Решение №22/106639/23 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 22/01/11-83/2023 от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 22/01/11-83/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «15» декабря 2023 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

члены Комиссии:

<…>

рассмотрев дело № 22/01/11-83/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «АСТ Сервис» <…> и обществом с ограниченной ответственностью «Веста» <…> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее —Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя:

<…>

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ФАС России направлены запросы электронным торговым площадкам1 (далее — ЭТП), интернет провайдеру2, владельцу домена электронных почт3, налоговым органам4, бюджетным и казенным учреждениям, проводившим закупки5.

Документы и информация, поступившие в ФАС России, приобщены к материалам дела № 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам анализа запрошенной информации, а также иной информации, размещенной на официальных электронных ресурсах6, ФАС России обнаружены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста», выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения (картеля), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.

На основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 12.09.2023627/237 возбуждено дело № 22/01/11-83/2023 по признакам нарушения ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (далее — дело о нарушении антимонопольного законодательства, дело).

Определением ФАС России о назначении дела № 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 21.09.20238 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» (далее - ответчики).

В ходе рассмотрения дела Определением от 02.11.20239 Комиссией ФАС России рассмотрение дела № 22/01/11‑83/2023 отложено.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела от одного из ответчиков поступило заявление в соответствии со статьей 44.1 Закона о защите конкуренции и примечанием к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которому в соответствии с журналом учета заявлений о заключении и участии в ограничивающих конкуренцию соглашениях присвоен № 42 (далее – Заявление)10.

Согласно Заявлению в ноябре 2021 года ООО «Веста» совместно ООО «АСТ Сервис» заключили антиконкурентное соглашение по адресу: Москва, поселение Краснопахорское, пос. Подсобного хозяйства МИНЗАГ, ул. Солнечная, д. 20, с. 1, целью которого являлось поддержание цен на торгах путем отказа от конкурентной борьбы между собой при совместном, а также раздельном попеременном участии в закупочных процедурах с номерами извещений 0373200041521001411, 0373100068221000112, 0337400000722000718, 0337400000722000716, 0337400000722000717, 0337400000722000723, 0337400000722000724, 0337400000722000726, 0148200005422000743, 0148200005422000744, 0148200005422000745, 0148200005422000746, 0148200005422000747, 0373200167922000049, 0173200001422001772, 0173200001422001775, 0373200041522001687, 0373200041522001688, 0373200041522001689, 0373200152822000456, 0173200001422001795, 0373200215522000554, 0173200001422002172. Способом реализации антиконкурентного соглашения стало приложение мнимых договоров и фактический отказ от конкурентной борьбы в закупочных процедурах.

Из Заявления следует, что 30.12.2022 одним из ответчиков в адрес другого направлено уведомление об отказе в участии в ограничивающем конкуренцию соглашении.

Комиссией ФАС России 29.11.2023 принято заключение об обстоятельствах дела № 22/01/11-83/202311 (далее – Заключение).

Определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 22/01/11-83/2023 от 29.11.202312 рассмотрение дела № 22/01/11-83/2023 отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» 01.11.2023 подготовлен и приобщен к материалам дела краткий отчет (обзор) по результатам анализа состояния конкуренции на торгах, входящих в предмет рассмотрения дела (далее – Анализ)13.

Анализ проведен в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии в действиях ООО «Веста» и ООО «АСТ Сервис» (далее – Общества) нарушения антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования конкуренции в отношении закупочных процедур с номерами извещений 0373200041521001411, 0373100068221000112, 0337400000722000718, 0337400000722000716, 0337400000722000717, 0337400000722000723, 0337400000722000724, 0337400000722000726, 0148200005422000743, 0148200005422000744, 0148200005422000745, 0148200005422000746, 0148200005422000747, 0373200167922000049, 0173200001422001772, 0173200001422001775, 0373200041522001687, 0373200041522001688, 0373200041522001689, 0373200152822000456, 0173200001422001795, 0373200215522000554, 0173200001422002172 (далее – Конкурсы) (Приложение № 1), проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определен периодом с 02.11.2021 по 10.03.2023.

Предмет Конкурсов в обобщенном виде определен как «поставка продуктов питания».

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в Конкурсах: ООО «Веста» <…>, ООО «Сатурн-ШБС-3» <…>, ООО «АСТ Сервис» <…>, ИП Заренков П.А. <…>, АО «Хлебокомбинат» <…>, ООО «КПК» <…>, ИП Мишин Д.В.
<…>, ООО «Роспродукт» <…>, ООО «Витарэль»<…>, ООО «МХК – Кейтеринг» <…>, ООО Торговый дом «Агромир» <…>, ООО «Топгрэйд» <…>, ООО «Регионпродукт» <…>, ООО «Калина Групп» <…>, ООО «Престиж» <…>.

Уровень обычного снижения НМЦК на торгах, проводимых в исследуемом периоде аналогичным способом (конкурс) в целом составил
не менее 10,49%.

Уровень обычного снижения НМЦК при проведении закупок способом открытого конкурса в электронной форме с аналогичным предметом (поставка продуктов питания) составил в исследуемом периоде не менее 6,09 %.

Уровень среднего снижения НМЦК при проведении конкурентных процедур, в отношении которых установлены признаки заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, составил 0,017 %.

Согласно части 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, относятся к письменным доказательствам по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Фактические и иные обстоятельства, установленные Комиссией по результатам анализа совокупности документов и информации из материалов дела № 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

I. Анализ закупок, входящих в предмет рассмотрения дела

Анализ проводился в отношении 23 открытых Конкурсов в электронной форме, входящих в предмет рассмотрения дела:

1. Конкурс с ограниченным участием в электронной форме с номером извещения 0373200041521001411.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 02.11.2021.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы»

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2022 году (П-342-0009).

Начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК) – 42 987 496,45 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

ООО «АСТ Сервис» (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «АСТ Сервис».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 42 987 496,45 руб.

2. Конкурс с ограниченным участием в электронной форме с номером извещения 0373100068221000112.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 03.11.2021.

Заказчик: ФГБУ «НМИЦ Радиологии «МИНЗДРАВА России».

Объект закупки: Закупка продуктов питания.

НМЦК – 81 795 774,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> НМЦК);

ООО «АСТ Сервис» (<…> от НМЦК);

<…> (заявка отклонена по 2 части).

Победитель: ООО «АСТ Сервис».

Дата заключения контракта: 21.12.2021.

Сумма контракта: 81 795 774,00 руб.

3. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения
0337400000722000718.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 10.11.2022.

Заказчик: МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Объект закупки: Закупка продуктов питания для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

НМЦК – 51 555 520,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (заявка отклонена по 2 части).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 13.12.2022.

Сумма контракта: 51 555 520,00 руб.

4. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения
0337400000722000716.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 10.11.2022.

Заказчик: МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Объект закупки: Закупка продуктов питания для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

НМЦК – 7 824 800,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 14.12.2022.

Сумма контракта: 7 824 800,00 руб.

5. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0337400000722000717.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 10.11.2022.

Заказчик: МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Объект закупки: Закупка продуктов питания для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

НМЦК – 15 548 840,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (заявка отклонена по 2 части);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 14.12.2022.

Сумма контракта: 15 548 840,00 руб.

6. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0337400000722000723.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 11.11.2022.

Заказчик: МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Объект закупки: Закупка продуктов питания для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

НМЦК – 22 528 420,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 14.12.2022.

Сумма контракта: 22 528 420,00 руб.

7. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0337400000722000724.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 11.11.2022.

Заказчик: МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Объект закупки: Закупка продуктов питания для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

НМЦК – 17 407 758,80 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 14.12.2022.

Сумма контракта: 17 407 758,80 руб.

8. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0337400000722000726.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 11.11.2022.

Заказчик: МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Объект закупки: Закупка продуктов питания для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

НМЦК – 3 301 200,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК );

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 14.12.2022.

Сумма контракта: 3 301 200,00 руб.

9. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0148200005422000743.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 12.11.2022.

Заказчик: ГБУ Социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Пушкинский».

Объект закупки: Поставка продуктов питания для нужд учреждений социального обслуживания Московской области на 2023 год (Лот 4).

НМЦК – 414 582 195,78 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 26.12.2022.

Сумма контракта: 414 582 195,78 руб.

10. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0148200005422000744.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 12.11.2022.

Заказчик: ГБСУ Социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Одинцовский».

Объект закупки: Поставка продуктов питания для нужд учреждений социального обслуживания Московской области на 2023 год (Лот 1).

НМЦК – 106 225 916,82 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 23.12.2022.

Сумма контракта: 106 225 916,82 руб.

11. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0148200005422000745.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 12.11.2022.

Заказчик: ГКУ Социального обслуживания Московской области «Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский».

Объект закупки: Поставка продуктов питания для нужд учреждений социального обслуживания Московской области на 2023 год.

НМЦК – 161 364 989,04 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 23.12.2022.

Сумма контракта: 161 364 989,04 руб.

12. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0148200005422000746.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 12.11.2022.

Заказчик: ГКУ Социального обслуживания Московской области «Семейный центр помощи семье и детям «Преображение».

Объект закупки: Поставка продуктов питания для нужд учреждений социального обслуживания Московской области на 2023 год (Лот 6).

НМЦК – 357 262 815,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 23.12.2022.

Сумма контракта: 357 262 815,00 руб.

13. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0148200005422000747.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 12.11.2022.

Заказчик: ГБУ Социального обслуживания Московской области «Комплексный центр Социального обслуживания и реабилитации «Воскресенский».

Объект закупки: Поставка продуктов питания для нужд учреждений социального обслуживания Московской области на 2023 год (Лот 3).

НМЦК – 119 340 681,77 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 23.12.2022.

Сумма контракта: 119 340 681,77 руб.

14. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0373200167922000049.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 14.11.2022.

Заказчик: ГБУ Социальный дом «Ступино».

Объект закупки: Поставка воды питьевой.

НМЦК – 21 740 326,30 руб.

Участники:

<…> (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК);

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 20.01.2023.

Сумма контракта: 21 740 326,30 руб.

15. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0173200001422001772.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 16.11.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0015).

НМЦК – 162 000 000,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 162 000 000,00 руб.

16. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0173200001422001775.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 16.11.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0014).

НМЦК – 102 000 000,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 102 000 000,00 руб.

17. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0373200041522001687.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 16.11.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0016).

НМЦК – 35 000 000,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 35 000 000,00 руб.

18. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0373200041522001688.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 16.11.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0017).

НМЦК – 11 000 000,00 руб.

Участники:

<…> (<…> от НМЦК);

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 11 000 000,00 руб.

19. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0373200041522001689.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 16.11.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0018).

НМЦК – 5 000 000,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 5 000 000,00 руб.

20. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0373200152822000456.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 17.11.2022.

Заказчик: ГБУЗ «ГКБ ИМ. А.К. Ерамишанцева ДЗМ».

Объект закупки: Поставка продуктов питания для нужд ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ» (Ягоды сушеные).

НМЦК – 3 537 102,50 руб.

Участники:

<…> (<…> от НМЦК);

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 3 537 102,50 руб.

21. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0173200001422001795.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 18.11.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0013).

НМЦК – 70 000 000,00 руб.

Участники:

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 19.12.2022.

Сумма контракта: 70 000 000,00 руб.

22. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0373200215522000554.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 02.12.2022.

Заказчик: ГБУЗ «ГКБ № 29 ИМ. Н.Э. БАУМАНА ДЗМ».

Объект закупки: Открытый конкурс на право заключения Контракта на поставку продуктов питания для нужд ГБУЗ «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана» (лот 5).

НМЦК – 9 794 881,00 руб.

Участники:

<…> (<…> от НМЦК);

ООО «АСТ Сервис» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «АСТ Сервис».

Дата заключения контракта: 10.03.2023.

Сумма контракта: 9 794 881,00 руб.

23. Открытый конкурс в электронной форме с номером извещения 0173200001422002172.

Дата размещения извещения о проведении закупки: 28.12.2022.

Заказчик: ГКУ г. Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы».

Объект закупки: Поставка продуктов питания в учреждения, подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2023 году (П-342-0019).

НМЦК – 80 000 000,00 руб.

Участники:

<…> (<…> от НМЦК);

ООО «Веста» (<…> от НМЦК);

<…> (<…> от НМЦК).

Победитель: ООО «Веста».

Дата заключения контракта: 30.01.2023.

Сумма контракта: 80 000 000,00 руб.

Общая сумма НМЦК Конкурсов составляет 1 901 798 717,46 руб.

При подаче заявок на участие в рассматриваемых Конкурсах Обществами подавались ценовые предложения с минимальным снижением от НМЦК
и составили от 0 % до 0,4 %.

Во всех 23 закупочных процедурах, рассматриваемых в рамках дела
№ 22/01/11-83/2023, победу в Конкурсах одержал один из ответчиков по делу
с незначительным снижением НМЦК:

1. в одной торговой процедуре снижение НМЦК составило 0,4%;

2. в двадцати двух торговых процедурах снижение НМЦК составило 0%;

ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» принимали раздельное и совместное участие в конкурентных процедурах, проводимых в форме открытых Конкурсов
в электронной форме.

Согласно материалам дела № 22/01/11-83/2023 при подаче документов
в составе второй части заявки в 21 Конкурсе
ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста»
в качестве подтверждения наличия опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема прикладывались
мнимые договоры, заключенные между Обществами.
ООО «АСТ Сервис» прикладывался договор поставки, заключенный
с ООО «Веста» от 27.01.2019 № 2701/19/11 на 45 млрд руб., ООО «Веста» прикладывался договор поставки, заключенный с ООО «АСТ Сервис» от 27.01.2019 № 2701/19/12 на 15 млрд руб. (далее — Договоры по опыту работы).

Таким образом, в конкурентных процедурах, указанных в Приложении № 1, Обществами подавалась заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащая мнимый договор, подтверждающий наличие опыта аналогичного предмету закупки, а также ценовое предложение с минимальным снижением или без снижения от НМЦК. Максимальный балл по результатам оценки заявки и победа в конкурсе достигалась посредством представления мнимого договора.

Анализ иных закупок, не входящих в предмет рассмотрения дела

В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела
№ 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ участия ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» на торгах путем исследования дополнительных торговых процедур, не входящих в предмет рассмотрения дела
№ 22/01/11-83/2023, проведенных в период с 24.11.2020 по 23.05.2023 (Приложения №№ 2-5).

Предметом вышеуказанных торговых процедур является поставка продуктов питания, которая осуществлялась на территории Калужской, Московской областях
и г. Москвы, что соотносится с 23 закупочными процедурами, рассматриваемыми
в рамках дела № 22/01/11-83/2023.

На основании указанных в Таблице № 1 сведений проведен расчет значений среднего арифметического14 снижения цен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 23 Конкурсах, рассматриваемых в рамках дела
№ 22/01/11-83/2023.

Таблица № 1

 

Номер извещения

Процент снижения НМЦК по результатам определения поставщика

0373200041521001411

0

0373100068221000112

0,4

0337400000722000718

0

0337400000722000716

0

0337400000722000717

0

0337400000722000723

0

0337400000722000724

0

0337400000722000726

0

0148200005422000743

0

0148200005422000744

0

0148200005422000745

0

0148200005422000746

0

0148200005422000747

0

0373200167922000049

0

0173200001422001772

0

0173200001422001775

0

0373200041522001687

0

0373200041522001688

0

0373200041522001689

0

0373200152822000456

0

0173200001422001795

0

0373200215522000554

0

0173200001422002172

0

 

Значение среднего арифметического (С а) снижения цен:

С а = сумма процентов снижения НМЦК / количество торговых процедур = (0% × 22 + 0,4%) / 23 = 0,017%

Из проведенных расчетов следует, что в 23 Конкурсах, рассматриваемых
в рамках дела № 22/01/11-83/2023, значение среднего арифметического снижения цен составляет 0,017%.

Руководствуясь положениями пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», при проведении анализа состояния конкуренции на торгах для установления факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона
о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо принимать
во внимание, в том числе является ли достигнутый уровень снижения цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров.

Действующее антимонопольное законодательство, как и законодательство
о контрактной системе, не содержит определений понятия «обычное снижение
на торгах». Правоприменительной практикой также не выработан единый подход
к данному термину, использованному Верховным Судом Российской Федерации.

В целях объективной всесторонней оценки рассматриваемого размера снижения НМЦК в целом возможно обратиться к регулярно издаваемым поквартальным и ежегодным аналитическим отчетам Министерства финансов Российской Федерации, составленным по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно указанным аналитическим отчетам, в рамках мониторинга используются данные ЕИС в сфере закупок, информация, представленная Федеральным казначейством, а также сведения о результатах контроля в сфере закупок, представленные ФАС России, на основании которых проводятся расчеты различных статистических показателей.

Для проверки соответствия между снижением НМЦК, достигнутым ответчиками по делу № 22/01/11-83/2023 в 23 торговых процедурах, и «обычным» снижением НМЦК на торгах в целом проведены дополнительные исследования с применением совокупности взаимодополняющих статистических показателей, приведенных в аналитических отчетах, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации15.

В данных отчетах приведены сведения о среднем снижении цены при проведении открытых конкурсов (Таблица 2).

Таблица № 2

Год

Среднее снижение НМЦК

2020

10,49%

2021

12%

2022

12,8%

 

Таким образом, среднее значение снижения цен по результатам определения поставщика при проведении открытых конкурсов за период 2020-2022 гг. позволяет сделать вывод о том, что уровень «обычного» снижения НМЦК на торгах при проведении торгов в форме электронных конкурсов в целом составляет не менее 10,49%.

В целях проверки соответствия между снижением НМЦК, достигнутым ответчиками по делу № 22/01/11-83/2023 в 23 торговых процедурах, при участии
в которых в действиях Обществ усматриваются признаки заключения соглашения,
и «обычным» снижением НМЦК на торгах с аналогичным предметом, проведены дополнительные исследования с применением взаимодополняющих статистических показателей.

В отличие от 23 закупочных процедур, рассматриваемых в рамках дела
№ 22/01/11-83/2023, где
среднее снижение НМЦК составляет 0,017%, в иных открытых конкурсах на поставку продуктов питания, в которых принимали участие ответчики по делу (Приложения №№ 2-5), снижение НМЦК являлось высоким (Таблица 3).

Таблица № 3

 

Номер извещения

Процент снижения НМЦК
по результатам определения поставщика

0873200001722000624

0

0873200001722000626

0

0873200001722000627

0

0873200001722000628

0

0873200001722000634

0

0873200001722000635

0

0873200001722000636

0

0873200001722000642

0

0873200001722000643

0

0373200215522000542

0

0373200215522000543

0

0373200215522000544

0

0373200215522000545

0

0373200215522000546

0

0373200152822000549

3

0373100095223000001

5

0373100095223000002

7

0373100095223000003

6

0373100095223000004

5

0373100095223000010

15

0373100095223000013

5,02

0373100095223000014

0

0373200063123000137

0

0373200063123000139

0

0373200063123000140

0

0848300016523000039

6,04

0373100068220001544

16,67

0373100113520000132

3,35

0373100113520000134

4,53

0373100113520000135

3,85

0373100113520000136

3,67

0373100113520000139

0

0373100113520000140

8,5

0173200001420001955

0,5

0373200094121000019

22,31

0173200001421000105

0,5

0373200174420000255

5

0373200174420000256

21,56

0373200174420000257

11,11

0373100084421000045

22,57

0373100084421000047

9,47

0373100091921000065

3

0373100091921000068

46,72

0373100084421000050

9,53

0373100041021000480

0

0373100041021000606

13,04

0373200041521001414

0,5

0173200001421001696

0

0173200001421001702

0

0173200001421001771

0

0373200016721000340

0

0373200107421000598

8,9

0373100059321000673

2

0373100059321000674

1

0373100059321000675

5

0373200152822000116

36,16

0373100041022000325

0,5

0373100095222000308

25

0373100095222000312

19,08

0373100095222000331

5,02

0373100095222000330

7

0373100095222000314

9,04

0373200041522001685

0,1

0373200041522001686

0,1

0373200041522001690

0,1

0173200001422001774

0,1

0173200001422001776

0,1

0173200001422001785

0,1

0373100056622001039

0

0373100056622001042

1

0373100056622001041

2,91

0373200152822000636

3

0373200152822000662

0

0373100084422000839

2

0373100084422000840

0,5

0373100084422000843

2

0373100084422000844

1,5

0373100084422000838

1

0373100084423000259

1

0373100084423000335

2,5

0373100084423000336

1,5

0373100084423000337

2

0373100084423000338

3

0373100084423000350

2,5

0373100084423000351

1,03

0373200152821000010

8,03

0373200056420000245

23,55

0373200056420000246

10,27

0373100084421000052

23,10

0373200016721000097

29,06

0373100041021000488

15,32

0373200041521001413

0

0373200152821000697

0,08

0373200152821000705

0

0373200152822000014

0

0373200152822000112

0,71

0173200001420001956

0,5

0173200001421000108

0

0173200001421001698

0

0173200001421001730

0

0373100047422001975

5

0373100047422001976

4

0373100047422001977

3

 

На основании указанных в Таблице № 3 сведений проведен расчет значений среднего арифметического снижения цен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в иных открытых конкурсах в электронной форме,
в которых принимали участие ответчики по делу.

Значение среднего арифметического (С а) снижения цен:

С а = сумма процентов снижения НМЦК / количество торговых процедур =
= 627,28/103 = 6,09%

Из проведенных расчетов следует, что в иных открытых конкурсах в электронной форме с аналогичным предметом, в которых принимали участие ответчики по делу, значение среднего арифметического снижения цен составляет 6,09%.

Таким образом, полученные результаты расчетов указанных статистических показателей снижения цен по результатам определения поставщика при проведении открытых конкурсов в электронной форме за период 2020-2022 гг., предмет которых соотносится с предметом 23 закупочных процедур, рассматриваемых в рамках дела № 22/01/11-83/2023, позволяют сделать вывод о том, что «обычное» снижение на торгах, проводимых в форме открытого конкурса в электронной форме,
с аналогичным предметом
составляет не менее 6,09%.

Анализ снижения цен по результатам определения поставщика
при проведении конкурсов за период 2020-2022 гг. с учетом официальных сведений Минфина РФ, а также расчетных статистических показателей, обобщающих значения в ряде данных (среднее арифметическое) позволяет сделать вывод о том, что:

уровень обычного снижения НМЦК на торгах, проводимых в исследуемом периоде аналогичным способом (конкурс) в целом составил не менее 10,49%;

уровень обычного снижения НМЦК при проведении закупок способом открытого конкурса в электронной форме с аналогичным предметом (поставка продуктов питания) составил в исследуемом периоде не менее 6,09 %;

- уровень среднего снижения НМЦК при проведении конкурентных процедур, в отношении которых установлены признаки заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, составил 0,017 %.

Таким образом, достигнутый ООО «Веста» и ООО «АСТ Сервис» уровень снижения НМЦК в 23 закупочных процедурах, рассматриваемых в рамках дела № 22/01/11-83/2023, не является обычным как для проводимых процедур торгов
в целом, так и для торгов
, которые проводятся в форме открытого конкурса
в электронной форме
в отношении рассматриваемого вида товаров, работ, услуг («поставка продуктов питания»).

По результатам анализа информации, представленной электронными торговыми площадками16, провайдером17, держателем электронных адресов18, бюджетными и казенными учреждениями, проводившими закупки19 и налоговыми инспекциями20 в ответ на запросы ФАС России и Заявления21, приобщённых
к материалам антимонопольного дела, выявлены следующие признаки антиконкурентного соглашения (картеля), заключенного и реализованного
ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» при участии в рассматриваемых Конкурсах.

II. Подтверждение наличия опыта при участии в Конкурсах за счет договоров с признаками мнимости.

При подаче документов в составе второй части заявки
ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста»
в 21 конкурсе, входящем в предмет рассмотрения дела, в качестве подтверждения наличия опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема прикладывались договоры, заключенные между Обществами. Сведения о Договорах по опыту работы и об оценке участников указанных закупочных процедур отражены в Таблице 4.

Таблица № 4


п/п

Номера извещений

 

Участник

Оценка участника по ценовому предложению

Подтверждение опыта

Оценка заказчика по квалификации участника

Итоговая оценка

1.

0337400000722000718

ООО «Веста»

 

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

Конкурс признан несостоявшимся, контракт заключен с единственным поставщиком
ООО «Веста»

<…>

Заявка отклонена по 2 части

2.

0337400000722000716

ООО «Веста»

31,39

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

91,39

<…>

40

 

0

40

3.

0337400000722000717

ООО «Веста»

0

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

60

<…>

Заявка отклонена по 2 части

<…>

40

 

0

40

4.

0337400000722000723

ООО «Веста»

6,26

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

66,26

<…>

27,3

 

0

27,3

<…>

40

 

0,35

40,35

5.

0337400000722000724

ООО «Веста»

23,06

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

83,06

<…>

40

 

0

40

6.

0337400000722000726

ООО «Веста»

15,41

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

74,41

<…>

31,49

 

0,36

31,85

<…>

40

 

0

40

7.

0148200005422000743

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

8.

0148200005422000744

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

9.

0148200005422000745

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

10.

0148200005422000746

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

11.

0148200005422000747

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»

на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

12.

0373200167922000049

ООО «Веста»

37,97

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

97,97

<…>

37,97

 

12,6

50,57

<…>

40

 

0,17

40,17

<…>

38,05

 

0,17

38,22

13.

0173200001422001772

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

14.

0173200001422001775

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

15.

0373200041522001687

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

16.

0373200041522001688

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

11,57

51,57

<…>

40

 

0

40

17.

0373200041522001689

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

18.

0373200152822000456

ООО «Веста»

39,93

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

99,93

<…>

39,93

 

41,68

81,61

<…>

40

 

0

40

19.

0173200001422001795

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

100

<…>

40

 

0

40

20.

0373200215522000554

ООО «АСТ Сервис»

24,98

Договор
с ООО «Веста»
на 45 млрд руб.

60

84,98

<…>

24,98

 

45,08

70,06

<…>

40

 

0

40

21.

0173200001422002172

ООО «Веста»

40

Договор
с ООО «АСТ Сервис»
на 15 млрд руб.

60

 

<…>

40

 

5,34

45,34

<…>

40

 

0

40

 

В указанных конкурсах ООО «Веста» прикладывался договор поставки, заключенный с ООО «АСТ Сервис» на 15 млрд руб., ООО «АСТ Сервис» прикладывался договор поставки, заключенный с ООО «Веста» на 45 млрд руб.

Вышеуказанные договоры, заключенные между ООО «Веста»
и ООО «АСТ Сервис»,
имеют идентичные реквизиты: от 27.01.2019 № 2701/19/11. Однако суммы договоров имеют различия и составляют 15 млрд руб. и 45 млрд руб.

Согласно сведениям, представленным ИФНС России № 13 по г. Москве22, ИФНС России 4 по г. Москве23, в материалах бухгалтерской отчетности
ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста» отсутствует информация о хозяйственных операциях на указанные суммы по Договорам по опыту работы.

Дополнительно ФАС России установлено, что согласно протоколу подведения итогов закупки № 0373200068622000714 от 13.04.2023 заказчиком отклонена заявка ООО «АСТ Сервис», так как для подтверждения опыта представлена недостоверная информация о договоре поставки от 27.01.2019 № 2701/19/11, заключенном с ООО «Веста» на сумму 24 млрд руб.

Также письмом ИФНС № 13 по г. Москве24 сообщается, что согласно данным налогового учета отсутствуют сведения о хозяйственной операции между
ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» на сумму 24 млрд руб., в том числе
по договору поставки от 27.01.2019 № 2701/19/11, который имеет идентичные реквизиты с Договорами по опыту работы, заключенными между ООО «Веста» и ООО «АСТ Сервис» на суммы 15 млрд руб. и 45 млрд руб.

Кроме того, в соответствии с Заявлением25 способом реализации антиконкурентного соглашения являлось приложение мнимых договоров при участии в конкурсах.

Подтверждение посредством Договоров по опыту работы, связанного с предметом Конкурсов, позволяло ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» получать максимальный балл по результатам оценки заявок и становиться победителями в 20 Конкурсах.

Таким образом, в соответствии с Таблицей № 4 ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» в составе вторых частей заявок прикладывали мнимые договоры поставок, заключенные между Обществами, с целью получения максимальных баллов по результатам оценки заявок и заключения контрактов.

III. Использование единой инфраструктуры.

1. Использование ООО «Веста» IP-адреса 91.235.244.150 и ООО «АСТ Сервис» IP-адреса 91.235.244.4 при участии в Конкурсах, авторизации
в электронных почтах, указанных в контактных данных заявок на участие
в Конкурсах, а также осуществление хозяйственной деятельности по близлежащим адресам.

1.1. ООО «Веста» использовало IP-адрес 91.235.244.150 и ООО «АСТ Сервис» использовало IP-адрес 91.235.244.4 для подачи заявок на участие в Конкурсах, ценовых предложений и подписания государственных контрактов согласно ответам электронных торговых площадок26. Указанные IP-адреса выделены ООО «Сатурн» (<…>)27.

1.2. ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» в контактных данных при участии
в конкурентных процедурах указывали электронные почтовые адреса:
ast_servis2013@mail.ru (ООО «АСТ Сервис») и 2010vesta@mail.ru (ООО «Веста»). По информации, представленной держателем электронной почты28, при авторизации в электронной почте 2010vesta@mail.ru (ООО «Веста») использовался IP-адрес 91.235.244.150, а также при авторизации в электронной почте ast_servis2013@mail.ru (ООО «АСТ Сервис») использовались IP-адреса 91.235.244.150 и 91.235.244.4, выделенные ООО «Сатурн».

1.3. Для подачи отчетности в налоговые органы ООО «АСТ Сервис» использовался IP-адрес 91.235.244.429, ООО «Веста» - IP-адрес 91.235.244.15030, выделенные ООО «Сатурн».

Указанные IP-адреса, выделенные ООО «Сатурн» подключены по адресу: г. Москва, поселение Краснопахорское, посёлок подсобного хозяйства Минзаг, Солнечная улица, д. 2031.

Совпадение IP-адресов, с которых хозяйствующими субъектами - конкурентами осуществляются юридически значимые действия, является косвенным доказательством заключения и участия этих хозяйствующих субъектов в антиконкурентном соглашении.

1.4. Согласно договорам аренды, представленными ООО «Сатурн»32, во временном возмездном владении и пользовании ООО «Веста» находится нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, поселение Краснопахорское, п. Подсобного хозяйства Минзаг, Солнечная улица, д. 20 стр. 1,
в пользовании ООО «АСТ Сервис» -
г. Москва, поселение Краснопахорское,
п. Подсобного хозяйства Минзаг, Солнечная улица, д. 20 стр. 2.

Также согласно информации, представленной в Заявлении33, местом заключения ограничивающего конкуренцию соглашения является г. Москва, поселение Краснопахорское, п. Подсобного хозяйства Минзаг, ул. Солнечная,
д. 20, стр. 1.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о нахождении ООО «Веста» и ООО «АСТ Сервис» по близлежащим адресам.

2. Совпадение свойств файлов документов, представленных ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» в составе вторых частей заявок на участие
в Конкурсах.

Файлы в составе заявок на участие ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста»
в закупочной процедуре имеют совпадающие свойства, учетные записи при создании и изменении файлов.

Так, обнаружено совпадение дат и времени, а также авторов создания следующих файлов, поданных Обществами в составе вторых частей заявок
на участие в конкурсе с номером извещения 0373200041521001411:

- файл в формате «.docx» с наименованием «Предложение 0373200041521001411», поданный ООО «АСТ Сервис» и файл в формате «.docx» с наименованием «Предложение на поставку 0373200041521001411», поданный ООО «Веста» созданы 16.11.2021 в 10:31 автором - «ASUS». В указанных файлах приведены перечни объектов закупки.

файл в формате «.docx» с наименованием «832 ПП», поданный ООО «АСТ Сервис» за подписью генерального директора ООО «АСТ Сервис» А. А. Казанцева и файл в формате «.docx» с наименованием «страна происхждения 1411», поданный ООО «Веста» - созданы 29.11.2021 в 13:50 автором «User».
В указанных файлах приведены декларации стран происхождения предлагаемых к поставке товаров.

Совпадение свойств файлов заявок участников закупочных процедур, при условии создания их на разных компьютерах, невозможно в силу следующих обстоятельств.

Учётная запись — это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации)
и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.

Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания одним человеком. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в закупочных процедурах от разных организаций подтверждается
и ее персонификацией.

Неоднократное совпадение свойств файлов заявок участников закупочных процедур также свидетельствует об их создании с использованием единой инфраструктуры.

Кроме того, согласно информации представленной в Заявлении34, Общества осуществляли деятельность по участию в Конкурсах, используя общую инфраструктуру (общую оргтехнику: средства печати и сканирования, средств связи и компьютерной техники и др.), а также установленное программное обеспечение для подготовки документов, содержащихся в составе заявок на участие в торгах.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные лица совершали юридически значимые действия, в том числе при участии
в рассматриваемых закупочных процедурах, используя единую информационную инфраструктуру.

IV. Коммерческие предложения, представленные бюджетными
и казенными учреждениями, проводящими закупки.

ФАС России установлено, что бюджетными и казенными учреждениями, проводящими закупки, рассматриваемых в рамках дела, направлены запросы
о предоставлении
коммерческих предложений для обоснования НМЦК в адрес ответчиков и иных хозяйствующих субъектов. При этом в указанных закупочных процедурах попеременно участвовал только один из ответчиков.

Сведения о бюджетных и казенных учреждениях, направлявших запросы коммерческих предложений при формировании НМЦК, а также хозяйствующих субъектах, представивших коммерческие предложения, приведены
в Таблице
№ 5.

Таблица № 5


п/п

Номер процедуры

Заказчик

Лицо, представившее коммерческое предложение

Реквизиты ответа

1.

0148200005422000743

ГБУСО МО «КЦСОР Пушкинский»

ООО «Веста»

<…>

ООО «АСТ Сервис»

2.

0148200005422000744

ГБСУСО МО «Добрый дом «Одинцовский»

ООО «АСТ Сервис»

<…>

ООО «Веста»

3.

0148200005422000746

ГКУ СО МО «СЦ «Преображение»

ООО «АСТ Сервис»

<…>

ООО «Веста»

4.

0148200005422000747

ГБУСО МО «КЦСОР «Воскресенский»

ООО «АСТ Сервис»

<…>

ООО «Веста»

 

Такие действия ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» свидетельствуют
об информированности Обществ о проведении заказчиками указанных закупочных процедур и намеренном
отказе от участия в поименованных конкурсах, с целью реализации антиконкурентного соглашения на рассматриваемых торгах.

V. Общие сотрудники и представители.

1.1По информации, представленной ИФНС России № 13 по г. Москве35,
9 сотрудников осуществляли трудовую деятельность в ООО «АСТ Сервис»
и ООО «Веста», сведения о которых приведены в Таблице № 6.

 

Таблица № 6

Сотрудники

 

Организация

1.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

2.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

3.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

4.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

5.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

6.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

7.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

8.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

9.

<…>

ООО «АСТ Сервис», ООО «Веста»

 

1.2ООО «АСТ Сервис» подавались жалобы на действия заказчиков при проведении конкурсов с номерами извещений 0373200063123000103, 0373200063123000121 и 0373200063123000122, а также ООО «Веста» - на действия заказчиков в рамках проведения конкурсов с номерами извещений 0373100047422001977, 0373100047422001975, 0373100047422001976
и 0373100047422001974.

При рассмотрении вышеуказанных жалоб ООО «Веста» и ООО «АСТ Сервис» на действия заказчиков в рамках конкурентных процедур
в антимонопольном органе интересы Обществ представлял по доверенности один представитель - <…>.

Также согласно информации, представленной ООО «Веста»36 и ООО «АСТ Сервис»37, <…> является представителем Обществ на основании доверенностей при рассмотрении жалоб, заявлений и иных юридически значимых действий.

Кроме того, в Заявлении38 указывается о «кадровой» взаимосвязи ответчиков, в частности, ответственные сотрудники осуществляли деятельность по подготовке заявок на участие в торгах от лица всех участников соглашения
(<…> и иные).

На основании изложенного, наличие общих работников и представителей свидетельствует о наличии взаимосвязей при осуществлении хозяйственной деятельности между ответчиками.

VI. Устойчивые финансовые взаимосвязи.

Согласно материалам бухгалтерской отчетности, представленными налоговыми органами39, ФАС России установлены многочисленные денежные перечисления между ООО «Веста» и ООО «АСТ Сервис».

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено наличие устойчивых финансово-хозяйственных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, являющимися ответчиками по делу.

Правовая квалификация

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции
под соглашением понимается договорённость в письменной форме, содержащаяся
в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.
При этом, предмет такого соглашения и (или) объем прав (обязанностей) участников данного соглашения не установлены.

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе
как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении.

Согласно п. 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2023 № 12-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой акционерных обществ «Специализированный Застройщик «Кошелев-проект Самара» и «Кошелев-проект» само по себе участие хозяйствующих субъектов, пусть и занимающихся различными видами деятельности, в торгах в отношении реализуемого или приобретаемого в результате их проведения товара позволяет рассматривать таких субъектов в качестве конкурентов на рынке соответствующего товара.

Согласно сведениям о видах экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности основной вид деятельности ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» «Торговля оптовая фруктами и овощами» (код 46.31). Кроме того, Общества принимают участие в закупочных процедурах по поставке продуктов питания, что свидетельствует о том, что Общества являются между собой конкурентами.

На основании вышеизложенного, ответчики по делу, являясь фактическими конкурентами, при участии в закупочных процедурах следовали единому плану поведения и тем самым отказались от самостоятельных действий на товарном рынке.

В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к поддержанию цен на торгах.

С учетом пункта 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения
не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме
и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием
совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВС РФ № 2 при возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, судам следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума ВС РФ № 2 наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Кроме того, в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2023 № 304-ЭС22-27912 антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам вступать в сговор относительно их поведения при участии в торгах с целью нарушения механизма торгов – повышения, снижения или поддержания цен на торгах вследствие соглашения нескольких участников торгов, направленных на обеспечение победы в торгах одного из них и (или) исключение возможности победы на торгах иных субъектов, не являющихся участниками соглашения.

Анализ имеющихся в распоряжении Комиссии, сведений и информации свидетельствует о том, что ответчики, совместно принимавшие участие в Конкурсах либо отказавшиеся от участия в них в результате заключения и реализации антиконкурентного соглашения, намеренно не конкурировали между собой при совместном участии в Конкурсах, в случае попеременного участия в Конкурсах прикладывали мнимые Договоры по опыту работ, заключенные друг с другом, что обеспечило поддержание цен в Конкурсах, и объясняет причинно-следственную связь, указанную в пункте 24 Постановления Пленума ВС РФ № 2.

Следовательно, ответчиками реализована единая стратегия (модель) поведения – отказ от конкурентной борьбы с целью поддержания цен на торгах.

Таким образом, минимальное снижение НМЦК, достигнутое в рамках антиконкурентного соглашения позволяет его участникам достичь наибольшей выгоды путем заключения контрактов по итогам проведения Конкурсов по цене, приближенной к максимальной.

Кроме того, Комиссия в рамках анализа Конкурсов, а также иных конкурсов, в которых принимали участие ответчики, установлено, что достигнутый уровень снижения не является «обычным» для торгов на поставку продуктов питания.

В соответствии с Разъяснением № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Согласно сведениям представленными ИФНС № 4 по г. Москве,40 а также информации представленной ООО «АСТ Сервис»41 и ООО «Веста»42 Общества
не входят в подконтрольную группу лиц по смыслу частей 7 и 8 статьи 9 Закона
о защите конкуренции:

- ООО «АСТ Сервис»: единственным учредителем с 12.04.2018 является <…>; генеральным директором с 01.02.2021 является <…>;

- ООО «Веста»: единственным учредителем с 30.10.2017 является <…>; генеральным директором с 22.06.2011 является <…>.

Таким образом, между указанными Обществами отсутствует возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

В Решении по делу о нарушении антимонопольго законодательства
№ 22/01/11-83/2023 содержатся все необходимые элементы, входящие в предмет доказывания по делам о картелях на торгах, согласно
Разъяснениям ФАС России от 30.05.2018 № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах» (далее – Разъяснения № 14):

- наличие устного или письменного соглашения подтверждается совокупностью доказательств;

- предмет соглашения - торги, в отношении которых заключено соглашение: 23 закупочные процедуры;

- состав участников соглашения определен: ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста», наличие между ними конкурентных отношений подтверждается Анализом;

- возможность наступления либо наличие последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции: привело к поддержанию цен на торгах;

- причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах подтверждается материалами дела: заключение и реализация антиконкурентного соглашения, выразившееся в отказе от конкуренции, которое привело к подержанию цен на торгах.

Кроме того, квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах (аналогичная позиция указана в Разъяснениях № 14).

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

Таким образом, в действиях ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» усматривается достаточная совокупность признаков антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах (в ходе проведения 23 закупочных процедур с общей суммой НМЦК
1 901 798 717, 46 руб.).

Доказательств совершения кем-либо из ответчиков действий по организации
ограничивающего конкуренцию соглашения, равно как и получения обязательных
для исполнения указаний по участию в ограничивающем конкуренцию соглашении
либо наличия у
ответчиков зависимой роли в совершении вменяемого нарушения
антимонопольного законодательства при рассмотрении дела Комиссией
не установлено, ответчиками не представлено.

В рамках рассматриваемого дела № 22/01/11-83/2023 Комиссия располагает следующей совокупностью доказательств, указывающих на признаки заключения ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» соглашения, запрет на которое установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции:

- систематическое использование единой модели поведения
при попеременном и совместном участии в конкурентных процедурах в форме Конкурсов – отказ от конкурентной борьбы с целью поддержания цен на торгах;

- представление в составе вторых частей заявок при участии в Конкурсах мнимых договоров, заключенных между Обществами;

- подача ценовых предложений с минимальным снижением либо без снижения от НМЦК при участии в Конкурсах;

использование единой инфраструктуры для участия в Конкурсах, а также
при осуществлении
юридически значимых действий, осуществление деятельности по близлежащим адресам;

- направление коммерческих предложений Обществами в ответ на запросы бюджетных и казенных учреждений, проводивших Конкурсы, и дальнейшее неучастие в указанных Конкурсах одним из ответчиков;

- наличие общих контрагентов;

- наличие общих работников между ответчиками;

- устойчивые финансово-хозяйственные и экономические взаимоотношения между ответчиками и их контрагентами;

- представление интересов одним лицом при рассмотрении жалоб
в антимонопольном органе;

- наличие причинно-следственной связи между действиями участников закупочных процедур и поддержанием цен на торгах;

- Заявление, поданное в соответствии со статьей 44.1 Закона о защите конкуренции и примечанием к статье 14.32 КоАП РФ.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении43, принятом Комиссией 29.11.2023 и направленном в адрес лиц, участвующих в деле.

В Заключении Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона
о защите конкуренции.

Пояснений, доводов и возражений на Заключение от лиц, участвующих в деле, в ФАС России не поступало.

Ответственность за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит поддержанию цен на торгах, предусмотрена
частью 2 статьи 14.32 КоАП.

Хозяйствующие субъекты любой правовой формы, в том числе учреждения и общества, в своей деятельности обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.

Комиссия по рассмотрению дела № 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии в действиях ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен при участии в Конкурсах, в период с 02.11.2021 по 10.03.2023.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством Российской Федерации и является по своей сути видом незаконной предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам
о незаконном предпринимательстве» под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов.

При этом пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23 установлено, что при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

Согласно пункту 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2023 № 19-П «По делу о проверке конституционности
части первой и пункта «в» части второй статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило»
«
доход», извлечение которого в крупном или особо крупном размере служит одним из условий (признаков) для привлечения к уголовной ответственности, в системе действующего правового регулирования является определенным и применительно к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах означает цену контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей.

Общая сумма заключенных по результатам проведения Конкурсов контрактов, на которых реализовано антиконкурентное соглашение между ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» в период с 02.11.2021 по 10.03.2023 составила 1 901 469 623, 46 руб.

С учетом изложенных обстоятельств в действиях должностных лиц ООО «АСТ Сервис» и ООО «Веста» усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного пунктами «а» и «в» части 2 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку в результате реализации запрещенного антимонопольным законодательством соглашения извлечен доход в особо крупном размере.

Выводы Комиссии соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании доказательств, имеющихся в материалах дела № 22/01/11-83/2023, и на правильном применении норм антимонопольного законодательства.

Поскольку антиконкурентное соглашение фактически завершено, основания
для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного
законодательства по факту заключения и реализации антиконкурентного соглашения
отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41 и частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «АСТ Сервис» <…> и ООО «Веста»<…> нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения (картеля), которое привело к поддержанию цен на торгах.

2. Предписания по делу № 22/01/11-83/2023 об устранении нарушений антимонопольного законодательства по факту заключения недопустимого ограничивающего конкуренцию соглашения ответчикам по делу не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Передать материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

4. Признать наличие оснований для освобождения от административной ответственности ответчика, подавшего заявление № 42 от 28.11.2023, в соответствии с примечанием 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Направить материалы дела в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 – 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Приложение № 1 на 1 л. в 1 экз.

Приложение № 2 на 1 л. в 1 экз.

Приложение № 3 на 2 л. в 1 экз.

Приложение № 4 на 1 л. в 1 экз.

Приложение № 5 на 1 л. в 1 экз.

 

 

Председатель Комиссии _____________

<…>


 


 

Члены Комиссии:

 

 

 

_____________

<…>

 

 

 

_____________

 

<…>

 

 

 

_____________

 

<…>

 

 

 

_____________

 

<…>

 

 

 

_____________

 

<…>

 

 

 

 

1 Исх. ФАС России <…>, <…>.

2 Исх. ФАС России <…>.

3 Исх ФАС России <…>.

4 Исх. ФАС России <…>.

5 Исх. ФАС России <…>.

6 Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), Единый государственный реестр юридических лиц (www.egrul.nalog.ru) и иные.

7 Т. 1 л. д. 1-2.

<…>, т. 1, л.д. 7-12.

<…>, т. 1, л.д. 155-158.

10 Заявление <…>, т. 4-ДСП, л.д. 5-11.

11 Исх. ФАС России <…>, т. 1, л.д. 209-261.

12 Исх. ФАС России <…>, т. 1, л.д. 200-202.

13

 


 Краткий отчёт (обзор) по результатам анализа состояния конкуренции на торгах, входящих в предмет рассмотрения дела № 22/01/11-83/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 01.11.2023, т. 1, л.д. 58-134.

 

14 Среднее арифметическое (Са) – разновидность среднего значения. Определяется как число, равное сумме всех чисел множества, деленной на их количество.

15 https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/.

16 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 1; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 2; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 3-4; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 22; письмо <…>, т. № 2-ДСП, л.д. 23.

17 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 5-8.

18 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 9-11.

19 Письмо <…>, т. 3, л.д. 2-21; письмо <…>, т. 3, л.д. 22-49; письмо, т. 3, л.д. 64-75; письмо <…>, т. 3, л.д. 76-81.

20 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 12-13; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 18-21; письмо <…>, т. 5-ДСП, л.д. 1-2; письмо <…>, т. 4-ДСП, л.д. 3-4.

21 Заявление <…>, т. 4-ДСП, л.д. 5-11.

22 Письмо ИФНС № 13 по г. Москве <…>, т. 5-ДСП, л.д. 1-2.

23 Письмо ИФНС № 4 по г. Москве <…>, т. 4-ДСП, л.д. 3-4.

24 Письмо ИФНС № 13 по г. Москве <…>, т. 5-ДСП, л.д. 1-2.

25 Заявление <…>, т. 4-ДСП, л.д. 5-11.

26 Письмо <…>, л.д. 1; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 2; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 3-4; письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 22; письмо <…>, т. № 2-ДСП, л.д. 23.

27 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 5-8.

28 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 9-11.

29 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 12-13.

30 Письмо <…>, т. 4-ДСП, л.д. 1-2.

31 Письмо <…>, т. 2-ДСП, л.д. 5-8.

32 Письмо<…>, т 2-ДСП л.д. 37-39.

33 Заявление <…>, т. 4-ДСП, л.д. 5-11.

34 Заявление <…>, т. 4-ДСП, л.д. 5-11.

35 Письмо ИФНС № 13 <…>, т. 2-ДСП, л.д. 12-13.

36 Письмо <…>, т. 1, л.д. 29-54.

37 Письмо <…>, т. 1, л.д. 135-141.

38 Заявление <…>, т. 4-ДСП, л.д. 5-11.

39 Письмо ИФНС № 13 <…>, т. 2-ДСП, л.д. 12-13; письмо ИФНС № 14 <…>, т. 2-ДСП, л.д. 14-15, письмо <…>,
т. 2-ДСП, л.д. 16-17.

40 Письмо ИФНС № 4 по г. Москве <…>, т. 4-ДСП, л.д. 3-4.

41 Письмо ООО «АСТ сервис» <…>, т. 1, л.д. 165-141.

42 Письмо ООО «Веста» <…>, т. 1, л.д. 29-54.

43 Исх ФАС России <…>, т. 1, л. л.д. 209-261.

Связанные организации

Связанные организации не указаны