Определение №АЦ/46508/18 Заключение об обстоятельствах дела 1-11-2/00-22-18 от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

1-11-2/00-22-18

« 21» июня 2018 года г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела
№ 1-11-2/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<...>,

рассмотрев дело № 1-11-2/00-22-18 по признакам нарушения ООО «Трансстроймеханизация» (ИНН 7715568411; ОГРН 1057747413767) и ЗАО «Трест Камдорстрой» (ИНН 1650011322, ОГРН 1021602014224) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в поддержании цен на торгах, в присутствии на заседании представителей: ООО «Трансстроймеханизация», ЗАО «Трест Камдорстрой», Федерального агентства воздушного транспорта

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России) поступило обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.07.2017 № 115140-ДСП/17 о проверке информации по факту ограничения конкуренции при проведении конкурсов с ограниченным участием на право заключения государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ.

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

Федеральным агентством воздушного транспорта (далее – Росавиация) в единой информационной системе в сфере закупок были размещены следующие извещения:

№ 0373100090915000028 от 11.06.2015 о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция (восстановление) искусственных аэродромных покрытий и замена светосигнального оборудования на ИВПП-1 "Международного аэропорта Нижний Новгород". II этап строительства», с начальной (максимальной) ценой контракта (далее – НМЦК) 4 550 220 265, 53 рублей;

№ 0373100090915000029 от 17.06.2015 о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск), г. Хабаровск, с НМЦК 8 250 222 067,56 рублей;

№ 0373100090915000053 от 21.09.2015 о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция покрытий взлетно-посадочной полосы с заменой светосигнального оборудования в международном аэропорту "Воронеж", Воронежская область, 2 этап, с НМЦК 601 998 982, 03 рублей;

№ 0373100090916000022 от 29.04.2016 о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса г. Волгоград (2-й этап)", с НМЦК 1 628 253 391 ,51 рублей;

№ 0373100090917000008 от 23.03.2017 о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Вторая очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, Московская область", с НМЦК 7 773 262 070, 00 рублей.

19.02.2016 акционерным обществом «Аэропорт Южно-Сахалинск» на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0461000000516000001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Модернизация международного аэропорта Южно-Сахалинск. Усиление ИВПП с ПК0 по ПК21+50», НМЦК 1 853 864 000, 00 рублей.

В целях проверки фактов, указанных в обращении, а также обстоятельств, выявленных в результате анализа информации размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также сведений, представленных АО «Российский Сельскохозяйственный банк» о движении денежных средств по всем счетам ООО «Трансстроймеханизация» (рег. номер <...> /17 от 21.09.2017), сведений представленных ФНС России (рег. номер <...> -ДСП/17 от 16.10.2017), сведений представленных АО «Единая электронная торговая площадка» (рег. номер <...> /17 от 04.09.2017), сведений представленных БАНК ВТБ (ПАО) (рег. номер <...> /17 от 21.09.2017). ФАС России проведены внеплановые выездные проверки в отношении: АО «Ирмаст-Холдинг» (ИНН 7712060323, ОГРН 1037700052994)

1

Приказ ФАС России от 13.10.2017 № 1371/17

, ООО «Трансстроймеханизация» (ИНН 7715568411, ОГРН 1057747413767)

2

Приказ ФАС России от 13.10.2017 № 1370/17

 

, ЗАО «Трест Камдорстрой» (ИНН 1650011322, ОГРН 1021602014224)

3

Приказ ФАС России от 13.10.2017 № 1369/17

 

, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089)

4

Приказ ФАС России от 13.10.2017 № 1367/17

 

, Федеральное агентство воздушного транспорта (ИНН 7714599744, ОГРН 1047796301002 )

5

Приказ ФАС России от 13.10.2017 № 1366/17

 

.

 

По результатам анализа документов и информации, полученных в ходе осмотра территорий, помещений, документов, указанных юридических лиц, а также ответов на запросы ФАС России, выявлена совокупность обстоятельств, которая может свидетельствовать о заключении в 2015 году и дальнейшем участии ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» устного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на торгах (пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

В совокупности признаки антиконкурентного соглашения между ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» усматриваются по результатам проведения 6 конкурсов с ограниченным участием №№ 0373100090917000008, 0373100090915000028, 0373100090915000029, 0373100090915000053, 0373100090916000022, 0461000000516000001 на общую сумму 24,66 млрд рублей. Усматривается отказ от соперничества между участниками конкурентных процедур с целью поддержания цен на торгах и заключения государственных контрактов по максимально высокой цене.

Рассматриваемые конкурсы с ограниченным участием проходили и завершились со следующими характерными признаками:

- в конкурсе с ограниченным участием принимали участие два вышеупомянутых участника;

- контракты заключались по начальной (максимальной) цене контракта или с незначительным снижением НМЦК;

- зафиксированы переводы денежных средств в размере суммы обеспечения заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием между ответчиками в период подготовки к участию в торгах;

- зафиксирована неоднократная пересылка конкурсных заявок (проектов заявок) в электронном виде в формате Word между ответчиками до момента окончания подачи заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием.

- зафиксирована передача части работ победителем закупки другому участнику данной закупки в субподряд

6

Договор Субподряда № К-012017 на выполнение работ по объекту: «Реконструкция аэропортового комплекса «Новый» (г. Хабаровск), г. Хабаровск».

 

Конкурсы с ограниченным участием проводились в соответствии с положениями Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Данные организации являются между собой конкурентами, что подтверждается кратким отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на указанных торгах, следовательно, на них распространяется запрет, на ограничивающие конкуренцию соглашения, предусмотренный ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг

7

п. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе

.

 

Комиссией установлено, что ответчики являются крупнейшими подрядчиками строительно-монтажных работ. ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» не входят в одну группу лиц, являются полностью независимыми друг от друга. Каждый из этих хозяйствующих субъектов исполнял государственные контракты на миллиарды рублей

8

По данным сайта www.zakupki.gov.ru

. Оба хозяйствующих субъекта ведут активную самостоятельную хозяйственную деятельность.

 

Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 10.01.2018 № 17/18 возбуждено дело в отношении ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» (далее также – Ответчики) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Определением о назначении дела № 1-11-2/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.01.2018 № АЦ/4006/18 Федеральное агентство воздушного транспорта России (ИНН 7714549744, ОГРН 1047796301002) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089) (далее ФГУП «АГА(А)») привлечены в качестве заинтересованных лиц. Также определением от 10.04.2018 № АЦ/25056/18 Комиссия ФАС России привлекла АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в качестве заинтересованного лица.

В рамках рассмотрения дела № 1-11-2/00-22-18 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) был проведён краткий отчет по результатам анализ состояния конкуренции на рассматриваемых торгах.

Анализ состояния конкуренции был проведён в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 1-11-2/00-22-18 в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. В ходе анализа установлено, что при наличии двух организаций-конкурентов все рассматриваемые конкурсы завершились в отсутствие конкурентной борьбы. Краткий отчет по результатам анализа состояния конкуренции от 07.03.2018 также приобщен к материалам дела № 1-11-2/00-22-18.

На основании документов и информации, имеющихся в рассматриваемом деле можно заключить, что исследуемые конкурсы проходили следующим образом.

1. Закупка № 0373100090915000028

Объект закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция (восстановление) искусственных аэродромных покрытий и замена светосигнального оборудования на ИВПП-1 «Международного аэропорта Нижний Новгород». II этап строительства».

Заказчик: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 16.07.2015.

НМЦК - 4 550 220 265,53 рублей.

Дата начала подачи заявок: 11.06.2015. Дата окончания подачи заявок: 02.07.2015.

Участники: ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Победитель: ООО «Трансстромеханизация».

Сумма заключенного контракта: 4 398 734 948,91 рублей.

ООО «Трансстроймеханизация» подало заявку 30.06.2015. Снижение НМЦК составило 0,03%. В свою очередь заявка ЗАО «Трест Камдорстрой» была подана 29.06.2015. Снижение НМЦК составило 0,01%. 26.06.2015 ООО «Трансстроймеханизация» перечислило ЗАО «Трест Камдорстрой» денежные средства в размере 227 511 000 руб. Основание: оплата по счету № 000114 от 22.06.2015 г., аванс за выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с условиями Договора субподряда № П06-19/14 от 18.04.2014.

9

Согласно ответу на запрос ФАС России (вх. ФАС России: от 21.09.2017 № 144606/17)

Далее ЗАО «Трест Камдорстрой» 24.07.2015 возвратило ООО «Трансстроймеханизация» денежные средства в том же размере. Основание: «Возврат излишне уплаченной суммы аванса на выполнение строительно-монтажных работ по договору субподряда «П06-19 от 18.04.2014 г. по п/п № 486 от 26.06.2015 г. в том числе НДС (18.00 %) 34705067.80»

10

Вх. ФАС России № 96467-ДСП/18 от 18.06.2018

 

Такая же сумма была необходима ЗАО «Трест Камдорстрой» в качестве обеспечения заявки на участие в данном конкурсе. Указанный факт свидетельствует о том, что ЗАО «Трест Камдорстрой» не имел намерений добросовестно конкурировать в данной закупочной процедуре, а указанные денежные средства были необходимы для участия в конкурентной процедуре без расходования собственных ресурсов. Таким образом, установлено, что ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках закупочной процедуры № 0373100090915000028 реализовали антиконкурентное соглашение (картель) с целью поддержания начальной (максимальной) цены контракта, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

2.Закупка № 0373100090915000029

Объект закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция аэропортового комплекса «Новый» (г. Хабаровск).

Заказчик: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 22.07.2015

НМЦК - 8 250 222 067,59 рублей.

Дата начала подачи заявок: 17.06.2015. Дата окончания подачи заявок: 08.07.2015.

Участники: ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Победитель: ООО «Трансстромеханизация».

Сумма заключенного контракта: 8 248 572 023, 15 рублей.

ООО «Трансстроймеханизация» подало заявку 07.07.2015. Снижение НМЦК составило 0,02%. В свою очередь заявка ЗАО «Трест Камдорстрой» была подана 06.07.2015. Снижение НМЦК составило 0,0006%. При этом 01.07.2015 ООО «Трансстроймеханизация» перечислило ЗАО «Трест Камдорстрой» денежные средства в размере 412 511 103,38 рублей

11

Согласно ответу на запрос ФАС России (вх. ФАС России: от 19.09.2017 № 142706/17)

. Основание: оплата по счету № 000122 от 01.07.2015 г., аванс за выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с условиями Договора субподряда № П06-19/14 от 18.04.2014. Далее 24.07.2015 ЗАО «Трест Камдорстрой» возвратило ООО «Трансстроймеханизация» указанную сумму, согласно платежному поручению № 794 от 24.07.2015.

12

Вх. ФАС России № 96467-ДСП/18 от 18.06.2018

 

 

Вышеуказанная сумма была необходима ЗАО «Трест Камдорстрой» в качестве суммы обеспечения заявки на участие в данном конкурсе

13

Согласно конкурсной документации (http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/oku44/view/common-info.html?regNumber=0373100090915000029).

.

 

Также 20.04.2017 г. ООО «Трансстроймеханизация» передало в субподряд часть работ по указанному выше объекту ЗАО «Трест Камдорстрой» согласно договору субподряда № К-012017 от 20.04.2017.

В ходе анализа почтового ящика <...>

14

<...>

– сотрудника ЗАО «Трест Камдорстрой» был выявлен факт направления 06.07.2015 сотрудником ООО «Трансстроймеханизация» <...>.

15

<...>

 

 

 

с электронного адреса: <...> электронного письма с заявкой ООО «Трансстроймеханизация» на участие в конкурсе с ограниченным участием на электронный адрес: <...>, в тексте электронного письма было написано «в заявке ваша цифра!». При этом направление заявки было осуществлено до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

 

Таким образом, установлено, что ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках закупочной процедуры № 0373100090915000029 реализовали антиконкурентное соглашение (картель) с целью поддержания начальной (максимальной) цены контракта, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

3. Закупка № 0373100090915000053

Объект закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция покрытий взлетно-посадочной полосы с заменой светосигнального оборудования в международном аэропорту «Воронеж», Воронежская область, 2 этап.

Заказчик: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 26.10.2015.

НМЦК - 601 998 982,03 рублей.

Дата начала подачи заявок: 21.09.2015. Дата окончания подачи заявок: 12.10.2015.

Участники: ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Победитель: ООО «Трансстромеханизация».

Сумма заключенного контракта: 601 396 983, 05 рублей.

ООО «Трансстроймеханизация» подало заявку 07.10.2015. Снижение НМЦК составило 0,01%. В свою очередь заявка ЗАО «Трест Камдорстрой» была подана 07.10.2015. Снижение НМЦК составило 0,00%. Параллельно ООО «Трансстроймеханизация» перечислило ЗАО «Трест Камдорстрой» денежные средства в размере 30 099 949,10 рублей

16

Согласно ответу на запрос ФАС России (вх. ФАС России: от 19.09.2017 № 142706/17)

. Основание: оплата по счету № 000184 от 07.10.2015 г., аванс за выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с условиями Договора субподряда № П06-19/14 от 18.04.2014.

 

Такая же сумма была необходима ЗАО «Трест Камдорстрой» в качестве суммы обеспечения заявки на участие в данном конкурсе.

В ходе анализа содержимого компьютера <...>

17

<...>

- сотрудника ООО «Трансстроймеханизация» была найдена заявка ООО «Трансстроймеханизация» на участие в данном конкурсе. Изучив свойства файла данной заявки, было выявлено, что автором документа является сотрудник ЗАО «Трест Камдорстрой» - <...>

18

<...>

 

, при этом файл был создан и сохранен до даты окончания подачи заявок на участие в данном конкурсе.

 

Указанные факты свидетельствуют о том, что ЗАО «Трест Камдорстрой» не имело намерений добросовестно конкурировать в данной закупочной процедуре. Таким образом, установлено, что ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках закупочной процедуры № 0373100090915000053 реализовали антиконкурентное соглашение (картель) с целью поддержания начальной (максимальной) цены контракта, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

4. Закупка № 0461000000516000001

Объект закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Модернизация международного аэропорта Южно-Сахалинск. Усиление ИВПП с ПК0 по ПК21+50».

Заказчик: АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».

Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 22.03.2016

НМЦК - 1 853 864 000,00 рублей.

Дата начала подачи заявок: 02.03.2016. Дата окончания подачи заявок: 18.03.2016.

Участники: ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Победитель: ООО «Трансстроймеханизация».

Сумма заключенного контракта: 1 844 594 680 рублей.

ООО «Трансстроймеханизация» подало заявку 17.03.2016. Снижение НМЦК составило 0,05 %. В свою очередь заявка ЗАО «Трест Камдорстрой» была подана 17.03.2016. Снижение НМЦК составило 0,04%.

В ходе анализа содержимого компьютера <...>, сотрудника ООО «Трансстроймеханизация» была найдена заявка ООО «Трансстроймеханизация» на участие в данном конкурсе. Изучив свойства файла данной заявки, было выявлено, что автором документа является сотрудник ЗАО «Трест Камдорстрой» - <...>

19

<...>

при этом файл был создан и сохранен до даты окончания подачи заявок на участие в данном конкурсе.

 

В ходе анализа почтового ящика <...>.

20

<...>

, сотрудника ЗАО «Трест Камдорстрой», был выявлен факт направления 04.03.2016 сотрудником ООО «Трансстроймеханизация» <...>

21

<...>

с электронного адреса: tsm-tender@yandex.ru электронного письма с заявкой ООО «Трансстроймеханизация» (в формате Word) на участие в конкурсе с ограниченным участием на электронный адрес: <...>. При этом направление заявки было осуществлено до даты окончания подачи заявок на участие в данном конкурсе.

