Определение №22/38197/15 Определение о возбуждении административного дела от 28 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.32-679/00-22-15 и проведении

административного расследования

 

«27» июля 2015 г. г. Москва

 

Я, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, Франскевич О.П., рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-11/00-22-15 и решение по делу № 1-11-11/00-22-15 от 11.06.2015 в отношении ООО «ТрансПэк» (ИНН 7708501984, место нахождения: 107140, г. Москва, Краснопрудный пер., 7),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 установлены следующие обстоятельства.

ФГУП «Почта России» Приказом ФСТ от 23.08.2005 № 394-с внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по оказанию услуг общедоступной почтовой связи.

Статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, требование Закона о закупках распространяется на ФГУП «Почта России».

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.03.2012 утверждено и введено в действие с 01.04.2012 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России». Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Указанное Положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГУП «Почта России» и содержит требования к закупке товаров, работ услуг для нужд ФГУП «Почта России», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Главный центр магистральных почтовых перевозок - филиал ФГУП «Почта России» в 2011 и в 2012 гг. проводил торги на право заключения договоров на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом.

В 2012 году победителем на торгах стало ООО «Первая Транскомпания», в то время как ООО «ПЭК» (предыдущее название, с 2013 г. переименовано в ООО «ТрансПэк») заняло только третье место. Договоры с победителем были заключены сроком на один год (до 31.12.2012). Дополнительными соглашениями № 1 к договорам продлены сроки оказания ООО «Первая Транскомпания» услуг по перевозке почты автомобильным транспортом до 31.03.2013.

В период с 01.04.2013 по 31.05.2013 в нарушение п. 3.1.1-3.1.2, 3.6, разд. IV-XII Положения, ФГУП «Почта России» без проведения конкурсных процедур заключило с ООО «ТрансПэк» договоры от 01.04.2013 № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 на оказание последним услуг по перевозке почты. Договоры заключались сроком до 31.05.2013, за исключением договора № АТ-7-13, срок действия которого составлял до 31.12.2013.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 установлено, что заключение договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» без проведения конкурентных процедур в нарушение Положения ФГУП «Почта России» и Закона о закупках свидетельствует о заключении между сторонами антиконкурентного соглашения.

Факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» подтверждается следующими доказательствами.

В соответствии с заключенными договорами ООО «ТрансПэк» оказывало услуги ФГУП «Почта России» по перевозке, погрузке и разгрузке, а также выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и иных товарно-материальных ценностей.

Пунктом 5.7 каждого из Договоров на оказание услуг по перевозке почты предусмотрено, что Договор заключается в соответствии с согласованием ФГУП «Почта России», изложенным в письме от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 в интересах Заказчика по настоящему договору, которым выступает ФГУП «Почта России».

Письмо от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 ФГУП «Почта России», направленное в адрес заместителя директора ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России» содержало следующую информацию: «Дирекция по организации производственных процессов не возражает в заключении договора с ООО «ПЭК» на период 01.04.2013 по 31.05.2013 по тарифам, не превышающим действующие.»

Из внутренней переписки ФГУП «Почта России» и ГЦМПП (письма от 03.04.2013 № 3.2.117/9964; от 22.04.2013 № 3.2.110/12246; от 29.03.2013 № 82.1.1.1-27/1521) следует, что поводом для смены исполнителя по договорам послужило недобросовестное выполнение обязанностей ООО «Первая Транскомпания».

Пунктом 3.1.3. Положения о закупке одним из способов закупки определена закупка из единственного источника. Раздел XIV Положения о закупке товаров (работ, услуг) предусматривает возможность закупки из единственного источника при возникновении различных обстоятельств (пункты 4.1-4.28 Положения о закупке). Пунктом 14.28 указанного Положения определена возможность заключения договора без проведения конкурентных процедур, в случае признания руководством ФГУП «Почта России» такого способа закупки более целесообразным с экономически-производственной точки зрения.

Комиссия ФАС России, рассмотрев доводы ООО «ТрансПэк», не нашла подтверждения экономическо-производственной целесообразности проводимой закупки как закупки из единственного источника. Подобные заключения также отражены в письме ФГУП «Почта России» от 22.04.2013 № 3.2.110/12246, которое не содержит указания на осуществление закупки из единственного источника в соответствии с Положением о закупке и не обосновывает экономическую целесообразность заключения договоров с единственным поставщиком. Данным письмом ФГУП «Почта России» безо всяких оснований дало разрешение ГЦМПП на проведение процедуры заключения договоров с ООО «ПЭК» на период с 01.04.2013 по 31.05.2013.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что указанная переписка велась уже после заключения договоров с ООО «ТрансПэк».

В свою очередь письмо ФГУП «Почта России» от 11.04.2013 № 3.2.1-10/11052 в адрес ГЦМПП также указывает на необходимость проведения конкурса по выбору исполнителя согласно действующему порядку предприятия.

ФГУП «Почта России» обсуждалась возможность заключения договоров на перевозку почты с ООО «ТрансПэк» еще в период действия договоров, заключенных с ООО «Первая Транскомпания», что подтверждается перепиской между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк», проводимой в период 27-28 марта 2013 года.

Факт предварительной договоренности между сторонами подтверждается и решением ООО «ТрансПэк», об оказании им услуг по перевозке почты по 139 маршрутам, принятым за один день. ГЦМПП письмом от 27.03.2013 № 82.1.1.1-31/1443 предложило ООО «ТрансПэк» рассмотреть возможность организации перевозок почты и прочих ТМЦ с 01.04.2013 по 139 маршрутам. В ответ ООО «ТрансПэк» выразило свое согласие на перевозку почты (письмо от 28.03.2013 № 138-13).

Данные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности ООО «ТрансПэк» в заключении договоров с ФГУП «Почта России» до переписки от 27.03.2013.

Доказательством заключенного между сторонами соглашения являются также проекты соглашений о взаимодействии и соглашений о сотрудничестве между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» (дата создания электронного документа – 01.06.2009), скопированные в ООО «ТрансПэк» в ходе проведения выездной внеплановой проверки. Текст данных документов предусматривал взаимовыгодное сотрудничество сторон, во исполнение которого Стороны могут заключать договоры и соглашения по конкретным проектам совместного сотрудничества, осуществлять совместные действия, направленные на привлечение и эффективное использование инвестиций на территории Российской Федерации в области почтовой связи и других областях, представляющих взаимный интерес сторон, а также оказывать друг другу всемерное действие при осуществлении деятельности сторонами.

Разработка указанных соглашений свидетельствует о тесном сотрудничестве сторон с целью, в том числе, создания приоритетных условий для ООО «ТрансПэк» при участии в торгах, проводимых ФГУП «Почта России» либо заключение договоров без проведения конкурентных процедур.

По представленной ФГУП «Почта России» информации от 20.08.2014 № 1.2.8.1-06/15767 (вх. ФАС России от 22.08.2014 № 77381/14) ООО «ТрансПэк» в период с 2010 по 2014 гг. помимо других участников торгов ежегодно и неоднократно принимало участие в проводимых ФГУП «Почта России» торгах на право заключения договоров, в том числе на оказание услуг по обеспечению магистральной перевозки, погрузке, разгрузке и выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей по магистральным маршрутам между пунктами обмена. Данный факт подтверждает осведомленность ООО «ТрансПэк» о необходимости ФГУП «Почта России» осуществлять закупки на конкурентной основе, в том числе, закупки услуг для собственных производственных нужд, и как следствие, заключение договоров на их предоставление только по результатам проведения торгов.

Вывод о заключении сторонами антиконкурентного соглашения подтверждается и заявлением ФГУП «Почта России» о содержании в действиях предприятия и ООО «ТрансПэк» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В экономическом смысле под конкуренцией понимается соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов — конкурентов ООО «ТрансПэк» (ООО «Р-Тэк», ООО «Промоборудование», ООО «МТК «Поволжье», ООО «Первая Транскомпания») права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.

Таким образом Комиссия ФАС России установила, факт заключения между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» антиконкурентного соглашения и участия в нем, что привело к ограничению конкуренции при заключении договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 без проведения конкурентных процедур.

Решение ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 изготовлено в полном объеме «11» июня 2015 года (исх. КА/29205/15 от 11.06.2015).

Нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

      • Возбудить в отношении ООО «ТрансПэк» (ИНН 7708501984, место нахождения: 107140, г. Москва, Краснопрудный пер., 7) дело об административном правонарушении, по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и участия в нем, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

      • Провести административное расследование.

      • В соответствии со статьей 26.10 КоАП ООО «ТрансПэк» надлежит представить в ФАС России в течении трех дней с даты получения настоящего Определения оформленные в виде справки, подписанные уполномоченным лицом, заверенные печатью организации:

    • сведения о выручке ООО «ТрансПэк» от оказания услуг по перевозке почты и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом на территории Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового Кодекса Российской Федерации (без НДС);

    • сведения о совокупном размере суммы выручки ООО «ТрансПэк» от оказания всех услуг (работ, товаров) на территории Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового Кодекса Российской Федерации (без НДС);

    • письменные пояснения о том, какое конкретно физическое лицо (физические лица) выполняло(-и) обязанности единоличного исполнительного органа ООО «ТрансПэк» в период с 01.04.2013 по дату получения настоящего Определения, с приложением надлежащим образом заверенной копии документа, удостоверяющего личность указанного физического лица (указанных физических лиц), документов, подтверждающих назначение на должность единоличного исполнительного органа и полномочия указанного(ых) лица (лиц) (решения учредителей, приказ о назначении на должность, трудовой договор, служебный контракт, должностная инструкция, должностной регламент, положение и т.д.);

    • письменные пояснения о том, какое конкретно физическое лицо (физические лица) заключило (подписало) от имени ООО «ТрансПэк» договоры от 01.04.2013 № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 на оказание услуг по перевозке почты, с приложением надлежащим образом заверенной копии документа, удостоверяющего личность указанного физического лица (указанных физических лиц), адрес фактического места жительства и адрес регистрации физического лица (лиц), документов, подтверждающих назначение на должность единоличного исполнительного органа и полномочия указанного(ых) лица (лиц) (решения учредителей, приказ о назначении на должность, трудовой договор, служебный контракт, должностная инструкция, должностной регламент, положение и т.д.)

      • Законному представителю ООО «ТрансПэк» явиться в «9» час. «30» мин. « 20 » августа 2015 г. по адресу: г. Москва, Пыжевский пер., д. 6 (Управление по борьбе с картелями ФАС России, кабинет № 216) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-679/00-22-15, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны