Определение №22/84111/16 Определение о возбуждении дела № 4-14.32-1715/00-22-16 об ад... от 5 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном
правонарушении № 4-14.32-1715/00-22-16 и проведении
административного расследования
«05» декабря 2016 г. г. Москва
Я, начальник третьего отдела Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Корниенко Александр Сергеевич, рассмотрев решение по делу № 1-11-313/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Evergreen Marine Building 166, Minsheng East Road, Sec 2, Taipei 104, Taiwan),
УСТАНОВИЛ:
Решением по делу № 1-11-313/00-22-13 (исх. от 15.12.2015 № КА/75528/15)(далее — Решение по делу № 1-11-313/00-22-13) Комиссия ФАС России признала:
- A.P.Moller-Maersk A/S (Espalanden 50, 1098 Copenhagen, Denmark), CMA CGM SA (4 Quai d’Arenc, 13002 Marseille, France), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (194 Yulgok-Ro, Jongo-Gu, Seoul, South Korea), Orient Overseas Container Line Limited (33/F Harbour Centre, 25 Harbour road, Wanchai, Hong Kong) (далее - Ответчики) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения вышеназванными хозяйствующими субъектами-конкурентами запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок грузов в универсальных (сухих) контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг.
- A.P.Moller-Maersk A/S (Espalanden 50, 1098 Copenhagen, Denmark), Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Evergreen Marine Building 166, Minsheng East Road, Sec 2, Taipei 104, Taiwan), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (194 Yulgok-Ro, Jongo-Gu, Seoul, South Korea), Orient Overseas Container Line Limited (33/F Harbour Centre, 25 Harbour road, Wanchai, Hong Kong) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения вышеназванными хозяйствующими субъектами-конкурентами запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг.
На основании статьи 25 Закона о защите конкуренции определениями по делу № 1-11-313/00-22-13 и запросами ФАС России были истребованы документы и информация, необходимые для рассмотрения дела: у Ответчиков, потребителей товаров (услуг), государственных органов и иных организаций.
Документы и информация, поступившие в ФАС России приобщены к материалам дела № 1-11-313/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в ходе рассмотрения дела № 1-11-313/00-22-13 ФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
Результаты проведенного Анализа состояния конкурентной среды, основанные на материалах дела № 1-11-313/00-22-13, опроса потребителей, материалов, представленных участниками дела позволили определить наличие следующих самостоятельных товарных рынков на рассматриваемом направлении:
- продуктовые границы рынка услуг по перевозке грузов в 20-ти (20DRY) и 40-ка футовых универсальных контейнерах (40DRY) определены как услуги по перевозке любых видов грузов с использованием специализированных судов - контейнеровозов на заданном направлении, для которых в качестве средства укрупнения груза потребитель товарного рынка выбрал 20-ти или 40-ка футовый универсальный (сухой) контейнер (далее – перевозки грузов в универсальных (сухих) контейнерах);
- продуктовые границы рынка услуг по перевозке грузов в 20-ти (20 RF) и 40-ка (20 RF) футовых рефрижераторных контейнерах определены как услуги по перевозке любых видов грузов с использованием специализированных судов - контейнеровозов на заданном направлении, для которых в качестве средства укрупнения грузов потребитель товарного рынка выбрал 20-ти или 40-ка футовый рефрижераторный контейнер (далее – перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах).
В ходе рассмотрения дела № 1-11-313/00-22-13 Комиссией ФАС России были определены географические границы рынка, на котором Ответчики оказывали услуги.
Комиссия ФАС России по делу № 1-11-313/00-22-13 рассмотрела перевозки из стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в Европу с конечным пунктом доставки грузов в Российскую Федерацию (Санкт-Петербург, Усть-Луга) и обратно.
Таким образом, географические границы исследуемых товарных рынков были определены как перевозки грузов в контейнерах с Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в Российскую Федерацию (Санкт-Петербург, Усть-Луга) и обратно. Перечень стран включенных в географические границы исследуемых рынков приведен ниже.
Страна загрузки/разгрузки |
Страна загрузки/разгрузки |
Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) |
КНР, Республика Корея, Тайвань, Япония, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины |
Комиссией ФАС России по делу № 1-11-313/00-22-13 был определен состав участников, действующих на исследованном рынке в качестве продавцов (поставщиков) услуг морских контейнерных перевозок, который определен на основании сведений, полученных в результате внеплановых проверок, ответов на запросы ФАС России, материалов дела, опросов потребителей (покупателей), результатов Экспертизы, результатов анализа состояния конкурентной среды; сбора и анализа информации из открытых источников.
Комиссией установлено, что Поставщиками (продавцами) услуг по перевозке грузов в контейнерах на специализированных судах — контейнеровозах, на исследуемом направлении, являются следующие линейные контейнерные перевозчики:
№ |
Наименование поставщиков услуг (перевозчиков) |
Страна регистрации |
1 |
A.P. Moller-Maersk - ML |
Дания |
2 |
Mediterranean Shipping Company S.A. - MSC |
Швейцария |
3 |
CMA СGM S.A. - CMACGM |
Франция |
4 |
APL Co. Pte, Ltd - APL |
Сингапур |
5 |
«K» Line (Kawasaki Kishen Kaisha, Ltd.) – K-Line |
Япония |
6 |
NYK Line (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha) - NYK |
Япония |
7 |
China Shipping Container Line Co., Ltd. - CSCL |
КНР |
8 |
Hyundai Merchant Marine Со., Ltd - HMM |
Южная Корея |
9 |
Orient Overseas Container Line Limited - OOCL |
Гонконг |
10 |
ZIM Integrated Shipping Services Ltd. - ZIM |
Израиль |
11 |
COSCO Container Lines Co., Ltd. - COSCO |
КНР |
12 |
Evergreen Marine Corp. (Taiwan), Ltd. - EMC |
Тайвань |
13 |
Hapag-Lloyd AG - HLAG |
Германия |
14 |
Hanjin Shipping Co., Ltd. - HJS |
Республика Корея |
15 |
Mitsui O.S.K. Lines, Ltd. - MOL |
Япония |
16 |
Yang Ming Marine Transport Corp. - YM |
Тайвань |
В рамках антимонопольного дела № 1-11-313/00-22-13 Комиссией ФАС России были определены доли хозяйствующих субъектов, в 2012-2013 гг.
Расчет объема рынков услуг по перевозке грузов в контейнерах из/в портов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в/из порты Санкт-Петербург и Усть-Луга осуществлен на основании количества: перевезенных универсальных (сухих) контейнеров в импорте; перевезенных универсальных (сухих) контейнеров в экспорте; количества перевезенных рефрижераторных контейнеров в импорте; количества перевезенных рефрижераторных контейнеров в экспорте; за рассматриваемый период времени, исчисляемых в специальных расчётных единицах, эквивалентных стандартному 20-ти футовому морскому контейнеру (TEU, ДФЭ).
Доли рынка поставщиков (продавцов) услуг по перевозке грузов в в рефрижераторных и универсальных контейнерах на направлении
Дальний Восток /Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) и обратно в 2012 г. (в %)
Линия |
Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга), % |
Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) - Дальний Восток/Юго-Восточная Азия, % |
||||||||||
|
20' |
40' |
DRY |
20'RF |
40'RF |
RF |
20' |
40' |
DRY |
20'RF |
40'RF |
RF |
K-LINE |
0,03 |
1,02 |
0,86 |
0,00 |
0,08 |
0,08 |
0,05 |
2,56 |
1,87 |
0,00 |
0,00 |
0 |
CSCL |
4,46 |
1,57 |
2,03 |
0,00 |
0,20 |
0,19 |
5,30 |
4,42 |
4,66 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
HMM |
5,27 |
19,89 |
17,54 |
8,46 |
7,36 |
7,40 |
3,95 |
11,14 |
9,16 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
YM |
4,38 |
3,36 |
3,52 |
0,00 |
10,64 |
10,2 |
3,68 |
2,42 |
2,77 |
0,00 |
29,68 |
29,51 |
ZIM |
0,01 |
0,06 |
0,06 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
CMACGM |
15,29 |
11,34 |
11,98 |
24,97 |
7,06 |
7,67 |
15,80 |
13,49 |
14,13 |
0,00 |
0,56 |
0,56 |
HLAG |
1,07 |
1,74 |
1,64 |
1,77 |
1,53 |
1,54 |
1,47 |
2,34 |
2,10 |
35,71 |
6,72 |
6,88 |
NYK |
1,78 |
1,96 |
1,93 |
2,18 |
0,02 |
0,09 |
1,86 |
2,45 |
2,29 |
0,00 |
0,08 |
0,08 |
COSCO |
2,43 |
4,51 |
4,18 |
3,96 |
2,21 |
2,27 |
3,89 |
6,21 |
5,57 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
MSC |
14,29 |
6,47 |
7,73 |
5,05 |
0,83 |
0,98 |
19,76 |
0,37 |
5,72 |
0,00 |
0,16 |
0,16 |
OOCL |
13,14 |
10,97 |
11,32 |
6,96 |
9,06 |
8,98 |
13,46 |
8,64 |
9,97 |
28,57 |
48,56 |
48,45 |
EMC |
7,11 |
5,70 |
5,93 |
0,00 |
17,42 |
16,9 |
9,78 |
8,63 |
8,95 |
0,00 |
2,16 |
2,15 |
HJS |
1,41 |
1,29 |
1,31 |
1,64 |
1,31 |
1,32 |
1,85 |
2,86 |
2,58 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ML |
24,35 |
24,49 |
24,47 |
38,06 |
15,32 |
16,1 |
10,29 |
17,39 |
15,43 |
35,71 |
4,64 |
4,81 |
APL |
4,07 |
4,35 |
4,31 |
0,00 |
25,95 |
25,1 |
8,04 |
15,95 |
13,77 |
0,00 |
7,04 |
7,00 |
MOL |
0,91 |
1,26 |
1,21 |
3,68 |
1,02 |
1,12 |
0,84 |
1,13 |
1,05 |
0,00 |
0,40 |
0,4 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
20' – доля в объеме перевозок 20 футовых универсальных контейнеров;
40'- доля в объеме перевозок 40 футовых универсальных контейнеров;
DRY –доля всего в объеме перевозок универсальных контейнеров (20+40);
20'RF – доля в объеме перевозок 20 футовых рефрижераторных контейнеров;
40'RF- доля в объеме перевозок 40 футовых рефрижераторных контейнеров;
RF - всего в объеме перевозок рефрижераторных контейнеров (20+40).
Доли рынка поставщиков (продавцов) услуг по перевозке грузов в в рефрижераторных и универсальных контейнерах на направлении
Дальний Восток /Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) и обратно в 2013 г. (в %)
Линия |
Дальний Восток/Юго-Восточная Азия – Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга), % |
Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) - Дальний Восток/Юго-Восточная Азия, % |
||||||||||
|
20' |
40' |
DRY |
20'RF |
40'RF |
RF |
20' |
40' |
DRY |
20'RF |
40'RF |
RF |
K-LINE |
0,03 |
0,98 |
0,80 |
0,00 |
0,09 |
0,09 |
0,04 |
2,17 |
1,58 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
CSCL |
3,82 |
1,90 |
2,26 |
0,27 |
0,06 |
0,06 |
7,37 |
5,82 |
6,25 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
HMM |
3,94 |
12,28 |
10,74 |
16,15 |
16,60 |
16,59 |
3,23 |
7,54 |
6,34 |
0,00 |
3,86 |
3,86 |
YM |
3,41 |
3,66 |
3,62 |
0,00 |
11,95 |
11,59 |
4,12 |
2,97 |
3,29 |
0,00 |
32,72 |
32,68 |
ZIM |
0,01 |
0,03 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
CMACGM |
17,78 |
11,93 |
13,01 |
16,42 |
6,01 |
6,32 |
12,46 |
11,03 |
11,43 |
60,00 |
5,59 |
5,66 |
HLAG |
0,83 |
1,72 |
1,56 |
8,54 |
0,59 |
0,83 |
1,85 |
1,25 |
1,42 |
0,00 |
0,05 |
0,05 |
NYK |
1,95 |
1,48 |
1,56 |
7,74 |
0,03 |
0,27 |
3,49 |
2,09 |
2,48 |
0,00 |
0,54 |
0,54 |
COSCO |
3,05 |
3,99 |
3,82 |
11,48 |
4,00 |
4,23 |
5,39 |
6,22 |
5,99 |
0,00 |
0,25 |
0,25 |
MSC |
9,50 |
5,13 |
5,93 |
2,00 |
0,55 |
0,59 |
8,62 |
1,00 |
3,12 |
20,00 |
0,05 |
0,07 |
OOCL |
12,32 |
10,63 |
10,94 |
4,41 |
7,99 |
7,88 |
11,57 |
9,60 |
10,15 |
0,00 |
39,26 |
39,21 |
EMC |
8,38 |
7,82 |
7,92 |
0,00 |
11,44 |
11,12 |
9,63 |
10,29 |
10,10 |
0,00 |
6,58 |
6,58 |
HJS |
2,87 |
1,68 |
1,90 |
2,40 |
0,64 |
0,69 |
2,52 |
3,38 |
3,14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ML |
26,21 |
29,24 |
28,68 |
14,82 |
13,97 |
14,00 |
19,75 |
13,67 |
15,36 |
20,00 |
0,59 |
0,62 |
APL |
4,79 |
5,40 |
5,29 |
0,00 |
21,76 |
21,11 |
8,95 |
20,30 |
17,14 |
0,00 |
10,45 |
10,43 |
MOL |
1,12 |
2,13 |
1,94 |
14,95 |
4,31 |
4,63 |
1,00 |
2,65 |
2,19 |
0,00 |
0,05 |
0,05 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
20' – доля в объеме перевозок 20 футовых универсальных контейнеров;
40'- доля в объеме перевозок 40 футовых универсальных контейнеров;
DRY –доля всего в объеме перевозок универсальных контейнеров (20+40);
20'RF – доля в объеме перевозок 20 футовых рефрижераторных контейнеров;
40'RF- доля в объеме перевозок 40 футовых рефрижераторных контейнеров;
RF - всего в объеме перевозок рефрижераторных контейнеров (20+40).
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела №1-11-313/00-22-13, изучив все материалы дела, доводы участников дела, пояснения потребителей, результаты Экспертизы, результаты Анализа состояния конкуренции на товарном рынке, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11.1. Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Установленное Комиссией нарушение пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции, путем совершения запрещенных согласованных действий хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке линейных контейнерных перевозок привело к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на направлении перевозок из Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в Российскую Федерацию (Санкт-Петербург, Усть-Луга).
Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.
В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Aрбитражного Cуда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства (в ред. Постановления пленума ВАС РФ от 14.10.2010 №52) «При анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин». Комиссией установлены следующие факты.
Апрель 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
ML |
24,47 |
23.02.2012 |
01.04.2012 |
400 |
2 |
HMM |
17,54 |
02.03.2012 |
01.04.2012 |
400 |
|
|
|
|
|
|
Май 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
ML |
24,47 |
30.03.2012 |
01.05.2012 |
400 |
2 |
HMM |
17,54 |
03.04.2012 |
01.05.2012 |
400 |
|
|
|
|
|
|
Август 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
HMM |
17,54 |
17.07.2012 |
01.08.2012 |
300 |
2 |
OOCL |
11,32 |
18.07.2012 |
01.08.2012 |
300 |
|
|
|
|
|
|
Сентябрь 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
HMM |
17,54 |
22.08.2012 |
07.09.2012 |
250 |
2 |
OOCL |
11,32 |
27.08.2012 |
10.09.2012 |
250 |
|
|
|
|
|
|
Ноябрь 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
CMACGM |
11,98 |
28.09.2012 |
01.11.2012 |
500 |
2 |
ML |
24,47 |
02.10.2012 |
01.11.2012 |
500 |
3 |
HMM |
17,54 |
02.10.2012 |
01.11.2012 |
500 |
|
|
|
|
|
|
Декабрь 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
ML |
24,47 |
20.11.2012 |
15.12.2012 |
550 |
2 |
OOCL |
11,32 |
20.11.2012 |
15.12.2012 |
550 |
3 |
HMM |
17,54 |
22.11.2012 |
16.12.2012 |
550 |
|
|
|
|
|
|
Март 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
OOCL |
10,94 |
07.02.2013 |
15.03.2013 |
700 |
2 |
HMM |
10,74 |
09.02.2013 |
15.03.2013 |
700 |
|
|
|
|
|
|
Апрель 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объвления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
HMM |
10,74 |
22.03.2013 |
15.04.2013 |
550 |
2 |
CMACGM |
13,01 |
25.03.2013 |
15.04.2013 |
550 |
|
|
|
|
|
|
Сентябрь 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
OOCL |
10,94 |
08.08.2013 |
01.09.2013 |
500 |
2 |
ML |
28,68 |
13.08.2013 |
01.09.2013 |
500 |
Ноябрь 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
HMM |
10,74 |
24.09.2013 |
01.11.2013 |
950 |
2 |
ML |
28,68 |
01.10.2013 |
01.11.2013 |
950 |
|
|
|
|
|
|
Декабрь 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
CMACGM |
13,01 |
15.11.2013 |
15.12.2013 |
750 |
2 |
ML |
28,68 |
19.11.2013 |
15.12.2013 |
750 |
Таким образом, A.P.Moller-Maersk A/S, CMA CGM SA, Hyundai Merchant Marine Co., LTD, Orient Overseas Container Line Limited, имея совокупную долю более 20% (при этом доля каждого из них превышала более 8%) на товарном рынке перевозок грузов в универсальных (сухих) контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия – Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг. совершали согласованные действия, подпадающие под запрет, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
Апрель 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
OOCL |
8,98 |
06.03.2012 |
01.04.2012 |
450 |
2 |
EMC |
16,93 |
08.03.2012 |
01.04.2012 |
450 |
|
|
|
|
|
|
Май 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
ML |
16,11 |
30.03.2012 |
01.05.2012 |
400 |
2 |
EMC |
16,93 |
02.04.2012 |
01.05.2012 |
400 |
|
|
|
|
|
|
Ноябрь 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
OOCL |
8,98 |
26.09.2012 |
01.11.2012 |
525 |
2 |
EMC |
16,93 |
02.10.2012 |
01.11.2012 |
525 |
|
|
|
|
|
|
Декабрь 2012 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
EMC |
16,93 |
19.11.2012 |
15.12.2012 |
550 |
2 |
OOCL |
8,98 |
20.11.2012 |
15.12.2012 |
550 |
3 |
ML |
16,11 |
20.11.2012 |
15.12.2012 |
550 |
|
|
|
|
|
|
Март 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
EMC |
11,12 |
06.02.2013 |
15.03.2013 |
700 |
2 |
HMM |
16,59 |
09.02.2013 |
15.03.2013 |
700 |
|
|
|
|
|
|
Апрель 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
ML |
28,68 |
22.03.2013 |
15.04.2013 |
500 |
2 |
EMC |
11,12 |
22.03.2013 |
15.04.2013 |
500 |
|
|
|
|
|
|
Ноябрь 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
HMM |
16,59 |
24.09.2013 |
01.11.2013 |
950 |
2 |
ML |
28,68 |
01.10.2013 |
01.11.2013 |
950 |
3 |
EMC |
11,12 |
02.10.2013 |
01.11.2013 |
950 |
Декабрь 2013 года |
|||||
п/п |
Наименование линии |
Доля на рынке |
Дата объявления |
Дата установления |
Величина GRI за TEU |
1 |
EMC |
11,12 |
14.11.2013 |
15.12.2013 |
750 |
2 |
ML |
28,68 |
19.11.2013 |
15.12.2013 |
750 |
Таким образом, A.P.Moller-Maersk A/S, Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd, Hyundai Merchant Marine Co., LTD, Orient Overseas Container Line Limited, имея совокупную долю более 20% (при этом доля каждого из них превышала более 8%) на рынке перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия – Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг. совершали согласованные действия, подпадающие под запрет, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия установила, что результат таких действий соответствовал интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; действия заранее были известны каждому из участвующих в согласованных действиях хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.04.2009 № 15956/08 известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.
В результате действий A.P. Moller-Maersk A/S, CMA CGM SA, Hyundai Merchant Marine Со., Ltd, Evergreen Marine Corp. (Taiwan), Ltd., Orient Overseas Container Line Limited по установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта сформировалась ярко выраженная модель группового поведения на товарном рынке, характеризующаяся строгой определенностью и системностью действий по единовременному установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта. В указанных условиях каждый из участников при совершении каждого ценового изменения был уверен в том, что остальные участники оперативно совершат аналогичные ответные действия.
В материалах дела присутствуют доказательства, подтверждающие применение установленных GRI (GRR, RR) к отдельным потребителям, а также влияние GRI (GRR, RR) на ставки фрахта в целом.
Кроме этого, Комиссия отметила, что потенциальные потребители руководствовались в 2012-2013 гг. официальной информацией публикуемой на сайтах линейных контейнерных перевозчиков. При наличии иных квалифицирующих обстоятельств, установленных Комиссией, синхронное и единообразное установление GRI (GRR, RR) и их публикация на сайтах перевозчиков, образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, так установление надбавок (доплат) относятся к конкретным негативным последствиям, перечисленным в пункте 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
Установление надбавок GRI (GRR, RR) приводит к росту цен и негативно влияет на хозяйственную деятельность российских потребителей услуг перевозок с Дальнего Востока и из Юго-Восточной Азии в Российскую Федерацию (Санкт-Петербург, Усть-Луга).
A.P. Moller-Maersk A/S, CMA CGM SA, Hyundai Merchant Marine Со., Ltd, Evergreen Marine Corp. (Taiwan), Ltd. и Orient Overseas Container Line Limited совершали действия, которые оказали негативное влияние на состояние конкуренции и хозяйственную деятельность потребителей на территории Российской Федерации.
В связи с этим действия A.P. Moller-Maersk A/S, CMA CGM SA, Hyundai Merchant Marine Со., Ltd, Evergreen Marine Corp. (Taiwan), Ltd. и Orient Overseas Container Line Limited образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Evergreen Marine Building 166, Minsheng East Road, Sec 2, Taipei 104, Taiwan) дело об административном правонарушении по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг.. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd надлежит в 3-х дневный срок со дня получения настоящего определения представить имеющиеся сведения (документы, материалы), ранее в ФАС России не представлявшиеся и подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и информацию о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения.
4. Законному представителю Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd явиться в 16 часов 20 минут «09» декабря 2016 г. по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11 (Управление по борьбе с картелями, каб. № 554) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу 4-14.32-1712/00-22-16 со всеми правами, предусмотренными статьёй 25.5 КоАП.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.