 

Указанные факты свидетельствуют о том, что ЗАО «Трест Камдорстрой» не имело намерений добросовестно конкурировать в данной закупочной процедуре. Таким образом, установлено, что ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках закупочной процедуры № 0461000000516000001 реализовали антиконкурентное соглашение (картель) с целью поддержания начальной (максимальной) цены контракта, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

5. Закупка № 0373100090916000022

Объект закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция аэропортового комплекса г. Волгоград (2-й этап)».

Заказчик: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 08.06.2016

НМЦК - 1 628 253 391,51 рублей.

Дата начала подачи заявок: 20.05.2016. Дата окончания подачи заявок: 06.06.2016.

Участники: ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Победитель: ЗАО «Трест Камдорстрой».

Сумма заключенного контракта: 1 628 103 391 рублей.

ООО «Трансстроймеханизация» подало заявку 06.06.2016 10:15. Снижение НМЦК составило 0,00 %. В свою очередь заявка ЗАО «Трест Камдорстрой» была подана 06.06.2016 09:43. Снижение НМЦК составило 0,04%.

В ходе анализа почтового ящика <...>

22

<...>

- сотрудника ЗАО «Трест Камдорстрой» было обнаружено электронное письмо, направленное 29.01.2016 <...> на электронный адрес <...> В данном письме был вложен документ под названием «Исход торгов по Волгограду». Данный файл содержал таблицу с результатами оценки заявки ООО «Трансстроймеханизация». Указанные в таблице результаты оценки заявки совпадают с результатам рассмотрения и оценки заявок, изложенных в Протоколе рассмотрения и оценки заявок от 17.06.2016 № 0373100090916000022/3, что свидетельствует о том, что заявка ООО «Трансстроймеханизация» на участие в данном конкурсе составлялась сотрудниками ЗАО «Трест Камдорстрой».

 

Также в ходе анализа содержимого компьютера <...>

23

<...>

– сотрудника ООО «Трансстроймеханизация», была найдена заявка ООО «Трансстроймеханизация» на участие в данном конкурсе. Изучив свойства файла данной заявки, было выявлено, что автором документа является сотрудник ЗАО «Трест Камдорстрой» - <...> при этом файл был создан и сохранен до даты окончания подачи заявок на участие в данном конкурсе.

 

Указанные факты свидетельствуют о том, что ЗАО «Трест Камдорстрой» не имело намерений добросовестно конкурировать в данной закупочной процедуре. Таким образом, установлено, что ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках закупочной процедуры № 0373100090916000022 реализовали антиконкурентное соглашение (картель) с целью поддержания начальной (максимальной) цены контракта, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

6. Закупка № 0373100090917000008

Объект закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Вторая очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, Московская область».

Заказчик: Федеральное агентство воздушного транспорта.

Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 05.05.2017 г.

НМЦК: 7 773 262 070,00 рублей.

Дата начала подачи заявок: 30.03.2017. Дата и окончания подачи заявок: 27.04.2017.

Участники: ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Победитель: ООО «Трансстроймеханизация».

Сумма заключенного контракта: 7 773 184 337,38 рублей.

ООО «Трансстроймеханизация» подало заявку 12.04.2017. Снижение НМЦК составило 0%. Далее 25.04.2017 была подана заявка ЗАО «Трест Камдорстрой». Снижение НМЦК составило 0,001%. В свою очередь ООО «Трансстроймеханизация» платежным поручением № 23629 от 25.04.2017 года перечислило в адрес ЗАО «Трест Камдорстрой» денежные средства в размере 380 019 233,81 руб. и платежным поручением № 23629 от 25.04.2017 денежные средства в размере 8 680 766,19 рублей в качестве аванса по договору субподряда К-012017 от 20.04.2017 года. Далее платежным поручением № 738496 от 11.05.2017 указанные денежные средства были возвращены

24

Вх. ФАС России № 96985-ДСП/18 от 19.06.2018

.

 

В ходе анализа содержимого компьютера Соболева Павла Сергеевича - сотрудника ООО «Трансстроймеханизация» была найдена заявка ООО «Трансстроймеханизация» на участие в данном конкурсе. Изучив свойства файла данной заявки, было выявлено, что автором документа является сотрудник ЗАО «Трест Камдорстрой» - <...> при этом файл был создан и сохранен до даты окончания подачи заявок на участие в данном конкурсе.

Указанные факты свидетельствуют о том, что ЗАО «Трест Камдорстрой» не имело намерений добросовестно конкурировать в данной закупочной процедуре. Таким образом, установлено, что ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках закупочной процедуры № 0373100090917000008 реализовали антиконкурентное соглашение (картель) с целью поддержания начальной (максимальной) цены контракта, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Государственные контракты были заключены на общую сумму 24,66 млрд рублей в отсутствие снижения либо с незначительным снижением НМЦК. Участники конкурсов с ограниченным участием создавали своими действиями видимость конкурентной борьбы, отказывались от подачи конкурентных предложений и осуществляли совместную подготовку участия в торгах, в том числе с использованием финансовой поддержки конкурента.

Таким образом, все рассматриваемые конкурсы с ограниченным участием проходили и завершились со следующими характерными признаками:

- контракты заключались по начальной (максимальной) цене контракта или с незначительным снижением НМЦК;

- зафиксированы переводы денежных средств в размере суммы обеспечения заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием между ответчиками;

-зафиксировано неоднократное направление конкурсных заявок (проектов заявок) в электронном виде в формате Word ООО «Трансстроймеханизация» в адрес ЗАО «Трест Камдорстрой» до момента окончания подачи заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием.

      • Заключение и участие в соглашении также подтверждается заявлениями ответчиков, поступившими в ФАС России (вх. ФАС России от 18.06.2018 № 96467-ДСП/18, вх. ФАС России от 19.06.2018 № 96985-ДСП/18) (далее - Заявления) в порядке примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)

        25

         Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 – 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ, при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

        • в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-2/00-22-18.

           

          Из Заявлений, поступивших в ФАС России от ответчиков по делу, следует, что антиконкурентное соглашение было заключено устно в городе Москве в марте 2015 года.

          • Предметом антиконкурентного соглашения (картеля) являлся фактический отказ от конкурентной борьбы с целью поддержания цены на торгах. ООО «Трансстроймеханизация» перечисляло денежные средства ЗАО «Трест Камдорстрой» для оплаты обеспечения заявок на участие в торах, что подтверждается Заявлениями ответчиков. Участники антиконкурентного соглашения совместно реализовали государственные контракты.

В Заявлениях ответчики признают факты наличия финансовых и договорных связей между ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой», пересылку между сотрудниками хозяйствующих субъектов-ответчиков конкурсных заявок на участия в указанных конкурсах с ограниченным участием.

Представленные в Заявлениях пояснения и новые сведения, в том числе: ведомости операций по аналитическому счету и платежные поручения, являются достаточными для установления факта заключения и реализации антиконкурентного соглашения.

Комиссия ФАС России по делу № 1-11-2/00-22-18 на основании доказательств, имеющихся в материалах дела и Заявлений, представленных ответчиками, пришла к выводу о том, что соглашение было заключено между ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в марте 2015 года и расторгнуто 18.06.2018.

Правовая квалификация

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение– договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Комиссия ФАС России при рассмотрении дела № 1-11-2/00-22-18 решила, что все перечисленные факты свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения при проведении 6 конкурсов с ограниченным участием №№ 0373100090917000008, 0373100090915000028, 0373100090915000029, 0373100090915000053, 0373100090916000022, 0461000000516000001 между ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Комиссия ФАС России по делу № 1-11-2/00-22-18 пришла к выводу, о необходимости квалифицировать действия ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» по п. 2 ч. 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции – картель, который привел к поддержанию цен на торгах.

Связанные организации

ООО "Трансстроймеханизация"
ИНН 7715568411, ОГРН 1057747413767
Росавиация
ИНН 7714549744, ОГРН 1047796301002
ЗАО "Трест Камдорстрой"
ИНН 1650011322, ОГРН 1021602014224