Решение №22/84911/22 РЕШЕНИЕ по делу № 22/01/17-40/2022 от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 22/01/17-40/2022

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 6 сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 12 сентября 2022 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 22/01/17-40/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…>;

членов Комиссии:

<…> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 22/01/17-40/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Чистый Город» (ИНН 4501159310, адрес: 640018, Курганская обл., г. Курган, ул. Гоголя, д. 87Б, оф. 100)
(далее – ООО «Чистый Город») и обществом с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» (ИНН 6672256004, адрес: 620017, Свердловская обл.,
г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 2А-9, оф. 101) (далее – ООО «Компания «Экосистема») пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителей: <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступили материалы <…> о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО)
на территории Курганской области – ООО «Чистый город»1 (заказчик)
и транспортировщика ТКО – ООО «Компания «Экосистема» (участник торгов)
при проведении торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО.

В целях всестороннего изучения сведений и обстоятельств, изложенных
в Материалах, ФАС России осуществлены дополнительные мероприятия,
в том числе проанализирована общедоступная информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) и Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), направлены запросы операторам электронных торговых площадок, интернет-провайдерам, телекоммуникационным компаниям, оказывающим услуги связи, регистратору доменных имен, удостоверяющим центрам, а также в налоговые органы.

На основании приказов ФАС России <…> проведены внеплановые выездные проверки в отношении ООО «Чистый город», ООО «Компания «Экосистема»
и транспортировщика ТКО –
ООО «Транссервис» (ИНН 6674322774).

По результатам анализа информации, полученной в ходе проведения внеплановых выездных проверок, сведений, содержащихся в Материалах, а также полученных в ответ на запросы, ФАС России выявлены обстоятельства
и доказательства, свидетельствующие о заключении ООО «Чистый город»
и ООО «Компания «Экосистема» соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении торгов на транспортирование ТКО.

На основании приказа ФАС России от 29.03.2022 № 247/22 возбуждено дело № 22/01/17-40/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по его рассмотрению по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (далее также – Дело; дело № 22/01/17-40/2022)
в отношении ООО «Чистый город» и ООО «Компания «Экосистема»

(далее также – Ответчики).

Определением о назначении дела к рассмотрению2 для участия
в рассмотрении
Дела в качестве ответчиков привлечены ООО «Чистый город»
и ООО «Компания «Экосистема». В качестве заявителя привлечена прокуратура Курганской области.

Указанным определением у Ответчиков истребованы документы
и информация, необходимые для рассмотрения Дела. Полученные документы
и информация приобщены к материалам Дела3.

22.04.2022 Комиссией вынесено определение4 об отложении рассмотрения Дела.

На основании статьи 25 Закона о защите конкуренции для полного
и всестороннего изучения всех обстоятельств Дела дополнительно запрошены необходимые документы и информация у иных организаций5.

Документы и информация, поступившие в ФАС России в ответ на запросы, приобщены к материалам Дела5.

21.06.2022 Комиссией вынесено определение6 об отложении рассмотрения Дела, а также о привлечении ООО «Новый Ресурс» к рассмотрению Дела в качестве заинтересованного лица.

05.07.2022 Комиссией вынесено определение7 о продлении срока рассмотрения дела до 09.01.2023.

Приказами ФАС России от 01.08.2022 № 548/22 и от 05.09.2022 № 616/22 внесены изменения в состав Комиссии по рассмотрению Дела.

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения Дела,
на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии
с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) подготовлен и приобщен к материалам Дела
краткий аналитический отчет (обзор) по результатам анализа состояния конкуренции (далее – Анализ).8

Анализ проводился в отношении конкурентных процедур с номерами извещений 2100700003819000001, 2100700003819000002, 2100700003819000003, 2100700003819000004, 2100700003819000005, 2100700003819000006, 2100700003819000007, 2100700003819000009, 2100700003819000010, 2100700003819000011, 2100700003819000012, проведенных ООО «Чистый Город» в 2019 году (далее – Аукционы, проведенные в 2019 году), входящих в предмет рассмотрения Дела.

В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения Дела
и принятия обоснованного решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчиков по Делу, дополнительно исследованы электронные аукционы с аналогичным предметом
с номерами извещений 2100700003821000001, 2100700003821000002, 2100700003821000003, 2100700003821000004, 2100700003821000005, 2100700003821000006, 2100700003821000007, 2100700003821000008, проведенные ООО «Чистый Город» в 2021 году (далее – Аукционы, проведенные в 2021 году).

Кроме того, проведен анализ дополнительных состоявшихся конкурентных процедур с номерами извещений 2100700003519000009, 2100700003519000012, 0562600023819000012, 0562600023819000011, проведенных иными хозяйствующими субъектами в 2019 году, предмет которых соответствует предмету торгов, входящих в предмет рассмотрения Дела и в которых принимало участие ООО «Компания «Экосистема».

Согласно части 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Порядком, относятся
к письменным доказательствам по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам анализа конкурентных процедур, проведенных ООО «Чистый город» в 2019 году и входящих в предмет рассмотрения Дела, Комиссия приходит
к выводу, что указанные процедуры прошли в отсутствие конкурентной борьбы, электронные аукционы признаны несостоявшимися ввиду наличия единственного участника – ООО «Компания «Экосистема», контракты заключены без снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).

По результатам анализа иных конкурентных процедур, проведенных ООО «Чистый город» в отсутствие соглашения с ООО «Компания «Экосистема», которое привело к ограничению конкуренции, установлено значительное снижение НМЦК до 43 %, что свидетельствует о возможности иных хозяйствующих субъектов принять участие в указанных торгах.

Также Комиссией установлено, что в период реализации антиконкурентного соглашения ООО «Компания «Экосистема», участвуя в иных конкурентных процедурах с аналогичным предметом, но другими заказчиками, подавало ценовые предложения со снижением до 44,5 % и заключало контракты по цене значительно ниже НМЦК.

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего
и объективного рассмотрения Дела и принятия решения о наличии или
об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, на основании установленных фактических обстоятельств и полученных доказательств Комиссией принято заключение9 об обстоятельствах дела № 22/01/17-40/2022, в котором сделан вывод о наличии признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Чистый Город» и ООО «Компания «Экосистема», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения,
которое привело к ограничению числа иных потенциальных участников торгов
в рамках Аукционов, проведенных в 2019 году.

08.08.2022 Комиссией вынесено определение10 об отложении рассмотрения Дела в связи с принятием заключения11 об обстоятельствах дела.

Заключение и реализация антиконкурентного соглашения между
ООО «Чистый город» и ООО «Компания «Экосистема» подтверждается совокупностью следующих доказательств.

 

I. Наличие в документации к Аукционам, проведенным в 2019 году, условий, ограничивающих число потенциальных участников.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. 641» (далее – Правила № 1156) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Согласно пункту 23 Правил № 1156 региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность
по транспортированию
ТКО, на основании договора на оказание услуг
по транспортированию
ТКО по цене, определенной сторонами такого договора,
за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию
ТКО
для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены
на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся
на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
о контрактной системе)
с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Как установлено Комиссией, 26.11.2019 ООО «Чистый город» размещено извещение о проведении электронного аукциона с номером извещения 2100700003819000011 на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Курганской области, определенной границами г. Кургана. На участие в указанном электронном аукционе подана единственная заявка от ООО «Компания «Экосистема», аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен без снижения НМЦК.

В Арбитражный суд Курганской области от ООО «Новый Ресурс» (ИНН 4501187798) подано исковое заявление в отношении ООО «Чистый город»
и ООО «Компания «Экосистема» о признании указанного электронного аукциона недействительным в связи с установлением в документации неправомерных требований к формированию лота, а также с невозможностью определения объема вывозимых ТКО.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2021 по делу № А34-15004/2020 (далее – Решение по делу № А34-15004/2020) электронный аукцион с номером извещения 2100700003819000011 признан недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26.04.2021 Решение по делу № А34-15004/2020 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2021 Решение по делу № А34-15004/2020 первой инстанции, а также постановление аппеляционной инстанции по указанному делу оставлены без изменения.

Кроме того, определением Верховного суда от 20.12.2021 № 309-ЭС21-23903 ООО «Чистый Город» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1133 организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Согласно пункту 9 Правил № 1133 услуги по транспортированию ТКО
на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а»
пункта 3 настоящих Правил, ‒ в отношении территорий, на которых образуется
не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

На основании изложенного, региональный оператор по обращению с ТКО обязан провести электронный аукцион, разбив его не менее чем на 3 лота (территории), если на территории, в отношении которой проводится аукцион, образуется не менее 50 % ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

Как установлено Решением по делу № А34-15004/2020, ООО «Чистый Город»
в нарушение пунктов 8, 9 и 10 Правил № 1133 проведен электронный аукцион
с номером извещения 2100700003819000011 на оказание услуг
по транспортированию ТКО на территории Курганской области, определенной границами г. Кургана, без учета требования о делении территории на 3 лота.

Арбитражный суд Курганской области установил, что на территории г. Кургана образуется более 50 % общего количества ТКО, образующихся на территории Курганской области.

Согласно Решению по делу № А34-15004/2020 данные обстоятельства свидетельствуют о том, что подобное формирование лотов могло привести к ограничению количества участников закупки, которые могли принять участие
в аукционе в случае, если бы заказчиком было объявлено не менее 3 закупок (лотов) по транспортированию ТКО на территории г. Кургана, что может свидетельствовать о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Аналогичные выводы содержатся в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России) от 18.11.2019 по делу № 060/01/17-46/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанции. Согласно указанному решению в действиях заказчика и участников торгов установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении конкуренции, в том числе путем проведения торгов одним лотом без учета требования о делении территории
на 3 лота.

Как установлено Псковским УФАС России, подобное формирование лотов привело к вынужденной необходимости исполнителей осуществлять работы
в объеме, превышающем установленные законодательством требования. Укрупнение лотов требовало от потенциальных участников конкурентных процедур наличия значительно большего объема финансовых (в том числе связанных
с необходимостью обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов), трудовых ресурсов и производственных мощностей, что могло привести
к сокращению числа потенциальных участников и, как следствие, к ограничению (устранению) конкуренции
на торгах, что запрещено частью 1 статьи 17
Закона о защите конкуренции
.

Таким образом, с учетом выводов Псковского УФАС России, укрупнение лотов приводит к сокращению числа потенциальных участников торгов ввиду значительно большего объема финансовых, трудовых ресурсов и производственных мощностей, требующихся для участия в подобных торгах.

Комиссией установлено, что укрупнение лотов повлекло за собой невозможность участия в электронном аукционе с номером извещения 2100700003819000011 хозяйствующих субъектов, которые ранее оказывали услуги по сбору и транспортированию ТКО на соответствующей территории.

ФАС России получены письменные пояснения12 от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО в том числе
на территории Курганской области, подтверждающих нарушение Правил № 1133 при формировании лотов электронного аукциона с номером извещения 2100700003819000011, что стало препятствием для их участия в указанном электронном аукционе.

Так, согласно ответу одного из вышеуказанных хозяйствующих субъектов13 объем лота электронного аукциона с номером извещения 2100700003819000011 является непосильным для исполнителя ввиду потребности в значительном количестве действующих транспортных средств. Кроме того, объединение всех частей г. Кургана в один лот ставит в неравное положение участников бизнеса.

ООО «Новый Ресурс», привлеченное к рассмотрению Дела в качестве заинтересованного лица, представило письменные пояснения14 о причинах,
не позволивших обществу принять участие в электронном аукционе с номером извещения 2100700003819000011. Так при проведении указанного электронного аукциона ООО «Чистый Город» не соблюдено требование о делении территории
на 3 лота, что привело к существенному увеличению объемов ТКО, подлежащих транспортированию, и ограничению возможности ООО «Новый Ресурс» принять участие в указанном электронном аукционе.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 25 Правил № 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.

Порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505
«Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505).

Пунктом 5 Правил № 505 утверждены способы коммерческого учета твердых коммунальных отходов:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Согласно подпункту 3.14 раздела 4 документации к электронным аукционам
с номерами извещений 2100700003819000001, 2100700003819000002, 2100700003819000003, 2100700003819000004, 2100700003819000005, 2100700003819000006, 2100700003819000007, 2100700003819000009, 2100700003819000010, 2100700003819000011, 2100700003819000012 стороны производят коммерческий учет ТКО в соответствии с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) исходя из объема ТКО, определенного
с использованием средств измерения.

Между тем, Правилами № 505 не предусмотрен способ коммерческого учета исходя из объема ТКО, определенного с использованием средств измерения.

Отсутствие способа коммерческого учета ТКО, установленного Правилами № 505, не позволяет участникам закупки определить объем услуг и рассчитать соответствующие затраты, что приводит к ограничению числа потенциальных участников конкурентных процедур.

Cогласно письменным пояснениям15 ООО «Новый Ресурс» в документации об Аукционах, проведенных в 2019 году, отсутствовали необходимые данные
для применения расчетного способа учета объема и (или) массы ТКО. ООО «Чистый город» определен способ коммерческого учета исходя из объема ТКО, который не предусмотрен Правилами № 505. Отсутствие сведений для расчета количества подлежащего транспортированию ТКО, предусмотренных Правилами № 505,
не позволило ООО «Новый Ресурс» принять участие в Аукционах, проведенных в 2019 году.

Кроме того, согласно письменным пояснениям16 транспортировщиков ТКО: <…> в документации об Аукционах, проведенных в 2019 году, ООО «Чистый Город» установлено требование к способу коммерческого учета ТКО, не предусмотренное
Правилами № 505, что препятствовало участию <…> в указанных аукционах.

Нарушения в части способа определения коммерческого учета ТКО
в отношении электронного аукциона с номером извещения 2100700003819000011 также установлены Арбитражным судом Курганской области в Решении по делу

№ А34-15004/2020.

<…>

 

IV. Конкурентные процедуры, в ходе которых реализовано соглашение между Ответчиками.

Конкурентные процедуры, при проведении которых ООО «Чистый город»
и ООО «Компания «Экосистема» реализовали соглашение, направленное
на ограничение конкуренции, прошли в отсутствие конкурентной борьбы,
на участие в электронных аукционах в связи с наличием ограничительных условий
в документации подана единственная заявка – ООО «Компания «Экосистема»,

в результате электронные аукционы признаны несостоявшимися, контракты заключены без снижения НМЦК.

 

1. Электронный аукцион № 2100700003819000001.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 25.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Катайский район, Далматовский район, Шадринский район, г. Шадринск (Лот № 1).

НМЦК − 132 817 950,36 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2019.

Сумма контракта: 132 817 950,36 руб.

<…>

 

2. Электронный аукцион № 2100700003819000002.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 25.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Мишкинский район, Шумихинский район, Щучанский район (Лот № 2).

НМЦК − 66 008 637,73 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2019.

Сумма контракта: 66 008 637,73 руб.

<…>

 

3. Электронный аукцион № 2100700003819000003.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Альменевский район, Сафакулевский район (Лот № 3).

НМЦК − 33 717 935,98 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 33 717 935,98 руб.

<…>

 

4. Электронный аукцион № 2100700003819000004.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Целинный район, Куртамышский район, Юргамышский район (Лот № 4).

НМЦК − 58 252 382 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 58 252 382 руб.

<…>

 

5. Электронный аукцион № 2100700003819000005.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Каргапольский район, Шатровский район (Лот № 5).

НМЦК − 56 257 908,28 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 56 257 908,28 руб.

<…>

 

6. Электронный аукцион № 2100700003819000006.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Белозерский район, Кетовский район (Лот № 6).

НМЦК − 59 501 602,83 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 59 501 602,83 руб.

<…>

 

7. Электронный аукцион № 2100700003819000007.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Звериноголовский район, Притобольный район, Половинский район (Лот № 7).

НМЦК − 60 506 460,60 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 60 506 460,60 руб.

<…>

 

8. Электронный аукцион № 2100700003819000009.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Варгашинский район, Лебяжьевский район, Мокроусовский район (Лот № 8).

НМЦК − 52 721 717,20 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2019.

Сумма контракта: 52 721 717,20 руб.

<…>

 

9. Электронный аукцион № 2100700003819000010.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований Макушинский район, Петуховский район, Частоозерский район (Лот № 9).

НМЦК − 49 967 129,16 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 49 967 129,16 руб.

<…>

 

10. Электронный аукцион № 2100700003819000011.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований г. Курган (Лот № 10).

НМЦК − 148 966 451,52 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 148 966 451,52 руб.

<…>

 

11. Электронный аукцион № 2100700003819000012.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 26.11.2019.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами муниципальных образований г. Курган (Лот № 11).

НМЦК − 31 926 691,96 руб.

Участник: ООО «Компания «Экосистема».

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 19.12.2019.

Сумма контракта: 31 926 691,96 руб.

<…>

 

Иные конкурентные процедуры на транспортирование ТКО, проведенные в отсутствие антиконкурентного соглашения между ООО «Чистый Город» и ООО «Компания «Экосистема».


 

I. Конкурентные процедуры, проведенные ООО «Чистый Город»
в 2021 году, на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Курганской области.

В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения Дела и принятия обоснованного решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчиков проведен анализ дополнительных состоявшихся конкурентных процедур, проведенных ООО «Чистый Город» в 2021 году, предмет которых соответствует предмету торгов, входящих в предмет рассмотрения дела № 22/01/17-40/2022.

 

1. Электронный аукцион № 2100700003821000001.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами город Шадринск, Шадринский, Далматовский, Катайский, Каргапольский районы, Шатровский муниципальный округ (лот № 1).

НМЦК − 275 998 226,38 руб.

Участники:

  • <…> ЦП составило 165 598 935,83 руб. со снижением 40 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 173 878 882,56 руб. со снижением 37 % от НМЦК.

Победитель: <…>

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 165 598 935,83 руб.

 

2. Электронный аукцион № 2100700003821000002.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов город Шадринск (вывоз ТКО с объекта по обработке на захоронение) (Лот № 2).

НМЦК − 44 400 618,10 руб.

Участники:

  • <…> ЦП составило 26 196 364,68 руб. со снижением 41 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 26 862 373,5 руб. со снижением 39,5 % от НМЦК.

Победитель: <…>

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 26 196 364,68 руб.

 

3. Электронный аукцион № 2100700003821000003.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами город Курган (Лот № 3).

НМЦК − 187 928 434,74 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 122 153 482,58 руб. со снижением 35 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 127 791 335,36 руб. со снижением 32% от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 122 153 482,58 руб.

 

4. Электронный аукцион № 2100700003821000004.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов город Курган (вывоз ТКО с объекта по обработке на захоронение) (Лот № 4).

НМЦК − 33 742 327,40 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 19 570 549,89 руб. со снижением 42 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 20 076 684,77 руб. со снижением 40,5 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 19 570 549,89 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 42 %.

 

5. Электронный аукцион № 2100700003821000005.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами Белозерский, Кетовский районы (Лот № 5).

НМЦК − 127 302 377,80 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 72 562 355,26 руб. со снижением 43 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 72 562 355,26 руб. со снижением 43% от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 73 198 867,15 руб. со снижением 42,5 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 72 562 355,26 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 43 %.

 

6. Электронный аукцион № 2100700003821000006.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами Сафакулевский, Щучанский, Мишкинский, Юргамышский районы, Альменьвский, Шумихинский муниципальные округа (лот № 6).

НМЦК − 228 806 533,79 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 132 707 789,6 руб. со снижением 42 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 141 860 050,93 руб. со снижением 38 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 132 707 789,6 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 42 %.

 

7. Электронный аукцион № 2100700003821000007.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами Звериноголовский, Притобольный, Половинский районы, Целинный, Куртамышский муниципальные округа (Лот № 7).

НМЦК − 185 729 032,48 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 113 294 709,81 руб. со снижением 39 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 116 080 644,88 руб. со снижением 37,5 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 113 294 709,81 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 39 %.

 

8. Электронный аукцион № 2100700003821000008.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 30.11.2021.

Заказчик: ООО «Чистый Город».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: Услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области, определенной границами Варгашинский, Мокроусовский, Частоозерский районы, Лебяжьевский, Макушинский, Петуховский муниципальные округа (лот № 8).

НМЦК − 230 543 358,91 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 140 631 448,81 руб. со снижением 39 % от НМЦК;

  • <…> ЦП составило 141 784 165,61 руб. со снижением 38,5 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 140 631 448,81 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 39 %.

По результатам анализа вышеуказанных электронных аукционов Комиссией установлено, что коммерческий учет ТКО осуществлен в соответствии
с требованиями, закрепленными
в подпункте «а» пункта 5 Правил № 505, расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При проведении указанных электронных аукционов имела место конкурентная борьба, по результатам которой заключены контракты со снижением НМЦК до 43 %.

Таким образом, в результате конкурентной борьбы и отсутствия ограничивающих конкуренцию условий имело место значительное снижение НМЦК, а также увеличение числа хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурентных процедурах.

 

II. Конкурентные процедуры, проведенные иными хозяйствующими субъектами в 2019 году на оказание услуг по транспортированию ТКО,
в которых принимало участие ООО «Компания «Экосистема».

В целях анализа поведения ООО «Компания «Экосистема» при участии
в иных торгах в период реализации антиконкурентного соглашения изучены также конкурентные процедуры, предмет которых соответствует предмету торгов, входящих в предмет рассмотрения Дела, проведенные иными заказчиками.

 

1. Электронный аукцион № 2100700003519000009.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 19.11.2019.

Заказчик: АО «Управление отходами»17 (ИНН 7725727149).

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, расположенных на территории муниципального образования Мурманской области город Оленегорск с подведомственной территорией.

НМЦК − 27 731 579,40 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 15 391 026,30 руб.
    со снижением 44,5 % от НМЦК.

  • <…> ЦП составило 15 529 684,20 руб. со снижением 44 % от НМЦК.

  • <…> ЦП составило 21 907 947,60 руб. со снижением 21 % от НМЦК.

  • <…> ЦП составило 22 462 579,20 руб. со снижением 19 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 26.12.2019.

Сумма контракта: 15 391 026,30 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 44,5 %.

 

2. Электронный аукцион № 2100700003519000012.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 19.11.2019.

Заказчик: АО «Управление отходами»18.

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, расположенных на территориях муниципальных образований Мурманской области: Ловозерский район, город Мончегорск с подведомственной территорией, включая территории (объекты) Министерства обороны Российской Федерации.

НМЦК − 52 624 454,40 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 34 995 262,31 руб.
    со снижением 33,5 % от НМЦК.

  • <…> ЦП составило 35 258 384,58 руб. со снижением 33 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 20.12.2019.

Сумма контракта: 34 995 262,31 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 33,5 %.

 

3. Электронный аукцион № 0562600023819000012.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 17.05.2019.

Заказчик: ЕМУП «СПЕЦАВТОБАЗА» (ИНН 6608003655)

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципальных образований в разрезе Лота № 12 в соответствии с настоящей документацией.

НМЦК − 503 369 781,90 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 447 999 105,88 руб.
    со снижением 11 % от НМЦК.

  • <…> ЦП составило 450 515 954,79 руб. со снижением 10,5 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 25.06.2019.

Сумма контракта: 447 999 105,88 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 11 %.

 

4. Электронный аукцион № 0562600023819000011.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 17.05.2019.

Заказчик: ЕМУП «СПЕЦАВТОБАЗА».

Объект закупки: [ОКПД2 38.11.11.000] Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования.

Предмет закупки: оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципальных образований в разрезе Лота № 11 в соответствии с настоящей документацией.

НМЦК − 229 394 320,50 руб.

Участники:

  • ООО «Компания «Экосистема». ЦП составило 223 659 462,45 руб.
    со снижением 2,5 % от НМЦК.

  • <…> ЦП составило 224 806 434,06 руб. со снижением 2 % от НМЦК.

Победитель: ООО «Компания «Экосистема».

Дата заключения контракта: 08.04.2020.

Сумма контракта: 223 659 462,45 руб.

Таким образом, электронный аукцион завершился заключением контракта с ООО «Компания «Экосистема» со снижением НМЦК ‒ 2,5 %.

По результатам анализа вышеуказанных электронных аукционов Комиссией установлено, что коммерческий учет ТКО осуществлен в соответствии
с требованиями, закрепленными
в пункте 5 Правил № 505.

При проведении указанных электронных аукционов имела место конкурентная борьба, по результатам которой заключены контракты со снижением НМЦК
до 44,5 %.

ООО «Компания «Экосистема» принимало участие в указанных электронных аукционах в 2019 году в период участия в антиконкурентном соглашении,
в результате которого
имело место снижение числа потенциальных участников,
а также рост цены на услуги по транспортированию ТКО на территории Курганской области.

Вместе с тем, в виду отсутствия в документации указанных электронных аукционов ограничительных условий ООО «Компания «Экосистема» было вынуждено конкурировать с иными участниками закупок с целью одержать победу
в аукционах.

 

Средний процент снижения в конкурентных процедурах, проведенных ООО «Чистый город» и иными заказчиками на оказание услуг
по транспортиров
анию ТКО.

 

Фактические обстоятельства организации Аукционов, проведенных
в 2019 году
, позволяют сделать вывод, что ООО «Чистый Город» в аукционную документацию внесены условия, которые привели к ограничению возможности иных транспортировщиков ТКО принять участие в Аукционах, проведенных
в 2019 году.

Руководствуясь положениями пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при возникновении спора о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров.

В целях определения эффекта, к которому привело неправомерное ограничение числа потенциальных участников конкурентных процедур, организованных и проведенных ООО «Чистый город» в 2019 году, Комиссией произведены расчеты значений среднего арифметического19, медианного20
и модального21 снижения цен при проведении следующих конкурентных процедур:

Аукционы, проведенные ООО «Чистый город» в 2019 году, на которых Ответчиками было реализовано антиконкурентное соглашение, которое привело
к ограничению числа потенциальных участников указанных Аукционов
(Таблица № 1);

электронные аукционы, проведенные ООО «Чистый город» в отсутствие антиконкурентного соглашения, а также электронные аукционы, проведенные иными заказчиками, в которых принимало участие ООО «Компания «Экосистема» (Таблица № 2).

 

Таблица № 1

Региональный оператор

Конкурентная процедура

Снижение (%)

ООО «Чистый город»

2100700003819000001

0

2100700003819000002

0

2100700003819000003

0

2100700003819000004

0

2100700003819000005

0

2100700003819000006

0

2100700003819000007

0

2100700003819000009

0

2100700003819000010

0

2100700003819000011

0

2100700003819000012

0

 

 

 

Значение среднего арифметического (Са) снижения цен:

Са = сумма процентов снижения НМЦК / количество торговых процедур = 0 %

Значение медианного (Ме) снижения цен:

Ме = 0 %

Значение модального (Мо) снижения цен:

Мо = 0 %

Таблица № 2

Региональный оператор

Конкурентная процедура

Снижение (%)

ООО «Чистый город»

2100700003821000001

40

2100700003821000002

41

2100700003821000003

35

2100700003821000004

42

2100700003821000005

43

2100700003821000006

42

2100700003821000007

39

2100700003821000008

39

АО «Управление отходами»

2100700003519000009

44,5

2100700003519000012

33,5

ЕМУП «Спецавтобаза»

0562600023819000012

11

0562600023819000011

2,5

Значение среднего арифметического (Са) снижения цен:

Са = сумма процентов снижения НМЦК / количество торговых процедур =
(40 %+41 %+35 %+42 %+43 %+42 %+39 %+39 %+44,5 %+33,5 %+11 %+2,5 %)/12=34,38 %.

 

 

 

 

Значение медианного снижения цен (Me):

Таблица № 3

Снижение (%)

2,5

11

33,5

35

39

39

40

41

42

42

43

44,5

 

Me = (39%+40%)/2 = 39,5%

 

Значение модального снижения цен (Mo):

Таблица № 4

Снижение (%)

Количество

повторений

2,5

1

11

1

33,5

1

35

1

39

2

40

1

41

1

42

2

43

1

44,5

1

Mo = 39 %, 42 %.

Из проведенных расчетов следует, что в конкурентных процедурах, проведенных в отсутствие антиконкурентного соглашения, значение среднего арифметического снижения цен составило 34,38 %, значение модального снижения цен составило 39 % и 42 %, значение медианного снижения цен составило 39,5 %. В то время, как в отношении Аукционов, проведенных в 2019 году в рамках реализации антиконкурентного соглашения, значение всех трех показателей составило 0 %.

Таким образом, «обычное» снижение цены для электронных аукционов, предметом которых является оказание услуг по транспортированию ТКО, и которые проведены в рассматриваемый в рамках исследования состояния конкуренции период в отсутствие антиконкурентного соглашения, составило не менее 34,38 %.

Кроме того, согласно сводному аналитическому отчету по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом о контрактной системе по итогам 2019 года Министерства финансов Российской Федерации среднее снижение НМЦК по итогам проведения электронных аукционов в 2019 году составило 6,16 %.

Таким образом, среднее снижение по результатам проведения торгов,
на которых Ответчиками реализовано антиконкурентное соглашение, не является «обычным» для данного вида торгов.

Заключение и реализация Ответчиками антиконкурентного соглашения, выразившегося в неправомерном определении способа коммерческого учета отходов при проведении ООО «Чистый город» в 2019 году конкурентных процедур
на транспортирование ТКО, а также проведени
и заказчиком электронного аукциона
с номером извещения 2100700003819000011
без учета требования о делении территории на 3 лота, привело к ограничению числа потенциальных участников,
а также
росту цены на услуги по транспортированию ТКО на территории Курганской области.

Таким образом, установлена следующая модель поведения Ответчиков.

Электронные аукционы, проведенные ООО «Чистый город» в 2019 году
в рамках реализации антиконкурентного соглашения с ООО «Компания «Экосистема», признаны несостоявшимися, заявки на участие поданы
от единственной организации – ООО «Компания «Экосистема», контракты заключены без снижения НМЦК. Антиконкурентное соглашение привело
к невозможности иных хозяйствующих субъектов принять участие
в указанных аукционах. Снижение, достигнутое по результатам проведения указанных аукционов, не является «обычным» для данного вида торгов.

Электронные аукционы, проведенные ООО «Чистый город» в 2021 году
в отсутствие антиконкурентного соглашения с ООО «Компания «Экосистема»,
были конкурентными, завершились со значительным снижением НМЦК.

ООО «Компания «Экосистема», участвуя в иных торгах, предмет которых соответствует предмету торгов, на которых было реализовано антиконкурентное соглашение, конкурировало с иными участниками торгов, подавая ЦП
со значительным снижением от НМЦК.

Таким образом, Комиссией в ходе рассмотрения Дела установлены следующие фактические и иные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Ответчиками требований антимонопольного законодательства, выразившемся в заключении устного антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению числа потенциальных участников Аукционов, проведенных в 2019 году:

<…>

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции
под соглашением понимается договорённость в письменной форме, содержащаяся
в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость
от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.

Антиконкурентное соглашение заказчика (и/или организатора) торгов
и участника (участников) торгов квалифицируется по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. При проведении торгов, запроса котировок
цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
в том числе заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность
в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

С учетом всех установленных фактических обстоятельств, совокупности полученных доказательств и представленных позиций, в заключении
об обстоятельствах дела № 22/01/17-40/2022 от 08.08.2022 Комиссией сформулирован вывод о необходимости квалификации действий ООО «Чистый «Город» и ООО «Компания «Экосистема» по пункту 1 части 1 статьи 17
Закона о защите конкуренции.

06.09.2022 в ходе заседания Комиссии в соответствии со статьей 43
и частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции
ООО «Чистый Город» представлены пояснения, возражения22 в отношении обстоятельств, изложенных
в заключении об обстоятельствах дела № 22/01/17-40/2022, изучив которые Комиссия приходит к следующим выводам:

  1. Согласно возражениям ООО «Чистый Город» проведение электронного аукциона с номером извещения 2100700003819000011 обусловлено экономической целесообразностью, так как разделение данного аукциона на 3 лота повлекло
    бы увеличение расходов на транспортирование ТКО, повышение уровня НМЦК,
    а также рост итогового тарифа на услуги регионального оператора.

Кроме того, в возражениях ООО «Чистый Город» ссылается на исковое заявление23 ООО «Новый Ресурс» в Арбитражный суд Курганской
области о взыскании убытков с ООО «Чистый Город» по факту отсутствия возможности истца принять участие в вышеуказанном аукционе ввиду проведения конкурентной процедуры одним лотом, а также включении в документацию условия о способе коммерческого учета ТКО исходя из объема ТКО, определенного с учетом средств измерения, что противоречит Правилам № 1133 и Правилам № 505.

Указанное исковое заявление включает в себя расчет упущенной выгоды, выполненный в том числе на основании сведений об объеме ТКО,
что, по мнению ООО «Чистый Город», противоречит позиции Комиссии
об ограничивающем характере требования к способу коммерческого учета ТКО, включенного в документацию к Аукционам, проведенным ООО «Чистый Город»
в 2019 году.

В рамках возражений ООО «Чистый Город» также указывает на отсутствие
в заключении об обстоятельствах дела № 22/01/11/17-40/2022 доказательств последствий заключения Ответчиками ограничивающего конкуренцию соглашения
в виде недопущения, ограничения, устранении конкуренции.

Между тем, ФАС России получены письменные пояснения <…> подтверждающие нарушение Правил № 1133 при формировании лотов вышеуказанного аукциона, а также нарушение Правил № 505 в документации к Аукционам, проведенным
в 2019 году, что препятствовало участию хозяйствующих субъектов в данных аукционах.

Также, Комиссией ранее отмечено, что электронный аукцион
с номером извещения 2100700003819000011 признан недействительным решением Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2021 по делу № А34-15004/2020
ввиду несоблюдения ООО «Чистый Город» требования о делении территории
на 3 лота, что противоречит Правилам № 1133.

Вышеуказанным решением также установлены нарушения Правил № 505
в части способа определения коммерческого учета ТКО в отношении вышеуказанного аукциона.

Кроме того, в исковом заявлении ООО «Новый Ресурс» о взыскании убытков содержится прямое указание на допущение ООО «Чистый Город» нарушений
Правил № 1133 и Правил № 505 в рамках проведения электронного аукциона
с номером извещения 2100700003819000011, которые препятствовали истцу,
как потенциальному участнику, подать заявку на участие в аукционе.

В ходе рассмотрения дела № 22/01/17-40/2022 Комиссией установлены фактические и иные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Ответчиками требований антимонопольного законодательства, выразившемся в заключении устного антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению числа потенциальных участников Аукционов, проведенных в 2019 году.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности доводов, приведенных ООО «Чистый Город».

  1. ООО «Чистый Город» также представлена рецензия на краткий аналитический отчет (обзор) по результатам анализа состояния конкуренции
    на торгах, входящих в предмет рассмотрения дела № 22/01/17-40/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Анализ), подготовленная Уральской торгово-промышленной палатой (далее – Рецензия), содержащая следующие доводы:

2.1 При проведении Анализа антимонопольным органом в нарушение приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения
анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) неверно определен временной интервал, предмет и состав хозяйствующих субъектов исследования, а также не проанализированы Аукционы, проведенные в 2020 году.
Кроме того, не дана оценка реальной экономической возможности участия потенциальных участников исследуемых конкурентных процедур, не учитывались их материально-технические и финансовые возможности.

Комиссия отмечает, что целью Анализа является определение состояния конкуренции в рамках Аукционов, проведенных в 2019 году.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10.10 Порядка состав хозяйствующих субъектов определен ООО «Компания «Экосистема» как единственным участником Аукционов, проведенным в 2019 году.

Временной интервал в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определен исходя из цели исследования, которой являлось определение состояния конкуренции
в рамках Аукционов, проведенных в 2019 году.

Комиссия также отмечает, что при определении предмета торгов
(в обобщенном виде) учитывался объект каждой из исследуемых конкурентных процедур и соответствующий ему вид экономической деятельности в соответствии
с общероссийским классификатором видов экономической деятельности
.

Кроме того, у антимонопольного органа отсутствует обязанность анализировать конкурентные процедуры, не входящие в предмет рассмотрения дела, в рамках которого проводился Анализ, а также определять материально-технические и финансовые возможности потенциальных участников конкурентных процедур, при проведении которых не усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, Анализ проведен в соответствии с пунктом 10.10 Порядка
в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

2.2 Антимонопольным органом в составе Анализа приведены ссылки
на недействующие в период проведения анализируемых конкурентных процедур нормы
Закона о контрактной системе.

При проведении Анализа антимонопольный орган исходил из действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, в общей информации
об исследуемых обстоятельствах Анализа приведены ссылки на части 1, 2
статьи 24 Закона о контрактной системе (редакция от 14.07.2022 № 89,
действующая на момент проведения Анализа).

Вместе с тем, для целей проведения Анализа антимонопольному органу необходимо определить конкурентный способ определения поставщиков, который был использован при проведении процедур, входящих в предмет рассмотрения дела № 22/01/17-40/2022.

Конкурентные процедуры, входящие в предмет рассмотрения дела
№ 22/01/17-40/2022, проведены в форме электронных аукционов, что предусмотрено редакцией
Закона о защите конкуренции, действующей на момент проведения Анализа, а также редакцией, действующей на момент размещения извещений
в отношении Аукционов, проведенных в 2019 году.

Таким образом, применение нормы Закона о контрактной системе, действующей на момент проведения Анализа, не повлияло на квалификацию нарушения по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также структуру и содержание Анализа.

2.3 Антимонопольным органом в рамках Анализа исследованы обстоятельства, не предусмотренные Порядком: определены потенциальные участники торгов, проанализированы иные конкурентные процедуры, проведенные ООО «Чистый Город» в отсутствие соглашения, а также конкурентные процедуры, в которых принимало участие ООО «Компания «Экосистема» в отсутствие соглашения, исследованы обстоятельства подготовки аукционов, определен средний процент снижения.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции
п
ри рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия отмечает, что антимонопольным органом проведен Анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на торгах, рассматриваемых в рамках дела № 22/01/17-40/2022 в соответствии с пунктом
10.10 Порядка. Включение в состав Анализа вышеуказанной информации не может свидетельствовать о нарушении Порядка.

Таким образом, доводы, изложенные в Рецензии, о проведении Анализа
с нарушениями Порядка также признаны Комиссией несостоятельными.

Поскольку антиконкурентное соглашение было заключено и реализовано
до момента окончания рассмотрения настоящего антимонопольного дела, основание для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения и участия
в нем отсутствуют.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Чистый Город» (ИНН 4501159310, адрес: 640018, Курганская обл., г. Курган, ул. Гоголя, д. 87Б,
    оф. 100) и общество с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» (ИНН 6672256004, адрес: 620017, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 2А-9, оф. 101) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения,
    которое привело к ограничению конкуренции в рамках Аукционов, проведенных

    в 2019 году.

  2. Предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства по факту заключения недопустимого ограничивающего конкуренцию соглашения ответчикам по делу № 22/01/17-40/2022 не выдавать
    в связи с завершением его реализации.

  3. Направить решение и материалы по делу № 22/01/17-40/2022
    в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
в арбитражный суд.

1На основании Соглашения от 13.09.2019 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами
на территории Курганской области, заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город».

2Исх. ФАС России от 08.04.2022 № 22/34060/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022;

3Вх. ФАС России от 12.05.2022 № 86836-ДСП/22; от 22.04.2022 № 76705-ДСП/22; от 12.05.2022 № 86960-ДСП/22;
от 22.04.2022 № 76690-ДСП/22, том № 8, 9 дела № 22/01/17-40/2022;

4Исх. ФАС России от 22.04.2022 № 22/40855/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022;

5Том № 6, 7 дела № 22/01/17-40/2022;

6Исх. ФАС России от 23.06.2022 № 22/60605/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022;

7Исх. ФАС России от 05.07.2022 № 22/64276/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022.

8 Том 2 дела № 22/01/17-40/2022.

9Исх. ФАС России от 08.08.2022 № 22/74637/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022.

10Исх. ФАС России от 10.08.2022 № 22/75207/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022;

11Исх. ФАС России от 08.08.2022 № 22/74637/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022.

12Вх. ФАС России от 06.07.2021 № 112533-ДСП/21; вх. ФАС России от 18.06.2021 № 101752-ЭП/21; вх. ФАС России
от 30.07.2021 № 128035/21; том № 6,7 дела № 22/01/17-40/2022, том № 6, 7 дела № 22/01/17-40/2022;

13Вх. ФАС России от 06.07.2021 № 112533-ДСП/21; том № 7 дела № 22/01/17-40/2022.

14Вх. ФАС России от 21.07.2022 № 127707-ЭП/22; том № 2 дела № 22/01/17-40/2022.

15Вх. ФАС России от 21.07.2022 № 127707-ЭП/22, том № 2 дела № 22/01/17-40/2022;

16Вх. ФАС России от 21.07.2022 № 127527-ЭП/22, вх. ФАС России от 05.08.2022 № 135478-ЭП/22, том № 6 дела
№ 22/01/17-40/2022.

17Новое наименование АО «Ситиматик» (дата внесения изменений в ЕГРЮЛ 08.04.2021).

18Новое наименование АО «Ситиматик» (дата внесения изменений в ЕГРЮЛ 08.04.2021).

19Среднее арифметическое (Са) – разновидность среднего значения. Определяется как число, равное сумме всех чисел множества, деленной на их количество;

20Медиана (Ме) – величина, находящаяся в середине ряда величин, упорядоченных по возрастанию;

21Мода (Мо) – наиболее часто встречающееся значение варьирующего признака в вариационном ряду.

22Вх. ФАС России от 08.09.2022 № 153001/22, том № 6 дела № 22/01/17-40/2022;

23Дело № А34-11444/2022.

Связанные организации

Связанные организации не указаны