Решение №22/64954/20 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 22/01/11-50/2020 от 30 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 22/01/11-50/2020


 

Резолютивная часть решения оглашена «27» июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «30» июля 2020 года


 

Комисcия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела
№ 22/01/11-50/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
в составе:
<...>

председатель Комиссии:

<...>

члены Комиссии:

<...>

рассмотрев дело № 22/01/11-50/2020 по признакам нарушения
открытым акционерным обществом
«АУРАТ» (ОГРН 1027739092545, ИНН 7711026048, адрес места нахождения: 125438, г. Москва, 4-й Лихачевский переулок, д. 6, далее – ОАО «АУРАТ») части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителей ОАО «АУРАТ»: <...>

УСТАНОВИЛА:

 

Федеральной антимонопольной службой проведены внеплановые выездные проверки в отношении ОАО «АУРАТ»1 <...>) и ООО «АУРАТ-ВВ» <...>

Основанием для проведения проверок стал запрос ГУЭБиПК МВД России <...> о возможном нарушении ОАО «Аурат», ООО «Промхимснаб», ООО «Аурат-ВВ», ООО «Труд», ООО «Сибресурс» и ООО «ВОДА ЕВРАЗИИ» антимонопольного законодательства при проведении закупок коагулянта сульфата алюминия для государственных заказчиков, осуществляющих очистку воды с его помощью.

По результатам проведённых внеплановых выездных проверок составлены Акты, в которых отражены, в том числе обнаруженные признаки нарушения ОАО «АУРАТ» части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в координации экономической деятельности ряда хозяйствующих субъектов, которая привела к последствиям,
указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Приказом ФАС России от 29.05.2020 № 506/20 возбуждено дело
№ 22/01/11-50/2020 и создана Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх. ФАС России от 02.06.2020 № 22/46674/20) к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве ответчика – ОАО «АУРАТ»; в качестве заинтересованных лиц: общество с ограниченной ответственностью «АУРАТ-ВВ» (ОГРН 1097604005740, ИНН 760415512, 150030, Ярославская область, г. Ярославль, Московский проспект, дом 93, офис 3.13, далее – ООО «АУРАТ-ВВ»), общество с ограниченной ответственностью «РАУРАТ» (ОГРН 1036165026611, ИНН 6165111553, 344065, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Орская, дом 27, литер Ш, офис 1, далее – ООО «РАУРАТ»), общество с ограниченной ответственностью «СИБТРАНС-АУРАТ» (ОГРН 1107017018030, ИНН 7017271160, 634057, Томская область, г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, дом 4/5, строение 2, офис 4, далее – ООО «СИБТРАНС-АУРАТ»).

В целях полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств ФАС России у лиц, участвующих в деле, была запрошена информация (исх. ФАС России от 02.06.2020 № 22/46674/20). Кроме того, были направлены запросы на электронные торговые площадки (ЭТП) (исх. ФАС России от 22.05.2020
№ 22/43326/20). Документы и информация, полученные антимонопольным органом, были приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции ФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу № 22/01/11-50/2020. Отчет по результатам анализа состояния конкуренции приобщен к материалам дела № 22/01/11-50/20202.

Комиссией ФАС России установлено наличие в действиях ОАО «АУРАТ» признаков нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке и торгах. Рассматриваемые торги проходили на товарном рынке (рынках) химических веществ, предназначенных для очистки воды.

ОАО «АУРАТ» осуществляет производство товара и реализует его
ООО «Раурат», ООО «Сибтранс-аурат», ООО «Аурат-ВВ»
и ООО «Труд». Реализацию товара конечным потребителям ОАО «АУРАТ» (завод-изготовитель) не осуществляет. ООО «Раурат», ООО «Сибтранс-аурат», ООО «Аурат-ВВ» и ООО «Труд» в свою очередь действуют на рынке конечных продаж.

Письмом от 26.06.2020 № 318 (вх. ФАС России от 29.06.2020 № 112268/20) ОАО «АУРАТ» представило перечень дистрибьюторов, в котором также указала ООО «Раурат», ООО «Сибтранс-аурат», ООО «Аурат-ВВ» и ООО «Труд» в качестве таковых3.

В целях уточнения характера правоотношений, существующих между ОАО «АУРАТ» и указанными лицами на заседании Комиссии были заданы вопросы о наличии либо отсутствии дистрибьюторских соглашений между ними и иных договорах, опосредующих взаимодействие лиц4.

Согласно пояснениям представителя ОАО «АУРАТ» <...>, ОАО «АУРАТ» заключает с поименованными хозяйствующими лицами договоры купли-продажи химических веществ для очистки воды. Дистрибьюторских соглашений ОАО «АУРАТ» с хозяйствующими субъектами не имеет5.

Незаконная координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов осуществлялась следующими способами:

  • путем распределения между хозяйствующими субъектами-поставщиками продукции ОАО «Аурат» потребителей (крупных закупок);

  • путем поддержки и консультирования указанных хозяйствующих субъектов в ходе торгов, в том числе подачи жалоб по вопросам проведения закупочных процедур, запросов о разъяснении документации.

В частности, при анализе информации, содержащейся в материалах дела № 22/01/11-50/2020 установлено, что ОАО «АУРАТ» осуществляло распределение закупок между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу конечным потребителям.

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

ООО «Аурат-ВВ» и ООО «Труд» входят в группу лиц с ОАО «АУРАТ в понимании статьи 9, частей 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Соответственно, в отношении указанных лиц координация экономической деятельности допустима6.

Вместе с тем, ООО «РАУРАТ» и ООО «СИБТРАНС-АУРАТ» не входят в группу лиц с ОАО «АУРАТ». Незаконная координации экономической деятельности осуществлялась в отношении ООО «РАУРАТ»
и ООО «СИБТРАНС-АУРАТ».

Указанные действия осуществлялись через <...> который является <...> ОАО «Аурат». В свою очередь ОАО «Аурат», как отмечено, самостоятельно на товарном рынке реализации химических веществ очистки воды для конечных потребителей деятельность не осуществляет, а также не участвует в торгах.

Реализация коагулянта7 для конечных потребителей на рассматриваемом товарном рынке преимущественно осуществляется посредством торгов, так как на основных потребителей-покупателей (заказчиков) возложена обязанность закупать товар в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выводы Комиссии подтверждаются следующими обстоятельствами.

При анализе информации с рабочего компьютера <...> обнаружены электронные письма, направленные <...>, который является работником ОАО «Аурат» (завода-изготовителя)8 и ООО «АУРАТ-ВВ» (поставщик конкретным потребителям)9, свидетельствующие о распределении торгов на поставку химических веществ для очистки воды между хозяйствующими субъектами-конкурентами.

При этом, указанные письма также дублируются и согласовываются <...>, являющимся <...> ОАО «АУРАТ» (завода-изготовителя)10.

Примечательно, также, что письма направлялись <...> с электронной почты (<...>), доменное имя которой принадлежит ОАО «АУРАТ». Принадлежность почтового домена и почтового адреса также подтверждается информацией, полученной от ОАО «АУРАТ»11.

Кроме того, при анализе информации, установлено, что <...> как работник ООО «АУРАТ-ВВ», электронную почту не имеет.

Так, при анализе информации установлено, что <...> направлялись письма специалистом ООО «АУРАТ-ВВ» <...>
и работником ООО «АУРАТ-ВВ» <...>, в содержании которых имелся ряд закупок, для принятия им решений об участии в них хозяйствующих субъектов. Далее <...> в рамках направляемых писем формировал списки хозяйствующих субъектов (как входящих в группу лиц, а также подконтрольную группу лиц с ОАО «АУРАТ»12, так и независимых хозяйствующих субъектов), которые должны принимать участие в торгах. Кроме того, обнаружены письма с указанием на отдельные конкурентные процедуры, по которым <...> также принимал решение об участнике такой процедуры, либо об отказе от участия в ней. Указанная информация также должна была направляться <...>, который является <...> ОАО «АУРАТ».

Впоследствии указанные в письмах хозяйствующие субъекты участвовали в отведенных для них торгах. При этом координируемые лица не принимали участие в незакреплённых за ними торгах. Кроме того, в некоторых торгах, отмеченных словами «нет» и «пока нет»13, никто из координируемых лиц также не принимал участие. Таким образом, рассматриваемая координация экономической деятельности приводила к распределению товарного рынка по составу продавцов и покупателей, а также к поддержанию цен на торгах.

При этом, Комиссия отмечает, что между поставщиками конечным потребителям не обнаружена переписка, свидетельствующая
о «горизонтальных» взаимоотношениях, которая могла бы указывать на наличие между ними картеля.

Далее представлено описание торгов, свидетельствующих
о незаконной координации экономической деятельности, которая привела к последствиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

1. ЭА № 0558300000217000022

Дата размещения извещения: 25.12.2017

Заказчик: МУП «УПРАВЛЕНИЕ ВОДОКАНАЛ» (г. Таганрог)

НМЦК – 8 974 294,40 руб.

Предметом ЭА является поставка коагулянта

Участники: ООО «РАУРАТ»

Победитель: ООО «РАУРАТ»

Снижение НМЦК – 0,0 %

Сумма заключенного контракта: 8 974 294,00 руб.

При анализе электронной почты14, скопированной с рабочего компьютера <...>, обнаружено письмо от 26.12.2017, направленное <...> ОАО «АУРАТ» <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО «РАУРАТ», которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков):

<...>

 

В данном электронном сообщении <...>
ОАО «АУРАТ» <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО «РАУРАТ» (ИНН 6165111553).

Данное электронное сообщение направлено в ответ на письмо, направленное работником ООО «Аурат-ВВ» <...>, в котором содержится ссылка на данную закупку (ЭА № 0558300000217000022).

В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект – ООО «РАУРАТ». Иные хозяйствующие субъекты, в том числе в отношении которых ОАО «АУРАТ» осуществляло координацию, заявки на участие не подавали. Соответственно, указанный ЭА был признан несостоявшимся, и с ООО «РАУРАТ» был заключен контракт в отсутствии снижения НМЦК.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявки ООО «РАУРАТ» (
26.12.2017). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.

Таким образом, незаконная координация ОАО «АУРАТ», привела к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствии конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствии снижения НМЦК.

2. ЭА № 0558600020318000011

Дата размещения извещения: 13.03.2018

Заказчик: МУП «ВОДОКАНАЛ» (г. Семикаракорск)

НМЦК – 322 560, 00 руб.

Предметом ЭА является поставка коагулянта

Участники: ООО «РАУРАТ»

Победитель: ООО «РАУРАТ»

Снижение НМЦК – 0,0 %

Сумма заключенного контракта: 322 560, 00 руб.

 

При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...>., обнаружено письмо от 14.03.2018, направленное <...> ОАО «АУРАТ» <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО «РАУРАТ», которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков):

<...>

 

В данном электронном сообщении советник генерального директора ОАО «АУРАТ» <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО «РАУРАТ».

Данное электронное сообщение направлено в ответ на письмо, направленное <...>., в котором содержится ссылка на данную закупку (ЭА № 0558600020318000011)

В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект – ООО «РАУРАТ». Соответственно, указанный ЭА был признан несостоявшимся и с ООО «РАУРАТ» был заключен контракт в отсутствии снижения НМЦК.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявки ООО «РАУРАТ» (ИНН 6165111553) (
14.03.2017). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.

Таким образом, незаконная координация ОАО «АУРАТ», привела к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.

3. ЭА № 0558600020318000021

Дата размещения извещения: 27.07.2018

Заказчик: МУП «ВОДОКАНАЛ» (г. Семикаракорск)

НМЦК – 308 000, 00 руб.

Предметом ЭА является поставка композиционного коагулянта

Участники: ООО «РАУРАТ»

Победитель: ООО «РАУРАТ»

Снижение НМЦК – 0,0 %

Сумма заключенного контракта: 308 000, 00 руб.

При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...>, обнаружено письмо от 30.07.2018, направленное <...>, свидетельствующее о распределении торгов между хозяйствующими субъектами — поставщиками продукции и закреплению определенной закупки за ООО «РАУРАТ», которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков):

<...>

 

В данном электронном сообщении <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО «РАУРАТ». Так, в электронном письме <...> указывает: «поз 2. Раурат».

Данное электронное сообщение направлено в ответ на письмо, адресованное специалистом ООО «Аурат-ВВ» <...> в котором под номером два направлена ссылка на ЭА № 0558600020318000021.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявок ООО «РАУРАТ». Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.

В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект – ООО «РАУРАТ». Соответственно, указанный ЭА был признан несостоявшимся, и с ООО «РАУРАТ» был заключен контракт в отсутствии снижения НМЦК.

Таким образом, осуществление незаконной координации ОАО «АУРАТ», привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК

 

4. Запрос котировок № 0558600004018000165

Дата размещения извещения: 17.09.2018

Заказчик: МП «АЗОВВОДОКАНАЛ»

НМЦК – 436 666, 65 руб.

Предметом является поставка алюминия хлоргидрата

Участники: ООО «РАУРАТ»

Победитель: ООО «РАУРАТ»

Снижение НМЦК – 2,6 %

Сумма заключенного контракта: 425 000, 00 руб.

При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...>, обнаружено письмо <...>. от 19.09.2018, перенаправленное <...> в адрес <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО «РАУРАТ», которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков):

<...>

 

Перенаправленное сообщение свидетельствует о распределение торгов <...> между хозяйствующими субъектами — поставщиками продукции и закреплением закупки за ООО «РАУРАТ». Данное электронное сообщение также содержит ссылку на рассматриваемый запрос котировок.

В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект – ООО «РАУРАТ».

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявки ООО «РАУРАТ» (
19.09.2018). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.

Таким образом, осуществление незаконной координации ОАО «АУРАТ», привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Запрос котировок прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.

 

5. ЭА № 31908423329

Дата размещения извещения: 21.10.2019

Заказчик: ГУП КК СВ ВУК «Курганинский групповой водопровод»
(г. Армавир).

НМЦК – 864 000, 00 руб.

Предметом является полиалюминий хлорид питьевого качества

Участники: ООО «РАУРАТ», ООО «НОВОРОС», ООО «ТРУД» (не допущен), ООО «АЛХИМ» (не допущен), ООО «ХИМПРОДМАРКЕТ» (не допущен).

Победитель: ООО «РАУРАТ»

Снижение НМЦК — 37,00 %

Сумма заключенного контракта: 544 320, 00 руб.

При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо <...>. от 23.10.2019, направленное в адрес <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО «РАУРАТ», которая привела к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков):

<...>

 

Перенаправленное сообщение свидетельствует о распределении торгов <...>. между хозяйствующими субъектами — поставщиками продукции и закреплением закупки за ООО «РАУРАТ» и ООО «ТРУД». Данное электронное сообщение также содержит ссылку на рассматриваемый ЭА.

В данном ЭА приняли участие следующие хозяйствующие субъекты – ООО «РАУРАТ», ООО «НОВОРОС», ООО «АЛХИМ», ООО «ХИМПРОДМАРКЕТ», ООО «ТРУД». ООО «РАУРАТ» одержало победу и с ним был заключен контракт. Участник ООО «ТРУД» образует подконтрольную группу лиц с ООО «АУРАТ», следовательно, на данную координацию экономической деятельности не распространяется положение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявки ООО «РАУРАТ» (
23.10.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.

Таким образом, осуществление незаконной координации ОАО «АУРАТ», привело к последствиям, указанным в пункте 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

6. Запрос котировок № 31908542851

Дата размещения извещения: 20.11.2019

Заказчик: ОАО «РЖД»

НМЦК – 1 798 160, 00 руб.

Предметом является поставка полиоксихлорида алюминия

Участники: ООО «Сибтранс-Аурат»

Победитель: ООО «Сибтранс-Аурат»

Снижение НМЦК – 0,0 %

Сумма заключенного контракта: 1 798 160, 00 руб.

При анализе электронной почты15, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо, направленное <...>, свидетельствующее о распределении торгов между координируемыми хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО «Сибтранс-Аурат».

<...>

 

В данном электронном сообщении работник ОАО «АУРАТ» <...> уточняет будет ли участвовать в торгах хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку продукции: «3. Дистр?».

Далее, <...> направляет ответ на этот вопрос<...>., указывая, что участие в позиции 3 примет «Сибтранс-Аурат». Далее приводится текст сообщения.

<...>

Позиции № 3 в настоящем сообщении соответствует рассматриваемый запрос котировок № 31908542851, на что указывает письмо, направленное специалистом ООО «Аурат-ВВ» <...>, в котором под номером 3 направлена ссылка на соответствующую торговую процедуру.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявок ООО «Сибтранс-Аурат» (
20.11.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия и поддержания цены, что исключает конкуренцию между ними.

При анализе торгов установлено, что в данном запросе котировок принял участие единственный хозяйствующий субъект – ООО «Сибтранс-Аурат». Соответственно, с ООО «Сибтранс-Аурат» был заключен контракт в отсутствии снижения НМЦК.

Таким образом, осуществление незаконной координации ООО «Сибтранс-Аурат», привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Запрос котировок прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.


 

7. Запрос котировок № 31907800650

Дата размещения извещения: 22.04.2019

Заказчик: МУП г. Камышина «ПУВКХ»

НМЦК – 368 400, 00 руб.

Предметом ЭА является поставка коагулянта полиоксихлорида алюминия

Участники: ООО «РАУРАТ», ООО «МЕТАХИМ» (отклонен), ООО «НОВАТОР».

Победитель: ООО «РАУРАТ».

Снижение НМЦК – 1,6 %

Сумма заключенного контракта: 362 400, 00 руб.

При анализе электронной почты с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо от 23.04.2019, направленное <...>, свидетельствующее о распределении торгов между координируемыми хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО «РАУРАТ»:

<...>

 

В данном электронном сообщении <...> закрепляет торги за ООО «РАУРАТ». Так, в электронном письме <...> указывает: «1. Раурат». Данное электронное сообщение также является ответом на письмо, направленное специалистом ООО «Аурат-ВВ» <...>, в которых содержится перечень торгов, согласно которому позиции № 1 в настоящем сообщении соответствует рассматриваемый запрос котировок 31907800650.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявок ООО «РАУРАТ» (
23.04.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.

При анализе торгов установлено, что заявки на участие в запросе котировок подало три хозяйствующих субъекта. ООО «МЕТАХИМ» было не допущено к участию в торгах, ООО «НОВАТОР»16 снизило сумму НМЦК на 1%. ООО «РАУРАТ» снизило сумму НМЦК на 1,6 %. Таким образом, ЭА завершился с минимальным снижением суммы НМЦК и победой ООО «РАУРАТ».

Таким образом, осуществление незаконной координации ООО «РАУРАТ», привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

8. Запрос котировок № 31907612210

Дата размещения извещения: 06.03.2019

Заказчик: ОАО «РЖД»

НМЦК – 1 792 976, 00 руб.

Предметом ЭА является поставка полиоксихлорида алюминия

Участники: ООО «СИБТРАНС-АУРАТ».

Победитель: ООО «СИБТРАНС-АУРАТ».

Снижение НМЦК – 2,7 %

Сумма заключенного контракта: 1 745 184, 00 руб.

При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо от 11.03.2019, направленное <...> свидетельствующее о распределении закупок между хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО «СИБТРАНС-АУРАТ».

<...>

В данном электронном сообщении <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО «СИБТРАНС-АУРАТ». Так, в электронном письме <...> Указывает: «6. Дистр»17.

Данное электронное сообщение также является ответом на письмо, направленное специалистом ООО «Аурат-ВВ» <...> в которых содержится ссылка на рассматриваемый запрос котировок № 31907612210.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявок ООО «СИБТРАНС-АУРАТ» (
21.03.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия и поддержания цены, а также разделу товарного рынка что исключает конкуренцию между ними.

В данных торгах принял участие единственный хозяйствующий субъект – ООО «СИБТРАНС-АУРАТ», одержав победу с незначительным снижением НМЦК, составляющим 2,7%.

Таким образом, осуществление незаконной координации ООО «РАУРАТ», привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы.

 

9. ЭА № 31907658832

 

Дата размещения извещения: 20.03.2019

Заказчик: ГУП РО «УРСВ» (г. Шахты)

НМЦК – 3 287 178, 86 руб.

Предметом ЭА является поставка аква-аурата

Участники: ООО «РАУРАТ», ООО «ТРУД» (не соответствует)

Победитель: ООО «РАУРАТ».

Снижение НМЦК – 0,5 %

Сумма заключенного контракта: 3 270 742, 97 руб.

 

При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо от 21.03.2019, направленное <...> свидетельствующее о распределении закупок между хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО «РАУРАТ».

 

<...>

 

Данное электронное сообщение также является ответом на письмо, направленное специалистом ООО «Аурат-ВВ» <...>, в которых содержится ссылка на рассматриваемый ЭА № 31907658832.

Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено
до даты подачи заявок ООО «РАУРАТ» (
21.03.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО «АУРАТ» выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия и поддержания цены, а также разделу товарного рынка что исключает конкуренцию между ними.

При анализе ЭА установлено, что заявка ООО «ТРУД» отклонена,
ООО «РАУРАТ» снизило сумму НМЦК на 0,5 %. Таким образом, ЭА завершился с минимальным снижением суммы НМЦК и победой
ООО «РАУРАТ».

Таким образом, осуществление незаконной координации ООО «РАУРАТ», привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссией ФАС России установлено, что в совокупности изложенные факты свидетельствуют об осуществлении ОАО «АУРАТ» незаконной координации экономической деятельности ООО «РАУРАТ»
и ООО «СИБТТРАНС-АУРАТ», которая привела к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков), в том числе путем распределения торговых процедур: 5 ЭА (№№ 0558300000217000022, 0558600020318000011, 0558600020318000021, 31907658832, 31908423329) и 4 запросов котировок (№№ 055860000401800165, 31907800650, 31907612210, 31908542851)
.

Дополнительным последствием незаконной координации экономической деятельности по распределению товарного рынка по составу продавцов и покупателей является минимальное снижение цены контрактов в ходе закупок: 4 ЭА (№№ 0558300000217000022, 0558600020318000011, 31907658832, 0558600020318000021) и 4 запросов котировок (№№ 055860000401800165, 31907800650, 31907612210, 31908542851).

Кроме того, о незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов ОАО «АУРАТ» свидетельствуют, в частности, следующие обстоятельства.

При анализе информации Комиссией ФАС России установлено, что ОАО «АУРАТ» дает указания координируемым лицам не только об участии в конкретных процедурах, но и о направлении жалоб в антимонопольный орган по вопросам проведения закупочных процедур, запросов о разъяснении документации, а также направления коммерческих предложений для формирования НМЦК закупок, включая цену продукта, в том числе в рамках одной формируемой закупки18.

Кроме того, 01.04.2020 в ФАС России поступили возражения ОАО «АУРАТ» на Акт проверки № 30 от 17.03.202019, в которых лицо не отрицает ведения мониторинга торгов, а также доведения информации о выбранных закупках до поставщиков. Вместе с тем, лицо указывает, что данные действия осуществляются исключительно с целью мониторинга и информирования. Однако на основании анализа материалов дела № 22/01/11-50/2020 и иных сведений Комиссией ФАС России установлено, что хозяйствующие субъекты в результате осуществляемых ОАО «АУРАТ» действий перестают действовать самостоятельно при выборе торгов на поставку химических веществ для очистки воды, в том числе не выходят на торги, которые за ними не закреплены (отданы одному из хозяйствующих субъектов, либо отмечены как не интересующие).

После принятия Комиссией ФАС России заключения об обстоятельствах дела № 22/01/11-50/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возражений от лиц, участвующих в деле, не поступало.

Комиссия ФАС России полагает, что действия по незаконной координации экономической деятельности подтверждаются письмами, направляемыми
ОАО «АУРАТ», действиями по выборке торгов и определению участников будущих закупок, а также иными обстоятельствами, связанными с участием и проведением закупок, фактическим поведением координируемых лиц при проведении закупок.

При отсутствии незаконной координации экономической деятельности хозяйствующие субъекты самостоятельно принимали бы решения об участии в торгах. Более того, в условиях отсутствия незаконной координации экономической деятельности невозможно предопределить перечень хозяйствующих субъектов, принимающих участие в торгах. Однако вся эта информация заранее содержится в переписке работников ОАО «АУРАТ», представленной в материалах дела № 22/01/11-50/2020.

Координация экономической деятельности представляет собой согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Комиссией ФАС России установлено, что ОАО «АУРАТ» осуществляло незаконную координацию экономической деятельности
в отношении ООО «РАУРАТ» и ООО «СИБТРАНС-АУРАТ».

Установлено, что ОАО «АУРАТ» не является хозяйствующим субъектом-конкурентом ООО «РАУРАТ» и ООО «СИБТРАНС-АУРАТ», так как не осуществляет продажу химических веществ для очистки воды конечным потребителям, а также не участвует в закупках на их поставку.

Вместе с тем указанные лица не образуют группу лиц, а также подконтрольную группу лиц в соответствии со статьей 9, частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, соответственно данные лица вправе самостоятельно и добросовестно определять свои действия на рынке.

Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1-3 статьи 11 Закона
о защите конкуренции, которые не могут быть допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 22/01/11-50/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «АУРАТ» нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности, которая привела к последствиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссия ФАС России считает, что необходимость выдавать предписание ОАО «АУРАТ» по делу № 22/01/11-50/2020 об устранении нарушения антимонопольного законодательства по координации экономической деятельности отсутствует в связи с завершением ее реализации. Кроме того, отсутствует необходимость направления решения в правоохранительные органы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «АУРАТ» (ОГРН 1027739092545, ИНН 7711026048, адрес места нахождения: 125438, г. Москва, 4-й Лихачевский переулок, д. 6) нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к последствиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
    «О защите конкуренции».

  2. Предписание по делу № 22/01/11-50/2020 об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту координации экономической деятельности ответчику не выдавать в связи с завершением ее реализации.

    1.  

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены комиссии:

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

<...>

sdsd

1. Один из крупнейших на территории Российской Федерации производителей коагулянта – химического вещества, применяемого для очистки воды.

2. Том 5.

3. Том 4. С. 13.

4. Том 1. С. 34-35.

5. Том 1. С. 34

6

7. Химическое вещество для очистки воды.

8. <...>

9.<...>

10. Том 3. С. 195, 194, 192.

11. Том 4. С. 13.

12. В соответствии с частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

13. Том 3. С. 136.

14. <...>.

15. <...>

16. В отношении данного лица не выявлено признаков координации деятельности со стороны ОАО «АУРАТ»

17. Имея в виду ООО «СИБТРАНС-АУРАТ».

18. Том 3.

19. Том 2. С. 210-214

Связанные организации

ООО "ВОДА ЕВРАЗИИ"
ИНН 6670464256, ОГРН 1186658012210
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРУД"
ИНН 2114001330, ОГРН 1022102834731
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИБРЕСУРС"
ИНН 5403025455, ОГРН 1165476206521
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АУРАТ"
ИНН 7711026048, ОГРН 1027739092545