Решение №22/65554/16 Решение по делу № 1-16-228/00-22-15 от 22 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-16-228/00-22-15

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «08» сентября 2016 года

В полном объёме решение изготовлено «21» сентября 2016 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1‑16-228/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее Комиссия, Комиссия ФАС России),

в присутствии на заседании представителя ФАУ «ФЦЦС»<...> (доверенность от 09.03.2016 № 19-ФЦ/2016); представителей ООО «Госнорматив» <...> (доверенность от 07.04.2016 б/н), <...> (доверенность от 07.04.2016 б/н), <...> (доверенность от 17.12.2015 б/н); представителей государственного автономного учреждения Московской области «Московская областная государственная экспертиза» <...> (доверенность от 06.09.2016 № 3271Р\1), <...> (доверенность от 15.04.2016 № 1075Р\1),

в отсутствии представителей ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», уведомлённых надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 1-16-228/00-22-15 по признакам нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее также – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России») (ИНН: 2700001660, 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 43), федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее также – ФАУ «ФЦЦС») (ИНН: 7708071932, 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3, стр. 1), обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (ИНН: 7728728863, 129085, г. Москва, пр. Мира, д. 95, стр. 1) (далее также – Ответчики) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

ФАС России в рамках систематической работы по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений в сфере строительства и осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства были направлены запросы о представлении информации, касающейся определения подрядчика для разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», в частности:

1) запрос информации от 25.12.2014 № КА/53643/14 в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска;

2) запрос информации от 25.12.2014 № КА/53652/14 в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве;

3) запрос информации от 25.12.2014 № КА/53647/14 в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»;

4) запрос информации от 25.12.2014 № КА/53650/14 в адрес ОАО «ЕЭТП», ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», ООО «РТС-тендер», ЗАО «Сбербанк-АСТ», ЗАО «ЭТС»;

5) запрос информации от 29.12.2015 № КА/54570/14 в адрес федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России»);

6) запрос информации от 13.01.2015 № КА/254/15 в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России);

7) запрос информации от 17.02.2015 № КА/6885/15 в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»;

8) запрос информации от 25.02.2015 № КА/8223/15 в адрес Федерального космического агентства (далее – Роскосмос), Федерального агентства специального строительства (далее – Спецстрой России), Минстроя России, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», федерального казённого учреждения «Дирекция космодрома «Восточный»;

9) запрос информации от 01.04.2015 № КА/15544/15 в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»;

10) запрос информации от 05.11.2015 № СП/61574/15 в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»;

11) запрос информации от 05.11.2015 № СП/61575/15 в адрес ФАУ «ФЦЦС».

По результатам анализа полученной в ответ на запросы информации ФАС России установлены признаки заключения и реализации ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» антиконкурентного соглашения с целью ограничения конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

На основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 28.12.2015 № 1324/15 возбуждено дело № 1-16-228/00-22-15 по признакам нарушения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В целях получения дополнительных доказательств по делу ФАС России была запрошена информация у ответчиков, Минстроя России и других лиц.

Определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1-16-228/00-22-15 от 11.02.2016 № КА/7997/16 у ФАУ «ФЦЦС» были запрошены документы, регламентировавшие порядок разработки и утверждения индексов изменения сметной стоимости строительства в период с 01.01.2012 по 31.12.2013, а также документы, регламентирующие рассмотрение расчётных обоснований и индексов изменения сметной стоимости строительства, по результатам которого составляется заключение ФАУ «ФЦЦС».

В соответствии с запросом ФАС России от 15.02.2016 № КА/8833/16 Минстрою России надлежало представить документы, регламентировавшие порядок разработки и утверждения индексов изменения сметной стоимости строительства и передачу проектов расчётных обоснований и индексов изменения сметной стоимости строительства в ФАУ «ФЦЦС» на рассмотрение в период с 01.01.2012 по 31.12.2013, а также рассмотрение расчётных обоснований и индексов изменения сметной стоимости строительства, по результатам которого составляется заключение ФАУ «ФЦЦС»; представить пояснения о том, кем и в каком порядке разрабатывались и утверждались индексы изменения сметной стоимости строительства в период с 01.01.2012 по 31.12.2013, и о том, на каком основании индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства вносятся (вносились) в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Письмом от 15.02.2016 № КА/8835/16 ФАС России запросила у ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» информацию об исполнении договора, заключённого с ООО «Центральный научно-исследовательский институт методологии ценообразования» ( далее – ООО «ЦНИИМЦЕН») от 23.08.2012 № 73/ГУСДА/12.

Письмом от 14.03.2016 № КА/15389/16 ФАС России запросила у ФАУ «ФЦЦС» информацию о получении указанным учреждением денежных средств за проведение экспертизы (проверки достоверности) сметных и иных экономических расчетов (расчётных обоснований) в сфере строительства, в том числе в связи с рассмотрением проектов индексов изменения сметной стоимости строительства и сметных нормативов с выдачей заключения по результатам экспертизы, в частности за проведение экспертизы расчетных обоснований и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

В соответствии с запросом ФАС России от 17.03.2016 № ЦА/16816/16 Минстрою России надлежало представить перечни государственных услуг, которые оказывались (оказываются) Министерством регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее – Госстрой), Минстроем России, а также подведомственным им учреждением – ФАУ «ФЦЦС».

Определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1-16-228/00-22-15 от 21.03.2016 № 22/17342/16 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено государственное автономное учреждение Московской области «Московская областная государственная экспертиза» (далее – ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»), а также запрошена информация: у ООО «Госнорматив» – о передаче результатов работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» в Межведомственную рабочую группу Роскосмоса и Спецстроя России на рассмотрение и об оплате работ по расчёту данных индексов; у ФАУ «ФЦЦС» – о правовых основаниях проведения экспертизы расчёта цены договоров, заключенных между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН» и между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив», и о получении денежных средств за проведение указанной экспертизы.

В соответствии с запросом ФАС России от 24.03.2016 № ЦА/18951/16 ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» надлежало представить расчётные обоснования стоимости разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» в случае, если бы указанные работы были выполнены данным учреждением, с указанием полной стоимости выполнения работ.

Определением ФАС России от 25.03.2016 № 22/19065/16 срок рассмотрения дела № 1-16-228/00-22-15 продлён до 12.10.2016.

Письмами от 01.04.2016 № СП/21602/16, от 11.04.2016 № АД/23747/16 ФАС России запросила у Минстроя России и ФАУ «ФЦЦС» информацию об осуществлении ФАУ «ФЦЦС» функций органа государственной власти, а также об основаниях и цели дачи ФАУ «ФЦЦС» рекомендаций в отношении ООО «Госнорматив» для ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», об основаниях и цели проведения экспертизы цены договоров, заключенных между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН» и между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив», о полномочиях на проведение таких экспертиз.

В соответствии с запросом ФАС России от 05.05.2016 № АЦ/30109/16, ФАС России просила Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации представить копии письма ООО «ЦНИИМЦЕН» с результатами работ по договору от 23.08.2012 № 73/ГУСДА/12, письма Спецстроя России в адрес ФАУ «ФЦЦС» о проведении экспертизы расчёта цены договоров, письма ФАУ «ФЦЦС» в адрес Спецстроя России с заключением по результатам проведения экспертизы расчёта цены договоров, а также коммерческого предложения ООО «Госнорматив» на разработку индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по железным и автомобильным дорогам космодрома «Восточный».

Письмом от 06.09.2016 № РП/61488/16 ФАС России запросила у организаций, являющихся возможными участниками рынка разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, информацию об осуществлении разработки указанных индексов, о возможности принятия участия в 2013 году в конкурентной процедуре по отбору подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», а также о наличии у организаций в 2013 году квалифицированных специалистов и иных ресурсов, необходимых для выполнения указанных работ.

Документы и информация, представленные в соответствии с запросами и определениями ФАС России, приобщены к материалам дела № 1-16-228/00-22-15.

В результате проведенного анализа материалов дела № 1-16-228/00-22-15, Комиссией установлено, что в период до 02.10.2013 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» заключили антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение) (см. Рис. 1).

Целью Соглашения являлось ограничение конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Соглашение реализовывалось до 04.07.2014 (дата последнего платежа по договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И, заключённому между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив»).

Реализация Соглашения включала четыре взаимосвязанных элемента:

1) непринятие ФАУ «ФЦЦС» (в нарушение ряда поручений) мер по разработке индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (22.02.2012 – 02.10.2013);

2) непроведение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (29.08.2013 – 02.10.2013);

3) направление ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций в отношении связанной с ФАУ «ФЦЦС» организации – ООО «Госнорматив» – с целью выбора данного общества в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (02.10.2013 – 03.10.2013);

4) следование ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендации ФАУ «ФЦЦС» о выборе ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (04.10.2013 – 04.07.2014).

Рис. 1. Общая схема Соглашения.

 

Заключение Ответчиками Соглашения и его реализация подтверждаются следующими доказательствами.

 

1. Непринятие ФАУ «ФЦЦС» (в нарушение ряда поручений) мер по разработке индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

22.02.2012 на совещании по строительству объектов космодрома «Восточный» в присутствии представителей Федерального космического агентства (далее – Роскосмос), ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» было принято следующее решение: до 01.04.2012 «ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» совместно с заказчиком обратиться в уполномоченный орган федерального центра по ценообразованию в строительстве на предмет разработки индивидуального индекса перевода стоимости строительства от цен 2001 г. в текущие»

1

Т. 3, л. 362 – 365.

.

 

В письме от 28.03.2012 № 32/39-7, направленном ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в Роскосмос (заказчик строительства космодрома «Восточный»), содержалась просьба об обращении в ФАУ «ФЦЦС» для разработки индивидуального индекса перевода стоимости строительства от цен 2001 г. в текущие цены

2

Т. 3, л. 111.

.

 

В письме от 12.05.2012 № УИП-3046-исх, направленном в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», Роскосмос выразил согласие на разработку индивидуальных объектных индексов пересчёта сметной стоимости для расчётов при строительстве объектов космодрома «Восточный»

3

Т. 3, л. 361.

.

 

19.06.2012 Роскосмос в письме № АЛ-09-4474 попросил Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) и ФАУ «ФЦЦС» разработать индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, учитывающие организационно-технологические особенности строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный»

4

Т. 3, л. 360.

. Ответ на указанное обращение был направлен Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее – Госстрой) письмом от 19.10.2012 № 714-ИП/08/ГС, в котором сообщалось о необходимости разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный». Также в указанном письме сообщалось о том, что разработку таких индексов может осуществить ФАУ «ФЦЦС»

5

Т. 3, л. 353.

 

.

 

Согласно протоколу совещания у руководителя Госстроя Когана В. И. От 31.08.2012 № 8‑вн/ГС

6

Т. 3, л. 354 – 357.

при участии представителей Минрегиона России, ФАУ «ФЦЦС», Роскосмоса, Спецстроя России и других лиц, на котором обсуждались проблемы определения сметной стоимости строительства объектов космической инфраструктуры, в том числе строительства космодрома «Восточный», даны следующие поручения:

 

1) ФАУ «ФЦЦС»:

– в срок до 30.09.2012 – обеспечить разработку Методики определения стоимости строительства космодрома «Восточный», предусмотрев в ней порядок учёта фактических затрат, связанных со строительством космодрома «Восточный»;

– в срок до 31.10.2012 – обеспечить разработку индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для определения стоимости видов работ при строительстве космодрома «Восточный», для которых государственные сметные нормативы отсутствуют;

2) Роскосмосу, Спецстрою в срок до 15.09.2012 – обеспечить представление исходных данных, необходимых для разработки Методики определения стоимости строительства космодрома «Восточный» и индивидуальных сметных нормативов на выполнение работ на объекте космодром «Восточный», а также доступ специалистов ФАУ «ФЦЦС» на космодром «Восточный»;

3) Управлению регулирования градостроительной деятельности Госстроя России:

– в срок до 05.10.2012 – обеспечить подготовку проекта нормативного акта об утверждении Методики определения стоимости строительства космодрома «Восточный»;

 в срок до 05.11.2012 – обеспечить подготовку проекта нормативного акта об утверждении индивидуальных сметных нормативов на выполнение работ на объекте космодром «Восточный».

4) ФАУ ФЦЦС в срок до 20.12.2012 разработать и представить для утверждения в Роскосмос проект Методики разработки отраслевых сметных нормативов, предназначенных для планирования и оценки затрат из федерального бюджета, на строительство объектов космической инфраструктуры.

Из всего вышеизложенного следует, что предполагалась разработка ФАУ «ФЦЦС» Методики определения стоимости строительства космодрома «Восточный», индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для определения стоимости видов работ при строительстве космодрома «Восточный», а также индексов изменения сметной стоимости строительства космодрома «Восточный».

В октябре – ноябре 2012 г. ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» направило в Роскосмос и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» исходные данные для определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры

7

Т. 3, л. 94 – 109; Т. 6, л. 133 – 136, 158 – 175.

.

 

Письмом от 04.02.2013 № ОФ-07-757 Роскосмос направил первому заместителю председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации <...> на рассмотрение письмо в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации <...>, в котором среди прочего просил поручить следующее: Минрегиону России обеспечить разработку Методики определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры (космодрома «Восточный»), предусмотрев в ней возможность учёта фактических затрат, связанных с организационно-технологическими особенностями строительства космодрома, а также разработку необходимых сметных нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости объектов космодрома «Восточный»; Спецстрою России и Роскосмосу до начала разработки и утверждения Методики организовать разработку показателей, предназначенных для расчётов за выполненные Спецстроем России к настоящему моменту работы, в которых учесть фактическую величину заработной платы рабочих-строителей, стоимость эксплуатации строительных машин, стоимость основных (ценообразующих) строительных ресурсов

8

Т. 3, л. 349 – 351.

.

 

В поручении заместителя Председателя Правительства Российской Федерации <...> от 15.02.2013 № РД-П22-894ВПК

9

Т. 3, л. 352.

было отмечено, что разработка нормативной базы, необходимой для обеспечения строительства объектов космодрома «Восточный», «недопустимо затянулась». В связи с этим было поручено:

 

1) Минрегиону России в срок до 30.07.2013 обеспечить разработку Методики определения стоимости строительства объектов космодрома «Восточный» с учётом предложений Роскосмоса и Спецстроя России.

2) Спецстрою России и Роскосмосу (срок исполнения отсутствовал) определить совместно с Минрегионом России необходимые показатели для проведения расчетов за выполненные в 2012 году и в I кв. 2013 года работы при строительстве объектов космодрома с учетом фактических данных о стоимости строительных ресурсов.

Согласно протоколу совещания у руководителя Роскосмоса <...> по вопросам строительства объектов космодрома «Восточный» от 16.03.2013 Спецстрою России совместно с ФАУ «ФЦЦС» было поручено разработать Методику определения стоимости строительства космодрома «Восточный» в срок до 20.04.2013

10

Т. 6, л. 100 – 103.

.

 

Письмом от 16.05.2013 № 563-16003/ФЦ ФАУ «ФЦЦС» направило в адрес Роскосмоса проект Методики определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный». Пунктами 2.7, 2.9 данного проекта предусматривалась разработка индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный»

11

Т. 6, л. 82 – 85.

.

 

Совместным приказом Роскосмоса и Спецстроя России от 24.05.2013 № 119/181 «Об организации взаимодействия по ценообразованию стоимости строительства объектов космодрома «Восточный» утвержден состав Межведомственной рабочей группы Роскосмоса и Спецстроя России (далее – МРГ Роскосмоса и Спецстроя России, МРГ)

12

Т. 3, л. 339 – 341.

. В состав МРГ Роскосмоса и Спецстроя России вошли представители Роскосмоса, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России, ФГУП «Организация «Агат», ФАУ «ФЦЦС» (руководитель учреждения – <...> заместитель руководителя – <...>), ФГУП «Спецстройсервис», ОАО «31 ГПИСС», ФГУП «Спецстройтехнологии», ОАО «ИПРОМАШПРОМ», Минрегиона России.

 

Согласно протоколу № 1 совещания МРГ Роскосмоса и Спецстроя России по вопросам ценообразования объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» от 21.06.2013 № УИП-6242-пр ФАУ «ФЦЦС» в рамках исполнения протокола Госстроя России от 31.08.2012 № 8-вн/ГС был разработан и направлен участникам МРГ проект Методики определения стоимости строительства объектов космодрома «Восточный». Также в протоколе отмечалось, что участниками МРГ «в рабочем порядке с сентября 2012 г. были неоднократно рассмотрены проекты Методики, а также устранены возникшие замечания»

13

Т. 3, л. 329 – 338.

.

 

Участники МРГ Роскосмоса и Спецстроя России решили согласовать проект Методики с учетом изменений.

Письмом от 25.06.2013 № ВП-09-5049 Роскосмос направил в адрес Госстроя проект Методики определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» для рассмотрения и включения в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее – федеральный реестр сметных нормативов)

14

Т. 3, л. 326 – 328.

.

 

Письмом от 02.08.2013 № 7993-БМ/12/ГС Госстрой уведомил Роскосмос о направлении проекта Методики определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» на экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России»

15

Т. 6, л. 69.

.

 

19.09.2013 индивидуальный сметный норматив «Методика определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» был внесен в федеральный реестр сметных нормативов приказом Госстроя № 349/ГС

16

Т. 6, л. 53 – 57.

.

 

Таким образом, несмотря на то, что исходные данные были представлены ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» еще в октябре – ноябре 2012 г., в нарушение ряда поручений ФАУ «ФЦЦС» разработало Методику определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» только к маю 2013 г. Указанная Методика была включена в федеральный реестр сметных нормативов 19.09.2013. Далее предполагалась разработка индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» для перевода цен от уровня 2001 года в текущие.

Согласно протоколу совещания у первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации <...> от 28.08.2013 № ИХ-П22-7пр было принято к сведению сообщение директора Спецстроя России <...> по вопросу взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций по строительству объектов космодрома «Восточный» и достигнутых договоренностей между Спецстроем России, Роскосмосом и Госстроем о согласованном графике подготовки необходимых материалов, связанных с выполнением поручения Правительства Российской Федерации от 15.02.2013 № РД-П22-894ВПК, предусматривающего в том числе завершение разработки, проведения экспертной оценки и внесения в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке Госстроем индексов пересчёта сметной стоимости по строительству космодрома «Восточный» до 18.09.2013

17

Т. 3, л. 324 – 325.

.

 

Письмами от 30.08.2013 № 381/725-В

18

Т. 3, л. 440 – 452.

, от 02.09.2013 № 381/733-В

19

Т. 3, л. 439.

, от 03.09.2013 № 381/739-В

20

Т. 3, л. 438.

, от 11.09.2013 № ДКВ-49-исх

21

Т. 3, л. 432.

, от 12.09.2013 № 381/769-В

22

Т. 3, л. 431.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» направило в адрес Госстроя исходные данные для разработки индивидуальных индексов пересчёта сметной стоимости строительства для объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный». Копии некоторых из указанных писем направлялись также руководителю ФАУ «ФЦЦС» <...>, заместителю руководителя ФАУ «ФЦЦС» <...>

 

Часть исходных данных от ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Госстрой переслал в ФАУ «ФЦЦС» письмом от 04.09.2013 № 9627-ЕЖ/12/ГС

23

Т. 3, л. 437.

.

 

Из протокола совещания у временно исполняющего обязанности первого заместителя директора Спецстроя России <...> от 06.09.2013 следует, что был принят к сведению доклад заместителя начальника – руководителя обособленного подразделения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» <...> о том, «что к переданной Дирекцией космодрома «Восточный» сметной документации по четырём объектам линейных
сооружений – автомобильные и железные дороги ФЦЦС замечаний не имеет и приступил к разработке индивидуальных индексов пересчёта
»

24

Т. 6, л. 63.

.

 

Письмом от 13.09.2013 № 1061-18838/ФЦ ФАУ «ФЦЦС» направило результаты рассмотрения исходных данных в Госстрой и сообщило о том, что представленный комплект исходных данных, используемых при строительстве космодрома «Восточный», является не полным и подлежит доработке

25

Т. 3, л. 428 – 430.

. Указанные результаты рассмотрения ФАУ «ФЦЦС» исходных данных были перенаправлены Госстроем в Роскосмос письмом от 19.09.2013 № 10196-БМ/12/ГС, в котором сообщалось следующее: «Разработка и внесение в федеральный реестр сметных нормативов индивидуальных индексов пересчёта сметной стоимости строительства космодрома «Восточный» в установленном Госстроем порядке не представляется возможным в связи с тем, что объём представленных исходных данных является неполным и не позволяет осуществить расчёт»

26

Т. 3, л. 420 – 426.

.

 

Письмом от 16.09.2013 № 9991-ЕЖ/12/ГС Госстрой направил в ФАУ «ФЦЦС» исходные данные, полученные от ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и Министерства строительства и архитектуры Амурской области. В тексте указанного письма содержалась фраза: «Управление регулирования градостроительной деятельности Госстроя направляет для разработки индивидуальных индексов стоимости строительства космодрома «Восточный»...»

27

Т. 3, л. 427.

.

 

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что разработать индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» должно было ФАУ «ФЦЦС», а также что исходные данные для расчёта указанных индексов направлялись в адрес ФАУ «ФЦЦС».

 

2. Непроведение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

02.10.2013 комиссия по закупке у единственного поставщика для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», согласно протоколу № 1583еп/2013, приняла решение о заключении договора с ООО «Госнорматив» – организацией, связанной с ФАУ «ФЦЦС», – на выполнение комплекса работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства: проведение работ по подготовке экономической части проекта организации строительства, разработку ресурсно-технологических моделей, разработку индивидуальных индексов изменения сметной стоимости, организацию проведения экспертизы проектов индексов, сопровождение процедуры согласования уполномоченными ведомствами

28

Т. 3, л. 157 – 158.

.

 

В соответствии с протоколом от 02.10.2013 № 1583еп/2013 при обосновании закупки у единственного поставщика комиссия сослалась на п. 9 ст. 22 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

Указанный пункт рассматриваемого Положения о закупках предполагает осуществление закупки у единственного поставщика в случае, если «возникают условия невозможности исполнения договорных обязательств Заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно. Данный пункт применяется при:

– срыве срока утверждённого графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию

29

Данное основание введено в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» приказом от 29.08.2013.

;

 

– срыве сроков поставки продукции контрагентом;

– поставке некачественной продукции контрагентом;

– срыве сроков выдачи проектно-сметной документации;

– внесении изменений в проектно-сметную документацию»

30

Т. 5, л. 339 – 413.

.

 

При этом, как установлено актом осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 15.02.2016 № 1-16

31

Т. 1, л. 19 – 32.

, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены две редакции вышеуказанного протокола от 02.10.2013 № 1583ЕП/2013 с совпадающими реквизитами – редакция от 02.10.2013 и редакция от 07.10.2013.

 

В редакции от 02.10.2013 в качестве обоснования закупки у единственного поставщика указано следующее: «Положение о закупках товаров, работ, услуг», ст. 22 п. 27 (заключается договор на выполнение подрядных работ, при условии выполнения подрядчиком собственными силами не менее 85% общего объёма работ по договору подряда)». В редакции от 07.10.2013 в качестве обоснования закупки у единственного поставщика указано иное основание: «Положение о закупках товаров, работ, услуг», ст. 22 п. 9 (возникают условия невозможности исполнения договорных обязательств Заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий необходима определённая продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно).

Вышеуказанное изменение основания закупки работ у единственного поставщика в совокупности с другими доказательствами может свидетельствовать о неправомерности и необоснованности осуществления данной закупки работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» без проведения конкурентных процедур.

Также установлено, что данную закупку в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»

32

Т. 5, л. 339 – 413.

возможно было осуществить посредством проведения конкурентных процедур: конкурса, запроса предложений или запроса котировок. Использование вышеуказанного основания для осуществления закупки у единственного поставщика стало возможным вследствие непринятия ФАУ «ФЦЦС» мер по разработке индексов и явилось инструментом ограничения конкуренции при закупке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

 

 

3. Направление ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций в отношении связанной с ФАУ «ФЦЦС» организации – ООО «Госнорматив» – с целью выбора данного общества в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Как было указано выше, разработать индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» в соответствии с рядом поручений должно было ФАУ «ФЦЦС», и исходные данные для расчёта указанных индексов направлялись в ФАУ «ФЦЦС». Однако разработка индексов была осуществлена ООО «ЦНИИМЦЕН»

33

ООО «ЦНИИМЦЕН» прекратило деятельность при присоединении к ООО «Цеф» (согласно записи в ЕГРЮЛ от 08.07.2014); Т. 2, л. 100.

и ООО «Госнорматив», имеющими следующие связи с ФАУ «ФЦЦС» (в том числе через некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ»); см. Рис. 2):

 

– в период с 11 ноября 2010 г. по 27 января 2014 г. НО «НАСИ» владела 100% долей ООО «ЦНИИМЦЕН»

34

По данным информационной системы «СПАРК». Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru.

(президентом НО «НАСИ» в 2008 – 2010 гг. являлся руководитель ФАУ «ФЦЦС» <...>, начальником департамента информационных технологий НО «НАСИ» – заместитель руководителя ФАУ «ФЦЦС» <...>

35

Т. 7, л. 118 (CD-диск); материалы дела № 1-16-179/00-22-14 о нарушении антимонопольного законодательства – Т. 8, л. 296.

);

 

– директором ООО «ЦНИИМЦЕН» в 2012 – 2013 гг. являлась <...>

36

По данным информационной системы «СПАРК». Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru.

, назначенная на должность президентом НО «НАСИ» и руководителем ФАУ «ФЦЦС» <...>;

 

<...> являлись одновременно сотрудниками ООО «ЦНИИМЦЕН» и ФАУ «ФЦЦС»;

– учредителем ООО «Госнорматив» является НО «НАСИ»

37

По данным Единого государственного реестра юридических лиц. Режим доступа: https://egrul.nalog.ru.

;

 

– адрес, по которому было зарегистрировано ООО «ЦНИИМЦЕН»

38

Т. 2, л. 100.

, совпадает с юридическим адресом ООО «Госнорматив» в настоящее время

39

По данным Единого государственного реестра юридических лиц. Режим доступа: https://egrul.nalog.ru.

.

 

Рис. 2. Схема связей организаций.

 

23.08.2012 между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН» по результатам проведения запроса предложений заключён договор № 73/ГУСДА/12 на выполнение комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства проекта «Космодром «Восточный». Строительство автомобильных и железных дорог космодрома» на 2 квартал 2012 г.

40

Т. 4, л. 431 – 441.

 

31.07.2013 между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН» заключено дополнительное соглашение к договору от 23.08.2012 № 73/ГУСДА/12, в соответствии с которым срок выполнения работ по договору устанавливался до 31.12.2013 (вместо первоначального срока – 2 месяца с даты представления исходных данных), а также изменялся предмет договора – индексы необходимо было рассчитать на 3 квартал 2013 г. вместо первоначального периода – 2 квартал 2012 г.

41

Т. 4, л. 429 – 430.

 

Результаты работ по договору от 23.08.2012 № 73/ГУСДА/12 ООО «ЦНИИМЦЕН» направило в адрес ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» письмом от 07.10.2013 № 48/2013

42

Т. 1, л. 131 – 137.

.

 

По результатам анализа вышеизложенных фактов и обстоятельств ФАС России также были установлены признаки нарушения ООО «ЦНИИМЦЕН» и ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» антимонопольного законодательства при определении подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для автомобильных и железных дорог космодрома «Восточный», однако в связи с истечением сроков давности дело возбуждено антимонопольным органом не было (статья 41.1 Закона о защите конкуренции).

02.10.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении закупки № 31300584519, согласно которому закупка работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости осуществлялась ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в форме закупки у единственного поставщика – ООО «Госнорматив» – по следующим объектам:

– «Космодром «Восточный». Строительство стартового комплекса РН «Союз-2», площадка 1С»;

– «Технический комплекс КРК «Союз-2». Площадка № 2. Территория № 1»;

– «Космодром «Восточный». Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома. I этап»

43

Т. 1, л. 19 – 32.

.

 

В письме ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» от 02.10.2013 г. № 32/49-492 в адрес ФАУ «ФЦЦС» сообщалось следующее:

«В рамках реализации протокольного поручения от 28.08.2013 по вопросу ценообразования в строительстве объектов космодрома «Восточный» разработку индивидуальных индексов изменения сметной стоимости объектов космодрома «Восточный» возможно поручить ООО «Госнорматив».

В целях определения указанной организации исполнителем работ в рамках действующих нормативных документов прошу Ваших рекомендаций по ООО «Госнорматив»

44

Т. 7, л. 53.

.

 

Как в упоминаемом в тексте данного письма протоколе от 28.08.2013, так и в поручении заместителя Председателя Правительства РФ от 15.02.2013 № РД-П22-894ВПК, на которое имеется ссылка в протоколе, нет указания на поручение (возможность поручения) разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» частным коммерческим организациям. Из ранее приведённой переписки и протоколов совещаний следует, что разработку индивидуальных индексов должно было осуществить ФАУ «ФЦЦС».

В письме ФАУ «ФЦЦС» от 03.10.2013 № 1159-18831/ФЦ в ответ на обращение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» говорится, что «компания «Госнорматив» представляет собой специализированную организацию в сфере ценообразования и сметного нормирования, которая осуществляет разработку комплекса методических и сметно-нормативных документов для различных отраслей экономики и крупных национальных компаний». Кроме того, в указанном письме сообщалось, что ООО «Госнорматив» является членом НО «НАСИ», имеет соответствующие допуски СРО «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга», обладает значительными кадровыми и техническими ресурсами, а также зарекомендовало себя ответственным исполнителем

45

Т. 7, л. 54.

.

 

В письме от 02.10.2013 № 32/33-1417 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» обратился в Спецстрой России по вопросу согласования совершения крупной сделки на выполнение комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости с ООО «Госнорматив».

Таким образом, ещё до получения ответа от ФАУ «ФЦЦС» о рекомендации ООО «Госнорматив» в качестве контрагента ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» уже фактически определило ООО «Госнорматив» в качестве подрядчика.

Письмом от 04.10.2013 № 11/8318/1 Спецстрой России согласовал сделку. В тексте указанного письма имеется написанная от руки фраза «на основании рекомендаций ФАУ «ФЦЦС»

46

Т. 3, л. 156.

.

 

Таким образом, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ФАУ «ФЦЦС» совместно определили ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

 

4. Следование ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендации ФАУ «ФЦЦС» о выборе ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

04.10.2013 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив» заключили договор № 18/09-2013И на выполнение комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» на общую сумму 320 104 550,00 рублей

47

Т. 3, л. 166 – 171.

.

 

Согласно техническому заданию и календарному плану, являющимся приложениями к договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И, для выполнения работ установлен срок «до «15» октября 2013 года с момента предоставления исходных данных»

48

Т. 3, л. 162 – 165.

.

 

В соответствии с документами и информацией, представленными в адрес ФАС России, исходные данные направлялись Госстрою и ФАУ «ФЦЦС». При этом сведения о представлении исходных данных в ООО «Госнорматив» отсутствуют.

Результаты выполненных работ по договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И ООО «Госнорматив» направило в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» письмом от 05.12.2013 № ГН-414/2013

49

Т. 3, л. 112 – 143.

. Данное письмо содержало:

 

 значения индивидуальных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по материалам, фонду оплаты труда, эксплуатации машин и механизмов, а также общих индексов;

 расчётные обоснования к индивидуальным индексам (Пояснительная записка);

 положительное заключение ФАУ «ФЦЦС»;

 выписку из федерального реестра сметных нормативов.

При этом в расчётных обоснованиях к индивидуальным индексам (Пояснительной записке) ООО «Госнорматив» среди индексов, расчёт которых предусматривался документацией о закупке у единственного поставщика и договором от 04.10.2013 № 18/09-2013И, заключённым между ООО «Госнорматив» и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», указаны также индексы изменения сметной стоимости по проектам «Строительство автомобильных дорог космодрома (1-я очередь, I – II этапы)» и «Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь, I – II этапы)», являвшиеся предметом договора от 23.08.2012 № 73/ГУСДА/12, заключённого между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН».

В настоящее время работы по договору между ООО «Госнорматив» и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» выполнены и оплачены частично – на сумму 280 052 275,00 рублей, что подтверждается актами сдачи-приёмки выполненных работ от 20.11.2013 №№ 1, 2, 3

50

Т. 8, л. 30 – 35.

, и платёжными поручениями от 27.12.2013 № 26518

51

Т. 8, л. 37.

 

, от 01.07.2014 № 10240

52

Т. 8, л. 36.

 

, от 04.07.2014 № 10486

53

Т. 8, л. 38.

 

.

 

Согласно письму ООО «Госнорматив» от 30.03.2016 № ГН-056 данное общество не обладает полной информацией о причине неполной оплаты работ по договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И со стороны ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»

54

Т. 1, л. 83.

.

 

Таким образом, результаты работ по договору, которые ООО «Госнорматив» должен был сдать в срок до 15.10.2013, были направлены в адрес ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» только 05.12.2013, а также содержали индексы изменения сметной стоимости строительства автомобильных и железных дорог космодрома «Восточный», которые являлись предметом договора между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН».

В то же время индексы изменения сметной стоимости строительства, разработанные ООО «ЦНИИМЦЕН» и ООО «Госнорматив» по договорам с ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» соответственно, были рассмотрены МРГ Роскосмоса и Спецстроя России 08.10.2013, то есть на следующий день после сдачи результатов работ ООО «ЦНИИМЦЕН» (письмо ООО «ЦНИИМЦЕН» от 07.10.2013 № 48/2013

55

Т. 1, л. 131 – 137.

 

) и через 4 дня после заключения договора между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

 

Согласно протоколу совещания от 08.10.2013 МРГ Роскосмоса и Спецстроя России решила:

«1. Принять к сведению указанные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» на III квартал 2013 года:

– Строительство автомобильных дорог космодрома (1-я очередь, I – II этапы)

8,79

– Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь, I – II этапы)

8,43

– Космодром «Восточный». Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома I этап

8,04

– Космодром «Восточный». Строительство стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С

8,33

– Технический комплекс КРК «Союз-2». Площадка № 2. Территория № 1

8,39

 

2. Роскосмосу в срок до 11 октября 2013 года направить указанные в п. 1 индексы изменения сметной стоимости в Госстрой для организации процедуры рассмотрения и внесения в федеральный реестр сметных нормативов.

3. Госстрою России в срок до 18 октября 2013 года организовать экспертное рассмотрение и внесение соответствующих сведений в федеральный реестр сметных нормативов»

56

Т. 6, л. 49 – 52.

.

 

Письмом от 11.10.2013 № УИП-8151-исх Роскосмос направил в адрес Госстроя индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» для рассмотрения и внесения в федеральный реестр сметных нормативов

57

Т. 3, л. 410 – 417.

.

 

31.10.2013 письмом № 12323-ЕЖ/12/ГС Госстрой переслал в ФАУ «ФЦЦС» письмо Роскосмоса от 11.10.2013 № УИП-8151-исх с индивидуальными индексами и с просьбой направить результаты рассмотрения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» в адрес Госстроя в максимально короткий срок

58

Т. 3, л. 407.

.

 

На следующий день, письмом от 01.11.2013 № 1305-19509/ФЦ ФАУ «ФЦЦС» направило в адрес Госстроя заключение по результатам рассмотрения расчётных обоснований и индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» от 2013 года без даты. В качестве экспертов ФАУ «ФЦЦС» заключение подписали <...> (работники ООО «ЦНИИМЦЕН»). Утвердил заключение руководитель ФАУ «ФЦЦС» <...>

Письмом от 07.11.2013 № 12610-ЛС/12/ГС Госстрой переслал в адрес Роскосмоса вышеуказанное заключение ФАУ «ФЦЦС»

59

Т. 3, л. 373 – 389.

.

 

На основании письма Госстроя от 07.11.2013 № 12610-ЛС/12/ГС индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» были включены в федеральный реестр сметных нормативов под регистрационным номером 81.

При этом Комиссией ФАС России установлено, что на момент разработки индивидуальных индексов изменения стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» и включения их в федеральный реестр сметных нормативов отсутствовал какой-либо документ, регламентирующий порядок разработки и утверждения индивидуальных индексов. К разработке и утверждению индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» применялись частично Методика расчёта прогнозных индексов изменения стоимости строительства, утверждённая приказом Минрегиона России от 20.08.2009 № 355, и Порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утверждённый приказом Госстроя от 04.12.2012 № 75/ГС. Это подтверждается ответами ФАУ «ФЦЦС» и Минстроя России на запросы ФАС России и пояснениями представителя ФАУ «ФЦЦС» на заседании Комиссии

60

Т. 1, л. 36 – 38, 39 – 44, 55 – 56, 61.

.

 

Письмом от 18.12.2013 № 15/11187 Спецстрой России попросил руководителя ФАУ «ФЦЦС» <...> произвести экспертизу расчёта цены по договорам, заключенным ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» с ООО «ЦНИИМЦЕН» и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» с ООО «Госнорматив», с выдачей соответствующего заключения

61

Т. 1, л. 115.

.

 

Письмом от 19.12.2013 № 1490-18716/ФЦ ФАУ «ФЦЦС» направило в адрес Спецстроя России заключение по результатам проведения экспертизы определения цены вышеуказанных контрактов. Данное заключение содержало вывод о том, что «совокупная договорная стоимость выполнения комплекса работ по разработке индивидуальных индексов по объектам космодрома «Восточный» в размере 445 млн. руб. (договоры от 23.08.2012 № 73/ГУСДА/12, от 04.10.2013 № 18.09-2013И) не превышает предельной расчётной стоимости выполнения работ, определённой с применением действующих нормативных показателей»

62

Т. 1, л. 116 – 130.

.

 

Таким образом, ФАУ «ФЦЦС» «легализовало» расчет стоимости работ, выполненных связанными с ФАУ «ФЦЦС» организациями, обеспечив реализацию антиконкурентного соглашения.

При этом денежные средства за проведение экспертизы (проверки достоверности) расчетных обоснований и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космодрома «Восточный», а также за проведение экспертизы расчёта цены договоров, заключенных между ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» и ООО «ЦНИИМЦЕН» и между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив», проведённых по поручениям Госстроя и Спецстроя России, не взимались, что подтверждается письмами ФАУ «ФЦЦС» от 16.03.2016 № И539/16

63

Т. 1, л. 55 – 56.

, от 18.04.2016 № ИС800/16

64

Т. 1, л. 98.

 

.

 

Кроме того, ФАУ «ФЦЦС» не оказывало государственные услуги в сфере сметного нормирования и ценообразования, как следует из письма Минстроя России от 22.04.2016 № 12229-ХМ/09

65

Т. 1, л. 106 – 109.

.

 

В соответствии с п. 1.2 устава ФАУ «ФЦЦС» в редакции, действовавшей в 2013 г., ФАУ «ФЦЦС» «является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве, а также методологического руководства региональными органами по ценообразованию в строительстве и специализированными отраслевыми организациями»

66

Материалы дела № 1-16-179/00-22-14 о нарушении антимонопольного законодательства – Т. 110, л. 161 – 184.

.

 

Исходя из положения ФАУ «ФЦЦС» в качестве подведомственной Госстрою организации, данному учреждению на совещании у руководителя Госстроя были даны поручения по вопросам определения стоимости строительства объектов космодрома «Восточный». В рамках реализации указанных поручений представители ФАУ «ФЦЦС» приняли участие в ряде совещаний по вопросам строительства космодрома «Восточный», а также направили ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендации в отношении ООО «Госнорматив». По мнению Комиссии, рекомендации ФАУ «ФЦЦС» оказали влияние на принятие решения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о заключении договора на разработку индивидуальных индексов для объектов космодрома «Восточный» с ООО «Госнорматив», а также на принятие решения Спецстроем России о согласовании крупной сделки между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив» вследствие того, что ФАУ «ФЦЦС» исполняло функции федерального органа исполнительной власти.

Также представители ФАУ «ФЦЦС» принимали участие в совещаниях, касающихся строительства космодрома «Восточный», наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти.

Согласно информации, представленной ФАУ «ФЦЦС» в адрес ФАС России письмом от 02.06.2016 № Ис-1315/16, участие представителей ФАУ «ФЦЦС» в совещаниях по вопросам строительства космодрома «Восточный» осуществлялось в рамках функций, возложенных на учреждение Госстроем

67

Т. 1, л. 150 – 151.

.

 

Рассмотрение и выдача заключения ФАУ «ФЦЦС» по результатам рассмотрения расчётных обоснований и индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» на III квартал 2013 г. были осуществлены ФАУ «ФЦЦС» по поручению Госстроя (письмо Госстроя от 31.10.2013 № 12323-ЕЖ/12/ГС

68

Т. 3, л. 407.

) и на основании приказа Госстроя от 04.12.2012 № 75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (далее – Порядок), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.03.2013 под номером 27573.

 

В соответствии с Порядком разработанные проекты сметных нормативов представляются для рассмотрения в Госстрой (в настоящее время – Минстрой России) федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами.

Согласно пункту 15 Порядка рассмотрение представленных материалов в Госстрое включает в себя:

проверку комплектности представленных материалов;

проведение проверки представленных расчетных обоснований проекта сметного норматива;

внесение (отказ во внесении) сметного норматива в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с пунктами 18 – 20 Порядка для проведения экспертизы (проверки представленных расчетных обоснований проекта сметного норматива) Госстрой направляет проекты сметных нормативов с прилагаемыми материалами в подведомственную организацию (ФАУ «ФЦЦС»). Результаты экспертизы проектов сметных нормативов оформляются в виде экспертного заключения, которое направляется в Госстрой. Сметный норматив, по которому принято решение о внесении в федеральный реестр сметных нормативов, утверждается путём издания Госстроем приказа о внесении сметного норматива в федеральный реестр сметных нормативов.

Таким образом, в соответствии с указанным Порядком проверка расчётных обоснований проекта сметного норматива, проведение которой является функцией ФАУ «ФЦЦС», являлась и является неотъемлемой частью процесса рассмотрения проектов сметных нормативов, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти (Госстроем, в настоящее время – Минстроем России).

Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении и выдаче заключения по результатам рассмотрения расчётных обоснований и индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома «Восточный» на III квартал 2013 г. ФАУ «ФЦЦС» осуществляло функции Госстроя, так как это являлось и является частью процесса рассмотрения проекта сметного норматива в соответствии с утверждённым Порядком.

Приведённая выше позиция подтверждается также письмом ФАУ «ФЦЦС» от 02.06.2016 № Ис-1315/16

69

Т. 3, л. 407.

.

 

Также, в соответствии с письмом Счётной палаты Российской Федерации от 21.01.2015 № 01-124/08-Д

70

Т. 1, л. 206 – 213.

в адрес президента Российской Федерации В. В. Путина «Минстрой России

71

Соответственно, до Минстроя России – Минрегион России, Госстрой.

 

передал реализацию государственной функции по экспертизе разрабатываемых сметных нормативов подведомственному федеральному автономному учреждению «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов». Регламент предоставления государственной услуги по проведению такой экспертизы не утверждён».

 

Таким образом, Комиссия ФАС России, исходя из анализа положений устава ФАУ «ФЦЦС» в указанной редакции, совокупности фактических обстоятельств дела, ответов на запросы ФАС России (в т. ч. вышеуказанного ответа ФАУ «ФЦЦС» от 02.06.2016 № Ис-1315/16), приходит к выводу о том, что ФАУ «ФЦЦС» в ходе разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» исполняло функции федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России, Госстроя).

При этом, учитывая то, что ФАУ «ФЦЦС» не оказывало государственных услуг и функция проведения экспертизы проекта сметного норматива (проверки представленных расчетных обоснований проекта сметного норматива), относящаяся в соответствии с Порядком к функциям Госстроя (в настоящее время – Минстроя России), не относилась к функциям ФАУ «ФЦЦС» в соответствии с действовавшими в 2012 – 2013 годах редакциями устава данного учреждения, Комиссия пришла к выводу о незаконном характере передачи указанной функции федеральным органом исполнительной власти подведомственному учреждению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 39.1 Закона о защите конкуренции, 05.07.2016 Комиссией выдано Минстрою России предупреждение о прекращении бездействия, выразившегося в непринятии правового акта, регламентирующего разработку и утверждение индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, в связи в наличием в данном бездействии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

72

Т. 1, л. 203 – 205.

 

Также ФАС России проведено исследование рынка работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», по результатам которого составлен краткий отчёт об исследовании рынка от 04.07.2016

73

Т. 1, л. 159 – 165.

.

 

В соответствии с вышеуказанным отчётом в период с 22.02.2012 по 07.11.2013 на рынке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», являвшемся федеральным рынком, помимо ООО «Госнорматив», могли действовать (действовали) иные хозяйствующие субъекты, например, ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза».

В соответствии с письмом ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» от 16.03.2016 № 631Р/2

74

Т. 1, л. 69 – 70.

и позицией данного учреждения, озвученной его законным представителем 19.04.2016 на заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению дела № 1-16-228/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства

75

Т. 1, л. 99 – 102.

 

, ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» занимается разработкой в том числе индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, обладает соответствующим количеством квалифицированных специалистов и иными необходимыми ресурсами, и могло принять участие в конкурентной процедуре на право заключения контракта на выполнение работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

 

Кроме того, согласно письму ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» от 13.04.2016 № 1014Р/1 стоимость разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космодрома «Восточный» в случае, если бы работы были выполнены данным учреждением, составила бы 910 000 рублей

76

Т. 1, л. 91 – 94.

.

 

Следовательно, в случае проведения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентной процедуры с целью определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индексов в ней могли бы принять участие и иные хозяйствующие субъекты, действующие на соответствующем рынке и способные предложить выгодные условия и стоимость выполнения работ.

С учётом изложенного, на основании документов и информации, имеющихся в материалах дела № 1-16-228/00-22-15, Комиссия ФАС России установила следующее.

В период до 02.10.2013 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» заключили Соглашение, запрещённое пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, и участвовали в нём до 04.07.2014.

С февраля 2012 года по август 2013 года на ряде совещаний с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и различных государственных организаций, посвященных вопросам строительства космодрома «Восточный», была обозначена проблема отсутствия сметно-нормативной базы, учитывающей организационно-технологические особенности строительства объектов данного космодрома, и необходимость её разработки.

В связи с этим предполагалось, что будут разработаны индивидуальные сметные нормативы и индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Разработать указанные нормативы и индексы должно было подведомственное федеральному органу исполнительной власти в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Минрегиону России, Госстрою, в настоящее время – Минстрою России) учреждение – ФАУ «ФЦЦС».

Затягивая сроки, установленные рядом поручений, ФАУ «ФЦЦС» разработало индивидуальный норматив – Методику определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» – только к маю 2013 г. Далее предполагалась разработка индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» для перевода цен от уровня 2001 года в текущие.

Все исходные данные для разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» представлялись в адрес ФАУ «ФЦЦС», однако разработка индексов была осуществлена ООО «ЦНИИМЦЕН» и ООО «Госнорматив» – организациями, связанными с ФАУ «ФЦЦС».

Подрядчик строительства космодрома «Восточный» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ФАУ «ФЦЦС» совместно определили ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» путём дачи ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций касательно ООО «Госнорматив».

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» без проведения конкурентных процедур заключил с ООО «Госнорматив» договор на сумму 320 104 550,00 рублей.

Данную закупку работ по расчёту индексов, в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», возможно было осуществить посредством проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок. Однако ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» осуществил закупку работ у единственного поставщика, мотивируя её возникновением условий невозможности исполнения собственных договорных обязательств в установленный срок, для предотвращения последствий которых необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно.

Использование вышеуказанного основания для осуществления закупки у единственного поставщика стало возможным вследствие непринятия ФАУ «ФЦЦС» мер по разработке индексов и явилось инструментом ограничения конкуренции при закупке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», так как в случае проведения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентной процедуры с целью определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индексов в ней могли бы принять участие и иные хозяйствующие субъекты, действующие на соответствующем рынке и способные предложить выгодные условия и стоимость выполнения работ.

При этом ФАУ «ФЦЦС» в ходе разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» исполняло функции федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России, Госстроя), вследствие чего, по мнению Комиссии, рекомендации ФАУ «ФЦЦС» оказали влияние на принятие решения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о заключении договора на разработку индивидуальных индексов для объектов космодрома «Восточный» с ООО «Госнорматив», связанным с ФАУ «ФЦЦС», а также на принятие решения Спецстроем России о согласовании крупной сделки между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

Разработанные индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» были утверждены МРГ Роскосмоса и Спецстроя еще до сдачи ООО «Госнорматив» работ по их расчёту. После утверждения данных индексов они были рассмотрены ФАУ «ФЦЦС», по результатам чего было принято положительное заключение, подписанное лицами, являвшимися одновременно работниками ФАУ «ФЦЦС» и ООО «ЦНИИМЦЕН», а индексы внесены в федеральный реестр сметных нормативов.

Кроме того, после разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» ФАУ «ФЦЦС» по обращению Спецстроя России было выдано заключение, «легализовавшее» стоимость работ по расчёту индексов, выполненных связанными с ФАУ «ФЦЦС» организациями, также обеспечившее реализацию антиконкурентного соглашения.

 

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в заключении об обстоятельствах дела № 1-16-228/00-22-15, оглашённом на заседании Комиссии 05.07.2016 и направленном в адрес лиц, участвующих в деле (исх. от 06.07.2016 № 22/45669/16).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании Комиссии 05.09.2016 ООО «Госнорматив» представило пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 1-16-228/00-22-15, об отсутствии в действиях ответчиков признаков заключения и участия в антиконкурентном Соглашении

77

Т. 1, л. 216 – 226.

.

 

В пункте 5 представленных ООО «Госнорматив» пояснений говорится о том, что осуществление закупки у ООО «Госнорматив» не привело и не могло привести к ограничению конкуренции в связи с отсутствием на соответствующем рынке иных хозяйствующих субъектов, имеющих возможность выполнить работы по расчёту индивидуальных индексов.

06.09.2016 ФАС России направлен запрос № РП/61488/16 в адрес организаций, являющихся возможными участниками рынка.

В соответствии с письмом ООО «Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве» (далее – ООО «РЦЦС Спб») от 07.09.2016 № 13422/16

78

Т. 1, л. 229 – 230.

данное общество в том числе занимается разработкой индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для различных организаций и объектов. ООО «РЦЦС СПб» имеет многолетний опыт разработки индексов и обладает необходимым квалифицированным персоналом и другими ресурсами.

 

Кроме того, в письме ООО «РЦЦС СПб» сообщается, что в случае проведения в 2013 году ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур по выбору подрядчика для расчёта индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» данное общество могло бы принять участие в данных конкурсных процедурах. При этом ООО «РЦЦС СПб» могло бы предложить выполнение работ по расчёту указанных индексов за значительно меньшую стоимость.

В соответствии с письмом ООО «Томский Центр Ценообразования в Строительстве» (далее – ООО «ТЦЦС») от 07.09.2016 № 422

79

Т. 1, л. 231 – 232.

указанное общество оказывает услуги в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в том числе по разработке индексов (включая индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства), сметных норм и расценок. Опыт работы ООО «ТЦЦС» в данной сфере составляет более 10 лет.

 

Также в письме ООО «ТЦЦС» сообщалось, что данное общество могло бы принять участие в конкурентной процедуре отбора подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», если бы данная конкурентная процедура была проведена. При этом ООО «ТЦЦС» обладает и обладало в 2013 году необходимым для выполнения данных работ количеством квалифицированных специалистов, техническими и иными ресурсами, а также опытом выполнения подобных работ.

Таким образом, на рынке работ по расчёту индивидуальных индексов, помимо ООО «Госнорматив», действовали иные субъекты, которые могли в 2013 году выполнить работы по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Данный вывод подтверждается кратким отчётом об исследовании рынка от 04.07.2016.

Комиссия ФАС России, рассмотрев представленные ООО «Госнорматив» пояснения, полагает, что доводы об отсутствии факта заключения и участия в антиконкурентном Соглашении опровергаются совокупностью полученных доказательств.

 

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между организациями, осуществляющими функции федеральных органов исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства», федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» нарушили пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения между организацией, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами и участии в данном соглашении, которое привело к ограничению доступа на рынок работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Ограничение доступа на товарный рынок в рассматриваемом Комиссией деле выразилось в непроведении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космодрома «Восточный», в связи с чем иные, кроме ООО «Госнорматив», хозяйствующие субъекты, обладающие соответствующими техническими ресурсами и квалифицированными специалистами, не имели возможности принять участие в процедуре закупки работ по расчёту указанных индексов, предложив конкурентоспособные условия и стоимость выполнения работ.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признаётся договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличному от содержащегося в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения участников соглашения с учётом принципов разумности и обоснованности.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности доказательств.

Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации расследуется уголовное дело, возбуждённое в отношении бывшего руководителя ФАУ «ФЦЦС» <...>, касающееся расчёта индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

При таких обстоятельствах, Комиссия ФАС России считает необходимым направить решение по делу № 1-16-228/00-22-15 в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации.

Основания для выдачи Ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного Соглашения и участия в нём отсутствуют в связи с завершением реализации Соглашения.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (ИНН: 2700001660, 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 43), федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ИНН: 7708071932, 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3, стр. 1), общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (ИНН: 7728728863, 129085, г. Москва, пр. Мира, д. 95, стр. 1) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения между организацией, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами и участии в данном соглашении, которое привело к ограничению доступа на рынок работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещённого соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Направить решение по делу № 1-16-228/00-22-15 в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны