Определение №22/77360/16 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 10 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.32-1375/00-22-16 и проведении

административного расследования

 

10 ноября 2016 г. г.  Москва

 

Я, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Артюшенко Дмитрий Викторович, рассмотрев решение по делу № 1-16-228/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (ИНН 2700001660, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 43),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 28.12.2015 № 1324/15 возбуждено дело № 1-16-228/00-22-15 по признакам нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее также – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»), федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее также – ФАУ «ФЦЦС») и обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела № 1-16-228/00-22-15 Комиссия ФАС России 21.09.2016 (далее – Комиссия) приняла решение (исх. от 22.09.2016 № 22/65554/16, далее – Решение), которым установлено следующее.

В период до 02.10.2013

1

Дата размещения извещения о проведении закупки № 31300584519, согласно которому закупка работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости осуществлялась в форме закупки у единственного поставщика.

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» заключили антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение).

 

Целью Соглашения являлось ограничение конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Соглашение реализовывалось до 04.07.2014

2

Дата последнего платежа по договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И, заключённому между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

.

 

Реализация Соглашения включала четыре взаимосвязанных элемента:

1) непринятие ФАУ «ФЦЦС» (в нарушение ряда поручений) мер по разработке индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (22.02.2012 – 02.10.2013);

2) непроведение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (29.08.2013 – 02.10.2013);

3) направление ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций в отношении связанной с ФАУ «ФЦЦС» организации – ООО «Госнорматив» – с целью выбора данного общества в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (02.10.2013 – 03.10.2013);

4) следование ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендации ФАУ «ФЦЦС» о выборе ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (04.10.2013 – 04.07.2014), а также заключение ООО «Госнорматив» договора от 04.10.2013 № 18/09-2013И с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

С февраля 2012 года по август 2013 года на ряде совещаний с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и различных государственных организаций, посвященных вопросам строительства космодрома «Восточный», была обозначена проблема отсутствия сметно-нормативной базы, учитывающей организационно-технологические особенности строительства объектов данного космодрома, и необходимость её разработки.

В связи с этим предполагалось, что будут разработаны индивидуальные сметные нормативы и индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Разработать указанные нормативы и индексы должно было подведомственное федеральному органу исполнительной власти в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Министерству регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), Федеральному агенству по строительству и жилищно-комунальному хозяйству (далее – Госстрой), Министерству строительство Российской Федерации (далее – Минстрой России)) учреждение – ФАУ «ФЦЦС».

Затягивая сроки, установленные рядом поручений, ФАУ «ФЦЦС» разработало индивидуальный норматив – Методику определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» – только к маю 2013 г. Далее предполагалась разработка индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» для перевода цен от уровня 2001 года в текущие.

Все исходные данные для разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» представлялись в адрес ФАУ «ФЦЦС», однако разработка индексов была осуществлена ООО «ЦНИИМЦЕН» и ООО «Госнорматив» – организациями, связанными с ФАУ «ФЦЦС».

Подрядчик строительства космодрома «Восточный» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ФАУ «ФЦЦС» совместно определили ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» путём дачи ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций об ООО «Госнорматив».

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» без проведения конкурентных процедур заключил с ООО «Госнорматив» договор на сумму 320 104 550,00 рублей.

Данную закупку работ по расчёту индексов, в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», возможно было осуществить посредством проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок. Однако ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» осуществил закупку работ у единственного поставщика, мотивируя её возникновением условий невозможности исполнения собственных договорных обязательств в установленный срок, для предотвращения последствий которых необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно.

Использование вышеуказанного основания для осуществления закупки у единственного поставщика стало возможным вследствие непринятия ФАУ «ФЦЦС» мер по разработке индексов и явилось инструментом ограничения конкуренции при закупке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», так как в случае проведения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентной процедуры с целью определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индексов в ней могли бы принять участие и иные хозяйствующие субъекты, действующие на соответствующем рынке и способные предложить выгодные условия и стоимость выполнения работ.

Также ФАС России проведено исследование рынка работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», по результатам которого составлен краткий отчёт об исследовании рынка от 04.07.2016.

В соответствии с вышеуказанным отчётом в период с 22.02.2012 по 07.11.2013 на рынке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», являвшемся федеральным рынком, помимо ООО «Госнорматив», могли действовать (действовали) иные хозяйствующие субъекты, например, государственное автономное учреждение Московской области «Московская областная государственная экспертиза», общество с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве», общество с ограниченной ответственностью «Томский Центр Ценообразования в Строительстве».

При этом ФАУ «ФЦЦС» в ходе разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» исполняло функции федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России, Госстроя), вследствие чего рекомендации ФАУ «ФЦЦС» оказали влияние на принятие решения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о заключении договора на разработку индивидуальных индексов для объектов космодрома «Восточный» с ООО «Госнорматив», связанным с ФАУ «ФЦЦС», а также на принятие решения Спецстроем России о согласовании крупной сделки между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

Разработанные индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» были утверждены Межведомственной рабочей группой Роскосмоса и Спецстроя России еще до сдачи ООО «Госнорматив» работ по их расчёту. После утверждения данных индексов они были рассмотрены ФАУ «ФЦЦС», по результатам чего было принято положительное заключение, подписанное лицами, являвшимися одновременно работниками ФАУ «ФЦЦС» и ООО «ЦНИИМЦЕН», а индексы внесены в федеральный реестр сметных нормативов.

Кроме того, после разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» ФАУ «ФЦЦС» по обращению Спецстроя России было выдано заключение, «легализовавшее» стоимость работ по расчёту индексов, выполненных связанными с ФАУ «ФЦЦС» организациями, также обеспечившее реализацию антиконкурентного соглашения.

Комиссией ФАС России установлено, что действия участников антиконкурентного соглашения, в том числе ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», привели к ограничению доступа на рынок работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Решением по делу № 1-16-228/00-22-15 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» признано нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения между организацией, осуществлявшей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами и участии в данном соглашении.

Ограничение доступа на товарный рынок выразилось в непроведении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космодрома «Восточный», в связи с чем иные, кроме ООО «Госнорматив», хозяйствующие субъекты, обладающие соответствующими техническими ресурсами и квалифицированными специалистами, не имели возможности принять участие в процедуре закупки работ по расчёту указанных индексов, предложив конкурентоспособные условия и стоимость выполнения работ.

Установлено, что ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом о защите конкуренции, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)).

Нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (ИНН 2700001660, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 43) дело по признакам нарушения части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, выразившегося в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и участии в нём.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьёй 26.10 КоАП РФ ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» надлежит в трёхдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

3.1 сведения о совокупной сумме выручки ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» от реализации всех видов товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2014 г. (без НДС);

3.2 сведения о размере суммы расходов ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, на приобретение работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» за 2014 г. (без НДС).

4. Законному представителю ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» явиться 02 декабря 2016 г. в 14 часов 00 минут по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, переговорная № 140 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-1375/00-22-16 со всеми правами, предусмотренными статьёй 25.5 КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны