Определение №22/26727/14 Определение о возбуждении дела в отношении Буткаева Л.А. от 4 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении 4-14.32-350/00-22-14 и проведении

административного расследования

 

«04» июля 2014 г. г. Москва

 

Я, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Алешин К.Н., рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-116/00-22-12 и решение от 10.09.2013 по делу № 1-11-116/00-22-12 в отношении Буткаева Л.А. (директора общества с ограниченной ответственностью «Ремсервис» (ОГРН 1025202834612, ИНН 5259014659, место нахождения: 630074, г. Нижний Новгород, Сормовское шоссе, д. 24 «А») (далее — ООО «Ремсервис»)),

 

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-116/00-22-12 ОАО «ВМЗ», ООО «Комплекс-Снаб», ЗАО «Коммунтехоптторг», ООО «Рембыттехника», ООО «Торговый дом «ВязьмаБелмаш», ООО «Волгоградский центр промышленного оборудования «Фавор», ООО «Техлайн», ООО «Леком», ООО «Торговый дом Пищевые технологии», ООО «ТОР-сервис», ООО «Ремсервис»,
ООО «Вязьма-Сибирь», ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВЯЗЬМА-КОММАШ», ООО «Медресурсы», индивидуальный предприниматель Галиулин Р.К., ООО «АМЕГА», ООО «САНТАС», ООО «ТоргМаш», ООО «Петро-Комплект», ООО «ТД Прогресс-Р»,ООО «Фирма «Прогресс-Р», ООО «БТ Машинери», ООО «Вектор», ООО «Вязьма-Север», ООО «ГРАН», ООО «Общепитоборудторг»,
ООО «Компания «Лавандера», ООО «Техлайн-Е»,
ОАО «Воронежторгтехника», ООО «ПромЭнергоСнабжение» признаны нарушившими пункт 1 части 2 и часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) путем заключения и участия в запрещенных «вертикальных» соглашениях, которые приводили или могли привести к установлению минимальной цены перепродажи технологического оборудования для промышленной стирки белья и иному ограничению конкуренции на товарном рынке технологического оборудования для промышленной стирки белья.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-116/00-22-12 установлены следующие обстоятельства.

ОАО «ВМЗ» (ОГРН 1026700856412, ИНН 6722003019) включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара по наименованию товара «Оборудование технологическое для промышленной стирки белья» с долей более 65 процентов в географических границах Российской Федерации (приказ Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке новых экономических структур от 01.07.1996 № 81 (с учетом изменений, внесенных приказом ФАС России от 30.07.2007 № 241).

Сведения о реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, являются открытыми и доступными и размещены на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в сети Интернет.

Для целей реализации данного оборудования на территории Российской Федерации в период с 2010 года по 2012 год ОАО «ВМЗ» были заключены и исполнялись дилерские договоры (далее - Дилерские договоры) с 30 хозяйствующими субъектами (далее — Дилеры). В том числе, ОАО «ВМЗ» заключил с ООО «Ремсервис» (ОГРН 1025202834612, ИНН 5259014659) дилерский договор № 61/10Д от 01.01.2010.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

То есть, Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

В соответствии с пунктом 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции «вертикальное» соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

Следовательно, заключенные ОАО «ВМЗ» Дилерские договоры являются «вертикальными» соглашениями в понимании пункта 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Во всех вышеуказанных Дилерских договорах в разделе «Обязанности Дилеров» содержались следующие условия:

пункт 4.2: «Отпускная цена на Товар у Дилера должна быть выше, чем в прайс-листе Продавца на сумму расходов по транспортировке Товара»;

пункт 4.3: «Снижение цены от прайс-листа завода допускается только при наличии конкуренции со стороны поставщиков импортного оборудования с обязательным предварительным согласованием с Продавцом».

При этом, согласно пункта 5.1 Дилерских договоров, в случае нарушения их условий в части пунктов 4.2 - 4.3 ОАО «ВМЗ» вправе в одностороннем порядке «пересмотреть условия договора и размер скидки в сторону уменьшения со следующей поставки»; при повторном нарушении Дилером указанных пунктов ОАО «ВМЗ» «имеет право расторгнуть Дилерский договор в одностороннем порядке».

Исполнение условий Дилерских договоров, изложенных в пунктах 4.2 - 4.3 могло привести к установлению минимальной цены перепродажи товара.

В период с 01.01.2010 по 05.01.2012 указанные условия рассматриваемых Дилерских договоров запрещались в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 17.07.2009
№ 164-ФЗ); с 06.01.2012 - в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ) - запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара.

Во всех вышеуказанных Дилерских договорах в разделе «Обязанности Дилеров» также содержались следующие условия:

пункт 4.10: «Информировать заинтересованных дилеров о поступлении заявок из закрепленных за ними регионов (Приложение № 1 к дилерским договорам)»;

пункт 4.14: «Обеспечивать благоприятный климат внутри дилерской сети, уважать интересы партнера»;

пункт 4.15: «Не допускать конкуренции внутри дилерской сети».

ОАО «ВМЗ» с каждым из Дилеров были заключены Приложения
№ 1 к Дилерским договорам, в которых было оформлено в письменной форме закрепление за конкретными Дилерами конкретных территорий (субъектов Российской Федерации). Дилеры и ОАО «ВМЗ» участвовали в соглашениях относительно закрепления регионов, указанных в Приложениях № 1 к Дилерским договорам, в течение всего срока действия данных Дилерских договоров.

При этом, согласно пункта 5.1 Дилерских договоров в случае нарушения условий пункта 4.10 ОАО «ВМЗ» вправе в одностороннем порядке «пересмотреть условия договора и размер скидки в сторону уменьшения со следующей поставки»; при повторном нарушении дилером указанных пунктов ОАО «ВМЗ» «имеет право расторгнуть Дилерский договор в одностороннем порядке».

Исполнение условий Дилерских договоров, изложенных в пунктах 4.10, 4.14, 4.15 и Приложении № 1 к Дилерским договорам могло привести к следующим негативным для конкуренции последствиям:

1) территориальному разделу товарного рынка между Дилерами,

2) ограничению и (или) устранению конкуренции (соперничества) хозяйствующих субъектов при их участии в торгах и иных видах закупок,

3) отказу Дилеров от самостоятельных действий на товарном рынке,

4) созданию препятствий другим хозяйствующим субъектам для входа на товарный рынок.

В период с 01.01.2010 по 05.01.2012 указанные условия рассматриваемых Дилерских договоров в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ) запрещались; с 06.01.2012 - в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в ред. федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ) - запрещаются любые иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, Дилерские договоры, содержащие вышеперечисленные пункты, являются запрещенными «вертикальными» соглашениями, направленными на поддержание минимальной цены перепродажи товара и иные ограничения конкуренции (далее – Соглашения).

Заключив данные Соглашения, а также участвуя в них, ОАО «ВМЗ» и его Дилеры нарушили пункт 1 части 2, часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Доказательствами заключения ответчиками по делу
№ 1-11-116/00-22-12 недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации «вертикальных» соглашений, которые приводили или могли привести к установлению минимальных цен перепродажи технологического оборудования для промышленной стирки белья и к иным ограничениям конкуренции (территориальному разделу товарного рынка между Дилерами, ограничению и (или) устранению конкуренции при их участии Дилеров в торгах, отказу Дилеров от самостоятельных действий на товарном рынке, созданию препятствий другим хозяйствующим субъектам для входа на товарный рынок), а также участия ответчиков по делу № 1-11-116/00-22-12 в данных, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, «вертикальных» соглашениях, являются материалы внеплановой выездной проверки ОАО «ВМЗ», проведенной на основании приказа ФАС России от 31.08.2012 № 557, переписка между ОАО «ВМЗ» и Дилерами и объяснения ответчиков по делу № 1-11-116/00-22-12, направленные ими в ФАС России в ходе рассмотрения указанного дела.

Комиссия ФАС России по делу № 1-11-116/00-22-12, рассмотрев вопрос о допустимости заключенных между ОАО «ВМЗ» и его дилерами соглашений по условиям пунктов 4.2, 4.3, 4.10, 4.14 и 4.15 Дилерских договоров, Приложений
№ 1 к Дилерским договорам (условия о единой ценовой политике, политике по разделу товарного рынка между Дилерами по территориальному принципу), а также о допустимости участия хозяйствующих субъектов в указанных соглашениях, пришла к выводу о том, что данные «вертикальные» соглашения не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ФАС России в действиях ОАО «ВМЗ» и ООО «Ремсервис» в части участия в дилерском договоре № 61/10Д от 01.01.2010 установлено нарушение в период с 01.01.2010 по 05.01.2012 пункта 1 части 1.2., части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 164-ФЗ), а в период с 06.01.2012 по 31.12.2012 пункта 1 части 2, части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ).

Решение ФАС России по делу № 1-11-116/00-22-12 изготовлено в полном объеме 10.09.2013 (исх. от 10.09.2013 № КА/35668/13).

Согласно сведениям, представленным ООО «Ремсервис» (вх. ФАС России от 23.04.2014 № 38116/14), в соответствии с приказом ООО «Ремсервис» от 20.02.1996 № 1 от 20.01.2010 на должность директора ООО «Ремсервис» назначен Буткаев Л.А. Дилерский договор от 01.01.2010
№ 61/10Д между ОАО «ВМЗ» и ООО «Ремсервис» и приложения к нему от имени последнего был подписан директором Буткаевым Л.А.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела в отношении Буткаева Л.А. (директора ООО «Ремсервис»).

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении Буткаева Л.А. ( директора ООО «Ремсервис»), (адрес регистрации: г. Нижний Новгород, ул. Гвардейцев, 11-191) дело об административном правонарушении, выразившегося в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и участия в нем, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. Буткаеву Л.А. (директору ООО «Ремсервис»), или ее законному представителю явиться «25» июля 2014 г. в «11» часов «20» минут по адресу г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 207 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу 4-14.32-350/00-22-14 от «04» июля 2014 г., со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны