реорганизовано в Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4475).

Комиссией ФАС России установлено, что по состоянию на июнь 2012 года участниками Рынка являлись:

ИП ООО «Уздунробита», 100 % дочерняя компания ОАО «МТС» (Россия), лицензия на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте GSM – 900\1800, UMTS, LTE на всей территории Узбекистана с долей рынка по абонентам 37,4% (9 022 104 абонента), с долей рынка по доходам 45,4% (132,6 млн. долларов США за 2- ой квартал 2012 г.).

ООО «Unitel», 100% дочерняя компания «ВымпелКом Лтд», лицензия на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте GSM – 900\1800, UMTS, LTE на всей территории Узбекистана, с долей рынка по абонентам 29,1% (7 030 996 абонентов), с долей рынка по доходам 29,8 % (87,1 млн. долларов США за 2- ой квартал 2012 г.).

ИП ООО «COSCOM», торговая марка «Ucell», 94% дочерняя компания TeliaSonera AB (Швеция), лицензия на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте GSM – 900\1800, UMTS, LTE на всей территории Узбекистана с долей рынка по абонентам 32,2 % (7 767 000 абонентов), с долей рынка по доходам 23,4 % (68,2 млн. долларов США за 2- ой квартал 2012 г.).

ООО СП «Rubicon Wireless Communication», торговая марка «Perfectum Mobile», лицензия на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте CDMA-2000 на всей территории Узбекистана, с долей рынка по абонентам 1% (230000 абонентов), с долей рынка по доходам 0,9 % (2,5 млн. долларов США за 2- ой квартал 2012 г.).

Специализированный филиал «УзМобайл» АК «Узбектелеком», торговая марка «UzMobile», государственная компания - 100% в собственности Республики Узбекистан, лицензия на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте CDMA-450 на всей территории Узбекистана, с долей рынка по абонентам 0,4 % (94110 абонентов), с долей рынка по доходам 0,5% (1,5 млн. долларов США за 2-ой квартал 2012 г.).

Распределение рынка между операторами подвижной радиотелефонной (сотовой) связи по абонентам по состоянию на июнь 2012 года сложилось следующим образом:

 

Оператор подвижной радиотелефонной (сотовой) связи

Количество абонентов, ед.

Доля рынка по абонентам, %

ИП ООО «Уздунробита»

9 022 104

37,4

ООО «Unitel» («ВымпелКом Лтд»)

7 030 996

29,1

ИП ООО «COSCOM»

Ucell»)

7 767 000

32,2

ООО СП «Rubicon Wireless Communication»

Perfectum Mobile»)

230 000

0,95

ОАО АК «Узбектелеком» (в лице специализированного филиала «UzMobile»)

94 110

0,4

Итого:

24 144 210

100

 

Аналогичные данные содержатся в письме Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции от 26.08.2013 № 01/18-456 (вх. ФАС России от 02.09.2013 № 71912/13): «По итогам первого квартала 2012 г. на рынке услуг сотовой связи Узбекистана доля ИП ООО «Уздунробита» составила 42,6%, ООО «Unitel» - 31,9%, ИП ООО «Coscom» - 22,2%, ООО ИП «Rubicon Wireless Communication» - 2,7%, АО «Узбектелеком» (Uzmobile) – 0,6%».

Таким образом, по состоянию на июнь 2012 года ИП ООО «Уздунробита» являлось лидером Рынка.

В понимании Закона о защите конкуренции компании ИП ООО «Уздунробита», ООО «Unitel», ИП ООО «Coscom», ООО ИП «Rubicon Wireless Communication», ОАО «Узбектелеком» (Uzmobile) являлись конкурентами, так как осуществляли оказание услуг на одном Рынке.

Данный Рынок характеризуется следующими особенностями.

Согласно анализу проведенному ФАС России, данным Госкомстата Республики Узбекистан, а также информации из открытых источников, в среднесрочной перспективе на Рынке прогнозировался среднегодовой темп роста на уровне не менее 7-8 %. Ожидалось также значительное развитие рынка широкополосного доступа в Интернет и цифрового ТВ. Доля прибыли от оказания непосредственно услуг связи в структуре доходов сотовых операторов в ближайшие три года должна была составить примерно 65% - 75%. Предполагалось, что остальная доля прибыли будет складываться из доходов от оказания услуг по передаче данных – телематических услуг (мобильный Интернет, цифровое ТВ и т. д.).

Основным барьером для выхода на рынок услуг сотовой связи Республики Узбекистан являются ограниченные возможности в получении в пользование полос радиочастот и лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, а также ограничение на прямое присоединение к сетям иностранных операторов (соединения производятся исключительно через мощности АК «Узбектелеком»). Следовательно, доля, занимаемая участниками рынка, во многом зависит от ограниченных ресурсов, находящихся в распоряжении уполномоченных государственных органов Республики Узбекистан и АК «Узбектелеком».

Оператор сотовой связи заинтересован в том, чтобы получить как можно больший диапазон частот, так как это дает улучшение качества связи, сокращение помех, возможность одновременного обслуживания большого количества абонентов. Каналы необходимы для предоставления услуг мобильного интернета и распространения сети оператора, увеличения территории обслуживания.

Как следует из документов и информации, имеющихся в материалах дела, к началу 2012 года практически все каналы связи, полосы радиочастот, используемые сотовыми операторами для работы в наиболее популярном на рынке стандарте GSM – 900\1800 были распределены между тремя основными игроками данного рынка: ИП ООО «Уздунробита», «Билайн» («Unitel») и ИП ООО «COSCOM» («Ucell»). Также ими были арендованы у АК «Узбектелеком» каналы связи, используемые для оказания услуг мобильного Интернета.

Следовательно, операторы сотовой связи, занимающие наименьшую долю на рынке услуг сотовой связи Республики Узбекистан (ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (торговая марка «Perfectum Mobile») и «UzMobile» хотя бы для сохранения своих рыночных позиций, а, тем более, для их усиления и расширения своей доли на Рынке, имели необходимость в получении новых лицензий (стандарт GSM – 900\1800), а также в получении в пользование полос радиочастот стандарта GSM – 900\1800 и каналов связи для оказания телематических услуг. Однако, указанные ресурсы уже находились в пользовании у других участников Рынка, и в наибольшем количестве - у ИП ООО «Уздунробита».

В результате анализа поведения участников Рынка до и после устранения с него ИП ООО «Уздунробита», Комиссия ФАС России приходит к выводу, что прекращение деятельности крупнейшего оператора сотовой связи Республики Узбекистан более всего отвечало интересам двух ее конкурентов - ОАО АК «Узбектелеком» в лице своего филиала «Uzmobile» и ООО СП «Rubicon Wireless Communication». Эти компании не имели возможности увеличить свою долю на Рынке иначе как посредством перераспределения производственных мощностей, клиентской базы и используемых для оказания услуг частот и полос радиосвязи, принадлежавших ИП ООО «Уздунробита», в свою пользу.  

Действия по устранению с Рынка ИП ООО «Уздунробита» начали осуществляться Ответчиками и органами власти Республики Узбекистан в июне 2012 года.

11.06.2012 Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан (100047, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Академика Я. Гуломова, д. 66) в отношении должностных лиц ИП ООО «Уздунробита» было возбуждено уголовное дело № 25/12-2450. Генеральный директор и ряд ведущих менеджеров предприятия были заключены под стражу. Позднее в отношении них вступили в силу обвинительные приговоры, по которым, помимо основного наказания в виде штрафов, было наложено дополнительное наказание в виде длительного запрета занимать руководящие посты в каких-либо организациях.

Государственная инспекция связи Республики Узбекистан письмами от 25.06.2013 № 32-08/789 и от 06.07.2012 № 32-08/854 направила в адрес ИП ООО «Уздунробита» предписание о приостановлении эксплуатации волоконно-оптических линий связи и базовых станций, а также их сдаче в установленном порядке в эксплуатацию. Срок исполнения последнего предписания — до 18.07.2012.

При этом, уже 16.07.2013 Экспертная комиссия по вопросам лицензирования Узбекского агентства связи и информатизации, ссылаясь на обращения абонентов сотовой связи, результаты мониторинга, проведенного Государственной инспекцией связи Республики Узбекистан, а также на указанные выше предписания, приняла решение приостановить с 18 часов 00 минут 17.07.2012 действие на территории Республики Узбекистан лицензии серия АА № 0000682 от 28.07.2004, выданной ИП ООО «Уздунробита», на уровне межсетевого соединения с другими операторами, выход на международные сети, телекоммуникации, включая сеть «Интернет».

Во исполнение этого решения, с указанного в решении момента ИП ООО «Уздунробита» прекратило оказание услуг на Рынке, отключив, без какого-либо предупреждения, всех своих абонентов от сети сотовой связи.

27.07.2012 Узбекское агентство связи и информатизации подало исковое заявление в Хозяйственный суд г. Ташкента (исх. № 08-8/2781) с требованием о приостановлении действия лицензии серия АА № 0000682, выданной 28.07.2004 ИП ООО «Уздунробита» на осуществление деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и оказанию услуг сетей подвижной радиотелефонной (сотовой) связи сроком на 3 месяца.

Хозяйственный суд г. Ташкента 30.07.2012 (т.е. через 3 дня после подачи искового заявления) вынес решение по делу № 10-1207/15818 о приостановлении сроком на 3 месяца действия лицензии серия АА № 0000682, выданной 28.07.2004 ИП ООО «Уздунробита».

Кроме того, по письменному ходатайству Узбекского агентства связи и информатизации от 30.07.2012 № 08-8/2715 о принятии мер по обеспечению иска, Хозяйственный суд г. Ташкента определением от 30.07.2012 запретил, на период с даты вынесения судебного решения до вступления его в законную силу, осуществлять деятельность ИП ООО «Уздунробита» по проектированию, строительству, эксплуатации и оказанию услуг сетей подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, в соответствии с лицензией серия АА № 0000682. При этом в данном письменном ходатайстве отсутствуют какие-либо обоснования или доказательства причин затруднения или невозможности исполнения судебного акта в случае непринятия мер по обеспечению иска.

08.08.2012 на заседании Экспертной комиссии по вопросам лицензирования Узбекского агентства связи и информатизации было принято решение (протокол № 16/16-30) о прекращении действия всех пяти выданных ИП ООО «Уздунробита» лицензий.

09.08.2012 Узбекское агентство связи и информатизации письмом № 16-8/2850 подало исковое заявление в Хозяйственный суд г. Ташкента о прекращении действия лицензий, выданных ИП ООО «Уздунробита».

Хозяйственный суд г. Ташкента 13.08.2012 (т. е. через 2 рабочих дня после подачи искового заявления) вынес решение по делу № 10-1204/16879 о прекращении действия всех пяти лицензий, выданных ИП ООО «Уздунробита». Данное решение Хозяйственного суда г. Ташкента постановлением суда апелляционной инстанции Хозяйственного суда г. Ташкента от 27.08.2012 оставлено без изменений.

В течение июня – августа 2012 года более десяти различных государственных органов Узбекистана, используя свои территориальные подразделения (например: Государственный комитет связи, налоговые органы, антимонопольные органы), провели проверки в отношении ИП ООО «Уздунробита».

13.08.2012 по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ИП ООО «Уздунробита» и пятнадцати его филиалов был составлен Сводный акт результатов проверок по вопросу соблюдения налогового законодательства и других законодательных актов. Согласно данному акту основанием для проведения такой проверки являлись Постановление о назначении проверки финансово-хозяйственной деятельности по уголовному делу № 25/12-2450 от 11.06.2012, подписанное заместителем начальника управления по борьбе с экономической преступностью и коррупцией Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан XXXXXXXXXXXXXX а также отдельное поручение от 26.06.2012 № 21/357-12 заместителя Генерального прокурора Республики Узбекистан XXXXXXXXXXXXX. Предприятию были предъявлены штрафные санкции и прочие финансовые претензии на сумму эквивалентную более 600 млн. долларов США.

22.04.2013 решением Хозяйственного суда г. Ташкента по делу № 10-1307/531 ИП ООО «Уздунробита» было признано банкротом. Было открыто ликвидационное производство сроком на шесть месяцев (т.е. до 22.10.2013). Основным кредитором при осуществлении процедуры банкротства являлось государство в лице различных органов власти. Помимо них в реестр кредиторов ИП ООО «Уздунробита» по состоянию на 30.05.2013 вошли, в том числе, ООО СП «Rubicon Wireless Communication» и ОАО АК «Узбектелеком».

После перехода полномочий руководителя ИП ООО «Уздунробита» ликвидационному управляющему все 15 филиалов данной компании обратились в хозяйственные суды с заявлениями о признании их банкротами.

Например, 20.09.2013 в соответствии с определением Хозяйственного суда Ташкентской области по делу № 11-1332/5509 завершена процедура ликвидационного производства в отношении Янгиульского филиала ИП ООО «Уздунробита», 14.10.2013 в соответствии с определением Хозяйственного суда Самаркандской области по делу № 14-1313/5538 завершена процедура ликвидационного производства в отношении Самаркандского филиала ИП ООО «Уздунробита».

При этом, все имущество, принадлежавшее Янгиульскому и Самаркандскому филиалам ИП ООО «Уздунробита», в ходе ликвидационного производства после инвентаризации и оценки, было передано на баланс органов государственной власти на местах.

Согласно сведениям, представленным ОАО «Мобильные ТелеСистемы» письмом от 21.10.2013 (вх. от 21.10.2013 № 89467/13), все имущество ИП ООО «Уздунробита», выставлялось на торги 13.07.2013 и 31.07.2013, которые были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. Торги по имуществу филиалов ИП ООО «Уздунробита», назначенные на эти же даты также были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок, а кредиторы не принимали данное имущество в счет погашения задолженности.

В соответствии с письмом ОАО «МТС» от 03.02.2014 г. (вх. ФАС России № 10481/14 от 03.02.2014), согласно представленного в конце ноября - начале декабря 2013 года в суд отчета ликвидационного управляющего XXXXXXXXXXXXXX, а также прилагаемым к нему документам, по состоянию на 07.12.2013 на баланс органов государственной власти было передано имущество ИП ООО «Уздунробита» (по балансовой стоимости) на сумму 484 491 279 805,79 сум в следующих регионах: г. Ташкент, Бухарская область, Джизакская область, Кашкадарьинская область, Навои, Самаркандская область, Сырдарьинская область, Ташкентская область. Стоимость имущества, передача которого не была завершена на дату составления отчета — 44 827 996 539,29 сум.

Таким образом, по состоянию на декабрь 2013 года на баланс органов государственной власти Республики Узбекистан было передано примерно 9/10 всего имущества ИП ООО «Уздунробита» и его филиалов.

Официально инициаторами большинства вышеописанных действий, направленных на устранение с Рынка ИП ООО «Уздунробита», выступали органы власти, однако, большая часть этих действий не могла бы быть осуществлена без участия в них представителей Ответчиков в качестве «экспертов» и/или технических специалистов.

Например, сотрудники компании ООО СП «Rubicon Wireless Communication» участвовали в вышеперечисленных проверочных мероприятиях в качестве «экспертов».

Для придания им этого официального статуса 13.07.2013 заместителем начальника Управления по борьбе с экономической преступностью и коррупцией Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан XXXXXXXXXXXXX было вынесено постановление о назначении «оценочной экспертизы вне экспертного учреждения». Указанным постановлением проведение данной экспертизы было поручено сотрудникам компании ООО СП «Rubicon Wireless Communication», о чем XXXXXXXXXXX 13.07.2012 письмом № 21/357-12 проинформировал XXXXXXXXXXXXX, являющегося и.о. генерального директора данной компании. Перед экспертами был поставлен ряд вопросов, в том числе, определение объема услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Республики Узбекистан, оказанных ИП ООО «Уздунробита» и его региональными филиалами, и объема начисленных денежных средств.

Активное участие Ответчиков в мероприятиях по устранению с Рынка ИП ООО «Уздунробита» также подтверждается объяснением XXXXXXXXXXXX от 20.10.2012 (генеральный директор ИП ООО «Уздунробита» в период с 24.06.2012 по 29.06.2012), полученным в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, который сообщил: «К этим проверкам были привлечены специалисты из компаний-конкурентов ИП ООО «Уздунробита». В частности мне известно из материалов уголовного дела, что в проверках в качестве специалистов принимали участие генеральный директор и главный юрист «Perfectum mobile» (ООО СП «Rubicon Wireless Communication»). Это небольшой оператор сотовой связи в Узбекистана, работающий в стандарте CDMA. «Узбектелеком» также привлекался к проверкам и следственным действиям. Его специалисты осуществляли технический контроль, работали с документами и оборудованием ИП ООО «Уздунробита». Они тоже принимали участие в следственных действиях в качестве экспертов. Они были привлечены по постановлению Генеральной прокуратуры, с которым я знакомился лично. Система связи в Узбекистане построена таким образом, что любой оператор зависит от «Узбектелекома». Это государственное предприятие, которое владеет всеми каналами связи (остальные операторы арендуют каналы у «Узбектелекома»), через оборудование которого проходит любое междугороднее или международное соединение. Кроме того, у «Узбектелекома» есть дочернее предприятие - «Uz mobile», оператор сотовой связи. Это небольшой оператор, на июнь 2012 г. у него было менее 1-2 % на рынке сотовой связи. ... Количество каналов и частот в Узбекистане ограничено, и увеличить количество частот и каналов у одного оператора можно только за счет другого».

При этом, как следует из объяснений XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, в ходе проведения проверочных мероприятий ИП ООО «Уздунробита» участвующие в их проведении сотрудники прокуратуры Республики Узбекистан, налоговой службы и другие лица всячески препятствовали сокращению технического персонала, инженеров, программистов и других высококвалифицированных специалистов, потребовали продолжения их работы, а также взяв с них подписки о сохранении оборудования в исправном состоянии, обещали, что в дальнейшем они продолжат работу в «Узбектелекоме».

Кроме того, участие одного из Ответчиков - ОАО АК «Узбектелеком» в реализации антиконкурентного Соглашения выразилось в следующем.

Основное имущество ИП ООО «Уздунробита» и ее 15 филиалов составляли различные телекоммуникационные сети, волоконно-оптические линии связи, базовые станции и иное технически сложное оборудование, требующее постоянного высококвалифицированного обслуживания и значительных финансовых затрат на его содержание.

Письмом ОАО «МТС» от 03.02.2014 г. (вх. ФАС России № 10481/14 от 03.02.2014) сообщается: «После принятия имущества ИП ООО «Уздунробита» органами государственной власти на местах были заключены двухсторонние договоры ответственного хранения этого имущества с ОАО АК «Узбектелеком» и его дочерними компаниями. В соответствии с указанными договорами ОАО АК «Узбектелеком» приняло на себя обязательства по обеспечению за свой счет сохранности и работоспособности оборудования… Значительное количество бывших сотрудников ИП ООО «Уздунробита» (преимущественно технические специалисты) были приняты на работу в ОАО АК «Узбектелеком» по договорам гражданско-правового характера».

Таким образом, сохранность и обслуживание имущества, принадлежавшего ИП ООО «Уздунробита», после передачи его на баланс органов государственной власти Республики Узбекистан, то есть фактически после обращения в доход государства, было обеспечено одним из участников Соглашения, компанией со 100 процентной долей государственного участия - ОАО АК «Узбектелеком».

Результатом вышеописанных действий Ответчиков и органов власти Республики Узбекистан явилось устранение с рынка оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан его крупнейшего участника - ИП ООО «Уздунробита».

По состоянию на июнь 2013 года распределение Рынка между операторами подвижной радиотелефонной (сотовой) связи по абонентам сложилось следующим образом:

 

Оператор подвижной радиотелефонной (сотовой) связи

Количество абонентов, чел.

Доля рынка по абонентам, %

ООО «Unitel» («ВымпелКом Лтд»)

10 202 000

53,5

ИП ООО «COSCOM»

Ucell»)

8 178 000

42,8

ООО СП «Rubicon Wireless Communication»

Perfectum Mobile»)

450 000

2,4

ОАО АК «Узбектелеком» (в лице специализированного филиала «UzMobile»)

250 000

1,3

Итого:

19 080 000

100

 

После прекращения деятельности ИП ООО «Уздунробита» по оказанию услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Республики Узбекистан доля абонентов перераспределилась следующим образом:

Оператор подвижной радиотелефонной (сотовой) связи

Количество абонентов на июнь 2012 г., чел.

Доля рынка по абонентам на июнь 2012 г., %

Количество абонентов на июнь 2013 г., чел.

Доля рынка по абонентам на июнь 2013 г., %

Рост числа абонентов период с 01.06.12 по 01.07.13 чел.

Рост числа абонентов период с 01.06.12 по 01.07.13 %

ИП ООО «Уздунробита»

9 022 104

37,4

ООО «Unitel» (ОАО «ВымпелКом)

7 030 996

29,1

10202000

53,5

3171004

+ 45,1

ИП ООО «COSCOM»

Ucell»)

7 767 000

32,2

8 178 000

42,9

411 000

+ 5,3

ООО СП «Rubicon Wireless Communication»

Perfectum Mobile»)

230 000

0,9

450 000

2,3

220 000

+ 95,65

ОАО АК Узбектелеком (в лице специализированного филиала «UzMobile»)

94110

0,4

250 000

1,3

115 890

+ 165,65

Итого:

24144210

100

19080000

100

   

 

Таким образом, после прекращения деятельности ИП ООО «Уздунробита» общее количество абонентов сотовой связи в Республике Узбекистан сократилось на 5 064 210 человек, то есть произошло резкое сокращение объема оказания соответствующих услуг.

Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно вышеприведенным данным, ряд операторов подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Республики Узбекистан значительно увеличили свое присутствие на Рынке. При этом, наибольший рост количества пользователей (абонентов) подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Республики Узбекистан в процентном отношении наблюдался у ОАО АК «Узбектелеком» (в лице специализированного филиала «UzMobile») - более чем на 165 % и ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (торговая марка «Perfectum Mobile») - более чем на 95 % по отношению к аналогичному периоду 2012 года.

В открытом доступе, в сети «Интернет» на сайте www.uztelecom.uz генеральный директор ОАО АК «Узбектелеком» в своем интервью от 26.12.2013, подводя итоги работы за 2013 год сообщил, что «... мы получили в росте заметный подъем абонентской базы в отчетный период. За 2013 год рост составил 195 % по сравнению с 2012 годом по услугам мобильной связи...» (http://uztelecom.uz/ru/press/news/2013/1315/).

В письме Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции от 26.08.2013 № 01/18-456 (вх. ФАС России от 02.09.2013 № 71912/13) также указывается, что по итогам первого квартала 2013 года доля на Рынке ООО ИП «Rubicon Wireless Communication» составила 2,8%, ОАО АК «Узбектелеком» - 1,1 %. То есть доля на Рынке ОАО АК «Узбектелеком» после прекращения деятельности ИП ООО «Уздунробита» увеличилась практически вдвое.

Указанное обстоятельство также является доказательством наличия Соглашения между Ответчиками о вытеснении с Рынка конкурента с целью наращивания своей доли на этом Рынке. 

12.02.2014 года Постановлением Президента Республики Узбекистан № 7 (611) «О мерах по организации деятельности национального оператора мобильной связи» было принято решение «о создании национального оператора мобильной связи на базе филиала «Узмобайл» АК «Узбектелеком» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, www.lex.uz).

Передача имущества, перевод специалистов, а затем и фактическое разрешение на использование оборудования ранее принадлежавшего ИП ООО «Уздунробита» специализированному филиалу АК «Узбектелеком», путем создания на его базе нового национального оператора мобильной связи, являются дополнительным доказательством того, что устранение с Рынка ИП ООО «Уздунробита» преследовало одну цель – увеличить долю, в первую очередь, государственной компании АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile», а также ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (торговая марка «Perfectum Mobile»), на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан.

Помимо имущества и оборудования, ранее принадлежавшего ИП ООО «Уздунробита», национальному оператору мобильной связи Республики Узбекистан передаются частоты и каналы связи, ранее использовавшиеся ИП ООО «Уздунробита».

17.02.2014 это подтвердил представитель Госкомсвязи Республики Узбекистан в интервью РИА Новости заявив, что «новая сеть стандарта GSM в Узбекистане, на которой будет работать национальный оператор сотовой связи, будет создана на базе частотных ресурсов, ранее используемых ИП ООО «Уздунробита»» (http://1prime.ru/Financial market/20140217/778203743.html).

Реализация вышеописанного антиконкурентного Соглашения оказала влияние на состояние конкуренции на смежных рынках, в том числе, на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Российской Федерации.

По информации, предоставленной ОАО «МТС» (вх. ФАС России № 10481/14 от 03.02.2014), общий размер ущерба, причиненный компании от прекращения оказания ООО ИП «Уздунробита» услуг на Рынке, на дату рассмотрения настоящего дела составил не менее 2 млрд. долларов США, что по курсу ЦБ РФ на дату вынесения решения составляет не менее 71 млрд. рублей.

По данным ОАО «МТС», в результате прекращения деятельности ИП ООО «Уздунробита» по оказанию услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на территории Республики Узбекистан международный трафик ОАО «МТС» Россия — Узбекистан в мае 2013 г. снизился на 12,5 %.

При этом, по имеющейся в материалах дела информации, доход компании ООО «Unitel» (100% дочерняя компания ОАО «ВымпелКом») на территории Республики Узбекистан повысился на 55 % в связи с возможностью осуществления звонков по международному трафику «Билайн» Россия — Узбекистан по льготной тарификации.

То есть устранение с Рынка ООО ИП «Уздунробита» привело к значительным финансовым потерям для одного участника рынка услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Российской Федерации — ОАО «МТС» и, одновременно, увеличило объем оказания услуг другим участником рынка подвижной радиотелефонной (сотовой) связи ОАО «ВымпелКом» (сотовый оператор «Билайн»).

В результате полной потери ОАО «МТС» одной из своих крупнейших дочерних компаний, значительно снизилась капитализация материнской компании, что негативно сказалось как на стоимости ее акций, так и на привлекательности компании на рынке размещения своих долговых обязательств.

ОАО «МТС» причинен ущерб в форме упущенной выгоды в связи со сменой локальными абонентами SIM-карт данной компании на SIM-карты иных операторов.

Частью 2 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что положения данного закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицам либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 2 и 5 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения.

В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 названного Закона действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

У антимонопольного органа отсутствует обязанность доказывать и в предмет доказывания по настоящему делу не может входить вопрос об отграничении правонарушения, состоящего в заключении антиконкурентного соглашения, от смежных составов правонарушений, в том числе, от антиконкурентных согласованных действий.

Антиконкурентные соглашения и антиконкурентные согласованные действия - это различные правонарушения. В настоящем деле правонарушение квалифицировано антимонопольным органом как антиконкурентное соглашение.

Таким образом, Комиссия ФАС России установила, что не позднее июня 2012 года между ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (торговая марка «Perfectum Mobile») и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала «Uzmobile» с целью увеличения количества абонентов, пользующихся их услугами, было заключено антиконкурентное соглашение. Соглашение было реализовано путем устранения с Рынка ИП ООО «Уздунробита», которое являлась их конкурентом. Цель Соглашения была достигнута при административной поддержке со стороны органов государственной власти Республики Узбекистан, действия которых Комиссия не оценивает. Реализация Соглашения завершилась 12.02.2014 путем создания на базе ОАО АК «Узбектелеком» «национального оператора мобильной связи Республики Узбекистан» и передачи ему оборудования, имущества и частотной базы, ранее принадлежавших ИП ООО «Уздунробита». Соглашение привело к сокращению объема услуг, оказываемых на указанном Рынке. Соглашение оказало влияние на состояние конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Российской Федерации. Подобные Соглашения запрещены пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В силу части 3 статьи 12 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ), иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 178 УК РФ, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), образует состав настоящего преступления.

В соответствии с Примечанием к статье 178 УК РФ, крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей.

Поскольку в результате реализации Соглашения ОАО «МТС» причинен ущерб, превышающий указанные пределы, Комиссия ФАС России полагает, что в действиях должностных лиц Ответчиков содержатся признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 178 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 3, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (100060, Республика Узбекистан, Мирабатский район, г. Ташкент, ул. Тараса Шевченко, д. 34А) и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile» (100100, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Нукусская, д. 22А) нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое привело к сокращению объема оказания услуг на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан, и оказало влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ООО СП «Rubicon Wireless Communication» (100060, Республика Узбекистан, Мирабатский район, г. Ташкент, ул. Тараса Шевченко, д. 34А) и ОАО АК «Узбектелеком» в лице специализированного филиала - «Uzmobile» (100100, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Нукусская, д. 22А) не выдавать, так как реализация антиконкурентного соглашения завершена.

Копию решения по делу № 1-00-139/-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства направить в Следственный департамент МВД России для приобщения к материалам уголовного дела № 369659, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п. п. «а» и «в» части 2 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судебные акты.

Решение ФАС России не обжаловалось и всупило в законную силу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны