Решение №АЦ/37701/19 без аннотации от 7 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Руководителям организаций

(по списку)


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-11-11/00-22-19

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2019 года

В полном объёме решение изготовлено «07» мая 2019 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 1-11-11/00-22-19 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» (123242, г. Москва, Новинский бульвар, д. 31, помещение 1, 2; ИНН: 7703608910) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» <...> <...> <...> , представителя акционерного общества «РТК» <...> , представителя акционерного общества «Связной Логистика» и общества с ограниченной ответственностью «Сеть Связной» <...> ,

УСТАНОВИЛА:

22.06.2018 в ФАС России поступило заявление <...> (вх. ФАС России от 22.06.2018 № 100247-ЭП/18; далее – заявление)1, в котором сообщалось об установлении реселлерами одинаковой цены на смартфоны товарного знака SamsungGalaxy A3 (2017) SM-A320F Black, официальные продажи которого в Российской Федерации начались в январе 2017 года. Согласно заявлению одинаковые цены были установлены хозяйствующими субъектами, использующими следующие коммерческие обозначения:

– Сеть Связной;

– Билайн;

– Мегафон;

– МТС.

С целью проверки фактов, изложенных в заявлении, ФАС России направлены запросы информации в адрес общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани», а также ряду хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию смартфонов и планшетов Samsung.

Письмом от 04.10.2018 № РП/80019/182 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию смартфонов и планшетов Samsung, следующую информацию: от кого и кому хозяйствующие субъекты реализуют смартфоны и планшеты Samsung, осуществляется ли розничная торговля смартфонами и планшетами Samsung, заключались ли соглашения с обществом с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани», а также информацию о ценах, по которым закупались и реализовывались смартфоны и планшеты Samsung.

Письмом от 13.11.2018 № АЦ/91653/183 ФАС России запросила у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию смартфонов и планшетов Samsung, информацию о ценах на ряд моделей смартфонов Samsung за период с 01.03.2018 по 30.06.2018.

Письмом от 14.01.2019 № АЦ/1057/194 ФАС России запросила у ряда хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию смартфонов и планшетов Samsung, информацию о пролонгировании договоров с обществом с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани», а также объёмы отгрузок.

Письмом от 21.02.2019 № АЦ/3231/195 ФАС России запросила у общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» информацию о правилах начисления бонусов за реализацию смартфонов и планшетов Samsung.

Письмом от 21.02.2019 № АЦ/3232/196 ФАС России запросила у ряда хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию смартфонов и планшетов Samsung, информацию о подневных объёмах отгрузок смартфонов и планшетов Samsung.

На основании приказов от 29.08.2018 № 1227/187 и 21.09.2018
№ 1331/188,
проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани», по результатам которой составлен акт проверки от 25.10.2018 № 1689 (далее – проверка).

В рамках проведения проверки общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» было вручено требование о представлении документов (информации) от 30.08.2018
№ 22/69368/18. В соответствии с указанным требованием проверяемому лицу необходимо было предоставить следующую информацию и документы: штатную расстановку общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» с указанием Ф.И.О. и должностей за период с 01.01.2016 по дату получения настоящего требования; перечень лиц, входящих в одну группу с обществом с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» по состоянию на дату получения настоящего требования; полный перечень серверов, настольных компьютеров и ноутбуков, находящихся на балансе общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани»; реестр договоров (контрактов, соглашений и т. д.) общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани»; действующие соглашения о присоединении к лицензионным (сублицензионным) договорам на использование программного обеспечения; информацию об использовании обществом с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» ценовых алгоритмов.

07.09.2018 ФАС России было вручено обществу с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» требование
№ 22/71697/18 о предоставлении информации, в силу которого проверяемому лицу надлежало предоставить следующую информацию: от кого и на каком основании общество с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» закупает смартфоны
Samsung и информацию о договорах поставки, заключённых с реселлерами смартфонов Samsung.

25.09.2018 ФАС России было вручено обществу с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» требование
№ 22/76815/18 о предоставлении информации, в силу которого проверяемому лицу надлежало предоставить следующую информацию: осуществляет ли общество с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» розничную торговлю смартфонами
Samsung; информацию об официальных реселлерах и дистрибьюторах.

16.10.2018 ФАС России было вручено обществу с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» требование
№ 22/83338/18 о предоставлении информации, в силу которого проверяемому лицо надлежало предоставить информацию о ценовых алгоритмах, используемых компанией.

По результатам анализа полученной в ответ на запросы информации, а также по итогам проведённой в отношении общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» проверки ФАС России установлено наличие признаков координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю смартфонами и планшетами Samsung (далее — смартфоны и планшеты Samsung).

На основании пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 12.02.2019155/1910 возбуждено дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» по признакам нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании статьи 25 Закона о защите конкуренции определениями по делу № 1-11-11/00-22-19 ФАС России были истребованы документы и информация, необходимые для рассмотрения дела, у лиц, участвующих в деле.

Определением ФАС России о назначении дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.02.2019 (исх. от 25.02.2019 № АЦ/13735/1911) к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя <...> , в качестве ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» (123242, г. Москва, бульвар Новинский, д. 31, помещение 1, 2; ИНН 7703608910, далее также – ответчик; ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани») в качестве заинтересованных лиц: публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (127083, г. Москва, ул. 8-го Марта, д. 10, стр. 14; ИНН: 7713076301) (далее — ПАО «ВымпелКом»), акционерное общество «Русская Телефонная Компания» (109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д. 5, стр. 2; ИНН: 7709356049) (далее — АО «РТК»), акционерное общество «Связной Логистика» (115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26, пом. XII, комн. 23; ИНН: 7703567318) (далее — АО «Связной Логистика»), общество с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» (105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, корпус 20, этаж 5, помещение II, комната 3; ИНН: 7715641735) (далее – ООО «Эльдорадо»), общество с ограниченной ответственностью «М.видео Менеджмент» (105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, стр. 20; ИНН: 7707548740) (далее – ООО «МВМ»), непубличное акционерное общество «Юлмарт» (197227, г. Санкт-Петербург, пр-т Сизова, д. 2, литер А; ИНН: 7804402344) (далее – НАО «Юлмарт»), общество с ограниченной ответственностью «Мобайл — Логистик» (680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 19; ИНН: 2720039735) (далее – ООО «Мобайл-Логистик»), акционерное общество «Технопоинт» (690068, Владивосток, Проспект 100-лет Владивостока, дом 155; корпус 3, офис 1; ИНН: 2543063261) (далее – АО «Технопоинт»), общество с ограниченной ответственностью «Сеть Связной» (125284, г. Москва, Беговая ул, д.3, стр.1, этаж 36; ИНН: 7714617793) (далее – ООО «Сеть Связной»), общество с ограниченной ответственностью «Ситилинк» (107497, г. Москва, ул. Амурская, д. 7, стр. 1, пом. II, этаж 1, ком. 21; ИНН: 7718979307) (далее – ООО «Ситилинк»), общество с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» (690068, Приморский край, г. Владивосток, Проспект 100-летия Владивостока, дом 155, корпус 3, офис 5; ИНН: 2540167061) (далее – ООО «ДНС Ритейл»), общество с ограниченной ответственностью «ТЛФ» (656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Партизанская, 44, 28; ИНН: 2225130154) (далее – ООО «ТЛФ»), общество с ограниченной ответственностью «Открытые технологии» (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 2, офис 301; ИНН: 5405255422) (далее – ООО «Открытые технологии»), а также запрошена информация у
ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», АО «Связной Логистика»,
ООО «Эльдорадо», ООО «МВМ», НАО «Юлмарт», ООО «Мобайл-Логистик», АО «Технопоинт», ООО «Сеть Связной», ООО «Ситилинк», ООО «ДНС Ритейл», ООО «ТЛФ», ООО «Открытые технологии» о моделях
смартфонов и планшетов Samsung, которые реализуются (реализовывались) с использованием торговых объектов за период с 01.01.2017 по дату получения настоящего определения.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-11-11/00-22-19 от 14.03.2019 (исх. ФАС России от 14.03.2019 № АЦ/19744/1912) ФАС России запросила у ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», АО «Связной Логистика»,
ООО «Эльдорадо», ООО «МВМ», НАО «Юлмарт», ООО «Мобайл-Логистик», АО «Технопоинт», ООО «Сеть Связной», ООО «Ситилинк», ООО «ДНС Ритейл», ООО «ТЛФ» и ООО «Открытые технологии» информацию о программах для ЭВМ, совокупности таких программ или программно-аппаратных средств, предназначенных в соответствии с заданными параметрами для мониторинга цен на товары, расчёта цен на товары, установления цен на товары и (или) контроля цен на товары,
в том числе Price Monitoring Tool, используемых компаниями, с указанием наименования программы для ЭВМ (совокупности таких программ или программно-аппаратных средств), компании-производителя (разработчика) и его ИНН, а также о функциональных возможностях и целях использования. Также запрошена информация у ООО «Самсунг Электроникс Рус» о договоре (договорах) любой правовой природы (трудовой договор, договор оказания услуг, договор аутстаффинга и т.д.), на основании которого (которых) свои трудовые функции выполняют (выполняли), услуги представляют (представляли) для ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» следующие лица: <...> .

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-11-11/00-22-19 от 08.04.2019 (исх. ФАС России от 11.04.2019 № АЦ/29825/1913) ФАС России запросила у ответчика информацию о прекращении правонарушений на товарных рынках реализации смартфонов и планшетов Samsung.

Документы и информация, поступившие в ФАС России в ответ на определения и запросы, а также истребованные в ходе проведения проверки ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» сведения приобщены к материалам дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела № 1-11-11/00-22-19 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) были проведены анализы состояния конкурентной среды на рынке реализации смартфонов Samsung (моделей: Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530FM DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM)), реализуемых в розницу c использованием торговых объектов, а также на рынке планшетов Samsung (моделей: Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116)). Анализы состояния конкуренции были проведены в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 1-11-11/00-22-19 в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» признаков координации экономической деятельности реселлеров, осуществляющих реализацию ряда моделей смартфонов Samsung, а также реселлеров, реализующих определённые модели планшетов Samsung,
ФАС России проведены анализы состояния конкуренции на следующих товарных рынках:

  • товарный рынок смартфонов Samsung (моделей: Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530FM DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM)), реализуемых в розницу c использованием торговых объектов (далее – краткий отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей смартфонов Samsung);

  • товарный рынок планшетов Samsung (моделей: Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116)), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов (далее – краткий отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей планшетов Samsung).

По результатам анализов состояния конкуренции на вышеуказанных товарных рынках составлены краткие аналитические отчёты, которые приобщены к материалам дела № 1-11-11/00-22-1914.

В настоящем решении используются следующие термины с соответствующими определениями:

смартфон – абонентское устройство мобильной связи, функциональность которого существенно расширена за счёт наличия развитой операционной системы, открытой для установки и использования программного обеспечения (приложений) как от компании, являющейся производителем смартфона, так и от сторонних разработчиков;

планшет – мобильный компьютер, взаимодействие с которым осуществляется через сенсорный экран, без использования физической клавиатуры и мыши, с диагональю экрана от 7 до 12 дюймов, построенный на операционной системе того же класса, что и операционная система для смартфонов;

реселлер – хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу смартфонов Samsung конечным потребителям;

дистрибьютор – хозяйствующий субъект, осуществляющий оптовые продажи смартфонов Samsung;

торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

торговля офлайн – реализация смартфонов и планшетов Samsung с использованием торговых объектов;

торговля онлайн – реализация смартфонов и планшетов Samsung без использования торговых объектов.

Фактические и иные обстоятельства, установленные Комиссией по результатам анализа материалов дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела № 1-11-11/00-22-19 Комиссией ФАС России установлено, что ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» является единственным уполномоченным импортёром продукции (в том числе смартфонов и планшетов) под товарным знаком Samsung на территории Российской Федерации, что подтверждается информацией из Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности15.

Ввезённые ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» на территорию Российской Федерации смартфоны и планшеты Samsung далее реализуются оптом дистрибьюторам и реселлерам.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» также реализует смартфоны и планшеты Samsung в розницу без использования торговых объектов (торговля онлайн) с 07.02.2018 посредством Интернет-магазина (сайт в сети Интернет: http://shop.samsung.com/ru/). Торговлю офлайн ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» не осуществляет16.

Вместе с тем, смартфоны и планшеты Samsung реализуются реселлерами в розницу различными способами: с использованием торговых объектов, без использования торговых объектов (онлайн) или обоими способами торговли одновременно.

В соответствии с пунктом 1 части 33 статьи 41 Закона о защите конкуренции решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства должно содержать в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции.

I. Товарный рынок реализации смартфонов Samsung.

Краткий отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей смартфонов Samsung, составленный ФАС России в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства, охватывает временной интервал с 11.07.2017 по 23.04.2018. Указанный временной интервал отсчитывается с даты совершения ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» первых установленных ФАС России действий, в которых усматриваются признаки осуществления координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Samsung (11.07.2017), до даты совершения ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» таких действий в последний раз (23.04.2018), исходя из данных, имеющихся у ФАС России.

В соответствии с пунктом 10.5, а также c подпунктом «б» пункта 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение продуктовых границ рынка производится исходя из предмета координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом Комиссией ФАС России деле обнаружены признаки координации ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» экономической деятельности реселлеров в отношении следующих моделей смартфонов Samsung: Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530F DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM), которые реализовывались в розницу c использованием торговых объектов, что подтверждается материалами дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства.

Проведённый ФАС России анализ указанной информации показал, что изменения реселлерами розничных цен, вызванные действиями ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», приводили к установлению цен на рассматриваемые модели смартфонов Samsung, которые совпадали с ценами других реселлеров смартфонов Samsung, действующих на рынке.

Исходя из вышеизложенного, в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей смартфонов Samsung продуктовые границы товарного рынка для целей настоящего дела определены как смартфоны Samsung моделей Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530FM DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM), реализуемые в розницу с использованием торговых объектов.

В соответствии с пунктом 10.5, а также c пунктом 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при определении географических границ товарного рынка учитываются, в том числе границы территории, в пределах которой обнаружены признаки координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Samsung.

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке смартфонов Samsung вышеперечисленных моделей, реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, в качестве географических границ данного товарного рынка были приняты границы Российской Федерации (федеральный рынок) по следующим причинам.

Признаки координации ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» экономической деятельности реселлеров смартфонов Samsung обнаружены в пределах территории Российской Федерации.

Помимо этого, для определения географических границ товарного рынка имеют значение следующие обстоятельства.

Во-первых, как было указано выше, ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» является единственным лицом, официально осуществляющим импорт смартфонов Samsung и первичные продажи на территории Российской Федерации.

Во-вторых, реселлеры смартфонов Samsung, хозяйственная деятельность которых, предположительно, координировалась со стороны ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Российской Федерации (ПАО «ВымпелКом», АО «РТК»,
ООО «Сеть Связной», АО «Связной Логистика», ООО «ДНС Ритейл», ООО «Ситилинк» и ООО «Открытые технологии»).

В-третьих, имеющиеся в распоряжении ФАС России копии договоров, заключённых реселлерами c ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» и дистрибьюторами с целью осуществления оптовых закупок, в том числе смартфонов Samsung, не содержат положений, каким-либо образом ограничивающих территорию реализации данных смартфонов потребителям в границах Российской Федерации либо предусматривающих возможность их реализации за пределами Российской Федерации.

С учётом изложенного географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы Российской Федерации (федеральный рынок).

Также в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей смартфонов Samsung установлен факт наличия конкурентных отношений между реселлерами, экономическая деятельность которых, предположительно, координировалась.

На основании информации, свидетельствующей об осуществлении в период с 11.07.2017 по 23.04.2018 розничной торговли моделями смартфонов Samsung Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530FM DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM) с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации, в указанном отчёте сделан вывод о том, что
ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», ООО «Сеть Связной», АО «Связной Логистика», ООО «ДНС Ритейл», ООО «Ситилинк» и ООО «Открытые технологии» являлись конкурентами на указанном рынке.

В то же время, как было отмечено выше, ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» реализовывало в указанный период смартфоны Samsung только путём торговли онлайн (без использования торговых объектов) через Интернет-магазин (сайт в сети Интернет: http://shop.samsung.com/ru/) с 07.02.2018 что, как указывалось ранее, подтверждается письмом ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани»17.

Таким образом, ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» не являлось участником рынка смартфонов Samsung указанных моделей, реализуемых в розницу c использованием торговых объектов, и, соответственно, не конкурировало с реселлерами.

II. Товарный рынок реализации планшетов Samsung.

Краткий отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей планшетов Samsung, составленный ФАС России в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства, охватывает временной интервал с 11.01.2017 по 28.03.2018. Указанный временной интервал отсчитывается с даты совершения ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» первых установленных ФАС России действий, в которых усматриваются признаки осуществления координации экономической деятельности реселлеров планшетов Samsung (11.01.2017), до даты совершения ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» таких действий в последний раз (28.03.2018), исходя из данных, имеющихся у ФАС России.

В соответствии с пунктом 10.5, а также c подпунктом «б» пункта 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение продуктовых границ рынка производится исходя из предмета координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом Комиссией ФАС России деле также обнаружены признаки координации ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» экономической деятельности реселлеров в отношении следующих моделей планшетов Samsung: Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116), которые реализовывались в розницу c использованием торговых объектов, что подтверждается материалами дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства.

Проведённый ФАС России анализ указанной информации показал, что изменения реселлерами розничных цен, вызванные действиями ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», приводили к установлению цен на рассматриваемые модели планшетов Samsung, которые совпадали с ценами других реселлеров планшетов Samsung, действующих на рынке.

Исходя из вышеизложенного, в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей планшетов Samsung продуктовые границы товарного рынка для целей настоящего дела определены как планшеты Samsung моделей Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116), реализуемые в розницу с использованием торговых объектов.

В соответствии с пунктом 10.5, а также c пунктом 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при определении географических границ товарного рынка учитываются, в том числе границы территории, в пределах которой обнаружены признаки координации экономической деятельности реселлеров планшетов Samsung.

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке планшетов Samsung вышеперечисленных моделей, реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, в качестве географических границ данного товарного рынка были приняты границы Российской Федерации (федеральный рынок).18

Также в кратком отчёте по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей планшетов Samsung установлен факт наличия конкурентных отношений между реселлерами, экономическая деятельность которых, предположительно, координировалась.

На основании информации, свидетельствующей об осуществлении в период с 11.01.2017 по 28.03.2018 розничной торговли моделями планшетов Samsung Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116) с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации, в указанном отчёте сделан вывод о том, что АО «РТК», ООО «Ситилинк»,
ООО «МВМ», ООО «Эльдорадо» и ООО «Мобайл-Логистик»
являлись конкурентами на указанном рынке.

Как было отмечено ранее, ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» реализовывало в указанный период планшеты Samsung только путём торговли онлайн (без использования торговых объектов). Таким образом, ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» не являлось участником рынка планшетов Samsung указанных моделей, реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, и, соответственно, не конкурировало с реселлерами.

Однако, несмотря на то, что АО «РТК», ООО «Ситилинк»,
ООО «МВМ», ООО «Эльдорадо» и ООО «Мобайл-Логистик»
являлись конкурентами на рынке смартфонов Samsung (моделей: Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530F DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM)), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, а ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», ООО «Сеть Связной», АО «Связной Логистика», ООО «ДНС Ритейл», ООО «Ситилинк» и ООО «Открытые технологии» являлись конкурентами на рынке планшетов Samsung (моделей: Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116)), реализуемых в розницу с использованием торговых объектов, указанные реселлеры не всегда действовали самостоятельно при установлении розничных цен на смартфоны и планшеты.

Так, Комиссией установлено, что ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» осуществляло рассылку19 рекомендованных розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung, а также контроль за соблюдением реселлерами20 рекомендованных розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung.

Контроль за соблюдением рекомендованных розничных цен включал в себя сбор данных о ценах (мониторинг), осуществлявшийся с помощью специального ценового алгоритма21 Price Monitoring Tool (разработчик
ООО «Студия АФТ»22), а также путём предоставления самими реселлерами работникам ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» информации о несоблюдении их конкурентами рекомендованных розничных цен.

Лицами, участвующими в деле, использовались следующие ценовые алгоритмы:

  • ценовые алгоритмы, разработанные иными организациями по договору;

  • ценовые алгоритмы, доступ к которым обеспечивался другими компаниями путём заключения договора.

По сведениям, имеющимся в материалах дела23, обществом с ограниченной ответственностью «Ситилинк» используется ценовой алгоритм Metacommerce (ООО «Метакоммерс»24, ИНН 7702402190) (вх. ФАС России от 29.03.2019 №53515/1925).

Как следует из электронной переписки между ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» и реселлерами, полученной в рамках проведённой проверки в отношении ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», результаты мониторинга, выявившие нарушение конкурентами реселлеров рекомендованных розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung, направлялись реселлерами в адрес ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани». Часто данные письма сопровождались требованием реселлера к ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» повлиять на его конкурентов с целью изменения (повышения) действующих у них розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung.

После получения информации (самостоятельно или от реселлеров) о несоблюдении каким-либо реселлером рекомендованных розничных цен (снижении цен) работники ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» принимали меры для исправления розничных цен.

В частности, исходя из внутренней электронной переписки между работниками ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», а также электронной переписки между данными лицами и работниками реселлеров, в случае выявления нарушений рекомендованных розничных цен работники ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» посредством устных разговоров и направления электронных писем указывали на необходимость исправить розничные цены.

Ниже приведена электронная переписка между работниками ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», а также переписка между работниками ответчика и работниками реселлеров смартфонов и планшетов Samsung, свидетельствующая об установлении ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung и осуществлении данным обществом контроля за соблюдением указанных цен.

1. Переписка, связанная с контролем цен на смартфоны Samsung.

В письме, отправленном 11.07.2017 в 16:12 с адреса электронной почты <...> на <...> , содержался следующий текст26: «Коллеги, добрый день! Нам подтвердили цену на Note8 – 69 990 руб. Пожалуйста, сообщите её партнерам в устной форме и вернитесь с ожидаемыми показателями дистрибуции…»27.

В письме, отправленном 02.08.2018 в 15:29 с адреса электронной почты <...> на адреса <...> , <...> , <...> , <...> , <...> , указано следующее: «В эти выходные будет промо выходного дня (03.08 - 05.08): [Далее приведена таблица с действующими ценами и ценами в период проведения «промо выходного дня» на смартфоны Samsung моделей Galaxy S8 Plus, Galaxy S8, Galaxy A8 Plus, Galaxy A8, Galaxy A6 Plus, Galaxy A7 2017, Galaxy A6, Galaxy A5 2017, Galaxy J8] Пожалуйста, проверьте сайты своих партнеров завтра утром. Best Regards, <...> »28.

Изменение (поддержание) цены рядом реселлеров (7 из 7 реселлеров поддерживали цену), в частности ООО «Ситилинк» и ПАО «Вымпелком», в указанный в электронной переписке период времени подтверждается проведённым ФАС России анализом цен на смартфон Samsung модели Galaxy S8 Plus 128 Gb (SM-G955FD).

Письмо, отправленное 06.04.2018 в 17:06 с адреса электронной почты <...> в адрес <...> , содержало следующий текст: «Добрый день. Конкуренты демпингуют, просьба повлиять. РРЦ брали из последнего прайса, если где-то ошибка прошу сообщить.» [Далее приведена сравнительная таблица цен на смартфоны Samsung моделей A520F DS Black/Blue, J710FN Black/Gold/White, G930FD Black/Gold/Silver, G955FD Желтый топаз/Мистический аметист с указанием РРЦ и цен конкурентов. Из таблицы следует, что «ДНС», «Телефоника» и «Евросеть» (ООО «Сеть связной») отклонились от рекомендованной цены.]. Данное письмо было перенаправлено 09.04.2018 в 04:03 с адреса <...> на адрес <...> со следующим текстом: «<...>, привет! В ДНС не соответствие цены на модели смартфонов Samsung G930, уровень цены 26 499 руб. Он еще в фокусе и на него цена 29 990 в фокусном листе. Прошу повлиять на партнера. Спасибо»29.

Исходя из анализа цен на смартфон Samsung модели Galaxy S7 (SM-G930FD) установлено, что компания «ДНС» изменила цену после обнаруженной электронной переписки. Так, в начале апреля цена ООО «ДНС Ритейл» на смартфон модели Galaxy S7 (SM-G930FD) составляла 26 499 рублей. Начиная с 13.04.2018, цена изменилась до 29 990 рублей и поддерживалась у 5 из 7 реселлеров на одинаковом уровне.

По результатам анализа объемов отгрузок компаний-реселлеров Комиссией ФАС России установлено, что после отправки данного письма количество отгрузок смартфонов Samsung модели Galaxy S7 (SM-G930FD) в адрес ООО «ДНС Ритейл» сократилось. Так, 06.04.2018 была осуществлена отгрузка в количестве 20 штук. 09.04.2018 отгрузка в адрес ООО «ДНС Ритейл» составила 2 штуки смарфонов Samsung модели Galaxy S7 (SM-G930FD).

По результатам данной переписки установлено повышение цены ООО «Сеть Связной» на смартфон Samsung модели Galaxy S8 Plus (SM-G955FD). По состоянию на 6 апреля 2018 цена составляла 46 990 рублей. К середине апреля цена была изменена до уровня РРЦ, а именно 49 990 рублей. Данная цена поддерживалась у 6 из 7 реселлеров на одинаковом уровне.

В письме, отправленном 20.04.2018 в 17:03 с адреса электронной почты <...> в адрес работников<...> и <...> , указано следующее: «Добрый день. Конкуренты демпингуют, просьба повлиять. РРЦ брали из последнего прайса, если где то ошибка прошу сообщить.» [Далее приведена сравнительная таблица цен на смартфон Samsung модели J120F Black/Gold/White с указанием РРЦ и цен конкурентов]. Данное письмо было перенаправлено 23.04.2018 в 08:40 с адреса <...> на адрес <...> со следующим текстом: «Коллеги, добрый день! Прошу повлиять на ДНС, запрос ниже. Спасибо.». Ответ на данное письмо был направлен 24.04.2018 в 13:00 с почты <...> в адрес <...> и содержал следующее сообщение: «Привет. Это не для нас инфа. <...> ошибся. Это по МТС запрос.»30.

Повышение цены АО «РТК» после обнаруженной электронной переписки подтверждается проведённым ФАС России анализом цен на смартфон Samsung модели Galaxy J1 2016 (J120F). Так, в мае 2018 года цена на смартфон Samsung модели Galaxy J1 2016 (J120F) составляла 5 990 рублей. В начале июня 2018 года цена повысилась до 6 990 рублей и поддерживалась у 4 из 7 реселлеров на одинаковом уровне (6 690 руб./6 699 руб.).

Письмо, отправленное 30.07.2018 в 08:59 с адреса электронной почты <...> в адрес <...> содержало следующий текст: «<...> , привет! Мы хотим проверить изменение цен по нашим прайс промо в ТТ федеральных партнеров. Есть ли такая информация? Если нет, насколько оперативно можно ее собрать?». В ответном письме, отправленном 31.07.2018 в 15:49 с адреса электронной почты <...> в адрес <...> и иных адресатов, содержался следующий текст: «Коллеги приветствую. Как проговорили на RM в пятницу прошлой недели, ниже предоставлена информация по соответствию уровня цен в магазинах. Информация по сниженным ценам взята по последней информации от <...>» [Далее приведена сравнительная таблица цен на смартфоны Samsung компаний реселлеров]31.

2. Переписка, связанная с контролем цен на планшеты Samsung.

В письме, отправленном 11.01.2017 в 07:55 с адреса электронной почты <...> на адреса <...> и <...> , указано следующее: «Партнеры, добрый день. <...> , <...> , просьба подключиться к вопросу и оперативно навести порядок с ценами, беспокоят как федералы, так и крупные регионалы. С нашей стороны предоставляем обширный монитрониг по вашему продукту, основные моменты это опять МТС, который поливает свой «ХИТ продаж». За МТС по этой модели тянуться нарушения у Ситилинка и Юлмарт, есть нарушения со стороны и Мвидео и Эльдорадо. Просьба решить вопрос с нарушениями или мы вынуждены будем отвечать на цены конкурентов» [Далее приведена таблица с указанием моделей планшетов Samsung, а также снимки экранов Интернет-магазинов с ценами компаний-конкурентов]32.

Исходя из анализа цен на планшеты Samsung моделей Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116) установлено, что компания «ДНС» изменила цену после обнаруженной электронной переписки. Так, по состоянию на 11 января 2017 цена ООО «ДНС Ритейл» на планшет модели Galaxy Tab A 7.0 (SM-T285) составляла 11 990 рублей. Начиная с февраля 2017, цена изменилась до 13 990 рублей и поддерживалась у 4 из 5 реселлеров на одинаковом уровне (13 990 руб./13 999 руб.).

Письмо, отправленное 11.05.2017 в 16:55 с адреса электронной почты <...> на адрес <...> , содержало следующий текст: «<...> , добрый вечер. Нам было бы удобно встретится 22 мая, если это возможно. Если нет, то прошу Вас предложить нам даты для встречи. У нас следующие темы для обсуждения: 1. запрет на отгрузку через дистрибьютора с 1 июня 2017 года. 2. преимущества прямого контракта и прямых закупок. 3. Сроки расчета MCS 4. Платная доставка товара до партнера. 5. Недостаточный контроль за РРЦ на рынке. 6. Отсутствие работающего инструментария, регулирующего наши отношения по БШ (договор).»33.

Письмо, отправленное 19.02.2018 в 05:41 с адреса электронной почты <...> на адрес <...>, содержало следующий текст: «Добрый день. Конкуренты демпингуют, просьба повлиять. РРЦ брали из последнего прайса, если где-то ошибка прошу сообщить.» [Далее приведена сравнительная таблица цен на планшеты Samsung одной из компаний, входящей в группу лиц ДНС]. Данное письмо было перенаправлено с адреса <...> на адрес <...> со следующим текстом: «<...> , привет! Прошу повлиять на корректность цен на планшеты в сети ДНС. Ниже письмо от партнера г. Барнаул с просьбой о корректировке цен. Спасибо.»34.

Исходя из анализа цен на планшеты Samsung моделей Galaxy Tab А 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116) установлено, что компания ООО «ДНС Ритейл» изменила цену после обнаруженной электронной переписки. Так, по состоянию на 16 февраля 2018 цена на планшет модели Galaxy Tab Е 9.6 (SM-T561) составляла 11 790 рублей. Начиная с марта 2018, цена изменилась до уровня РРЦ 12 990 рублей.

В письме, отправленном 28.03.2018 в 03:18 с адреса электронной почты <...> на адрес <...> , указано следующее: «Здравствуйте Прошу разъяснить ситуацию с РРЦ, все кроме Эльдорадо и Энка не соблюдают установленную РРЦ Вы не имеете влияния на данную ситуацию?» [Далее приведены снимки экранов Интернет-магазинов с ценами компаний-конкурентов на ряд планшетов Samsung]35.

Исходя из анализа цен на планшеты Samsung моделей Galaxy Tab А 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719) установлено, что компания ООО «Открытые технологии» (товарный знак E2E4) изменила цену после обнаруженной электронной переписки. Так, по состоянию на 28 марта 2018 цена ООО «Открытые технологии» на планшет модели Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585) составляла 19 600 рублей. Начиная с апреля 2018, цена изменилась до 20 999 рублей и поддерживалась у 5 из 5 реселлеров на одинаковом уровне (20 999 руб./20 990 руб.).

Письмо, отправленное 28.03.2018 в 09:25 с адреса электронной почты <...> на адреса <...>, <...>, <...> и <...>, содержало следующий текст: «Коллеги, добрый день! ДОМОТЕХНИКА ЕВРОСЕТЬ ДНС Технопоинт Не соблюдают РРЦ в онлайн. На этом фоне, партнеры, которые соблюдают РРЦ – негодуют. Прошу посодействовать и переговорить с партнерами о соблюдении РРЦ. Благодарю». [Далее приведён снимок экрана Интернет-магазина с ценами реселлеров-конкурентов на планшеты Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719)]36.

Изменение (повышение) цены как на онлайн, так и на офлайн рынках рядом реселлеров, в частности ООО «ДНС Ритейл», ООО «Связной Логистика» и ООО «Сеть Связной», в указанный в электронной переписке период времени подтверждается проведённым ФАС России анализом цен на планшеты Samsung моделей Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719). Например, цена на Samsung Galaxy Tab A 7.0 в период с 14.03.2018 по 30.03.2018 составляла 8 749. После 30.03.2018 цена была изменена на 10 699 рублей и поддерживалась у 5 из 7 реселлеров на одинаковом уровне (10 699 руб./10 690 руб.).

Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что приведённая переписка свидетельствует, с одной стороны, о стремлении реселлеров к конкуренции путём снижения цен на смартфоны и планшеты Samsung, а с другой стороны – об ограничении их возможности конкурировать друг с другом ответчиком.

По результатам анализа материалов дела Комиссией ФАС России установлено, что изменения (повышения) реселлерами розничных цен, вызванные действиями ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», приводили к установлению и поддержанию цен на ряд моделей смартфонов и планшетов Samsung, которые совпадали с ценами других реселлеров смартфонов и планшетов Samsung, действующих на рынке.

В отсутствие координации экономической деятельности реселлеров со стороны ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» степень дифференциации розничных цен, установленных реселлерами на смартфоны и планшеты Samsung, могла быть выше.

Изложенные выше фактические обстоятельства сводятся к следующему:

1. ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» является единственным лицом, официально осуществляющим импорт смартфонов и планшетов Samsung и первичные продажи на территории Российской Федерации.

2. Розничная торговля смартфонами и планшетами Samsung осуществляется ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» без использования торговых объектов через официальный Интернет-магазин Samsung (сайт в сети Интернет: http://shop.samsung.com/ru/). Вместе с тем, смартфоны и планшеты Samsung реселлерами реализуются как путём онлайн, офлайн торговли, так и обоими способами одновременно.

3. ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» определяет рекомендованные розничные цены на смартфоны и планшеты Samsung в виде так называемых «прайсов», «фокусов», «фокусных листов», которые затем доводятся до сведения реселлеров.

4. ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» осуществляло контроль за соблюдением реселлерами рекомендованных розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung (реализуемые в розницу с использованием торговых объектов), который включал в себя регулярный сбор данных о ценах, осуществлявшийся обществом самостоятельно, а также предоставление самими реселлерами работникам ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» информации о несоблюдении их конкурентами рекомендованных розничных цен.

5. Инструментом координации экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов Samsung со стороны ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» являлся специальный ценовой алгоритм, с помощью которого общество осуществляло мониторинг розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung. Кроме того, ценовые алгоритмы также использовались рядом реселлеров. При этом Ответчиком и реселлерами использовались разные ценовые алгоритмы.

Комиссия ФАС России отмечает, что использование ценовых алгоритмов само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства. Однако характер использования таких ценовых алгоритмов являлся обстоятельством, способствовавшим совершению ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» противоправных действий.

6. Результаты проведённых реселлерами мониторингов, выявившие нарушение их конкурентами рекомендованных розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung, направлялись в адрес ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» и зачастую сопровождались требованием реселлера к ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» повлиять на его конкурентов с целью изменения (повышения) действующих у них розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung.

7. В случае выявления нарушений рекомендованных розничных цен работники ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» посредством телефонных переговоров и направления электронных писем уполномоченным работникам ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», которые являлись (являются) ответственными за взаимодействие с реселлером-нарушителем, указывали на необходимость переговорить с реселлером и исправить цену.

8. В электронной переписке между работниками ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» и работниками реселлеров имеются прямые и косвенные указания на воздействие ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» на реселлеров с целью поддержания и установления розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung.

9. Изменения реселлерами розничных цен, вызванные действиями ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», приводили к установлению цен на смартфоны и планшеты Samsung, которые совпадали с ценами других реселлеров смартфонов и планшетов Samsung, действующих на товарном рынке.

Правовая квалификация.

Согласно части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 – 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

В соответствии с Разъяснением № 2 Президиума ФАС России, утверждённым протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, «вертикальные» соглашения реализуются через гражданско-правовые договоры, предмет которых предусматривает переход товара от одного лица к другому (договор купли-продажи, договор поставки, дилерские договоры, дистрибьюторские договоры и другие соглашения). Гражданско-правовые договоры или соглашения, которые не предусматривают передачу товара от одного лица другому, не могут рассматриваться в качестве «вертикальных» соглашений.

Действия ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» не представляется возможным квалифицировать как действия, совершаемые в рамках вертикальных соглашений, поскольку вышеперечисленные действия, целью которых являлось изменение цен реселлеров, осуществлялись работниками ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» не только в отношении реселлеров, закупающих смартфоны непосредственно у данного общества, но и реселлеров, закупающих смартфоны у дистрибьюторов.

Из всего вышеизложенного следует, что в действиях ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» в период с 11.01.2017 по 23.04.2018 содержатся признаки координации экономической деятельности реселлеров смартфонов Samsung (моделей: Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530FM DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM)) и планшетов Samsung (моделей: Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116)).

Комиссией установлено, что осуществление ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» координации экономической деятельности реселлеров включало в совокупности следующие элементы:

– установление рекомендованных розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung;

– осуществление работниками ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» контроля за ценами, устанавливаемыми реселлерами на смартфоны и планшеты Samsung;

– склонение реселлеров к соблюдению рекомендованных розничных цен;

– изменение (поддержание) реселлерами цены на смартфоны (модели: Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530FM DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM)) и планшеты (модели: Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116)) Samsung;

– оказание воздействия ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» на реселлеров с целью соблюдения ими рекомендованных розничных цен.

В рассматриваемом Комиссией деле осуществление координации экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов Samsung привело к установлению и поддержанию цен (последствие, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции) на рынке розничной торговли смартфонами Samsung моделей Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530F DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM) с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации, и рынке розничной торговли планшетами Samsung моделей Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116) с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации в период с 11.01.2017 по 23.04.2018.

Таким образом, с учётом совокупности изложенных доказательств, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-11-11/00-22-19 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» по части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом Комиссией деле координация экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов Samsung привела к установлению и поддержанию цен (последствие, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции) на следующих товарных рынках:

      1. Рынок розничной торговли моделями смартфонов Samsung Galaxy A5 2017 (SM-A520F DS), Galaxy S7 (SM-G930FD), Galaxy S8 Plus (SM-G955FD), Galaxy J1 2016 (SM-J120F DS), Galaxy J3 2017 (SM-J330F DS), Galaxy J5 2017 (SM-J530F DS), Galaxy J7 2016 (SM-J710FN DS), Galaxy J7 2017 (SM-J730FM) с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации.

      2. Рынок розничной торговли моделями планшетов Samsung Galaxy Tab А 7.0 (SM-T285), Galaxy Tab E 9.6 (SM-T561), Galaxy Tab A 10.1 (SM-T585), Galaxy Tab S2 (SM-T719), Galaxy Tab 3 Lite 7.0 (SM-T116) с использованием торговых объектов на территории Российской Федерации.

На основании статьи 481 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в заключении об обстоятельствах дела № 1-11-11/00-22-19 от 08.04.2019 № АЦ/28459/1937, принятом Комиссией 08.04.2019 и направленном в адрес лиц, участвующих в деле (далее – заключение). В указанном заключении Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» по части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

11.03.2019 на заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению дела
№ 1-11-11/00-22-19 ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» сообщило о прекращении им незаконных действий по координации экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов
Samsung38. Ответчиком в адрес ФАС России было представлено письменное пояснение39, содержащее информацию о прекращении правонарушений, а также проект политики антимонопольного комплаенса ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани».

19.04.2019 в адрес ФАС России поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 1-11-11/00-22-19 от ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» (вх. ФАС России № 68762-ДСП/19 от 19.04.2019)40.

Комиссия ФАС России отклоняет представленные доводы по следующим причинам.

Комиссией ФАС России установлено, что работники ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» осуществляли рассылку писем в адреса реселлеров смартфонов и планшетов Samsung с целью изменения (повышения) действующих у них розничных цен на смартфоны и планшеты Samsung. Исходя из анализа писем между работниками ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», а также работниками реселлеров смартфонов и планшетов Samsung следует, что координация цен на смартфоны и планшеты Samsung едиными письмами не осуществлялась.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» осуществляло координацию экономической деятельности реселлеров смартфонов Samsung отдельно от реселлеров планшетов Samsung.

Комиссией ФАС России установлено, что ООО «Самсунг электроникс Рус Компани» осуществляло контроль за ценами реселлеров смартфонов и планшетов Samsung в период проведения промо-акции41. Комиссия ФАС России отмечает, что проведение промо-акций не является само по себе нарушением антимонопольного законодательства. Несмотря на это, состав правонарушения по части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции будет образовывать совокупность ряда признаков, в частности, наличие последствий, предусмотренных частями 1-3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Так, в рассматриваемом деле Комиссией установлено, что рассылка цен в рамках промо-акции на ряд моделей смартфонов Samsung привела к установлению и поддержанию цен, что является последствием, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Иных пояснений, доводов и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении, от лиц, участвующих в деле, в ФАС России не поступало.

Основания для выдачи ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту осуществления координации экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов Samsung отсутствуют в связи с прекращением осуществления такой координации в отношении перечисленных моделей смартфонов и планшетов Samsung в указанные периоды.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Самсунг Электроникс Рус Компани» нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов Samsung, которая привела к установлению и поддержанию цен на смартфоны и планшеты Samsung, реализуемые в розницу с использованием торговых объектов.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» не выдавать в связи с прекращением осуществления незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов и планшетов Samsung, реализуемых в розницу с использованием торговых объектов.

 

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Том 4 ДСП, листы 1-10.

2Том 2, часть 1, листы 1-3.

3Том 2, часть 2, листы 178-179.

4Том 2, часть 5, листы 1-2.

5Том 2, часть 5 листы 12-13.

6Том 2, часть 5, листы 15-17.

7Том 1, листы 130-134.

8Том 1, лист 134.

9Том 2, часть 4, листы 162-175.

10Том 1, листы 1-2.

11Том 1, листы 4-7.

12Том 1, листы 38-41.

13Том 1, листы 130-132.

14Том 4 ДСП , листы 11-38 (версии кратких отчётов, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ПАО «Вымпелком», АО «Русская Телефонная Компания», ООО «МВМ», ООО «Эльдорадо»); том 1, листы 70-97 (версии, не содержащие конфиденциальную информацию).

15http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109 (дата обращения: 18.03.2019).

16Данная информация подтверждается письмом ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» от 28.09.2018
№ 2018-09-0082 (вх. ФАС России от 28.09.2018 № 158125-ДСП/18).

17Данная информация подтверждается письмом ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» от 28.09.2018
№ 2018-09-0082 (вх. ФАС России от 28.09.2018 № 158125-ДСП/18).

18Вывод о том, что географические границы составляют границы Российской Федерации, совпадает с выводом краткого отчёта по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации ряда моделей смартфонов Samsung (стр. 15 настоящего решения).

19См. ниже.

20Здесь и далее под реселлерами понимаются АО «РТК», ООО «Ситилинк»,
ООО «МВМ», ООО «Эльдорадо», ООО «Мобайл-Логистик»,
ПАО «ВымпелКом», АО «РТК», ООО «Сеть Связной», АО «Связной Логистика», ООО «ДНС Ритейл», ООО «Ситилинк» и ООО «Открытые технологии».

21Здесь и далее под ценовым алгоритмом ФАС России понимается программное обеспечение (программа для электронно-вычислительной машины, совокупность таких программ или программно-аппаратных средств), доступ к которому обеспечивается путем его установки на электронные вычислительные машины пользователя или посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенное в соответствии с заданными параметрами для мониторинга цен на товарном рынке, расчета цен на товары, установления цен на товары и (или) контроля цен на товары либо совершения действий при участии в торгах.

22Том 3, часть 1, лист 70-77.

23Разработчики некоторых ценовых алгоритмов, используемых лицами, участвующими в деле № 1-11-11/00-22-19, указаны в скобках.

24Данная организация ранее функционировала под наименованием ООО «Метахаус».

25Том 2, часть 5, лист 428.

26Здесь и далее орфография и пунктуация цитируемых документов (за исключением очевидных опечаток из них) сохранены.

27Том 4 ДСП, часть 1, лист 77-78.

28Том 2, часть 4, листы 106-107.

29Том 2, часть 4, листы 247-250.

30Том 2, часть 4, листы 245-246.

31Том 2, часть 4, листы 270-272.

32Том 2, часть 4, листы 254-259.

33Том 2, часть 4, листы 35-36.

34Том 2, часть 4, листы 247-248.

35Том 2, часть 4, листы 276-278.

36Том 2, часть 4, листы 266-268.

37Том 1, листы 98-125.

38Том 1, листы 42-44, том 3 ДСП, часть 1, листы 415-418.

39Том 3 ДСП, часть 1, листы 293-314.

40Том 3 ДСП, часть 1, листы 315-318.

41Страница 21 настоящего решения.

Связанные организации

АО «Связной Логистика»
ИНН 7703567318, ОГРН 1057748731336
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани»
ИНН 7703608910, ОГРН 5067746785882